Особенности формирования навыков общения с детьми разного возраста (2021г.)
презентация к уроку

Нечаева Юлия Викторовна

    Общение можно назвать связью между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания. 

     Процесс формирования навыков общения у детей обчено важен для педагогики. Нужно учитывать возрастные особенности, чтобы эффективно формировать навыки общения у обучающихся. Общение играет огромное значение в развитии личности школьника. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obshchenie.ppt284 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности формирования навыков общения с детьми разного возраста» Подготовила Нечаева Ю.В., педагог МБОУ «Лицей №4» г.о. Коломна 2021 г.

Слайд 2

Цель проекта: изучение особенностей навыков общения с детьми разных возрастов . Для достижения цели в работе предусматривается решение следующих задач : 1. Обобщить теоретические материалы по исследуемой теме: раскрыть содержание понятия общение, его структуры. 2. Изучить особенности коммуникации в младшем, подростковом и старшем возрасте. 3. Провести анализ потребностей в общении и удовлетворенности школьников собственными коммуникативными способностями. Сравнить полученные данные между разновозрастными группами. Гипотеза: потребности в общении детей школьного возраста не удовлетворят их ожидания.

Слайд 3

Теоретическая часть «Общение - взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». Общение можно назвать связью между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.

Слайд 4

Навыки общения играют огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер.

Слайд 5

Структура общения Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. Основные компоненты общения: - субъекты; - средства; - потребности, мотивация и цели; - способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения; - результаты.

Слайд 6

1.2 Особенности навыков общения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Младший школьный возраст (7-10 лет). Младший школьник активно овладевает навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Слайд 7

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений младших школьников, так как дети еще не умеют определить достоинства и недостатки свои собственные и своих одноклассников.

Слайд 8

Средний школьный возраст (подросток 11-14 лет) Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Слайд 9

П отребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.

Слайд 10

Старший школьный возраст - ранняя юность (15-17 лет) и общение Изучая навыки общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций: - общение старшеклассника является очень важным «каналом информации», - это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности, - это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.

Слайд 11

2. Практическая часть Проанализировав разнообразные диагностические методики, которые помогают изучить навыки общения, пришли к выводу, что ни одна из них в полном объеме не соответствует поставленным нами задачам. У младших школьников 4-х классов (27 человек) после анкетирования и тестирования был выявлен невысокий уровень коммуникативных навыков.

Слайд 12

Для развития навыков общения младших школьников было использовано задание «Знакомство». Задание направлено на развитие у младших школьников умений рассказывать о себе, составлять портрет одноклассника, выступать у доски, слушать, принимать и выполнять инструкцию. Время проведения -15 минут. Оборудование: два кружка из плотной бумаги (на каждого ребенка) с изображением лица с улыбкой на одном и недовольного лица на другом. На обратной стороне указывается фамилия ребенка. Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Инструкция: предложите ребятам познакомиться друг с другом, говоря: «Узнайте у своего соседа по парте, как его зовут, чем он охотнее всего занимается в свободное время. Затем поменяйтесь ролями». После того как ребята закончат диалоги, каждый ряд по очереди выходит к доске, и ученики рассказывают, что они узнали о соседях. Когда все выступят, педагог предлагает выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, выбрать и показать смеющееся лицо, если нет – грустное.

Слайд 13

Эффективной формой обучения навыкам общения для детей среднего и старшего школьного возраста являются социально-психологический тренинг, тестирование, беседа и т.д. Ученикам 8 класса (28 человек) и ученикам 10-го класса (25 человек) был предложен тест «Ваш стиль общения». Тест «Ваш стиль общения» помогает ученикам лучше узнать себя. Также рекомендуется обсуждение результатов теста в виде беседы «Свободный микрофон».

Слайд 14

По итогам тестирования: 40 % учеников 8-го класса и 20 % учеников 10-го класса набрали менее 35 баллов; 42 % учеников 8-го класса и 57 % учеников 10-го класса набрали 35-44 баллов; 18 % учеников 8-го класса и 23 % учеников 10-го класса набрали 45 баллов и более. Вывод: ученикам следует развивать самопознание, навыки самоконтроля, чтобы улучшить свои коммуникативные качества.

Слайд 15

Общение – путь к взаимопониманию!

Слайд 16

Выводы: По итогам проведенных тестирований следует заметить разновозрастные различия уровней потребности и удовлетворенности школьников собственными навыками общения. В целом удовлетворены своими навыками общения старшеклассники. Ученики среднего звена менее уверены в своих коммуникативных способностях. Младшие школьники стремятся развивать свое общение в коллективе.

Слайд 17

Заключение Работая над проектом, выяснилось, что общение – это важный социальный фактор, от эффективного овладение которым будет зависеть вся будущая жизнь ученика разного возраста. Общение – является ведущим видом деятельности школьника. Неудовлетворенность потребности в общении может привести к серьезным проблемам касаемо личности человека и его дальнейшей жизни.

Слайд 18

Данное исследование показало актуальность выбранной проблемы проекта, необходимость разработки практических рекомендаций для педагогов, психологов и родителей с целью формирования эффективного взаимодействия с обучающимися, формированию у них навыков общения с учетом их возрастных особенностей.

Слайд 19

Список литературы: 1. Бодалев А. А. Личность и общение. – М.: Педагогика,1983. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. 3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2х томах. Перев с франц. – М.: Мир, 1996. 4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.- Минск, Харвест.- 1998. 5. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. 6. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)

Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...

Доклад на тему «ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие интернационального воспитания школьников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками ...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Статья «Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми разного возраста»

В данной статье говорится о работе поп рофилактике детского дорожно-трнапсортного травматизма с детьми разного возраста. Для каждого возраста есть свои особенности и свои формы и методы работы. О обо ...