МЕТОДИКА. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
занимательные факты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ахвердян Лусине Ашотовна
Дополнительные материалы для уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл insert.docx20.03 КБ
Файл 1.docx17.57 КБ
Файл 2.docx22.12 КБ
Файл 3.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда он используется, отметим его плюсы и минусы. Почему в литературе этот прием часто называют технологией эффективного чтения?


Обсудить статью (уже 3 коммент.)Опубликовать свой материал

Инсерт — что это такое?

Справка: Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме "Реформы Петра I"

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием "Инсерт" в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

  • Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.
  • Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.
  • Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Для каждого этапа в технологии РКМЧП предлагаются свои приемы. Например, на стадии вызова можно использовать кластерыкорзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

На стадии осмысления работают такие приемы как "Чтение с остановками", "Кубик Блума""Толстые и тонике вопросы"таблица "ЗХУ".

Для стадии размышления подходят "Шесть шляп", "Синквейн", "Ромашка вопросов", "Эссе".

Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.
  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Заключение: Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. 



Предварительный просмотр:

Приемы использования проблемных технологий на уроках русского языка и литературы.

      Одной из важных задач, стоящих сегодня перед школой, является задача обеспечения качественного образования, т.е. соответствия уровню полученных знаний требованиям общества (социализация выпускников), государства (государственный образовательный стандарт), потребителя образовательных услуг (содержание образования), соответствия условий получения образования государственным нормам и стандартам, требованиям потребителя. А для этого необходимо изменить организацию учебного процесса.

Ученик из пассивного слушателя должен превратиться в активного участника образовательного процесса. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить деятельностный, практико-ориентированный характер, захватывающий личность.

Важная роль в этом отводится технологии проблемного обучения, способной развивать творческие и интеллектуальные умения школьников, повышать учебную мотивацию и качество знаний в целом. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей школьников через решение проблемных задач, создание проблемно-творческой ситуации на уроках русского языка и литературы.

Проблемное обучение представляется мне не просто инновационным процессом ФГОС,но жизненно необходимой формой, т.к. формирует творческие способности, развивает продуктивное мышление, воображение, повышает познавательную активность.

Реализуя проблемное обучение на уроке русского языка, стараюсь не давать информацию в готовом виде, а выстраиваю занятие так, чтобы дети сами открывали новые знания, сами формулировали правила.

Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами.

                                         Этапы проблемной ситуации:

Проблемная ситуация ®проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.

Приемы создания проблемных ситуаций:

  1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  2. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  3. побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  4. ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  5. ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

Поделюсь примерами использования этих приемов.


Приемы создания проблемной ситуации

Прием 1

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает самим найти способ его решения.

С этой целью часто использую игру «Корректор».

Согласно расписания

Благодаря течения

Ввиду непогоды

Вследствие дождям

С какой проблемой столкнулись?

Что надо помнить?


Прием 2

Учитель предлагает различные точки зренияна один и тот же вопрос.

Например, при изучении темы«Правописание суффиксов причастий» предлагаю

игру «Найди правильный ответ».

Построенный

В суффиксе причастия пишется Е, т.к.

причастие образовано от глагола Iспр;

причастие образовано от инфинитива на

–ить-.

Прием 3

Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Урок литературы в 8 классе на тему «Правда и вымысел в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»предполагает сделать обобщение в виде таблицы:

Правда

Вымысел

Реалистично-жизненный

образ главного героя

Исключительность ситуации и характера поступков героя

Критика современного общества

Явно идеализирован образ старика – старейшины цыган

Крепостное рабство цыган

Миф о вольности цыган

Патриархальность уклада цыганской семьи

Свободная любовь цыганки и молодого человека нецыганской национальности

Внутренняя сторона жизни цыган описана «довольно верно»

Внешняя романтическая красочность и пестрота картины жизни цыган

Прием 4

Ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

При изучении темы «Однородные члены предложения» даю такое задание:можно ли по данным схемам рассказать о постановке знаков препинания при однородных членах?

и , и


, и


: , ,

Прием 5:

Задание с затруднением (возможно задание, не выполняемое вообще).

Предлагаю работу в группах.

Учащимся предлагаются карточки с одним заданием, но разными группами предлогов, и они выдвигают гипотезы об образовании производных предлогов, доказывают свою версию примерами.

1 группа 2 группа 3 группа

Наперекор

Благодаря

Вследствие

Вопреки

Несмотря на

В заключение

Вокруг

В течение

Впереди

Навстречу

Позади

Вместо

Напротив

Насчет


Опыт работы по ФГОС показал, что проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Ведь осознание, принятие и разрешение проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но при совместном взаимодействии учителя и ученика.



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Проблемное обучение является в настоящее время одним из актуальных педагогических технологий. Так как данная технология позволяет реализовать образовательную программу по ФГОС достаточно полно. Интерес к этой теме самообразования возник вследствие того, что в настоящее время трудно чем-либо привлечь, удивить детей. Дети перенасыщены отрицательной и не всегда полезной информацией из средств массовой информации. Данная технология позволяет реализовывать внутренние потребности педагога в плане педагогического творчества, помогает реализовать потребности детей в самоутверждении. В этом году у меня имеются классы, обучающиеся по программе ФГОС. В данных классах стараюсь по мере возможности включать элементы проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. На каждом уроке стараюсь подстегивать интерес учащихся к творческому, рациональному мышлению. В этом мне помогают интернет-ресурсы, диски по информационным технологиям по русскому языку и литературе, дидактические материалы, советы коллег. Если перед учителем ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Цель проблемного обучения: обучить системе умственных действий для активного восприятия новых знаний. Целью также является помощь в развитии проблемного мышления учащихся и учителя. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию.

Задачи проблемного обучения:

- обучить орфографии и пунктуации;

- сформировать языковую и духовную культуру школьников;

- сформировать умение думать, грамотно и хорошо говорить, писать в разных условиях общения.

Объект работы - процесс обучения школьников.

Предмет – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.

Новизна технологии:

Новизна опыта заключается в адаптации теорий, лежащих в его основе, к теме, по которой работает школа; а также адаптация элементов личностно – ориентированного подхода к традиционным формам работы учителя с учеником.

Результатом этой адаптации должны стать следующие показатели:

  1. повышение познавательного интереса учащихся;
  2. раскрытие творческих способностей учащихся;
  3. создание комфортной обстановки на уроке для каждого ученика.

Актуальность технологии:

В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди приёмов обучения русскому языку можно использовать на уроках русского языка следующее: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, лингвистический эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности. Они играют важную роль в приобретении знаний учащимися.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом; действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. (Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация: проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения

предположений и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблем.

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической

деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей

учащихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение

методами научного исследования, решение практических проблем и

художественного отображения действительности).

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов.

Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

На уроках я использую различные проблемные ситуации. К примеру, на уроке русского языка использую различные репродукции картин, фотографии, с целью создания проблемной ситуации в начале урока. Данная установка эмоционально встряхивает учащихся, заставляет их задуматься, является положительным зарядом урока. На уроках развития речи также использую красивые анимированные пейзажи, которые пробуждают в учащихся чувство прекрасного, заставляют по-новому взглянуть на окружающую природу.

Например, на уроках развития речи по русскому языку и литературе использовала анимированные пейзажи Монгун-Тайги, Улуг-Хема в уроках с использованием ИКТ. Ребята с удовольствием разбирают текст, когда он выражен наглядным материалом. Данный наглядный фотоматериал позволяет реализовать воспитательный аспект урока. Учащиеся с удовольствием самостоятельно готовят материал урока, приносят свой фотоматериал. Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора (на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.

Кроме того, в своей работе использую диски с электронными учебными материалами: «Русский язык с применением информационных технологий» « Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия», «Обучение сочинениям», «Развитие речи», «Применение кейс – технологии при подготовке к ЕГЭ (частьС)», «Литература. Дидактический материал по учебникам Ю.В.Лебедева, под редакцией В.П.Журавлева». Участвую и систематически посещаю проводимые управлением образования мастер классы, семинары, конференции для освоения инновационного опыта.

Проблемное обучение можно реализовать на уроках русского языка в 5,6 классах по учебнику Быстровой. Так как построение данного учебника позволяет решать проблемные ситуации, пробуждает творческое начало в учащихся.

Многие задания к упражнениям сформулированы таким образом, что каждый урок становится уроком развития и совершенствования разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения). Система заданий позволяет формировать и закреплять навык анализа текста (определение темы, основной мысли, типа речи, средств связи предложений в тексте, роли выразительных средств). На уроке развития речи по русскому языку составила урок по теме: «Мой родной край». На данном уроке использовала технологию проблемного обучения, составив этапы урока с проблемными заданиями. Ученики были заинтересованы, так как на уроке использовался наглядный материал по теме. Наглядность послужила сигналом для размышления учащихся. На основе собственного жизненного опыта они должны были написать сочинение-рассуждение по актуальной теме экологии.

Так, на уроке русского языка можно использовать:

вопросно-ответное взаимодействие ученика и учителя, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, монологических вставок.

постановка проблемных вопросов, создание учителем проблемных ситуаций ( проблемной ситуацией является состояние интеллектуального затруднения учащегося, когда он не знает, как объяснить явление или факт, и не может получить решение известными ему способами). Проблемная ситуация вызывает у учащихся определенную потребность в получении знаний, создавая условия для целенаправленного и мотивированного обучения.

Особенными функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование навыков критического мышления учащихся, формирование навыков активного речевого общения учащихся, что способствует формированию их языковой и коммуникативной компетентности; формирование положительных эмоций, что способствует благоприятной психологической атмосфере урока. Учащиеся с удовольствием участвуют в учебном процессе. Таким образом, реализуются УУД учащихся.

На уроке по русскому языку в 6 классе использовала технологию проблемного обучения в виде постановки проблемных вопросов. Постановка проблемных вопросов позволила ученикам более осознанно понять тему, определить задачи урока. Тема урока: «Какие слова мы называем устаревшими?» В начале урока было дано задание: прочитать и разобрать текст на тему устаревших слов. Проблемный вопрос: Неужели слова устаревают так же, как люди?

Также на уроке в 6-м классе по теме: « Публицистический стиль речи» ученики писали статьи по актуальным темам современности: « Проблемы нашего города», «Паранормальные явления в нашем городе», «Экология Шагонара. Плач города».

Второй год я использую технологию проблемного обучения. Учебно-методический комплект Е.А. Быстровой в 5-6 классах помогает реализовать основные аспекты технологии проблемно-развивающего обучения. Почти каждый параграф учебника начинается с набора вопросов, которые помогают актуализировать знания учащихся по конкретной теме, а также подготовить обучающихся к следующему этапу (изучению нового материала). Для этого используются вопросы проблемного характера, решение которых ведет к раскрытию темы урока. Тему урока формулируют сами учащиеся. На уроках уделяется большое внимание комплексной работе с текстом. Это продуктивный способ усвоения и повторения знаний. Учебник Быстровой насыщен текстами разных стилей и типов речи.

Чтобы сэкономить время на уроке и увеличить его плотность, я применяю информационно-коммуникационные технологии. На уроках желательно использовать собственные презентации. Составила презентации по разным писателям и поэтам. На кожунной проверке Управления Образования предоставила уроки на тему: «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Знаток русского языка и русской души», Имена прилагательные - залог воображения и фантазии…», Михаил Юрьевич Лермонтов. Так кто же он? Ангел или дьявол?», «Иван Сергеевич Тургенев. Певец русской души». Данные уроки построены на технологии проблемного обучения. Или можно скорректировать презентации с интернета, только полностью изменив содержание презентации. Компьютерное тестирование также позволяет качественно и быстро проверить качество знаний учащихся. В своей работе использую кейс-технологии с готовыми дисками с презентациями. Так, например, при проведении открытого урока в 11 «б» классе, применение технологии проблемного обучения позволило учащимся глубже и острее понять проблему милосердия в современном мире.

Вывод: Проблемное обучение является действенной технологией по развитию мыслительных и творческих способностей учащихся. На уроках ученики развиваются, используют компьютерные технологии, помогая учителю.

Выбранная мною технология поможет мне в воспитании и становлении подрастающего поколения, как здоровых и подготовленных членов общества. Так как данная технология учит детей объективно оценивать реальные жизненные ситуации. В моей педагогической деятельности внедрение новых образовательных технологий дает ощутимые результаты в обучении детей.



Предварительный просмотр:

«Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы» 
Когда вы слушаете, вы забываете, 

Когда вы видите, вы понимаете, 

Когда вы действуете, вы научаетесь. 
В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Урок, построенный по принципу: учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач.

Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.



Цели проблемного обучения:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.



Задачи:

1. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения. 

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

На своих уроках я использую такие приемы создания проблемных ситуаций:

- подвожу учеников к противоречию и предлагаю им найти способ его решения,

- побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,

- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения,

- даю исследовательские задания по тексту.

Все это можно рассмотреть на конкретном примере.

Урок развития речи (9 класс)



Тема: Обучение написанию сочинения-рассуждения. 

Цель: Подготовка к государственной итоговой аттестации. 

Задача:

1. Анализ сочинений-рассуждений.

2. Повторение навыков орфографии.

3. Написание сочинения-рассуждения.

 

1. Организационный момент.



2. Словарная диктовка.

Бессмертная пьеса, испытывает чувство неловкости, беспечное существование, беспощадная логика, не рассчитывал встретить поддержки, восстанавливает всех против себя, навсегда расстаться. (Самопроверка и выставление детьми оценок в тетради).

- Все эти словосочетания относятся к одному произведению. Какому? (А.С.Грибоедов «Горе от ума»). В течение нашего урока мы еще не раз обратимся к этому произведению, которое изучаем сейчас на уроках литературы.

- В конце этого учебного года нам предстоит прохождение государственной итоговой аттестации в условиях независимого оценивания. Мы уже познакомились со структурой экзамена, третья часть которого – сочинение-рассуждение. Что нам известно об этой части экзаменационной работы? (Нам предстоит написать сочинение-рассуждение. Мы можем выбрать – писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или на тему, по данному нам тексту).

- Цель нашего урока: посредством анализа сочинений-рассуждений увидеть и не допустить подобных ошибок в своих работах.

- Назовите структуру сочинения-рассуждения (тезис, аргумент (+ пример), аргумент (+ пример), вывод).

- Главным героем комедии является Александр Андреевич Чацкий. Разочаровавшись в московском обществе, он произносит такие строки:

«А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима…»

- Дома вам нужно было подобрать синонимы к слову судьи (жюри, эксперт) и выяснить значение этих слов в толковом словаре.

(Судья – многозначное слово. 1. Должностное лицо, разрешающее дела в суде. 2. В спортивных играх, состязаниях. Человек, который судит. 3. Тот, кто судит, высказывает мнение, дает оценку (А судьи кто? – говорится в значении: эти люди не могут осуждать. Жюри – группа экспертов, определяющие призовые места, присуждающая премии, награды на выставках, конкурсах, состязаниях. Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.)

- Проверку работ проводят независимые эксперты. На наших уроках и элективных курсах мы уже познакомились с написанием сочинения-рассуждения. Сегодня мы с вами побудем экспертами и попробуем оценить предложенные нашему вниманию работы.

- Обратимся к нашим папкам. Посмотрим на таблицу № 2, в которой представлены критерии оценки сочинения на лингвистическую тему. (Чтение критериев). Что мы узнали, просмотрев таблицу? (Максимальный балл за сочинение-рассуждение – 7. Оно оценивается по четырем критериям: наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос, наличие примеров-аргументов, смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, композиционная стройность работы).

- Нам предстоит оценивать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны кавычки»? (Ученикам раздаются листы с написанным сочинением). Если вы забыли функции знаков препинания, то можно посмотреть в папки и вспомнить о них (в наших папках указаны функции знаков препинания).

- Нашему вниманию представлен текст и три сочинения-рассуждения. (Ученики делятся на группы по 4 человека. Каждому ученику в группе достается оценивание одного критерия). (Ученики высказывают свое мнение, рассказывают о выставленных баллах, доказывают свою точку зрения).

- Подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали? (Мы узнали о критериях оценивания сочинений-рассуждений. Увидели ошибки, которые допускают учащиеся. Это мы должны учитывать, когда сами будем писать сочинение. Я вспомнил о роли кавычек на письме.)

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация» (текст раздается детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика проблемного обучения

В работе описана методика проблемного обечения ( этапы, уровни, ресурсы, методические рекомендации к разработке проблемного урока). Рассматривается вопрос о особенности использования проблемного обуче...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика проблемного обучения в английском языке»

Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эт...

Методика проблемного обучения на уроках физики

Проблемное обучение – это один из современных и актуальных способов взаимодействия ученик-учитель, где ученик учится мыслить, творчески усваивать и добывать собственным образом знания....

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...