Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО
рабочая программа (5 класс)

Елена Ивановна Овчинникова

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Примерной программы по окружающему миру» (М.: «Просвещение», 2010), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Примерной программы по технологии» стандарты второго поколения (М.: «Просвещение», 2010).
В соответствии с «Программой о правильном питании»: в 1-4 классах на изучении курса отводится по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Окружающий мир», в 5 - 6 классе по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Технология», которые проводятся за счёт структурирования учебного материала программ «Окружающий мир» и «Технология»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка "Разговор о правильном питании"

I. Пояснительная записка.

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Примерной программы по окружающему миру» (М.: «Просвещение», 2010), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Программы по окружающему миру» Плешакова А. А. (М.: «Просвещение», 2011), «Примерной программы по технологии» стандарты второго поколения (М.: «Просвещение», 2010).
В соответствии с «Программой о правильном питании»: в 1-4 классах на изучении курса отводится по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Окружающий мир», в 5 - 6 классе по 7 часов в год в каждом классе на уроках «Технология», которые проводятся за счёт структурирования учебного материала программ «Окружающий мир» и «Технология»

Цель программы – формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.

Задачи:

  • развитие представлений о правильном питании
  • формирование полезных навыков и привычек
  • формирование ответственного отношения к своему здоровью
  • формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием
  • просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей

Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: химии, биологии, технологии и других дисциплин. В рамках же данной программы, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно и в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и школьника 5- 6-го классов решены задачи:

  • осознание важности образования и воспитания правильного питания,
  • формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Разговор о правильном питании» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

II. Общая характеристика программы

Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 1-6 классов.

Программа включает в себя три содержательных части:

Часть 1. «Разговор о правильном питании»
Часть 2. «Две недели в лагере здоровья»
Часть 3. «Формула правильного питания»

УМК программы «Разговор о правильном питании » включает:

Рабочие тетради (3) для учащихся:

«Разговор о правильном питании» для детей 6-8 лет (1 и 2 класс по 7 занятий)
«Две недели в лагере здоровья» для детей 10-11 лет (3 и 4 класс по 7 занятий)
«Формула правильного питания» для детей 12-13 лет (5 и 6 класс по 7 занятий)
Методические пособия для педагогов (3)
Буклеты для родителей
Плакаты
Сборник конкурсных материалов (конспекты занятий, конкурсов, праздников, викторин, соревнований, тематическое планирование).

Часть 1 «Разговор о правильном питании» предназначен для детей 1-2 классов.

Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.

Часть 2 «Две недели в лагере здоровья» предназначен для детей 3-4 классов.

Целью данного курса является формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
В процессе обучения учащиеся:

Познакомятся:

с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Овладеют:

навыками правильного питания как составной частью здорового питания.

Часть 3 «Формула правильного питания» для детей 5-6-х классов.

В данной части реализуются следующие воспитательные и образовательные задачи:

  • Развиваются представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
  • Расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
  • Развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
  • Развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
  • Развиваются представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
  • Пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
  • Развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
  • Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
  • Организуется просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей идее: идее заботы о своём здоровье. Забота о своём здоровье – это представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, основаны на творческой работе детей – самостоятельной или в коллективе.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»).

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье – это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай-ка»).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).

Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.

III. Место программы в учебном плане

На изучение программы «Разговор о правильном питании» в каждом классе (1-6 классы) отводится по 7 ч в год. Программа рассчитана на 42 ч.

IV. Ценностные ориентиры содержания программы

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
  • навыками укрепления здоровья;
  • знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;
  • навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.

V. Результаты изучения программы

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

  • выраженная готовность в потребности здорового питания;
  • осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
  • освоение навыков сервировки стола.

В коммуникативной:

  • публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

VI. Тематическое планирование (Приложение 1)

VII. Литература:

  1. Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  2. Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  3. Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  4. «Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.
  5. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
  6. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
  7. «Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ. (5-6 классы)

Название темы, урока

Цель

Задачи

Основные понятия

Форма

Методы

Результат

Формирование УУД

1

2

Тема 1 «Здоровье — это здорово”

Значение здорового образа жизни

Культура питания как составляющая культуры здоровья

Сформировать представление о ценности здоровья и роли правильного питания в его сохранении

Развивать представления о ценности здоровья и роли правильного питания в его сохранении

Развивать представление об ответственности человека за свое здоровье

формировать умение оценивать свой образ жизни, его соответствие понятию «здоровый»

Здоровье, питание, образ жизни

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, дискуссия, обсуждение; мини-проект.

Интегрирована в предмет «Технология» - 5 класс

Знать о питательных веществах необходимых организму ребёнка;

Уметь оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое»

Обобщать знания о роли правильного питания для здоровья человека;

Выявлять представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

3

Тема 2 «Продукты разные нужны, продукты разные важны»

Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания

Познакомить с основными питательными веществами и научить оценивать свой рацион питания

развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма

формировать умение оценивать свой рацион питания

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, ситуационные игры, дискуссия, мини-проект, мини-лекция.

Интегрирована в предмет «Технология» - 5 класс

Знать о режиме питания;

уметь анализировать свой рацион питания с точки зрения его соответствия принципам правильного питания.

Выявлять в продуктах   основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

4

5

Тема 3 «Режим питания»

Регулярность питания как одно из условий рационального питания

Режим питания

Научить планировать свой день с учётом необходимости регулярного питания

развивать представление о роли регулярного питания для сохранения здоровья

формировать представление о разных типах режима питания

формировать умение планировать свой день с учетом необходимости регулярно питаться

Режим питания, режим дня, образ жизни

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах,  мини-проект, мини-лекция.

Интегрирована в предмет «Технология» - 5 класс, биология – 6 класс

Знать о рационе питания

6

Тема 4 «Энергия пищи»

Пища как источник энергии для организма

Научить определять энергетическую ценность продуктов питания

развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту

развивать представление о влиянии питания на внешность человека

формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания

Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах,  мини-проект, мини-лекция.

Интегрирована в предмет «Технология» - 5 класс, биология – 6 класс

Знать о правилах гигиены питания, об энергетической ценности различных продуктов питания

Классифицировать  пищу как источник энергии для организма,

Моделировать питание в соответствии с весом, ростом. Возрастом, образом жизни человека.

7

Тема 5 «Где и как мы едим»

Гигиена питания

Сформировать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания

развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку»

формировать представление о системе общественного питания, правилах, которые необходимо соблюдать во время посещения столовой, кафе и т.д.

Общественное питание, правила гигиены, режим питания

Самостоятельная работа учащихся, ролевая и ситуационная игра, работа в группах,  мини-проект.

Интегрирована в предмет «Технология» - 5 класс, биология – 6 класс

Знать о структуре общественного питания,

О преимуществах полноценного питания и вреде питания «всухомятку», соблюдать осторожность при использовании в пищу незнакомых продуктов, а также продуктов, которые могут быть испорченными.  

Распознавать испорченные продукты, обосновывать правила гигиены во время еды вне дома.

8

Тема 6 «Ты — покупатель»

Потребительская культура

Сформировать умение использовать информацию, приведенную на упаковке товара                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

формировать представление о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупки

формировать умение использовать информацию, приведенную на упаковке товара

Покупатель, потребитель, торговля, права покупателя

Самостоятельная работа учащихся, ролевая игра, работа в группах.

Интегрирована в предмет «Технология» - 5 класс

Знать права и обязанности покупателя

Понимать и использовать информацию, приведённую на упаковке продукта, моделировать правила поведения покупателя.

9

Тема 7 «Ты готовишь себе и друзьям»

Кулинария, сервировка, этикет, техника безопасности при работе на кухне

Сформировать представления о правилах безопасного поведения на кухне во время приготовления пищи

развивать представления о правилах безопасного поведения на кухне, при использовании бытовых приборов

развивать представление об этикете и правилах сервировки стола

развивать интерес к процессу приготовления пищи

формировать практические навыки приготовления пищи

Бытовая техника, кулинария, сервировка, этикет

Самостоятельная работа учащихся, ролевая и ситуационная игра, работа в группах,  мини-лекция, викторины.

Интегрирована в предмет «Технология» - 5 класс

Уметь помогать на кухне, сервировать стол,

знать о правилах безопасного обращения с кухонной техникой, о правилах этикета

Моделировать сервировку стола для различных случаев жизни,

обобщать правила этикета, распределять обязанности гостя и хозяина, осваивать приготовление пищи дома.

10

Тема 8 «Кухни разных народов»

Традиции и обычаи питания в разных странах

Сформировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

формировать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.)

формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

развивать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах,  мини – лекция, проект. деятельность.

Интегрирована в предмет «Технология» - 6 класс, география – 6 класс, английский язык

Знать о традициях и обычаях питания в разных страна, об истории и культуре питания на Руси и разных народов.

Обобщать особенности национальной кухни,

Выявлять особенности питания на Руси,

Обосновывать роль нацинальной кухни в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности

11

Тема 9 «Кулинарная история»

История и культура питания

Сформировать представление о традициях и культуре питания в различные исторические эпохи

формировать представление о кулинарии как части культуры человечества

расширять представление о традициях и культуре питания в различные исторические эпохи

История, эпоха, культура, кулинария

Самостоятельная работа учащихся, творческий проект, викторина.

Интегрирована в предмет «Технология» - 6 класс, история – 6 класс

12

Тема 10

«Как питались на Руси и в России»

Познакомить с историей кулинарии народов России

развивать представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа

развивать чувство гордости и уважения к истории своей страны

История, кулинария, традиции, обычаи, культура

Самостоятельная работа учащихся, творческий проект, работа в группах.

Интегрирована в предмет «Технология» - 6 класс, история – 6 класс

13

Тема 11 «Необычное кулинарное путешествие”

Сформировать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека

развивать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека

развивать культурный кругозор учащихся, пробуждать интерес к различным видам искусства

Культура, жанры живописи, музыкальные жанры, литература, кулинария

Самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах,  творческий проект, викторина.

Интегрирована в предмет «Технология» - 6 класс

14

Составляем формулу правильного питания

Составить индивидуальную формулу питания.

подвести итоги работы с учебно-методическим комплектом, подсчитать набранные баллы

проанализировать уровень освоения материала, выделить темы, которые нуждаются в дополнительном изучении

Самостоятельная работа.

Интегрирована в предмет «Технология» - 6 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 7-9 класс как часть образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС

Разработка рабочей программы по математике 7-9 класскак части образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС (Макарычев Ю.Н.; Атанасян Л.С.; Тюрин Ю.Н.)...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федераль...

Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности  школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...

Урок-семинар на тему "Кухни разных народов", разработанный по программе «Разговор о правильном питании» в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок разработан на основе рабочей тетради «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014), по программе «Разговор о правильном ...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...