Этнокультурные особенности преподавания предметов естественно-математического и технологического циклов в начальных классах
материал

Сивкова Анна Михайловна

      У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Они просты и человечны - воспитать ребёнка так, чтобы он любил Родину, жил её радостями, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным, добрым. И как важно, чтобы сегодня, в такое стремительное и переменчивое время новым поколением они не были утрачены.    Психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять,  подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции - своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_nreo_etnokulturnye_osobennosti.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурные особенности преподавания предметов естественно-математического и технологического циклов в начальных классах

      У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Они просты и человечны - воспитать ребёнка так, чтобы он любил Родину, жил её радостями, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным, добрым. И как важно, чтобы сегодня, в такое стремительное и переменчивое время новым поколением они не были утрачены.    Психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять,  подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции - своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Народные обычаи помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с природой родного края, они исток его любви к родному краю.

    Д.С.Лихачев в свое время сказал замечательные слова: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

     В настоящее время изучение курса НРЭО стало очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает изучение данного направления в образовании. Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

     Подбирая краеведческий материал и используя его затем на уроках, я  стараюсь придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи региональных особенностей с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.

     В работе по данному направлению я ставлю определённые цели и задачи:

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей младшего школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию малой родины-города Карталы и народов Урала.

Задачи:

  • приобщать детей к лучшим национальным традициям;
  • воспитать человека-патриота, носителя традиций своего народа;
  • развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;
  • обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре своего региона;
  • знакомить на уроках естественно-математического и технологического циклов с фольклором,  прикладным искусством местных мастеров-умельцев;
  •  воспитание любви к своей малой родине, к своему Отечеству;
  •  изучение истории и природы Карталинского района и всего Уральского региона;
  •  формирование духовного мира ребёнка, его нравственно-эстетических идеалов;
  •  пропаганда экологических знаний;
  •  формирование у учащихся активной жизненной позиции.

В плену речушек мелководных,

Где лес грибной и птичий рай,

Во славу подвигов народных

Живёт наш Карталинский край.

Родной земли живые всходы

И родников живой поток

Сроднили разные народы,

Сближая запад и восток.

Везут стальные магистрали

Богатства недр земли моей.

Под стук колёсный воспевая

Красу берёз и ширь полей.

И хлебороб, и пекарь – мастер,

Простой рабочий человек

Началом трудовых династий

Прославил Карталы навек!

Живут Российские глубинки!

И пусть идёт за веком век,

Проложит счастия тропинку

Наш Карталинский Человек!

                          Анна Сивкова, г. Карталы, лит.  объединение «Провинциалы»

     Я считаю, что прочно заложить основания для глубокого освоения культуры родного народа, уважения и любви к культуре соседей, воспитать стремление к постоянному постижению общенациональных ценностей возможно только в раннем детстве.

     Ребёнок – существо универсальное и цельное. Петь, плясать, играть, лепить, рисовать – всё ему под силу, всё интересно, потому что благодаря всем этим видам деятельности ребёнок развивается, растёт, познаёт и творит мир.

     Краеведческая работа, которую я провожу с ребятами младшего школьного возраста, сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа многогранна. Она может носить одновременно исследовательский и прикладной, общественно – воспитательный характер. Я родилась в городе Карталы, в нём прошло моё детство, здесь родились и выросли мои дети, с этим небольшим уральским городком связана вся моя жизнь. История моей жизни и жизни моего родного

города неразрывно связаны. Поэтому, я считаю, что мне, как человеку, учителю, отведена особая роль – передать свои знания в изучении родного края подрастающему поколению.

      Материал моей авторской программы  «Деревянное зодчество России и Уральского региона, искусство резьбы по дереву» тесно переплетается с историей, культурой, традициями нашего родного края. Русская культура была и остаётся составной частью общего мощного течения культуры мировой, которая складывается из множества разнонациональных культур, из их влияний друг на друга и взаимопересечений.

     На примерах работ, выполненных в технике резьбы по дереву, мы с ребятами знакомимся с местными мастерами – умельцами, чьё искусство живёт и радует глаз детей и взрослых. Любая вещь, выполненная своими руками, содержит в себе тепло человеческой души. Мне очень повезло, что я познакомилась с людьми, увлечёнными искусством резьбы по дереву. Их дома, изукрашенные резьбой, убранство в доме – всё говорит об умелых руках мастеров.

     В процессе всестороннего гармоничного развития личности главенствующее место занимает нравственное воспитание, осуществляемое в учебно-трудовой деятельности младших школьников. Одна из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы – воспитывать у учащихся положительное отношение к труду, чтобы оно стало для них первой жизненной необходимостью, источником радости. По сравнению с другими учебными предметами, уроки трудового обучения имеют ряд специфических особенностей, одна из которых заключается в том, что основное время учебного процесса отводится на выполнение практической работы – изготовление определенного изделия. Знания, полученные путем активного воздействия на вещи, крепче сохраняются в памяти, чем знания, полученные из книг или рассказа учителя. Прочность знаний, полученных в процессе труда, основывается на том, что в их создании участвуют различные анализаторы: кинестетические, зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные.

Основной формой проявления активности младших школьников является игра. Поэтому изготовление изделий, которые можно использовать в игре, или трудовой процесс в форме игры является благодатным средством воспитания положительного отношения к труду. Со временем элементы игры в работе отойдут, но сохранится чувство наслаждения от приятного трудового процесса.

Игровой момент также эффективен и в тех случаях, когда задание вызывает у детей затруднение. Эмоциональная форма организации, созданная с его помощью, побуждает уяснить причину ошибки, найти правильное решение вопроса. Так, при ориентировочном планировании трудового задания выясняются основные стадии изготовления изделия: подбор материала, выбор инструментов, разметка, заготовка детали исходной формы, выполнение обработочных операций (разрезание, сгибание и т.д.), сборка и отделка изделия.

Уяснив основные стадии изготовления изделия, школьники нередко затрудняются в определении последовательности действий и операций. В этом случае помогает поезд из Ромашкова, на вагончиках которого в прорезях вставлен резиновый шнур для крепления предметных карточек. Каждая карточка отображает определенную обработочную операцию, выполненную из заготовки: сгибание, разрезание. Карточки прочно крепятся в вертикальном положении, наглядно показывая последовательность обработочных операций. До начала игры карточки в беспорядке располагаются на “полянке”, чтобы ученики смогли определить последовательность операции и укрепить их на вагончиках соответственно выполнению обработочных операций. При этом на каждом вагончике может находиться по нескольку карточек.

С этой целью при организации практической работы дается задание школьникам: найти карточку с исходной заготовкой и установить ее на первый вагон. После изготовления этой заготовки выбирается следующая карточка. Используя данный игровой момент, можно в наглядной, увлекательной для детей форме руководить их деятельностью. При этом учащиеся объясняют правила сгибания бумаги, находят наглядное подтверждение точного выполнения операции на предметной карточке.

Поезд из Ромашкова можно использовать и при изготовлении других    изделий.

     Так, для проверки усвоения детьми видов бумаги и ткани можно рассказать о том, что царица полевых цветов — ромашка сшила себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама ромашка не знает. “Мы с вами можем назвать эти материалы? А если закрыть глаза и взять лепесток в руки, то можно ли определить материал, из которого он сделан?” — спрашивает учитель.

Чтобы игровой момент прошел интересно, детям демонстрируется ромашка, лепестки которой изготовлены из бумаги, ткани, картона, полиэтилена и других материалов. Учащийся с закрытыми глазами определяет материал, из которого изготовлен лепесток, затем аргументирует свой выбор, рассказывает об основных свойствах названного материала. Учащиеся класса контролируют ответ, при необходимости вносят исправления и дополнения. Первоклассник характеризует свой выбор так: “Этот лепесток изготовлен из ткани. Ткань льняная, у нее нити толстые, они сделаны из льна”. И продолжает: “А этот лепесток бумажный. Я его сразу узнал, он шуршит и легко сгибается”. Все дети охотно участвуют в игре и два, и три раза, что ведет к развитию активности, настойчивости в определении материала, его основных свойств. Одни из них угадывают материал, другие — дополняют, поясняют ответы товарища. После использования этого приема учащиеся внимательно относятся к изучению характерных особенностей материалов, с которыми они работают, точно в зависимости от назначения изделия подбирают их.

     На уроках трудового обучения находится место многим видам заинтересованности, они могут проходить в музыкальном сопровождении, оживляться загадками, пословицами, кроссвордами, ребусами, физкультминутками.

Поле бело, поле гладко,

Кто умеет, тот и сеет. Что это?

(Бумага.)

Сделан он из воска, глины,

Мягок очень и липуч.

Из него леплю фигурки,

Необычные скульптурки.

(Пластилин.)

Тонко скрученная пряжа

И длинна, и прочна.

За иголкой потянется,

След за ней останется.

(Нитка.)

Липок он, но без него

Не соединить нам ничего.

(Клей.)

Инструмент бывалый - не большой, не малый. 

У него полно забот: он и режет, и стрижет.

(Ножницы.)

Тонконогая Ненила всех одела-нарядила.

На самой, бедняжке, даже нет рубашки. (Игла.)

Я, планочка прямая, из дерева, пластмассы. 

Черточки и цифры вы видите на мне. 

Отмерьте мной отрезок, пусть даже самый малый, 

И вы тогда узнаете нужный вам размер.

(Линейка.)

Свою косичку без опаски 

Она обмакивает в краски. 

Потом окрашенной косичкой

 В альбоме водит по страничке.

(Кисточка.)

Не похож на человечка, но имеет он сердечко, 

И работе круглый год он сердечко отдает.

(Карандаш.)

Вострушка-пеструшка уперлась ногой, 

Потерял болтун покой. (Отвертка.)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень:

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож.) 

Баловством хлеба не добудешь.

Без дела жить - только небо коптить.

Без дела слабеет сила.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Без труда нет плода.

Без мук труда не будет достатка никогда.

Богатство молодца - труд.

     Невозможно представить Карталы без железнодорожников, Магнитогорск и Ашу – без металлургов, Касли – без литейщиков. Карталинская земля славится людьми талантливыми, самобытными, мастерами – умельцами. Сто с лишним лет живёт старинный народный промысел – вязание пуховых платков, шалей, косынок. До сих пор их вяжут наши местные мастерицы. На уроках технологии мы осваиваем это ремесло, знакомимся с образцами платков, косынок, а также с мастерицами – вязальщицами. Этот народный промысел прочно связан с бытом и повседневной жизнью почти каждого человека в нашем городе.

     Ярким примером декоративно-прикладного искусства является художественная роспись: Жостово, Хохлома, Гжель. На уроках изобразительного искусства я знакомлю детей с образцами народного творчества, мы попадаем в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнамента. Осенью, когда повсюду такое разнообразие цветов и красок,

 каждый ребёнок приносит в класс по цветку, рисует его с натуры, затем меняется цветами с другими детьми. Главное в этом занятии – не только увидеть форму цветка и букета, но и воспитать чуткое отношение к природе, людям, искусству, культурному наследию.

     В нашем Карталинском районе, в частности, в городе Карталы, делаются успешные попытки приобщения детей к кистевой росписи по дереву, к лепке и росписи простых глиняных игрушек, плетению изделий из лозы, бересты, соломки. Проводя поисковую работу, я знакомилась с людьми, которые занимаются этим ремеслом уже много лет. Мастерство и умение передаются из поколения в поколение, от отца к сыну. Образцы работ, выполненные в технике плетения из лозы, соломки на уроках технологии, изобразительного искусства служат ярчайшим примером мастерства, составляют культурное наследие нашего региона.

     В рамках своей авторской программы на примерах работ, выполненных в технике резьбы по дереву, мы с ребятами знакомимся с мастерами – умельцами, чьё искусство живёт и радует глаз детей и взрослых. Любая вещь, выполненная своими руками, содержит в себе тепло человеческой души. Мне очень повезло, что я познакомилась с людьми, увлечёнными искусством резьбы по дереву. Их дома, изукрашенные резьбой, убранство в доме – всё говорит об умелых руках мастеров.

     Я с гордостью могу сказать, что краеведение – дело всей жизни не одного поколения карталинского учительства, сумевшего свою любовь к родной земле передать детям. Атаманов Анатолий Семёнович – художник, учитель-краевед, ни один десяток лет своей жизни посвятил работе с детьми в нашей школе №131, Булучевский Владимир Николаевич – учитель истории, родился и жил в нашем родном городе, написал все известную книгу о становлении и развитии города Карталы. Принимая эстафету от людей старшего поколения, мы с ребятами в изучении родного края ставим целями:

 - воспитание любви к своей малой родине, к своему Отечеству;

 - изучение истории и природы Карталинского района и всего Уральского региона;

 - формирование духовного мира ребёнка, его нравственно-эстетических идеалов;

 - пропаганда экологических знаний;

 - формирование у учащихся активной жизненной позиции.

   Изучение родного края я провожу с ребятами  на уроках окружающего мира. В рамках данного курса    я  использую загадки, пословицы, поговорки, народные приметы с целью побуждения учащихся к приобретению знаний, размышлению, наблюдательности. Знакомство с этими жанрами фольклора развивает мышление, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью.

     Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

      Например,  по теме «Август и сентябрь – братья-месяцы» детям предлагается отгадать загадки и определить, о чём пойдёт разговор дальше.

Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши.

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он - последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то.     (Август)

Опустел фруктовый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?     (Сентябрь)

   Затем, работая в группах, ребята  знакомятся со старинным названиями этих месяцев, рассуждают, почему они получили такие названия и выясняют с помощью учителя, что август называли серпень или жнивень, так как хлеб и другие зерновые культуры в основном убирают (жнут) в этом месяце, а жали их серпами. Сентябрь – хмурень. Видимо его так называли, потому что небо в сентябре часто хмурится  и идёт дождь. Ревуном прозвали сентябрь за дожди и непогоду, от рева осенних ветров и зверей.

 Группы делают вывод, что и август, и сентябрь имеют красивые «говорящие» древнерусские названия.

       Для выполнения следующего задания ребята определяют названия круп и вспоминают, что готовят  мамы и бабушки из них. Вспоминают пословицу «Щи да каша – пища наша».

Август, август-хлебосол

Приглашает всех за стол,

Угощает он плодами,  

Земли-матушки дарами.

 На этом этапе работы ученикам предлагается рассмотреть необычную самодельную куклу, определить, что у неё внутри и дать ей имя.

       Оказывается, простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.

     Второй группе ребят  предлагается другое задание – разложить по корзинам фрукты и овощи и вспомнить как можно больше загадок о них. Интересно проходит работа с пословицами об осеннем урожае и народными приметами осени. Ребята «собирают»  их  из разрозненных частей, пытаются объяснить их смысл.

    С большим интересом ребята заучивают заклички. Эту работу можно провести в качестве физкультминутки:

- Осень, осень золотая,

 Приди осень с радостью (поклон)

 С великой милостью

 С караваем высоким (подтянуться)

 С корнем глубоким (наклониться)

 С дождями сильными (в ладоши)

 С дарами обильными (руки вперед)

     Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволяет приобщать младших школьников  к национальным традициям, учит испытывать эстетическое удовольствие от своих чувств, эмоций, даёт возможность самовыражения. Из деталей быта народов Урала, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества у ребенка постепенно складывается образ Родины.    

     Таким образом, наряду с обществоведческим материалом мы изучаем и краеведческий. Я считаю очень важным то, что знания о родном крае приобретают ярко выраженную экологическую направленность. «Люби и знай родной свой край!» - наш девиз в изучении родного края. Слова клятвы, которую ребята произносят, служат факелом во всех добрых делах и начинаниях: «Я, юный россиянин, даю честное слово, что буду любить и беречь свою Родину, хранить традиции предков, расти достойной сменой старшим, жить по законам юных россиян».

     Начальная школа – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, но и умению общаться, дружить, думать, творить.

На уроках математики я стараюсь находить применение малым формам фольклора, т.к. они помогают детям в изучении учебного материала, помогают добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.

Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

В данном случае это такие такие формы фольклора как загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки.

Загадки и задачи в стихотворной форме  служат исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями, например с числом “5” можно использовать такую загадку:

Что стоит в конце страницы,

Украшаю всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно, цифрой…(5)

      После того как найдена отгадка, работа над ней продолжается. Я прошу вспомнить, о чем загадка, показать числовую карточку, соответствующую числу 5, назвать соседей числа 5 в числовом ряду, спросить ребят, у кого дом под номером 5, объяснить как получили число, сравнить с последующим и предыдущими числами, назвать соседей по дому справа и слева, сказать, как можно получить число 5 из единиц или двух меньших чисел (на наглядной основе).

Например:

5 = 1+1+1+1+1

5 = 1+4     5 = 4+1

5 = 2+3     5 = 3+2

Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах я предлагаю загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины.

Например:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Всем его представить рад,

Как зовут его? (Квадрат)

Понимание внутренней структуры загадки позволяет ребенку понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки. Без доказательства процесс отгадывания незакончен.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Например:

 1. Во дворе у деда и бабы гуляли петух, куры и цыплята. Всего 10 птиц. Сколько было кур и цыплят, если у каждой курицы было по два цыплёнка?
(3 курицы и 6 цыплят)

2. Стали зверюшки квасить к зиме капусту. Принесли 8 овощей-фруктов (капусту, морковь и яблоки). Причём кочанов капусты и яблок вместе 4, а яблок и моркови – 5. Сколько моркови, яблок и кочанов капусты принесли звери?
(3 кочана капусты, 1 яблоко и 4 моркови)
3. В стакан, кружку и чашку кот Матроскин налил молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир, и не простокваша. Что куда налил кот Матроскин?
(В кружке – простокваша, в стакане – кефир, в чашке – молоко)

 4. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и Фёдором, то Фёдор окажется крайним слева. Кто где сидит?
(слева направо: пёс Шарик, дядя Фёдор, кот Матроскин и Печкин)

     Присутствие сказочного героя на уроке математики или урок-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Скороговорки предлагаются со словами, связанными с математикой. Соревновательное или игровое начало скороговорки привлекает детей. Велика её польза как упражнения для улучшения артикуляции, хорошей дикции. Предлагаются скороговорки со словами, связанными с математикой. Например, при знакомстве с числом и цифрой 3 можно предложить такую скороговорку:

«Три сороки на пороге, три вороны на воротах».

А при изучении числа и цифры 4 мы используем такую скороговорку:

В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.  

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговорки.

      После разучивания скороговорок я предлагаю вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Дети знают много считалок и чаще всего с их помощью выбирают ведущего в играх. Этот же прием можно использовать и на уроках  математики. В практике работы на уроках учитель сам чаще всего выбирает ведущего или назначает того кто захочет. Чтобы поднять активность детей на уроке,  нужно не назначать детей, а делать это с помощью считалки. В таком случае выбор ведущего будет более справедливым.

Раз, два, три, четыре, пять,
Коля будет начинать.
Пчелы в поле полетели,
Зажжужали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы пугаем — водишь ты!

Вот грибочки во лесочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —
Пять.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

     Так же мы знакомимся  с  закличками  и  приговорками,  которые бабушки рассказывали своим детям, а те, в свою очередь, своим:

Дождик, дождик, пуще,

Ехал Ванька с гущей,

Задел Ваня за пенёк,

Засветился огонёк.

А задел за кочке –

Пролил гущи бочку.

     Такие виды деятельности несут познавательную и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым они чаще всего выступают, способствуют физическому развитию детей.

      На классных часах, внеклассных мероприятиях, а также на уроках мы проводим заочные путешествия по родному краю, своему городу, говорим о красоте родной природы и о порой жестоком обращении с ней. Проводим конкурс природоохранных знаков, которые можно установить в лесу или парке, на речке, близ очищенного родника. Дети с удовольствием пишут стихи о родном крае, учат песни местных композиторов, к нам в школу приходят карталинские художники, краеведы, местные поэты и писатели.

     Карталинцы, для кого литература стала судьбой, сплотились в литературное объединение «Провинциалы». Литературное объединение осуществляет свою деятельность на территории города Карталы и Карталинского муниципального района. Главными задачами литературного объединения стали: поиск творческих людей, осуществление сбора культурно-краеведческого материала, исследование фольклорных традиций, создание литературных альманахов и сборников. За шесть лет существования выпущено около тридцати коллективных и авторских сборников.

Из года в год, из лета в лето,

Доселе кружится планета.

А средь невидимых миров –

Земное царство городов.

В них улиц шум, толпы смятенье,

Архитектурные творенья,

Но тянется душа поэта

Не в бурную стихию света,

А в небольшие города,

Где вольно дышится всегда,

Где бус рябиновых закаты,

Речушек мелких перекаты,

И сердцем я всегда с тобой,

Моя надежда, город мой.

Знакомых улочек, проулков,

Дороги с детства мне близки,

Шумит листва по закоулкам,

Дрожат ночные фонари.

День уходящий провожая,

Встречая утренний рассвет,

Мой город Карталы, я знаю,

Тебя дороже, лучше нет!

     Это стихотворение я посвятила своему родному городу Карталы. На уроках и на занятиях внеурочной деятельности знакомство учащихся с краеведческим материалом помогают реализовать творческие задатки ребят, рождая по велению души чистые и искренние строки, прославляющие родные места.

В преддверии всенародного праздника  Дня Победы мы проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, дети пишут сочинения о дедах и прадедах – участниках войны, которые затем оформляются в альбом и составляют Книгу Памяти. Ребята пишут сочинения и о своей семье, в которых рассказывают о том, какой вклад в развитие нашего города внесли их мамы и папы, бабушки и дедушки. Сочинения сопровождаются рисунками о родном городе, любимом крае, которые также оформляются в альбом.

     Нет ничего ближе, конкретнее, понятнее и милее для ребёнка, чем родной край с его природой, с его настоящим и прошлым. В истории малой родины, как в капле воды, отражаются те события, которые потрясали или радовали всю страну. Человек, полюбивший родной край в детстве,  - будущий патриот, любящий свою страну. Учителя, ведущие работу по изучению родного края, его истории, культуры, традиций, природы, я считаю, выполняют важнейшую  задачу – воспитание гражданина нашего Отечества.

     Преемственность - условие непрерывного развития личности. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием на народных традициях, которое выступает как фактор духовного прогресса народа. Следовательно, использование в воспитательном процессе народных традиций следует рассматривать как средство развития человечности -нравственных качеств личности, имеющих принципиальное значение в формировании человеческой личности, способной ощущать свою историческую принадлежность к своему народу, жить в гармонии с окружающим миром.

Литература:

Н. М. Конышева. Технология. Чудесная мастерская. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.

Н. М. Конышева. Технология. Чудесная мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях.  Смоленск: «Ассоциация ХХI  век», 2013г.

Н. М. Конышева. Технология. Чудесная мастерская. Методические рекомендации. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.

Технология. 1 3ласс: технологтческие карты уроков по учебнику Н.М.Конышевой/авт.-сост.О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель,2013.-150с.

1. Алентьев Ю.М. «Карталинский район» Пособие для учащихся. – Магнитогорск, 1995.
2. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002.
3. Вольтов А.В. и др. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа. – Москва: Просвещение, 2011.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
6. Левит А.И. Южный Урал: География, экология, природопользование. Учебное пособие. – Челябинск: Юж.-Урал. кн., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов естественно-математического цикла

 Средишкольныхпредметовнельзявыделитьглавныеивторостепенные. Разные оценкиучениковвстречаютсяприупоминаниигеографии: отравнодушиядоживогоинте­реса, убежденностиизучатьданныйпредмет. Поэтомуоднойиззада...

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

Внеклассное мероприятие по химии для учеников 10-11 классов «Интеллектуальная игра для старшеклассников по предметам естественно-математического цикла»

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В последнее время наблюдается тенденция, когда ребенка, проявляющего успехи в одном предмете, преподаватели начина...

Интеграция как условие формирования метапредметных УУД в преподавании предметов естественно-математического цикла.

Перемены, происходящие в обществе, требуют от школы развития личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Существенное место в преподавании школьных...