Образовательный проект «Продуктивное использование дистанционных методов обучения на уроках истории и обществознания»
проект

 Глазкова Любовь Александровна

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

 

В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования дистанционных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществознания, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, успешной социализации выпускников.

В проекте представлены цели, задачи проекта, технология применения дистанционных методов обучения истории и обществознанию с целью повышения мотивации и качества образования, основные дистанционные методы обучения , ресурсное обеспечение педагогического опыта, партнеры, целевая аудитория, этапы и план реализации проекта, ожидаемые результаты и социальный эффект, перспективы дальнейшего развития по созданию условий, направленных на формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.

Исследованием охвачены обучающиеся 5-11 классов, классный руководитель, учитель истории и обществознания, родители учащихся.

В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, представлены результаты анкетирования, результаты учебной и внеучебной деятельности, материалы, используемые в обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Романовка

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан

Согласованно  

ЗД по УВР

___________ Глазкова Г.В.

«Утверждаю»

директор  МОБУ СОШ д. Романовка

 

____________ Кузнецова О.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Продуктивное использование дистанционных методов обучения на уроках истории и обществознания»

Срок реализации:

2020-2021 учебный год

Автор:  Глазкова Любовь Александровна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения

средняя общеобразовательная школа д. Романовка

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан

2020 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Дистанционные технологии:  сферы применения в преподавании истории и обществознания……………………………..

7

1.1.Понятие  «дистанционные технологии» и сферы применения

7

1.2. Эффективность использования дистанционных технологий на уроках в школе

10

Глава 2. Практическое применение дистанционных технологий на уроках истории и обществознания……………………………………..

14

2.1. Типы уроков с применением  компьютерных технологий…………

14

2.2.Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний…………………………………………….

18

Заключение……………………………………………………………….

21

Список использованной литературы………………………………….

22

Приложение

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования дистанционных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществознания, обеспечения благоприятного личностного развития, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, успешной социализации выпускников.

В проекте представлены цели, задачи проекта, технология применения дистанционных методов обучения истории и обществознанию с целью повышения мотивации и качества образования, основные дистанционные методы обучения , ресурсное обеспечение педагогического опыта, партнеры, целевая аудитория, этапы и план реализации проекта, ожидаемые результаты и социальный эффект, перспективы дальнейшего развития по созданию условий, направленных на формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.

Исследованием охвачены обучающиеся 5-11 классов, классный руководитель, учитель истории и обществознания, родители учащихся.

В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, представлены результаты анкетирования, результаты учебной и внеучебной деятельности, материалы, используемые в обучении.

Введение

       Значение образования в современном мире велико, оно является важным фактором формирования  общества. Значительная  роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.

             Современный этап развития российского общества характеризуется увеличением доли информации во всех областях общественной жизни, в том числе в сфере образования. Для образования характерна тенденция ускоренного обновления знаний, ужесточение требования к компетенциям учителя, что неминуемо вызывает необходимость применения наиболее совершенных, адаптивных технологий обучения, которые отвечали бы запросам общества в целом, способствовали наилучшему усвоению преподаваемых дисциплин с одной стороны и с другой стороны, предоставляли оптимальные возможности оценки уровня достижения основных педагогических целей. Дистанционные технологии обучения в наибольшей мере соответствуют перечисленным требованиям, при этом дают возможность передачи знаний и получения образования для так называемых маломобильных групп, например, для лиц с ограниченными возможностями, а также для жителей удаленных от основных образовательных центров регионов, лиц, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ, отбывающих наказание.

      На сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании. 

Следует отметить, что проблема применения дистанционных технологиий разрабатывается в педагогике  совсем недавно. Поэтому и исследовательской литературы по данной проблеме немного.

                М.Т. Студеникин в книге "Современные технологии преподавания истории в школе" подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории.

         Не менее интересен подход В.И. Боголюбова, который в своей статье "Инновационные технологии в педагогике" отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.

         Н. Шевченко в статье "Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника" подчёркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников.

         Анализ имеющейся литературы по теме исследования показал, что актуальность применения компьютерных технологий  на уроках , в том числе истории, бесспорна. 

           Цель исследования – изучить психолого-педагогические и организационно-методические методы и эффективность  применения дистанционных технологий на уроках истории и обществознания

Для достижения намеченной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Провести анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме исследования.
  2. Раскрыть понятие «дистанционные технологии», выявить их психолого-педагогическую и организационно-методическую основу.
  3. Разработать методические проекты уроков истории и обществознанию  с применением дистанционных технологий.
  4. На практике проверить эффективность уроков с применением информационных (дистанционных) технологий.

Проверка гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования:

- теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; синтез, классификация, систематизация идей исследования;

- эмпирических: наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта;

- диагностических: оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна проекта.

Новизна заключается в применении дистанционных методов на уроках истории и обществознания для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся в основных видах учебной деятельности.

Используя методику WOT-анализа, применяемую для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, я выявила противоречия (сильные и слабые стороны проекта), благоприятные возможности и риски реализации проекта.

Сильные стороны:

  • наличие современной методической литературы по теме проекта;
  • рост числа учащихся и учителей, активно использующих Интернет-ресурсы;
  • высокопрофессиональный педагогический коллектив;
  • преподавание предмета как средства личностного развития и социализации каждого воспитанника;
  • комфортность условий пребывания;
  • высокая результативность участия в предметных олимпиадах и конкурсах;
  • активная позиция школы в социокультурном и образовательном пространстве;
  • высокая степень удовлетворенности родителей работой школы.

Слабые стороны:

  • недостаточная оснащённость техническими средствами обучения;
  • отсутствие высокоскоростного Интернета в кабинете истории;
  • низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых учащихся и учителей;
  • нехватка временного ресурса.

Благоприятные возможности реализации проекта:

  • развитие творческой среды школы;
  • совершенствование школьной инфраструктуры;
  • развитие мотивационной среды образовательного процесса;
  • создание условий личностного развития всех участников образовательного процесса;
  • перспективность развития образовательной системы школы.

Риски реализации проекта:

  • психологические, связанные с отсутствием «живого» общения с учителем, высокими требованиями к самоорганизации;
  • технические, которые обусловлены несовершенством контента, технологий.

       Дистанционное образование, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между учащимися.

  Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Пожалуй, можно выделить еще один момент, если ученик не способен учиться без постоянного надзора учителя и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, дистанционное обучение не для него. На мой взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе.

    Нет сомнения, что дистанционная форма обучения будет все активнее входить в нашу жизнь. Этот процесс будет усиливаться по мере развития технологий, которые смогут обеспечить реалистичность виртуального пространства. Другая проблема – психологическая, связанная с необходимостью высокой самоорганизации, мотивации и отсутствием живого общения, скорее всего, будет решаться по мере развития общества. Примерно так, как телевизоры вошли в каждый дом и многим заменили театр, оперу и другие зрелища с непосредственным участием человека.

Актуальность использования дистанционных  методов в обучении состоит в том, что на сегодняшний день стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

         Объектом исследования в работе является процесс преподавания истории и обществознания в 5-11-х классах.

         Предметом исследования: формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.

        В ходе исследования была выдвинута и сформулирована гипотеза исследования: применение дистанционных технологий на уроках истории и обществознания в условиях постоянно возрастающего потока информации при остающемся неизменным количестве часов, отводимых на изучение предмета «История» и «Обществознание» в школьном курсе, позволит активизировать познавательные возможности учащихся, повысить интерес к предмету и эффективность усвоения изучаемого материала.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в условиях естественного педагогического процесса на базе муниципального образовательного учреждения  средней общеобразовательной школе в деревне  Романовка.  В эксперименте участвовало 37  обучающихся 5-11 классов.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что оно может быть использовано студентами ВУЗов, слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учителями школ, лицеев и гимназий для повышения профессиональных компетенций, тем более, что работа содержит помимо теоретического и практический материал – разработанные автором методические разработки по теме исследования.

Структура образовательного проекта соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, заключение,  список использованной литературы  и  приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания

В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее  оптимальные формы обучения, методы и при...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...