Методическая разработка на тему: «Организация и планирование учебно-образовательного процесса в детском театральном коллективе»
методическая разработка

Плешакова Любовь Владимировна

  

  1. Технология организации и планирования учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Бондарский Дом детского творчества».

Методическая разработка на тему: «Организация и планирование учебно-образовательного процесса в детском театральном коллективе»

Составитель: педагог дополнительного образования Плешакова Л.В.

с. Бондари 2020 г.

Содержание

       Введение

3

  1. Роль театрального коллектива в развитии младших школьников

4

  1. Технология организации и планирования учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективе

5

  1. Содержание занятий в учебно-образовательном процессе в детском театральном коллективе

7

Заключение

21

Список использованной литературы

22


Введение

Театр - кафедра, с которой

можно много сказать миру добра

Н. В. Гоголь

Синтетический характер театрального искусства определяется как эффективное и уникальное средство художественно-эстетического воспитания, которое помогает обучать актерскому мастерству в общей системе художественно-эстетического воспитания российского населения. Активное внимание, которое проявляет общественность к театральному искусству, показывает возможности расширения общего и художественного кругозора людей, повышения общей и специальной культуры, обогащения эстетических чувств и развития художественного вкуса.

В настоящее время, когда происходят крупные социальные перемены, обострена проблема интеллектуального и духовного содержания российского населения. Это связано с тем, что именно театр, оказываясь мощным театральным средством, способствует объединению поколений через совместное проживание, что эффективно влияет на развитие духовности молодежи.

Роль театрального искусства в воспитании детей велика, потому что она способствует раскрепощению ребёнка, снятию психологических зажимов и комплексов; развитию способности и раскрытию возможностей ребёнка; формированию коллектива детей в условиях творческой театрализованной деятельности и решению других важных задач воспитания.

Тем самым, идея организации детской театральной деятельности, которая помогает социализации личности младшего школьника, заключается в решении проблемы раскрытия внутреннего потенциала воспитанников средствами театральной педагогики.


  1. Роль театрального коллектива в развитии младших школьников

Участвуя в детском театральном коллективе, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, ведь его тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы речевого развития младшего школьника: речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами; подражание речи взрослых; накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни; общение со сверстниками и взрослыми людьми; разнообразные виды совместной деятельности.

Театрализованная деятельность младших школьников - это особый вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к музыкальной и театральной культуре. Отдельно следует подчеркнуть, что музыка является неотъемлемым спутником всех представлений и позволяет более ярко и выразительно раскрыть образы героев. Участникам очень нравится погружаться в мир сказки, играть с ожившими куклами, перевоплощаться в различные персонажи и доставлять радость зрителям.[1]

Деятельность детей в детском коллективе целесообразно организовывать на основе программы «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, в основу которой положены принципы развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка.

Важным фактором является психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, которая стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) мотивацию успешности, продвижение вперед («У тебя обязательно получится»).

Как утверждал Л. С. Выготский: «Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».[2]

  1. Технология организации и планирования учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективе

Успешность реализации программы определяется применением следующих педагогических технологий:

·  целостного процесса обучения и воспитания;

·  обучения творчеству;

·  учебного диалога;

·  игровой деятельности;

·  коллективно-творческой деятельности;

·  проектной деятельности.

Для того, чтобы организовать и спланировать учебно-воспитательный процесс в детском театральном коллективе следует обратить внимание на  следующие направления деятельности:

- учебную (предусматривающую изучение теоретических и практических основ актерского мастерства, художественной сценической композиции и воспитания эстетического вкуса, вовлечения обучающихся в активную проектную деятельность); воспитательную (формирующую социально-значимые знания, умения и навыки); постановочную (работа с актерской группой, которая показывает значимость каждого ребенка и то, чему он научился на занятиях театрального коллектива); проектную (формирующую социальные навыки участников по созданию реального (но не обязательно вещественного) «продукта»); диагностическую (выявляющую осознаваемые мотивы обучения в театральном коллективе, направленные на изучение социально-психологической атмосферы в коллективе, выявление степени удовлетворенности ребенка различными сторонами жизни коллектива, склонности обучающегося к какому-либо виду профессиональной деятельности, уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся);

-  диагностическую творческих способностей воспитанников театральной студии с реализацией таковых в практической деятельности;

-  практическую по овладению обучающимися основными навыками актерского мастерства и сценической культуры;

-  формирующую умения проявления творческих способностей в различных видах театральной деятельности;

-  воспитательную, направленную на повышение уровня воспитанности обучающихся;

-  социализирующую личность обучающихся посредством творческого вида деятельности.[3]

Для того, чтобы реализовать заявленные направления, необходимо спланировать работу сроком на 2 года.

Первый год обучения предполагает освоение обучающимися основ сценической речи через выполнение чтецкой программы, участия в различных конкурсах декламации, таких как «Белый город», «Русская весна», «Во весь голос», «А караван идёт», «Вдохновенное перо» и др. Также участие в постановочной деятельности (мини-спектаклей, сценок, буфанад, пантомим и т. д.) Каждый обучающийся должен вести собственную творческую тетрадь, в которую записывать свои творческие работы (сценарии, авторские стихи, сказки, пьесы, монологи и т. д.).

На втором году обучения формируется творческая личность воспитанника средствами театральной педагогики, максимально раскрывая способности ребенка и осуществляя целенаправленную подготовку к любому виду творческой деятельности.

Результатом работы по данной программе могут стать победы участников в различных конкурсах и акциях.[4]

Тем самым, основной педагогической задачей деятельности детского театрального коллектива следует считать создание оптимальных условий для развития творческого потенциала ребенка, оказание им помощи в духовном обогащении, создание предпосылок в формировании толерантного, гуманного, нравственного, культурного, креативного человека.

  1. Содержание занятий в учебно-образовательном процессе в детском театральном коллективе

Занятия в детском театральном коллективе способствуют развитию не только коллектива, в котором сосуществует, творит и совершенствуется ребенок, но и уровню развития специальных навыков, воспитанности и удовлетворенности различными сторонами жизни в театральном коллективе каждого ребенка.

Хорошим результатом занятий в детском театральном коллективе является составление собственного портфолио, состоящего из творческих работ обучающихся и их достижений.

В детском театральном коллективе ребята учатся уважать права друг друга; развивать свой познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень.

Главное заключается в создании условий для воспитания духовности, оказания помощи в поиске нравственных ориентиров, поддержания стремления к здоровому образу жизни. А самая важная задача, пожалуй, в создании условий для самореализации каждого члена коллектива через вовлечение в творческую  деятельность.

Большое значение для результативности занятий ребят в детском театральном коллективе имеет совместная деятельность участников с родителями, которая строится на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества. Совместные мероприятия с родителями (отчётные концерты, творческие показы, посещение театров, проведение родительских собраний) побуждают родителей проявлять интерес к деятельности ребенка.

Также, большое значение имеет и ознакомление участников театрального коллектива с историей театра, деятельностью любительских самодеятельных театральных групп и театров и собственно участие детей в деятельности театрального коллектива нашей студии. Театральный коллектив должны знать в школе, так как участие театрального коллектива на праздниках, концертах очень важно.  

Для развития творческого начала у участников целесообразно проводить занятия по системе К.С.Станиславского.

«Творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы».[5]  (К. С. Станиславский)

Главное в работе детского театрального коллектива заключается в создании условий для воспитания духовности, помощи в поиске нравственных ориентиров, поддержании стремления к здоровому образу жизни.

Начало любой актерской деятельности лежит в целенаправленном развитии внимания как познавательного психического процесса. Учитывая, что сценическое внимание является основой внутренней техники актера, а, помимо этого, еще и самым важным элементом творческого состояния его, важно понимать, что оно является главным условием правильного внутреннего сценического самочувствия. Исходя из вышесказанного следует заключить, что внимание является началом любого действия. Если у актера не развито внимание, то он не может играть, не может действовать в заданных обстоятельствах, он не будет погружен в создаваемую ситуацию.

В связи с этим, воспитание будущих актеров необходимо начинать именно с воспитания внимания путем выполнения различных упражнений, которые направлены на воспитание в ребятах способности концентрироваться на определенном произвольно выбранном объекте; проявлять устойчивость внимания через удержание в поле зрения этого объекта, активизируя этот процесс через присоединение к внешнему вниманию также и внутреннего (т.е. мышления); преобразуя  произвольное активное внимание в высшую форму сосредоточенности, т.е. в непроизвольное активное внимание (в увлечение объектом), и, наконец, развивая способность быстрого переключения своей активности с одного объекта внимания на другой.

   Для актера важно развивать внешнее и внутреннее внимание. Внутреннее внимание направлено к самому себе, к тем процессам, которые протекают внутри него (стук сердца, движение кровотока; воспоминания прошедшего дня; составление плана своего выступления на классном собрании и т.д.).

Выполнения упражнений на развитие внимания к самому себе требует огромной сосредоточенности и кропотливости, так как необходимо научиться сосредотачиваться на конкретной мысли так, чтобы нельзя было отвлечься на какой-либо раздражитель.

Тем самым, работа по развитию внимания должна начинаться с самых простых упражнений, которые основаны на наблюдениях. Такие упражнения, особенно предназначены для развития внутренней сосредоточенности, проводятся через выстраивание ассоциаций. Так, например, надо вспомнить и рассказать прошедший день, что привлекательного произошло по дороге из школы домой, как были одеты проходящие мимо люди. Все эти наблюдения позволяют судить об особенностях и характере познавательных процессов. Такие простые упражнения показывают сформированность внутренних качеств ребят, особенностей их мышления, воображения. Только при условии умения увидеть прекрасное вокруг себя, улавливать в каждом человеке какую-то ценность, необходимо расширить творческий круг маленьких актеров и создать ситуацию использования своих возможностей отражать жизнь на сцене.

Внимание всегда направлено на выбранный объект. Будущим актерам важно овладеть умением сосредотачиваться на чем-то (на объекте), отключая все, что мешает и научиться переключать свое внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). То есть, важно развивать у себя умение управлять своим вниманием, делать его гибким и послушным, цепким и активным. Главное, чтобы внимание переключалось в нужный момент с одного объекта на другой.

Для того, чтобы развить внимание можно использовать упражнения типа:

  - послушать тишину, которое заключается в умении услышать, что происходит на данный момент в классе, в коридоре, на втором этаже здания, на площади перед зданием. Это необходимо для того, чтобы научить ребят сосредоточиться на объекте;

  - игра  в имена заключается в расположении участников в круге и использование возможностей каждого громко назвать свое имя, но и запомнить как можно больше людей по именам. Для этого, ведущий хлопает в ладоши и указывает на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Так один быстро хлопает в ладоши, указывая на ведущего или другого участника в кругу, произнося его имя. Здесь важно (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок - указание на игрока - название его имени и не путая имена игроков. Если темп потерялся, заморозилось «включенность» в игру, то это приводит к поражению;

  - задавалки, где все участники стоят в кругу. Ведущий держит в руках 4-6 различных предметов, которые знают все: карандаш, коробок спичек, ключ, монета и т.п. участникам надо представить, что они впервые видят эти предметы. Выполнение происходит следующим образом: ведущий начинает «знакомить» с предметами соседей слева и справа. Например, с монеты. Передает ее соседу слева со словами: «Это монета!» Принимающий должен спросить: «Что?» Ведущий повторяет: «Монета». Сосед изображает удивление: «Что?». «Монета!» - не сдается ведущий. Тогда сосед соглашается: «А, монета». Он забирает себе монету и передает его своему соседу, повторяя точно тот же текст. И так, далее по кругу. Одновременно с этим, передается соседу справа другой предмет - ключ. Здесь разыгрывается тот же диалог. При всей простоте упражнения, когда ведущий вводит в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то справа, то, посередине возникают ситуация, когда игроки должны одновременно (не прекращая движений) принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположную сторону. Чтобы успешно преодолеть все сложности участникам предстоит проявить максимальную собранность и научиться переключать внимание с одного предмета на другой;

   - спонтанность, при которой участники быстро начинают двигаться по комнате. При этом они должны реагировать на  разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течении десяти секунд.

Каждое задание необходимо выполнять с максимальной точностью. Например, надо разделиться на группы по цвету волос. Для этого, в течении 10 секунд надо найти людей с точно таким же цветом волос как у вас. И если у кого-то мелирование, то это принимается как наличие дополнительного цвета. Главное понимать, что если цвет волос или их длина отличается от цвета или длины других участников, то это всего лишь внешнее отличие, что делает наш мир разнообразным и интересным.

Распределение может идти по наличию часов на руке, по стилю обуви и т.д.

   Кроме того, для актера важно проявление действенного, устойчивого концентрированного внимания, при котором группа действует, как одно целое. Такое внимание можно развить упражнениями типа: «Лови хлопок», «Отзеркаливание», «Куча ниточек», «Серп, пенек» и т.д. Эти упражнения позволяют подготовить детей для выполнения более сложных упражнений и собрать их внимание для более четкого выполнения заданий. Такие упражнения позволяют начинать все репетиции, так как помогают ребятам отключиться от повседневных забот, собраться и настроиться на рабочий лад. Если в середине репетиционного дня дети уже устали, то эти упражнения помогут их взбодрить. И у ребят опять появится вдохновение.

По мнению К. С. Станиславского, именно воображение  является передовым, которое ведет за собой артиста.... Воображая, фантазируя, мечтая, актер  видит внутренним зрением то, о чем думает.... Каждым движением на сцене, каждым словом наполняется внутреннее содержание воображения.

Воображение должно быть развито и у зрителя, и у актера, и у режиссера. Театра без воображения нет.

Воображение необходимо развивать для того, чтобы поверить в создаваемые обстоятельства, воспринять их, как реальные жизненные условия, чтобы можно было встать на место героя, перенесясь в любую обстановку, представляя себе, что могло бы произойти, если бы актер оказался действительно в предлагаемых обстоятельствах. Тем самым, воображение позволяет не только поверить в предлагаемые обстоятельства, но и пробуждает активность, вызывает порыв к действию. Если предлагаемые обстоятельства «оживут» для актеров, то возникнет цель и потребность действовать, добиваясь осуществления этой цели.

Актеру важно развивать свое воображение так, чтобы всем организмом он сразу же стал откликаться на призыв «если бы». В этом случае, он сможет взять на себя заботы героя и оставить на время свои собственные житейские дела. Так, К. С. Станиславский считал, что внутренне тепло и огонь вызывает вымысел воображения. Каждым нашим движением на сцене, каждым словом актер подтверждает понимание жизни. Тем самым, воображение помогает актеру воплотиться в то, что будет с героем.

 Воображение успешно развивается в процессе активной творческой работы, когда дети вдохновляются новыми заданиями и впечатлениями, обогащаясь знакомством с новым пониманием произведений искусства. Именно это дает толчок воображению. Поэтому, развивая воображение у актеров происходит становление актера.

Развить воображение помогают такие упражнения, как: «Скульптор и глина», «Чугунный шар», «Замороженный», «Перевоплощение» (в насекомых, животных, рыб и др.) и т.п. И здесь важно добиваться от ребят подлинной правды.

Упражнения на развитие воображения тесно связаны с фантазиями. Как считал К. С. Станиславский, если воображение может создать то, что есть в действительности, то фантазия - то, чего нет в действительности, чего мы не знаем, чего никогда не было.... Тем самым, фантазия.... все может. Фантазия, как и воображение, необходимы творческому человеку.

Упражнения на развитие воображения воспитывают  способность верить в реальность заданного события. Так, применяя «если бы», мы получаем: «если бы я стал кем-то или тем-то, то что бы я смог бы?» (Основной вопрос, который стоит перед актером). Такие  упражнения позволяют актеру научиться, «пропуская» через себя предлагаемые обстоятельства, проживать их. А это очень важно для  работы над будущим спектаклем, т.к. довольно-таки сложно, отрешась от сегодняшнего дня, вообразить себя, например, Циклопом или другим героем придуманного мира. Поэтому такие упражнения еще учат проживать «здесь и сейчас», переживая именно этот момент «жизни» и понимая, что будет дальше. Это умение очень важно для актера, т.к. переживание на сцене всегда происходит как в первый раз. Эти упражнения достаточно сложны для детей в выполнении т.к. они либо спешат их выполнять и делают все зажато, либо стараются демонстрировать чувства, не переживая их.

Лучше у детей получаются упражнения типа «Покорение сказочного городка» или «Садик», где даже взрослые актеры, перевоплощаясь в детей, правдиво переживают в соответствии с  предлагаемыми обстоятельствами.

Для младшего школьника важно овладеть подлинным общением, научиться сотрудничать с партнером, основываясь на законах жизни. Вступая в общение, люди добиваются друг от друга чего-то, воздействуя,  и, в свою очередь, подвергаясь воздействию со стороны. Тем самым, общение складывается путем восприятия, оценивания и действия. Именно от того, как происходит восприятие и оценка действия партнера, определяется и наше воздействие на него. Ярче всего в общении проявляется импровизационная сущность действия.

   Тем самым, общение является самым активным видом действия. Внимание в общении обострено, воображение работает активно: ведь все время приходится обдумывать действия партнера и пытаться их прогнозировать и предупредить. Оценка предлагаемых обстоятельств мгновенна и точна, так как поведение партнера изменчиво.

   Так как общение почти всегда происходит в парах или группах при взаимодействии с партнером, то самым действенным является организация работы над этюдами, которые бывают импровизационными (когда тема есть, дается только тема этюда или предлагаемые обстоятельства, а участники должны разработать свою линию поведения, определяя свои задачи и пути взаимодействия и т.д.) так и этюды по литературным произведениям (книгам или фильмам, где участники действуют в заранее определенных предлагаемых обстоятельствах). Импровизационные этюды представляют наибольший интерес, так как они лучше раскрывают способности актеров к общению друг с другом (взаимодействию), а также к импровизации.

   Кроме того, этюды могут выполняться в парах или в группе. В коллективном этюде все должны принимать одинаковое участие. Каждый участник решает свою задачу в собственных предлагаемых обстоятельствах (помимо тех, в которых задействованы все участвующие в этюде), показывая свою линию действия. При этом этюд строится так, что, каждая группа по очереди проявляет активность, а остальные, не прекращая действия, спокойно занимаются какими-то делами, не привлекая к себе внимания.

   Общению учат такие упражнения, как:

   - «Проводник и слепой», «Сигналы», «Незрячие», «Кукловод и кукла», «Вдох - выдох»; «Знакомство».

При их выполнении сначала осуществляется свободное движение по комнате. Не глядя на партнеров. Все двигаются, как бы задумчивые. Избегая не только столкновений, но и касаний. Движения легкие и свободные. Постепенно, не замедляясь, заполняется равномерно вся комната. Даже углы не остаются пустыми.

Затем встречаясь взглядами друг с другом, устанавливается зрительный контакт - и движение продолжается до следующей встрече. Приостановились - взгляд - движение.

Если до сих пор зрительный контакт с партнерами механически фиксировался, то позже к взглядам присоединяются эмоции. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.

Продолжаем движение и с каждым, с кем встречаемся на пути, пожимаем руку. Темп постоянно поддерживается, поэтому все надо делать быстро и здороваться с теми, кто проходит справа, и с теми, кто пробегает слева. Главное - не пропустить ни одного человека и всех поприветствовать. Маршруты своего движения прокладывать произвольно.

Теперь вместо рукопожатия необходимо прикоснуться каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Колено!» - значит, к колену встречного прикладываем свое колено и останавливаем бег, пока педагог не проверит, все ли нашли себе пару. «Ладонь!» - значит, все стоят, держась ладонями.

- «Хвост» - Все закрывают глаза и начинают двигаться по комнате в среднем темпе. Участники выставляют руки на уровне пояса ладонями вперед, что позволит им определить, свободно ли пространство перед ними. При встрече с другим участником, необходимо обменяться рукопожатием, не открывая глаз, и продолжить движение в паре, взявшись за руки. При новой встрече надо присоединить к себе еще одного невидимого партнера (глаза по-прежнему закрыты) и продолжать ходьбу. Упражнение заканчивается по хлопку педагога тогда, когда все пары и группы соединились в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз. Встреча за встречей, и вместе собрались множество разных людей. Все сейчас принадлежат к одной, единой группе. Надо почувствовать себя частью живой цепи. Ощутить тепло и надежность рук. Затем открыть глаза. Поблагодарить соседей слева и справа за сотрудничество.

 - «Бег в резинке» - Участники разбиваются на пары, каждая из которых получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка).

В каждой паре определяются Ведущий и Ведомый, которые по ходу игры меняются ролями. Ведущий и Ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит растянутая резинка. По сигналу педагога начинается движение по комнате сначала в виде ходьбы с разной скоростью и в разном темпе, постепенно переходящий в бег с преодолением всяческих препятствий в виде столов и стульев, совершения неожиданных поворотов, остановок и др. Главное – надо оставить резинку на теле (при этом, придерживать ее во время движения руками нельзя). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, и не рваться из-за лишнего напряжения.

- «Машина» - когда первый участник выходит на площадку, выполняя действие. Второй через секунду выходит следом и подстраивается к движению первого. Между действиями должна возникнуть какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий участник, быстро оценив происходящее между участниками, добавляет к их действию свое движение. Но главное - чтобы все участники возвращались к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла. При этом участники могут произносить какие-то звуки.

Если «машина» заработала ритмично, слаженно и получилась логическая согласованность действия каждого из партнеров с работой всего механизма, то получается целая развернутая сцена.

Эти упражнения проходят наиболее интересно потому что, ребятам нравятся коммуникативные взаимодействия друг с другом, и они выполняют их спонтанно.

В строгом смысле слова под общением понимается взаимодействие партнеров. Но есть более широкое значение этого понятия, которое применял К.С. Станиславский, - соприкосновение человека через его органы чувств со всем, что его окружает, включая неодушевленные предметы. То есть, даже если актер находится на сцене совсем один среди декораций, то и здесь у него происходит процесс общения. Поэтому для актера важно развивать общение во время тренинговых упражнений. Например, упражнение на воображение, которое заключается в перевоплощении, где каждый участник, перевоплощаясь в неизвестное животное или в амебу, начинает проживать жизнь этого существа, взаимодействуя с окружающей средой, с обстановкой, в которой происходит действие. Это воображаемое существо обретает зрение, слух, обоняние и т.д. То есть происходит взаимодействие, общение.

Темпо-ритм

 По мнению К.С. Станиславского, каждый человек проживает свои страсти, состояния, переживания, находясь в своем темпо-ритме. Каждый создаваемый актером внутренний или внешний образ... имеет свой темпо-ритм. Каждый факт, событие развиваются в соответствующем темпо-ритме. То есть внутри любого человека есть свой собственный темпо-ритм.

В зависимости от того, в каких обстоятельствах живет человек, такой темп и ритм он задает своим действиям. Тем самым, темп определяет скорость выполнения действия и поэтому может быть быстрым или замедленным. На сцене понятие темпа связано со степенью энергичности действия и эмоционального переживания героев, от накала страстей. Ритм определяет равномерное чередование каких-либо элементов в звучании или движении. Например, ритм танца, музыкальный ритм. То есть, ритм отражает степень напряженности действия. Чем более для нас желателен результат действия, тем напряжение становится ритм. В частности, ритм можно соотнести со стуком вашего сердца при выполнении действия или степенью готовности к действию.

Темп и ритм взаимосвязаны друг с другом, хотя эта связь может проявляться разнообразно. Чем напряжений ритм, тем быстрее темп действия. Именно прочное соединение темпа и ритма между собой в театральной практике образует специальный термин - темпо-ритм, обозначающий соответствие, соотношение темпа и ритма данного действия. Объединяя темп и ритм в единое понятие темпо-ритм, можно определить не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязывание энергии действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью.

Тем самым, темпо-ритм - это гармония соединения темпа и ритма, при котором каждое новое действие на сцене - это смена темпа-ритма. Спектакль образует партитуру разных темпо-ритмов. Актеру очень важно «попасть» в нужный темпо-ритм, что позволит ему соответствовать и жанру пьесы (ведь темпо-ритмы комедии, трагедии и драмы различны), и режиссерскому замыслу (не «затянуть» спектакль и не «заторопить» игру). Поэтому развивать чувства темпа и ритма у ребят очень важно.

Для успешного чувствования ритмического рисунка роли, темпа спектакля, актер должен точно ощущать время, что наиболее эффективно осуществляется в процессе его воспитания.  

   Кроме того, что эти упражнения развивают чувство ритма и темпа, заставляя актера подключать воображение и действовать в предлагаемых обстоятельствах.  

 

 


Заключение

Все элементы Системы К.С. Станиславского (внимание, воображение, вера и т.д.) имеют действенную структуру, потому как они реализуются в действии.  Действие держит в себе все. Если действие подлинно, то и внимание и воображение и вера обеспечены. Но ни одно действие не может быть без темпо-ритма.

Конечно, слово в театральном детском коллективе имеет большое значение, но все-таки, главное в театре - это действие, которым овладевают студийцы в форме творческой импровизации.

Умение держать себя перед зрителем помогают ребенку избавиться от страха перед зрителем и обрести желание понравиться ему, освободиться от мускульного зажима и вернуть себе все привычные жизненные навыки, то есть начать действовать органически по законам жизни. При их помощи ребенок приводит себя в правильное сценическое самочувствие и нормальное жизненное состояние, когда не надо заботиться, куда деть руки, какой сделать жест, какое тут должно быть выражение лица и т.д. Все это возникает само собой, непроизвольно, помимо нашего разума, который, как и в жизни, непроизвольно, устремляется к достижению цели (к осуществлению сценической задачи), которая направлена, прежде всего, на социализацию личности.

 


Список использованной литературы

1.Азатян С.А. Театрализация как средство развития творческого потенциала школьника // Актуальные проблемы современной науки, 2012. №2. - С. 96.

2.        Горюнова С.А. Проект «Школьный театр как средство воспитания нравственности и духовности детей» // Воспитание школьников, 2012. № 3. -С. 35-38.

3.        Захарова С. Театрализация - метод учебно-творческого проекта // Искусство в школе, 2010. №6. - С. 34-37.

4. Кубасов А. В. Л. С. Выготский и психология творчества в его театральных рецензиях 20-х // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. № 1 / 2015. - С. 77.

5.        Некрасова Л.М. Театральная работа со школьниками разного возраста // Внешкольник, 2007. № 3.- С. 30-34.

6.        Петрова Л.М. К вопросу о развитии творческого потенциала школьников средствами театрального искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2008. №2. - С. 110-114.

7.        Рябинина И.Г. О школьном театре. [Школ. музыкально-драматический театр «Эльф» Москвы] - М.: Классный руководитель, 2002. №6. - С. 97-99.

8.        Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

9.         Сарабьян Э. Научитесь говорить так, чтобы вас услышали: 245 простых упражнений по системе Станиславского. - М.: АСТ, 2013. - 255 с.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. - 349 с.


[1] Азатян С.А. Театрализация как средство развития творческого потенциала школьника // Актуальные проблемы современной науки, 2012. №2. - С. 96.

[2] Кубасов А. В. Л. С. Выготский и психология творчества в его театральных рецензиях 20-х // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. № 1 / 2015. – С. 77.

[3] Рябинина И.Г. О школьном театре. [Школ. музыкально-драматический театр «Эльф» Москвы] - М.: Классный руководитель, 2002. №6. - С. 98.

[4] Горюнова С.А. Проект «Школьный театр как средство воспитания нравственности и духовности детей» // Воспитание школьников, 2012. № 3. -С. 36.

[5] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1. – М.: Государственное издательство «Искусство», 1954.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме:«Организация ситуации успеха на уроке»

Презентация содержит теоретический и практический материал по созданию ситуации успеха. Материалы могут быть использованы при подготовке к семинарам, педсоветам, а также при организации работы по само...

Методическая разработка на тему"Развитие двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания"

Обзор литературы по теме иследования.Активность учащихся на уроке физической культуры.Развитие интереса к занятиям физической культуры  через сочетания игрового и соревновательного метода.П...

Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Методическая разработка на тему: «Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»

В данной работе представлены теоретическое обоснование и практические советы на тему:«Организация работы школьного коллектива в рамках урока физической культуры»...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Методическая разработка по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"

Презентация по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"...