Тренинг "Кто есть я?"
методическая разработка по психологии

Тренинг для подростуов "Кто есть я?" 

Цель: принятие индивидуальности каждого подростка.

Задачи:

- развитие у подростков способности к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства;

- развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе;

- развитие осознания многообразия проявлений личности каждого человека, умения уважать других через организацию группового взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kto_ya_spts_no2.docx51.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков «Кто я?»

Дата проведения: 22.01.2020 г.

Присутствовало ______ (человек/семей)

Цель: принятие индивидуальности каждого подростка.

Задачи:

- развитие у подростков способности к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства;

- развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе;

- развитие осознания многообразия проявлений личности каждого человека, умения уважать других через организацию группового взаимодействия.

Целевая аудитория: обучающиеся ГБПОУ СПЦ № 2 из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Оборудование: бланк с рисунком «колеса»; бланк теста «Общительный ли ты человек?», «Конфликтный ли ты человек?»; бланк анкетного опроса.

Ход тренинга:

I. Организационный этап

1. Знакомство. Упражнение  «Имя и качество характера».

2. Упражнение    «Подбери    антонимы».

Ведущий называет первое слово, участники подбирают к нему  противоположное по смыслу слово.  

Активный    –    пассивный;

Рассеянный    –    внимательный;

Правдивый        -        лживый;        

Уважительный    –    льстивый;    лицемер;

Сочувствие        -    равнодушие;                                

Чуткий    -        грубый;        

Трудолюбивый        -    ленивый;        

Скромный    –    зазнайка;        

Тревожный    -        спокойный;

Добросовестный    -        безответственный;

Оптимист    -        пессимист;

Беззлобный    -        агрессивный

Коллективизм            -        эгоизм.    

3. Правила тренинга. Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют.

- в ходе занятия может говорить только один человек;

- говорить можно в круг, а не шептаться с соседом;

- стараться участвовать во всех упражнениях;

- соблюдать временной регламент;

- делиться только своими впечатлениями, что мы узнаем друг о друге обсуждаем только в группе.

4. Ожидания и опасения. На большом листе записывают в две колонки ожидания и опасения участников занятия, связанных с данным мероприятием. 

II. Основной этап

Слово ведущего. Мы все разные: кто-то уже с утра просыпается в хорошем    расположении духа, с улыбкой начинает день и все в его руках спорится. Другой    человек медленно раскачивается,  нехотя включается в работу, он медлительный и    неуклюжий. Один любит громко слушать музыку  и подпевать, а другой хотел бы    посидеть  в тишине,  полистать журнал. Несмотря на всевозможные отличия, мы должны    научиться вместе жить, организовывать и проводить  досуг, выполнять определенные        социально-бытовые обязанности.

1. Упражнение    «Колесо»

Список качеств. В ходе беседы вместе с ребятами определяется и расшифровывается    основное содержание каждой компетенции.

Список качеств:

  1. Навыки общения;
  2. Лидерские качества, организаторские навыки;
  3. Умение подчинять свои желания другим;
  4. Умение контролировать  себя, свои поступки;
  5. Уверенное поведение;
  6. Умение разрешать конфликты;
  7. Социально-бытовые навыки;    
  8. Коллективные навыки.

Самооценка. Ребятам раздаются бланки с рисунком «колеса» (Приложение 3). Каждому участнику    группы предлагается оценить наличие у себя данных компетенций. Им необходимо    закрасить каждую ячейку колеса (компетенции    пронумерованы) в процентном    отношении. 0% расположено в центре круга.

Обсуждение:

Обсуждение полученных результатов.

2. Тест «Общительный ли ты человек?» (Приложение 1)

Инструкция: тебе предлагается ответить на 16 вопросов, выбрав один ответ: «да»−2    балла, «нет»−0 баллов, «иногда»−1 балл.

Подсчитайте сумму баллов

Тест «Общительный ли ты человек?»

Фамилия, имя______________________________________

Вопрос

«да»

2 балла

«иногда»

1 балл

«нет»

0 баллов

Тебе предстоит деловая встреча. Выбивает ли ее    ожидание тебя из привычного ритма?

Ты откладываешь визит к врачу до тех пор, пока    становится невмоготу

Выступить с сообщением или презентацией    вызывает у тебя неудовольствие

Делишься ли ты своими переживаниями с кем-нибудь?

Раздражает ли тебя незнакомый человек на улице,    который просит показать улицу и пр.

Веришь ли ты, что людям разных поколений трудно    понимать друг друга?

Постесняешься ли  ты напомнить другу, что он тебе    должен вернуть деньги

В столовой или кафе тебе подали некачественное    блюдо.  Промолчишь?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком,    ты не вступишь с ним в беседу и будешь нехотя    отвечать, если заговорить он. Так ли  это?

        

Ты не любишь длинных очередей. И лучше    откажешься от намерений, чем встанешь в хвост и    будешь ждать.

Ты не любитель обсуждать и разбирать конфликтные ситуации

У тебя есть собственные взгляды на жизнь,    окружающих и чужого мнения ты не воспринимаешь.

Кто-то высказывает неверное мнение, ты промолчишь и не вступишь в спор.

Чья-то просьба помочь с учебой или другим делом вызывает у тебя досаду и раздражение

Тебе легче излагать свои знания письменно

                                                                                                                                                                                                                                                                                ИТОГО:

Интерпретация:

30—32 балла. Ты явно некоммуникабелен(а), и это твоя беда, так как  страдаешь от этого больше всего ты. Но и близким тебе людям тоже    нелегко. На тебя трудно положиться в деле, которое требует групповых,   совместных усилий. Старайся стать общительнее.

25—29 баллов. Ты замкнут(а), неразговорчив(а), предпочитаешь    одиночество, поэтому у тебя, наверное, мало друзей. Новое место учебы        и необходимость заводить новые знакомства если не ввергает тебя в панику, то надолго выводят из равновесия. Ты знаешь эту особенность своего    характера и бываешь недоволен(а) собой. Но в твоей власти и измениться.   Стоит только захотеть.

19—20 баллов. Ты в известной степени общителен(а) и в незнакомой    обстановке чувствуешь себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми    ты сходишься с оглядкой, в спорах участвуешь неохотно.    

14—18 баллов. У тебя нормальная коммуникабельность. Ты в меру    любознателен(а), охотно слушаешь интересного собеседника, достаточно    терпелив(ая) в общении с другими, отстаиваешь свою точку зрения без    вспыльчивости. Без неприятных переживаний идешь на встречу с новыми    людьми. В тоже время не любишь шумных компаний, выходки и    многословие   вызывают у тебя раздражение.

9—13 баллов. Ты весьма общителен(а), порой, быть может, даже сверх    меры. Любопытен(а), разговорчив(а), любишь высказываться по разным    вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно    знакомишься с новыми людьми. Любишь бывать в центре внимания,    никому    не    отказываешь    в    просьбах,    хотя    не    всегда    можешь    их выполнить. Бывает, вспылишь, но быстро отходишь. Чего тебе не    достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с    серьезными проблемами.    

4—8 баллов. Общительность бьет из тебя ключом, ты всегда в курсе всех    дел, любишь принимать участие во всех спорах, хотя серьезные темы могут    вызвать у тебя хандру. Охотно берешь слово по любому вопросу, даже если    имеешь о нем поверхностное представление. Всюду чувствуешь себя в    «своей тарелке». Берешься за любое дело, хотя далеко не всегда можешь    довести его до конца.    

3 балла и менее. Твоя коммуникабельность носит болезненный характер.    Ты говорлив(а), многословен(а), вмешиваешься в дела, которые не имеют к    тебе никакого отношения. Вспыльчив(а), обидчив(а), нередко бываешь    необъективен(а). И в  техникуме, и дома, и вообще повсюду — трудно с    тобой. Да, надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего,    воспитай в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к    людям.

Обсуждение:

- согласны ли вы с результатами теста?

- что нового вы узнали о себе?

2. Тест «Конфликтный ли ты человек?» (Приложение 2)

1. В транспорте начинается скандал. Как вы на него отреагируете?

а) ни за что не примете в нем участие – 3 балла;

б) вмешавшись, будете защищать потерпевшего – 2 балла;

в) примете в нем активное участие – 1 балл.

2. Будете ли вы критиковать преподавателя, мастера?

а) нет – 3 балла;

б) в зависимости от обстоятельств – 2 балла;

в) будете критиковать – 1 балл.

3. Вы видите, что староста группы совершенно не умеет распоряжаться своей должностью. Он дает никому не нужные задания. Как вы отреагируете на ситуацию?

а) предложите изменения, если вас поддержат – 2 балла;

б) возьмете ситуацию в свои руки – 1 балл;

в) побоитесь  испортить взаимоотношения – 3 балла.

4. Как часто вы спорите  с другом?

а) только тогда, когда на вас не обижаются и спор не влияет на   отношения – 2 балла;

б) спорите только по важным вопросам – 3 балла;

в) спорите не только с ним, но и с другими людьми – 1 балл.

5. Пропустите ли вы человека, который пытается пролезть к прилавку без очереди?

а) попытаетесь проследовать за ним – 1 балл;

б) будете возмущаться, но не вслух – 3 балла;

в) выскажете свое возмущение открыто – 2 балла.

6. Ваш знакомый – жуткий неудачник, вскоре он собирается совершить очередной не совсем умный поступок. Как вы его остановите?

а) постараетесь его отговорить – 2 балла;

б) будете питать его иллюзиями, говоря, что он прекрасно справится – 3 балла;

в) выскажете все, что думаете о нем – 1 балл.

7. По дороге домой вы встречаете группу подростков, обижающую малыша. Как вы отреагируете на них?

а) промолчите – 3 балла;

б) грубо выскажите  им,  поругаете их,– 1 балл;

в) сделаете замечание – 2 балла.

8. В магазине вы заметили, что с вас взяли больше денег, чем нужно. Как вы отреагируете?

а) больше никогда не пойдете в этот магазин – 3 балла;

б) попросите пересчитать деньги  – 2 балла;

в) устроите большой скандал – 1 балл.

9. В  кафе официант обслуживает вас плохо, разговаривает грубо. Как вы поступите?

а) будете молчать, т. к. ваше возмущение ничего не даст – 3 балла;

б) пожалуетесь на него начальству – 1 балл;

в) будете вымещать свое недовольство на  окружающих  – 2 балла.

10. В споре со своим другом (подругой) вы понимаете, что он(а) прав(а). Что вы сделаете?

а) ошибку не признаете – 1 балл;

б) признаетесь, что не были правы – 3 балла;

в)  если признаетесь, то будете выглядеть глупо – 2 балла.

Подсчитайте количество набранных баллов. Сумма ____________

Интерпретация:  

У вас от 30 до 25 баллов. Вас можно назвать очень тактичным и абсолютно не конфликтным человеком. Вы предпочитаете все конфликтные ситуации улаживать с помощью переговоров. Вас можно назвать приятным для окружающих человеком, который всегда готов прийти на помощь, если потребуется. Для вас очень важно не потерять уважения в глазах друзей и родных.

У вас от 24 до 19 баллов. Вас можно назвать в меру конфликтным человеком, потому что если вы видите, что где-то с вами поступили несправедливо, то обязательно выскажетесь по этому поводу. Вы не смолчите и будете до конца отстаивать свою точку зрения. За это вас уважают окружающие.

У вас от 18 до 13 баллов. Вы очень критичны и постоянно чем-то недовольны. Вы не можете жить спокойно. Если с вами не спорят, вы сами находите повод для  конфликта. Как правило, таким способом вы спускаете накопившуюся энергию.

У вас 12 и меньше баллов. Вы обладаете разрушительной энергией. Малейшая критика в вашу сторону или неосторожно сказанное слово грозит сказавшему крупными неприятностями. Вы способны одним взглядом «испепелить» своего противника. Многие люди вас побаиваются, а те, кто знает о вашем характере, стараются держаться от вас подальше и лишний раз не попадаться вам на глаза.

Притча  «ПЕСОК И КАМЕНЬ».

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них ударил по лицу другого. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли озеро, в котором  решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но  друг спас его. Когда он пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а когда спас,  ты пишешь на камне. Почему?

Как вы думаете, что ответил друг? Почему в первом случае он написал на песке, а во втором – на камне?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

 

III. Завершающий этап

1. Рефлексия. Впечатления от занятия – обсуждение в круге. 

Анкетный опрос. 

Уважаемые студенты!

Предлагаем  Вам  отметить  галочкой  те  характеристики  личности,  которые  представляют  для  Вас  наибольший  интерес  и  которые  Вы  хотели  бы  изучить  в  себе.  

  1. Навыки общения
  2. Лидерские качества, организаторские навыки;
  3. Умение  следовать  общим  нормам  и  правилам;
  4. Умение контролировать себя, свои  поступки;
  5. Уверенное поведение;
  6. Умение разрешать конфликты;
  7. Социально-бытовые навыки;
  8. Коллективные навыки;
  9. Определение  своего  типа  темперамента  (холерик,  меланхолик,  флегматик,  сангвиник);
  10. Уровень    эмоциональной  и  стрессовой  устойчивости;
  11. Умение  выстраивать  позитивные  взаимоотношения  с  окружающими;
  12. (Свой  вариант)_________________________________________________

2. Подведение итогов. Возвращаемся к листу с записанными ожиданиями и опасениями.

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Подтвердились ли ваши опасения?

Приложение 1

Тест «Общительный ли ты человек?»

Фамилия, имя______________________________________

Вопрос

«да»

2 балла

«иногда»

1 балл

«нет»

0 баллов

Тебе предстоит деловая встреча. Выбивает ли ее    ожидание тебя из привычного ритма?

Ты откладываешь визит к врачу до тех пор, пока    становится невмоготу

Выступить с сообщением или презентацией    вызывает у тебя неудовольствие

Делишься ли ты своими переживаниями с кем-нибудь?

Раздражает ли тебя незнакомый человек на улице,    который просит показать улицу и пр.

Веришь ли ты, что людям разных поколений трудно    понимать друг друга?

Постесняешься ли  ты напомнить другу, что он тебе    должен вернуть деньги

В столовой или кафе тебе подали некачественное    блюдо.  Промолчишь?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком,    ты не вступишь с ним в беседу и будешь нехотя    отвечать, если заговорить он. Так ли  это?

        

Ты не любишь длинных очередей. И лучше    откажешься от намерений, чем встанешь в хвост и    будешь ждать.

Ты не любитель обсуждать и разбирать конфликтные ситуации

У тебя есть собственные взгляды на жизнь,    окружающих и чужого мнения ты не воспринимаешь.

Кто-то высказывает неверное мнение, ты промолчишь и не вступишь в спор.

Чья-то просьба помочь с учебой или другим делом вызывает у тебя досаду и раздражение

Тебе легче излагать свои знания письменно

                                                                                                                                                                                                                                                                                ИТОГО:

Сумма:    

Приложение 2

Тест «Конфликтный ли ты человек?»

1. В транспорте начинается скандал. Как вы на него отреагируете?

а) ни за что не примете в нем участие – 3 балла;

б) вмешавшись, будете защищать потерпевшего – 2 балла;

в) примете в нем активное участие – 1 балл.

2. Будете ли вы критиковать преподавателя, мастера?

а) нет – 3 балла;

б) в зависимости от обстоятельств – 2 балла;

в) будете критиковать – 1 балл.

3. Вы видите, что староста группы совершенно не умеет распоряжаться своей должностью. Он дает никому не нужные задания. Как вы отреагируете на ситуацию?

а) предложите изменения, если вас поддержат – 2 балла;

б) возьмете ситуацию в свои руки – 1 балл;

в) побоитесь  испортить взаимоотношения – 3 балла.

4. Как часто вы спорите  с другом?

а) только тогда, когда на вас не обижаются и спор не влияет на   отношения – 2 балла;

б) спорите только по важным вопросам – 3 балла;

в) спорите не только с ним, но и с другими людьми – 1 балл.

5. Пропустите ли вы человека, который пытается пролезть к прилавку без очереди?

а) попытаетесь проследовать за ним – 1 балл;

б) будете возмущаться, но не вслух – 3 балла;

в) выскажете свое возмущение открыто – 2 балла.

6. Ваш знакомый – жуткий неудачник, вскоре он собирается совершить очередной не совсем умный поступок. Как вы его остановите?

а) постараетесь его отговорить – 2 балла;

б) будете питать его иллюзиями, говоря, что он прекрасно справится – 3 балла;

в) выскажете все, что думаете о нем – 1 балл.

7. По дороге домой вы встречаете группу подростков, обижающую малыша. Как вы отреагируете на них?

а) промолчите – 3 балла;

б) грубо выскажите  им,  поругаете их,– 1 балл;

в) сделаете замечание – 2 балла.

8. В магазине вы заметили, что с вас взяли больше денег, чем нужно. Как вы отреагируете?

а) больше никогда не пойдете в этот магазин – 3 балла;

б) попросите пересчитать деньги  – 2 балла;

в) устроите большой скандал – 1 балл.

9. В  кафе официант обслуживает вас плохо, разговаривает грубо. Как вы поступите?

а) будете молчать, т. к. ваше возмущение ничего не даст – 3 балла;

б) пожалуетесь на него начальству – 1 балл;

в) будете вымещать свое недовольство на  окружающих  – 2 балла.

10. В споре со своим другом (подругой) вы понимаете, что он(а) прав(а). Что вы сделаете?

а) ошибку не признаете – 1 балл;

б) признаетесь, что не были правы – 3 балла;

в)  если признаетесь, то будете выглядеть глупо – 2 балла.

Подсчитайте количество набранных баллов. Сумма ____________

Приложение 3

Самооценка

        

Анкетный опрос. 

Уважаемые студенты!

Предлагаем  Вам  отметить  галочкой  те  характеристики  личности,  которые  представляют  для  Вас  наибольший  интерес  и  которые  Вы  хотели  бы  изучить  в  себе.  

  1. Навыки общения
  2. Лидерские качества, организаторские навыки;
  3. Умение  следовать  общим  нормам  и  правилам;
  4. Умение контролировать себя, свои  поступки;
  5. Уверенное поведение;
  6. Умение разрешать конфликты;
  7. Социально-бытовые навыки;
  8. Коллективные навыки;
  9. Определение  своего  типа  темперамента  (холерик,  меланхолик,  флегматик,  сангвиник);
  10. Уровень    эмоциональной  и  стрессовой  устойчивости;
  11. Умение  выстраивать  позитивные  взаимоотношения  с  окружающими;
  12. (Свой  вариант)_________________________________________________

Анкетный опрос. 

Уважаемые студенты!

Предлагаем  Вам  отметить  галочкой  те  характеристики  личности,  которые  представляют  для  Вас  наибольший  интерес  и  которые  Вы  хотели  бы  изучить  в  себе.  

  1. Навыки общения
  2. Лидерские качества, организаторские навыки;
  3. Умение  следовать  общим  нормам  и  правилам;
  4. Умение контролировать себя, свои  поступки;
  5. Уверенное поведение;
  6. Умение разрешать конфликты;
  7. Социально-бытовые навыки;
  8. Коллективные навыки;
  9. Определение  своего  типа  темперамента  (холерик,  меланхолик,  флегматик,  сангвиник);
  10. Уровень    эмоциональной  и  стрессовой  устойчивости;
  11. Умение  выстраивать  позитивные  взаимоотношения  с  окружающими;
  12. (Свой  вариант)_________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»

Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться  проводить первичную экологическую экспертизу продукто...

"Есть итли не есть? Вот в чем вопрос!"

Классный час для учащихся 7 класса проводился в рамках программы "Здоровое питание".   Цель:   донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах (БАДах), ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....