Живительная сила женского сердца в судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны
материал

Звягина Ольга Николаевна

В работе рассмотрена судьба Елизаветы Федоровны: ее детские годы, семейная жизнь, благотворительная деятельность, трагический финал ее земного пути. Уделено внимание анализу историко-культурного значения личности  и подвига Елизаветы Федоровны. В практической части проведен социологический опрос "Нравственные ценности молодежи".

Работа была представлена на Муниципальных Свято-Елизаветенских чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад61.99 КБ
PDF icon презентация2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 г.Маркса Саратовской области

Живительная сила женского сердца

в судьбе великой княгини

 Елизаветы Федоровны.

Работу выполнили:

педагог-психолог, учитель ОРКСЭ

Звягина Ольга Николаевна,

социальный педагог

Храмихина Анастасия Александровна

2018 г.

Содержание

Введение

Глава I. Судьба великой княгини Елизаветы Федоровны.

  1. Детские годы Елизаветы Федоровны – основа выбора жизненного пути будущей княгини.
  2. Семейная жизнь Елизаветы Федоровны Романовой.
  3. Благотворительная деятельность как сфера повседневной жизни великой княгини.
  4. Трагический и славный финал земного пути великой матушки Елизаветы.
  5. Историко-культурное значение личности и подвига великой княгини Елизаветы Федоровны

Глава II. Практическая часть: проведение социологического опроса «Нравственные ценности молодежи»

Заключение

Литература

3

6

8

10

15

17

19

22

23

Введение

«Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразима хороша!

И верно под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!...»

Современный духовный кризис народа и его потребительское отношение к жизни требуют серьезного вмешательства со стороны Церкви и общества. И образ Елизаветы Федоровны в наши дни становится поистине путеводной звездой, ведь ее жертвенный путь преобразил общество, примирил между собой различные слои населения, объединил их в творении дел милосердия. Именно такой пример, поражающий своей красотой и величием, сегодня нам жизненно необходим.

Чтобы понять актуальность нашей темы, мы провели анонимное анкетирование среди  учащихся 10-11х классов МОУ-СОШ №1, где им нужно было ответить на несколько вопросов.

Гипотеза: образ святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны может стать для современного поколения примером для подражания в проявлении любви к ближнему.

Цель нашего исследования: показать на примере жизни святой великомученицы Елизаветы Федоровны силу женской любви.

Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:

  1. познакомиться с фактами биографии Елизаветы Федоровны Романовой;
  2. выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущей новомученицы и сподвижницы Российской Церкви;
  3. выявить особенности характера великой княгини, специфики ее семейных отношений с супругом;
  4. изучить благотворительную деятельность Елизаветы в повседневной жизни;
  5. определить историко-культурное значение личности великой княгини Елизаветы Федоровны;
  6. создать памятные календари к 155-годовщине со дня рождения Елизаветы Федоровны.

Объект исследования: личность новомученицы и сподвижницы Российской Церкви Великой княгини Российской Елизаветы Федоровны Романовой.

Предмет исследования: жизненный путь Великой княгини Российской Елизаветы Федоровны.

Методы исследования:

- изучение историографических материалов и документов;

- анализ и систематизация материалов;

- проектирование и моделирование.

Новизна заключается в комплексном изучении как литературных источников, фотографий, дневников, писем, воспоминаний, так и исследований постсоветского периода о великой подвижнице семьи Романовых.

Научно-практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам литературы, истории, при проведении внеклассной работы, создании классных уголков, стендов, исследований по проблеме «Духовно-нравственное воспитание молодежи».

В работе рассматриваются детские годы Елизаветы Федоровны, наложившие отпечаток на ее дальнейшую судьбу. Отражены особенности семейной жизни великой княгини и роли этих отношений в ее духовном становлении. Особое место уделяется раскрытию многогранной благотворительной деятельности Великой княгини. В работе подчёркивается историко-культурное значение нравственного облика Елизаветы Фёдоровны Романовой и её смыслообразующих ценностей в наднациональном характере культуры.

В своей работе мы стремились показать бытие великой княгини Елизаветы Федоровны как образец проявления любви, живительной силы женского сердца, убедительный пример для осмысления каждым своего жизненного пути.

  1. Детские годы Елизаветы Федоровны – основа выбора

жизненного пути будущей княгини.

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (официально в России Елисавета Феодоровна) родилась 1 ноября (20 октября) 1864 в Германии, в городе Дармштадт. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Федоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.

Дети ежедневно наблюдали теплое отношение родителей друг к другу. Сам по себе стиль повседневной жизни великогерцогской семьи, забота друг о друге, ожидание отца семейства после официальных поездок, совместное чтение и музицирование, встречи за большим обеленным столом, доброта и уют в быту, — все это благотворно действовало на детей.

Семья вела широкую благотворительную деятельность, обязательным условием которой являлось участие в ней детей, посещавших вместе с родителями больницы, приюты, дома для инвалидов. Принцесса Елизавета особенно отличалась любовью к ближним, сострадательностью, религиозностью, глубоким интеллектом, сильным характером и, кроме того, обладала многими талантами –музыкальным, художественным. Она прекрасно рисовала, обладала красивым голосом – альтом, с раннего детства у нее проявилось богатое эстетическое чувство, любовь к природе, особенно к цветам, тонкое переживание красоты окружающего мира как дара Божиего. Портрет будущей русской великой княгини представлен в мемуарах князя Александра Михайловича Романова: «Редкая красота, замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение, благородное сердце – таковы были добродетели этой удивительной женщины…»

В 1873 году разбился насмерть на глазах у матери трехлетний брат Елизаветы Фридрих. В 1876 г. в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елизаветы. Мать просиживала ночами у постелей заболевших детей. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет. В тот год закончилась для Елизаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

Великая княгиня Елизавета претворила материнский завет о милосердии в жизнь — великодушием в поступках и сдержанностью в речи. Она никогда не позволяла себе сурово критиковать кого-либо и всегда находила мягкое оправдание человека, совершившего промах.

Таким образом, семейная атмосфера велико-княжеского дворца, где росла и воспитывалась принцесса Элла, образ её матери во многом определили душевный и духовный строй Елизаветы, способность всегда видеть живую душу в любом человеке и, самое главное, любить!

  1. Семейная жизнь Елизаветы Федоровны Романовой.

На двадцатом году жизни принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II.

На публике Елизавета Федоровна и Сергей Александрович были, в первую очередь, высокопоставленными особами, возглавляли общества и комитеты, а их человеческие отношения, их взаимная любовь и привязанность держались в тайне.

Вопреки распускаемым тогда слухам, это был по-настоящему счастливый брак. В день десятилетия супружеской жизни, которое пришлось на разгар Русско-японской войны, князь записал в дневнике: «С утра я в церкви, жена — на складе*.  Господи, за что мне такое счастье?». А  в одном из писем своему брату Эрнесту Елизавета напишет про своего мужа: «Он был настоящим ангелом доброты. Как часто он мог бы, коснувшись моего сердца привести меня к перемене религии, чтобы сделать себя счастливым; и никогда, никогда он не жаловался… Пусть люди кричат обо мне, но только никогда не говори и слова против моего Сергея. Стань на его сторону перед ними и скажи им, что я обожаю его, а также  и мою новую страну и что таким образом научилась любить и их религию…»

Можно с уверенностью сказать, что совместная жизнь Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича была служением с максимальной отдачей всех сил и способностей.

Великий князь стал во многом учителем своей супруги, очень мягким и ненавязчивым. Будучи на 7 лет старше, он действительно в большой степени занимается ее образованием, учит русскому языку и культуре, знакомит с Парижем, показывает ей Италию и берет ее в поездку на Святую землю.

Благотворительность, которой занимались Сергей Александрович и Елизавета Федоровна, не была ни показной, ни поверхностной. Даже отдыхая в своем подмосковном имении Ильинском, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна продолжали принимать просьбы о помощи, об устройстве на работу, о пожертвовании на воспитание сирот — все это сохранилось в переписке управляющего двором великого князя с разными людьми. 

Счастье семейной жизни длилось недолго. В феврале1905 года трагедия постигла ее семью. Муж Елизаветы был убит террористом Иваном Каляевым, который бросил в Сергея Александровича бомбу. Великий князь был разорван на куски. Супруга князя первой прибыла на место преступления. Бросившаяся к месту взрыва Елизавета Федоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Она не рыдала, не кричала, с мертвенно-бледным лицом Елизавета упала на колени и стала собирать и укладывать на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж.

И снова ее дух не сломлен, снова она стойко и твердо вынесла удар судьбы. Внешне она была хрупкой, нежной, женственной, а внутри у нее таилась необычайная сила воли, терпение, мужество. Именно это помогало ей жить дальше.

На третий день после гибели мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Огромное человеколюбие позволяло ей не только не обвинять преступника, но и просить его помилования. Но сам убийца-фанатик настоял на публичной казни.  

После трагедии все, что не успел сделать Сергей, все, во что он вложил свой ум и неуемную энергию, Елизавета Федоровна считала своим долгом продолжить. «Я хочу быть достойна водительства такого супруга, как Сергий», — писала она вскоре после его смерти Зинаиде Юсуповой. 

Все это позволяет предположить, что брачные узы с великим князем во многом определили путь великой княгини Елизаветы Федоровны, способствуя усилению ее религиозного и благотворительного настроя.

Елизавета Федоровна в минуты самого тяжелого жизненного испытания показала образец силы характера и вместе с тем доброты и умения простить врага.

  1. Благотворительная деятельность как сфера повседневной

жизни великой княгини.

После принятия православия в 1891 году все свое духовное и интеллектуальное богатство, творческую одаренность и энергию великая княгиня Елизавета Федоровна употребила на благотворительную деятельность. Как супруга генерал-губернатора Москвы, она обязана была участвовать во всех великосветских мероприятиях, однако не эта сторона жизни являлась для нее приоритетной, а дела милосердия и активной помощи нуждающимся, которым Елизавета Федоровна посвящала основную часть своего времени и трудов: она постоянно снабжала бедные слои населения личными материальными средствами, одеждой, едой.

С началом Русско-японской войны княгиня, имеющая немалый опыт социальной работы, предприняла значительные усилия для оказания помощи фронту и русским солдатам. Фактически она стала главным организатором и одной из главных руководительниц труда патриотов не только в Москве, но и во всем обширном округе. Ее самоотверженный пример, личность и энтузиазм вдохновили множество женщин всех слоев общества на доблестный труд, который мог облегчить положение солдат и офицеров, защищающих интересы своей Родины. Во всех залах Кремлевского дворца, кроме Тронного, под руководством Елизаветы Федоровны были устроены специальные мастерские, где тысячи женщин трудились за швейными машинами и рабочими столами. Отсюда на фронт посылали продовольствие, обмундирование, медикаменты, подарки.

На собственные средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов, обустроила в Москве госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших солдат и офицеров. Она также организовала отправление на фронт походных церквей со всем необходимым для совершения богослужения.

После гибели мужа Великая Княгиня решила полностью посвятить себя служению Богу и ближним. Великая Княгиня оставила свет и, продав все свои драгоценности, приступила к осуществлению своей мечты постройке обители, где сестры, с одной стороны, по примеру евангельской Марии обращались бы к духовной жизни, а с другой, по примеру евангельской Марфы оказывали бы деятельную помощь всем нуждающимся и обездоленным (Лк 10:38 42). Елизавета Федоровна исходила из убеждения, что труд ради ближних является основой религиозной жизни, а моление – это отдохновение после трудов души и тела. Именно поэтому она стремилась сначала послужить людям, как заповедал Иисус Христос в святом Евангелии. «Достигнуть веры и любви – в служении, молитвы – в смирении…» - этому завету матушка Елизавета следовала неукоснительно вплоть до трагического и одновременно славного финала своего земного пути.

9 апреля 1910 года Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова принимает монашеский постриг. По воспоминаниям сестер обители, Елизавета Федоровна вела строгую аскетическую жизнь: тайно носила власяницу и вериги, спала на деревянной лавке, держала пост на протяжении всегогода, не ела даже рыбу. В двенадцать часов ночи, после дневных трудов, она вставала на молитву, потом обходила свою больницу, ухаживая за тяжело больными до утра; умирали все страдальцы только на ее руках. Псалтирь по усопшим ночи напролет она читала одна. «Молитвенница она была особенная – стояла на молитве, не шелохнувшись, как изваяние. Часто видели ее во время службы в слезах. Да, какая-то сила в ней необыкновенная. Какая-то светлость от нее исходила. Чувствовалось, что человек другой земли, другого мира… И так всегда чувствовалось в ее близости, что человек – не от мира сего». По этим воспоминаниям можно судить о несомненной харизматичности великой княгини.

Для устройства Марфо-Мариинской обители на свои денежные средства Елизавета Федоровна купила усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке, где были оборудованы больница, амбулатория для обслуживания приходящих больных, расположились многочисленные хозяйственные помещения; там также были обустроены классы школы для девочек Марфо-Мариинского приюта, собрана обширная библиотека. Часть дома была перестроена под церковь, а вокруг зданий и храма Елизавета Федоровна устроила прекрасный сад.

Больница Марфо-Мариинской обители милосердия считалась образцовой во всей Москве. Ею руководил доктор медицины А.И. Никитин; лучшие специалисты лечили больных и проводили операции бесплатно. Помимо приюта для девочек-сирот при обители действовала бесплатная столовая для бедных, а библиотекой мог воспользоваться каждый желающий. На содержание своей обители великая княгиня тратила огромные личные средства, но многие состоятельные жители Москвы также внесли свою немалую лепту в благоустройство Марфо-Мариинской обители для содержания ее на высочайшем уровне.

Важно подчеркнуть, что идею создания и всю многостороннюю деятельность обители одобрил и всячески поддерживал Николай II, который своим высочайшим указом помог ускорить ее официальное признание Святейшим Синодом.

Все сестры обители, помимо духовного окормления, проходили курс основ медицины, и главной их заботой было посещение больных и бедных, а также оказание помощи брошенным детям. В связи с этим необходимо выделить одно из направлений этой социальной благотворительной миссии – спасение детей и помощь нищим обитателям печально знаменитого в Москве Хитрова рынка, который, по определению В.А. Гиляровского, был настоящим разбойничьим логовом. Бесстрашно Елизавета Федоровна заходила в притоны, из которых забирала сирот для воспитания в Марфо-Мариинской обители. Мальчики с Хитровки устраивались в общежития, в которых они обеспечивались всем необходимым, как в материальном отношении, так и в нравственном; из одной группы таких беспризорников образовалась артель исполнительных юношей-посыльных Москвы. Девочек устраивали в закрытые учебные заведения или приюты, где следили за их физическим здоровьем и заботились об их духовно-нравственном росте. Все население Хитрова рынка с уважением относилось к великой княгине. Не было ни одного случая, чтобы кто-либо из жителей Хитровки оскорбил или унизил ее. Княгиню там высоко почитали, называя сестрой Елизаветой или матушкой. Вне стен своей обители великая княгиня организовала специализированный дом для чахоточных женщин, который представлял собой благоустроенный дом-больницу, окруженный цветущим садом; в случае смерти женщины-матери из этой больницы ее дети продолжали воспитываться в обители под покровительством матушки Елизаветы. Значительным результатом административной и организаторской деятельности великой княгини стала так называемая «Детская лепта» – кружок для детей и взрослых, которые собирались по воскресеньям в Николаевском дворце с целью потрудиться для бедных детей. Благодаря работе этого кружка в течение 1913 года было одето свыше тысячи восьмисот детей: детская обувь покупалась на пожертвованные деньги, платья из пожертвованного материала были сшиты руками трудящихся кружка «Детская лепта», а верхняя одежда изготавливалась безработными женщинами по заказам нуждающихся. Вся продукция распространялась в бедные семьи, потребность которых исследовали сестры Марфо-Мариинской обители. В стремлении повысить уровень духовно-нравственного воспитания жителей Москвы, великая княгиня устраивала по воскресеньям беседы для народа с общим пением молитв, которые проводили архиепископы, епископы и другие духовные лица московской епархии. Великая подвижница Елизавета Федоровна заботилась и о повышении грамотности населения, в основном среди женщин. С этой целью она основала при обители Воскресную школу для полуграмотных и безграмотных женщин и девушек, работающих на фабриках. По воскресным дням они обучались в школе Марфо-Мариинской обители, уроки в которой проводили сестры под руководством священника о. Евгения Синадского. Учащимся обязательно предлагалась трапеза, а затем следовали уроки пения или же устраивались интересные доклады духовно-нравственного содержания. После этого все шли в храм, где проходило чтение акафиста, и все принимали участие в общем пении. Такое соединение светского и религиозного образования в сочетании с богослужебной практикой оказалось наиболее результативной формой психологической и социально-педагогической деятельности, нашедшей благодарный отклик представительниц женского населения из низших слоёв общества. Эта социокультурная миссия по-новому раскрыла педагогический талант великой княгини Елизаветы.

Во время Первой мировой войны1914 года, когда патриотизм и героизм русского народа достиг своей вершины, Елизавета Федоровна с сестрами обители, императрицей Александрой Федоровной и другими дамами двора осуществляли поистине грандиозную общественную и медицинскую работу по формированию санитарных поездов, организации складов и отправке на фронт лекарств и снаряжения, походных церквей для богослужений. Пример самоотверженной любви к Богу, людям, России, который сестры обители видели в повседневной жизни великой княгини, трудившийся наравне с ними, побуждал их подражать ее подвигу: ее милосердию к больным, раненым, к людям, потерявшим цель в жизни, ко всем страждущим.

  1. Трагический и славный финал земного пути

великой матушки Елизаветы.

Судьба Елизаветы Федоровны, несмотря на драматизм событий,величественна в своей духовной сути. Великая княгиня остро переживала происходящие в России послеоктябрьские репрессии, но категорически отказалась от предложений выехать за границу, желая разделить участь своей страны, которую она глубоко любила и считала себя всей душой русской. Представители новой власти арестовали Елизавету Федоровну и увезли ее из Москвы на третий день Святой Пасхи 1918 года, когда Русская православная церковь празднует день Иверской иконы Божией Матери.

Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, на окраине города Алапаевска, вместе с другими представителями дома Романовых икрестовой сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой Яковлевой.И даже в страшные минуты ожидания смерти Елизавета Федоровна не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним, подбадривала и поддерживала их, давала наставления. «Дорогие мои детки, слава Богу, вы причащались: как одна душа, вы все стояли пред Спасителем. Верю, что Спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном суде эта молитва опять станет пред Богом, как милосердие друг ко другу и ко мне. О, как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни» (Последнее письмо Великой Княгини Елизаветы Федоровны сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия, 1918 год).

В ночь с 17 на 18 июля узников разбудили и повезли в направлении деревни Синячихи. Там находился заброшенный рудник: одна из его шахт, Нижняя Салимская, достигала глубины 60-метров, стены ее были выложены бревнами, торчавшими уже полусгнившими и высохшими. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту.  Первой столкнули Великую княгиню Елизавету. Падая, она крестилась и громко молилась Богу. "Господи, прости им, не знают, что делают!" Всех столкнули живыми. Затем палачи стали бросать в шахту ручные бомбы, чтобы засыпать ее и скрыть следы преступления. От бомб погиб лишь Федор Ремез, а остальные умирали в страшных мучениях. Но даже в такой ситуации Елизавета Федоровна проявила милосердие. В кромешной темноте шахты, изнемогая от собственной боли, святая Великая княгиня Елизавета исполняла свой последний долг на земле – облегчить страдания других. Она оторвала от своего апостольника часть ткани и ощупью сделала перевязку раненой головы князя Иоанна. Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение. Своим пением она подбадривала других и помогала им превозмогать боль и ужас надвигающейся смерти и устремляться в молитвах к Богу.  

Спустя три месяца тела мучеников были извлечены из шахты. Тело Елизаветы Федоровны осталось нетленным. Пальцы её были сложены для крестного знамения. Друзья Елизаветы Федоровны с огромными трудностями вывезли ее тело в Читу, затем в Китай, и в январе 1921 года захоронили в Иерусалиме в храме Святой Марии Магдалины, у подножия Елеонской горы, там, где она хотела упокоиться.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви преподобномученица великая княгиня Елизавета была причислена к лику святых. Память её празднуется в день кончины – 18 июля.

  1. Историко-культурное значение личности и подвига

великой княгини Елизаветы Федоровны

Историко-культурное значение самой личности и подвига великой княгини Елизаветы Федоровны для всех последующих поколений огромно и жизненно непреходяще.

По словам протопресвитера Михаила Польского, она была редким сочетанием возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Сам внешний облик ее отражал красоту и величие духа… На всей внешней обстановке Марфо-Мариинской обители и на самом ее внутреннем быте, как и на всех вообще созданиях великой княгини, кроме духовности лежал отпечаток изящества и культурности, не потому что она придавала этому какое-либо самодавлеющее значение, но потому что таково было непроизвольное действие ее творческого духа.

Анализируя феномен великой княгини, митрополит Анастасий (Грибановский) пишет: «Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар неба, каким явилась для своего времени великая княгиня Елизавета Федоровна. Как чудесное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за Русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей, которая воздвигается на костях новых мучеников. Такие образы имеют непреходящее значение: их удел – вечная память и на земле, и на небе. Не напрасно народный голос еще при жизни нарек ее святой. Как бы в награду за ее земной подвиг, и особенно за ее любовь к Святой Земле, ее мученическим останкам (найденным в шахте, по словам очевидцев, совершенно нетронутыми тлением) суждено почивать у самого места страданий и Воскресения Спасителя»

В русском женском монашестве личность и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой занимает особое место. По словам Л.П. Миллер, «святая мученица великая княгиня Елизавета явилась на заре ХХ века и прошла по Русской земле как светлый луч добра и милосердия, оставив после себя неизгладимый след в истории русского подвижничества и мученичества». Духовная и социокультурная деятельность Елизаветы Федоровны достигла своей вершины в трагический для России период, когда активизировались революционные идеи, слабела нравственность общества, разрушались устои государственности. Именно в это время с наибольшей силой и эффективностью был реализован творческий и личностный потенциал незаурядной натуры великой княгини Елизаветы, который формировался в условиях подлинно христианского воспитания, послужившего надежной морально-этической основой ее дальнейшей жизни и созидательных трудов, составивших богатое наследие культуры святости женского монашества.

В нравственном облике и социальном служении подвижницы заключена преобразующая сила евангельского духа, которая, в соединении со свободной волей и ответственностью человека, возводит его на вершины святости и делает наследником вечности.

Великая княгиня Елизавета, аристократка, бывшая протестантка, принявшая православие на своей новой родине, в России, и возлюбившая Русскую православную церковь и Россию сильнее собственной жизни, своим личным примером и мученической кончиной засвидетельствовала истинность выбранных ею приоритетов и смыслообразующих жизненных ценностей.

II. Практическая часть:

проведение социологического опроса «Нравственные ценности молодежи»

Участники исследования группа подростков в возрасте 16-17 лет (учащиеся 10, 11 классов МОУ-СОШ №1 г. Маркса) в количестве 45 человек.

Цель опроса: выяснить, какие нравственные ценности являются приоритетными для современной молодежи, а также выяснить осведомленность учащихся о жизнедеятельности и подвиге святой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Исходя из цели нашего исследования, нами были составлены следующие вопросы:

  1. Что для вас является наиболее значимым в жизни (выберите не более пяти вариантов):

- собственная жизнь

- жизнь другого человека

- семья с хорошими отношениями

- культура

- труд

- свобода

- природа

- родина

- деньги

- мир( как состояние, отношения)

- друзья

- возможность проявить инициативу

- власть

- возможность реализовать свои способности

- признание общества

- здоровье

- Бог

- что-то ещё: _______________________________________

2. В чём вы видите смысл жизни? (выберите не более 3-х вариантов)

- в продолжении рода

- в улучшении условий собственной жизни

- в реализации своих потребностей

- в борьбе за свои идеи

- в удовлетворении потребностей других

- в творении добрых дел

- в благотворительности

- в создании семьи

- другое __________________________________________________

  1. Есть ли у вас идеал для подражания среди известных людей XIX-XXI веков?

        Да                          Нет

Если есть, то кто? ____________________________________________

Если нет, то кто бы им мог стать? _______________________________

  1. Знакомо ли вам имя Елизаветы Федоровны Романовой?

            Да                          Нет

  1. Известно ли вам в чём состоял духовно-нравственный подвиг Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой?

           Да                          Нет

     Если да, то в чем? ____________________________________________

Выбор ответов распределился следующим образом:

Наиболее значимые ценности в жизни подростков

семья с хорошими отношениями

возможность реализовать свои способности

собственная жизнь

друзья

здоровье

свобода

деньги

жизнь другого человека

возможность проявить инициативу

Мир (как состояние, отношения)

труд

власть

Бог

природа

культура

признание общества

родина

73%

57%

53%

53%

53%

51%

37%

31%

24%

17%

15%

15%

15%

13%

11%

6%

2%

Смысл жизни подростки видят в:

- улучшении условий собственной жизни  -  58%

- создании семьи – 51%

- реализации своих потребностей – 49%

- продолжении рода  - 37%

- борьбе за свои идеи – 33%

- творении добрых дел – 18%

- благотворительности – 6%

- удовлетворении потребностей других – 4%

Идеал для подражания среди известных людей XIX-XXI веков есть у 38 % опрошенных. К таким личностям они относят блогеров, современных актрис, музыкантов, моделей и спортсменов. По одному выбор пал на поэтов 19-20 века, современную поэтессу и ученного. Только один учащийся из всех опрошенных указал, что примером для подражания он бы выбрал человека, занимающегося благотворительностью.

Имя великой княгини Елизаветы Федоровны знакомо 64% опрошенным. Однако только 2% (1 человек) известно, в чем состоял её духовно-нравственный подвиг.

Анализируя результаты опроса, мы пришли к выводу, что для современных подростков значимыми являются такие ценности как семья, возможность реализовать свои способности, друзья, здоровье и свобода, а смысл жизни они видят в улучшении условий собственной жизни Основная масса опрошенных не имеют нравственных идеалов для подражания и затрудняются ответить на вопрос - кто бы это мог быть. В большинстве своем ориентиром для современной молодежи являются люди из шоу-бизнеса и спорта, ставшие популярными в сети  интернет. Среди учащихся имя Елизаветы Федоровны Романовой  знакомо, однако они не владеют информацией о судьбе и духовно-нравственном подвиге княгини.

Заключение

Изучив жизнеописания великой княгини Елизаветы Федоровны, мы убедились, что каждый момент ее бытия был наполнен стремлением жить деятельно и духовно, очищая мир от равнодушия, вселяя веру и даря любовь. Вся сила личности Елизаветы Федоровны проявилась в том большом деле, которому была посвящена ее жизнь.

Смерть младшей сестры и матери, убийство её мужа, князя Сергея Александровича Романова, не сломило дух и волю княгини. Именно в эти дни вызревало понимание, что любой разрушительной ситуации, даже такой, как смерть любимого человека, можно противостоять только духовно, становясь великой и милосердной заступницей всех униженных и оскорбленных.

Нет сомнения в том, что изучение жития такой личности, как Елизавета Федоровна это духовная опора для развития самосознания современного поколения. Полагаем, что личность великой княгини Елизаветы Федоровны, ее многогранная творческая деятельность могут и должны служить эталоном русской женщины и всегда напоминать нам о том, что духовность, христианская любовь, подлинная красота – явление наднациональное и вневременное.

Думаем, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но рассмотреть полностью жизненный путь Елизаветы невозможно в таком маленьком формате работы. Это великий человек, это путеводная звезда в жизни каждого человека.

Используемая литература

  1. Волошун П.В. Благотворительная деятельность как сфера повседневной жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны (диссертация) – Тверь, 2014.
  2. Волошун П.В. Блажены милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. – М.: «ДАРЪ», 2010.
  3. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. – М., 2004
  4. Кучмаева И.К. Подвиг памяти (материалы к трилогии) – М.: государственная академия славянской культуры, 2000.
  5. Миллер Л.П. святая мученица российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. – М.: Паломник, 2006
  6. Шафажинская Н.Е. Великая княгиня Е.Ф. Романова и Марфо-Мариинская обитель милосердия: историко-культурное значение. – Вестник МГУКИ, 5(31) 2009г.
  7. Шустров А.Р. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова: человеческая природа и святость. – www.cyberleninka.ru
  8. www.statearchive.ru – государственный архив Российской Федерации


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

"Вода - живительная сила Земли"

Материал статьи о проблемах сохранения водных ресурсов сегодня. Отражена важность экологического образования всех слоёв населения, особенно подрастающего поколения. Показаны возможные формы работы рес...

Живительная сила "Уральских сказов" П.П.Бажова

Урок внеклассного чтения для 5 класса "Живительная сила "Уральских сказов" составлен в занимательной, игровой форме-состязания знатоков творчества П.П.Бажова....

Литературно-музыкальная композизия "Женское сердце"

Меропрятие "Женское сердце" , проводилось с целью духовного обогащения семей, для непосредственного взаимодействия матерей с детьми, для комуникативного развития воспитанников, их взаимодействия с род...

Час экологического просвещения "Есть в травах и цветах живительная сила"

Разработка мероприятия в виде познавательной викторины...

Любовь никогда не перестаёт (великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович Романовы)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная любви и судьбе великой княгини Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича Романовых...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...