Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень
рабочая программа (9 класс)

Ермилова Ксения Александровна

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramota_2019-2020.docx83.81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

на заседании Методического совета

протокол № __ от «__» __________ 20___г

Утверждаю

директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»

_____________________ С.В. Вязовова

Приказ  № «___» от «___» ____________20___г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Финансовая грамота»

возраст учащихся–14-16 лет

срок реализации программы  1 год – 34 часа

Составитель:

учитель истории и обществознания    

Ермилова Ксения Александровна

 

2019 г.

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

2.Полное название

 Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень

3.Сведения об авторе-составителе:  

3.1.Ф.И.О., должность

Ермилова К.А. учитель истории и обществознания

4.Сведения о программе:

4.1.Нормативная база

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки № 09-3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Устав МБОУ «Стрелецкая СОШ»

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Уровень освоения программы

Базовый

4.5 Вид программы

Модифицированная

4.6.Возраст учащихся

14 – 16 лет

4.7.Продолжительность обучения

1 год

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

        Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

       Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы. Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

       Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия c финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 9–10 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 14-16 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники  после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемая программа  повышения финансовой грамотности школьников  предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках программы дополнительного образования рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Специфичность программы проявляется в следующем: обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. В процессе прохождения программы организуется самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя, самоорганизации, приобщающие ученика к самостоятельности, формирующие потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды.

Объем и срок освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год  обучения для детей среднего школьного возраста (14-16 лет). Учебный материал рассчитан на 34 часа.

Набор детей в возрасте 14-16 лет в группы осуществляется независимо от их способностей и умений, без специального отбора. Для обучения по программе важен интерес ребенка финансовой сфере  и желание развиваться в этом направлении. Набор в группу осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). Принимаются все желающие. Количество учащихся в группе – 10  человек.

        1.2. Методические условия реализации программы.        

Форма организации образовательного процесса – индивидуально-групповая.

Формы проведения учебных занятий

  • лекция;
  • семинар;
  • практикум;
  • исследование;
  • путешествие;
  • игра
  • конференция;
  • защита творческих проектов;
  • участие в конкурсах .

Методы обучения.  При реализации данной программы применяются активные методы обучения: 

  • словесные методы (источником является устное или печатное слово, например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар, экскурсия, самостоятельная работа (работа с учебником и книгой, конспектирование, составление плана текста));
  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практические методы (учащиеся  получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, например: работа с контурной картой, творческие работы, практические работы);
  • методы проблемного обучения ( эвристический или частично-поисковый метод)
  • исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется в практических работах, деловых играх, научно-исследовательских проектах.

Занятия построены на следующих педагогических принципах:

- принцип доступности обучения – учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип поэтапного углубления знаний – усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих занятий;

- принцип комплексного развития – взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;

- принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

- принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

Технология личностно ориентированного развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель этой технологии – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей обучающихся на основе имеющегося у них опыта жизнедеятельности, а не формирования заранее данных.

Технология интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка. При проведении интегрированного занятия  объединяется  материал двух или трех дисциплин, например географии, математики, истории.

Технология развития критического мышления. Технология формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета. Основа технологии – построение занятия по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.

Технология проблемного обучения. Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. 

Информационно-коммуникационные технологии. Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.

Структура занятия:

1 часть: разминка: обсуждение организационных моментов, планирование  – 10 минут.

2 часть:  основная часть: выполнение различных практических заданий – 30 минут

3 часть: обсуждение результатов – 5 минут.

Дидактические материалы

В качестве дидактического материала используется:

- Подборка информационно-справочной литературы

- Наглядные пособия по темам, схемы.

- Онлайн-уроки

Упражнения: краткий конспект, исключите лишнее название, разгадать ребус, составить кроссворд, описание по плану, загадки, составление бизнес-плана.

1.3. Цель и задачи программы.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Цель и задачи программы.

Цель программы заключается в формировании у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

Образовательные:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического

образования учащихся;

- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

Развивающие:

-овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

-развитие памяти, логики, наблюдательности; 

Воспитательные:

-   воспитание активной жизненной позиции. 

- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитание ответственности за экономические решения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

        Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Банки: чем они могут быть вам

полезны в жизни

3

2

5

1.1.Банковская система

1.2.Как сберечь деньги с помощью депозитов

1.3.Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1.4Кредит: зачем он нужен и где его получить

1.5.Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1

1

1

1

1

2

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

3

2

5

2.1. Что такое ценные бумаги и какие они бывают

2.2.Профессиональные участники рынка  ценных бумаг

2.3.Граждане на рынке ценных бумаг

2.4.Зачем нужны паевые  инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

2.5. Операции на валютном рынке: риски

и возможности

1

1

1

1

1

3.

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

2

2

4

3.1.Что такое налоги и почему их нужно платить

3.2.Основы налогообложения граждан

3.3.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

3.4.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

1

1

1

4.

Страхование: что и как надо страховать чтобы не попасть в беду.

3

2

5

4.1.Страховой рынок России: коротко о главном

4.2 Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

4.3 Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

4.4. Если нанесён ущерб третьим лицам

4.5 Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика

1

1

1

1

1

5.

Собственный бизнес: как  создать и не потерять.

3

2

5

5.1.Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

5.2.Пишем бизнес-план

5.3.Расходы и доходы в собственном бизнесе

5.4.Налогообложение малого и среднего бизнеса

5.5.С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

1

1

1

1

6.

Риски в мире денег: как защититься от разорения.

3

2

5

6.1.Финансовые риски и стратегии инвестирования

6.2.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

6.3.Виды финансовых пирамид

6.4Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

6.5.Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1

1

1

1

1

7.

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

2

2

4

7.1.Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

 7.2.Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

7.3.Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

7.4.Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

1

1

1

8.

Зачет.

1

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Блок 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

1.1.Банковская система

Теория.

Понятие банковской системы. Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции.

1.2.Как сберечь деньги с помощью депозитов

Практика.

Изучение понятий депозит, система страхования вкладов, расчет порядка начисления простых и сложных процентов, порядка возмещения вкладов, основных параметров депозита.

1.3.Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

 

Теория. 

Варианты вложения денег в золото.

1.4Кредит: зачем он нужен и где его получить

Теория 

Виды кредитов, характеристики кредита, подходящий вид вложения денежных средств в банке.

1.5.Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Практика.

Проведение предварительных расчётов по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивание  стоимости привлечения средств в различных финансовых организациях.

Блок 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

2.1. Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Теория 

Фондовый рынок, ценная бумага.

2.2.Профессиональные участники рынка  ценных бум

Теория 

Функционирования фондового рынка, функции участников рынка, особенности работы граждан с инструментами такого рынка, его функционированиие, структура и порядок работы валютного рынка.

2.3.Граждане на рынке ценных бумаг

Теория 

Акция, облигация, вексель.

2.4.Зачем нужны паевые  инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.

Практика.

Выбор  подходящего инструмента инвестирования на фондовом рынке, выявление рисков, сопутствующих инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчет уровня  доходности по инвестициям.

2.5. Операции на валютном рынке: риски и возможности

Практика.

Расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Блок 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

3.1.Что такое налоги и почему их нужно платить

Теория

Налоговая система, налоги.

3.2.Основы налогообложения граждан

Теория

Пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая  декларация.

3.3.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Практика

Работа с личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получение актуальной информации о начисленных налогах и задолженности, заполнение налоговой  декларации.

3.4.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Практика

Оформление  заявления на получение налогового вычета, рассчет суммы налогов к уплате.

Блок  4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.

4.1.Страховой рынок России: коротко о главном

Теория

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.

4.2 Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

Практика

Проведение  сравнения страховых продуктов, учимся принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации.

4.3 Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

Теория

Алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

4.4. Если нанесён ущерб третьим лицам

Теория

Цель, задачи и принципы страхования, приобретение страховых услуг, умение правильно выбирать страховые продукты, преимущества и недостатки условий договоров страхования.

4.5 Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика

Практика

Оценивание надёжности страховой компании, правильности и прозрачности условий страхования на конкретны примерах.

Блок 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

5.1.Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

Теория

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план.

5.2.Пишем бизнес-план

Теория

Структура бизнес-плана, доходы и расходы.

5.3.Расходы и доходы в собственном бизнесе

Практика

Составление  бизнес-плана.

5.4.Налогообложение малого и среднего бизнеса

Теория

Налоги, риски, малый и средний бизнес.

5.5.С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

Практика

Порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

Блок 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

6.1.Финансовые риски и стратегии инвестирования

Теория

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля.

6.2.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

Практика

Распознание финансовой пирамиды среди множества инвестиционных предложений.

6.3.Виды финансовых пирамид

Теория

Финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.

6.4Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

Теория

Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

6.5.Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

Практика

Отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Блок 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

7.1.Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

Теория

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.

7.2.Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

 

Теория

Размер пенсии, программы  пенсионного обеспечения.

7.3.Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

 

Практика

Выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

7.4.Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».

Практика

Блок 8. Подведение итогов

Защита проектов.

1.5 Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать:

  • понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  • структуру денежной массы;
  • структуру доходов населения страны и способов её определения;
  • зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
  • основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
  • возможные нормы сбережения;
  • способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
  • различные виды страхования;
  • виды финансовых рисков;
  • способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
  • способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.

В результате изучения курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:

  • умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
  • умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
  • умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.

Требования к личностным результатам освоения программы:

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

        Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения программы:

• владение умением решать практические финансовые задачи;

• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

• определение стратегических целей в области управления личными финансами;

• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

• владение коммуникативными компетенциями:

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

         Требования к предметным результатам освоения программы:

• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

2.1. Условия реализации программы

Средства, необходимые для реализации программы:

Дидактические:

Подборка информационно-справочной литературы;

методические рекомендации;

наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.

Материально-технические:

учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

учебная мебель (мебель должна быть подвижной – кубы, стулья, столы);

компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

тематические карты по географии;

глобус, коллекция минералов, компасы.

Информационное обеспечение:

подключение к сети Интернет.

2.2. Формы аттестации/контроля.

Начальная диагностика проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебно-методический план и программу, определить направления и формы индивидуальной работы, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы. Как правило, проходит в форме:

групповой/индивидуальной беседы;

выполнения тестовых заданий.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям, повышает ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявляет отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

Текущий контроль осуществляется в конце каждого занятия в следующих формах:

  • Практические работы;
  • защиты практических заданий,
  • подготовка презентаций, реферата;
  • тестовая проверка;
  • решение задач по отдельным темам курса;
  • игровые формы контроля (составление кроссворда) ;
  • рефлексия своей деятельности, самооценка;
  • фронтальный и индивидуальный опрос во время занятий;
  • подведение итогов педагогом.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентация учащихся на дальнейшее обучение. Подводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении. Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в конкурсах различного уровня, подготовка исследовательских проектов.

Работа с родителями

В целях оказания помощи учащимся, в самоутверждении среди сверстников и родителей, необходимо создавать «ситуацию успеха». Решая воспитательные задачи в обучении, целесообразно привлекать родителей к участию в делах ребенка и объединения. Сотрудничество с родителями особенно уместно и полезно при подготовке к различным мероприятиям.

2.3. Оценочные материалы

Уровень усвоения программы подразделяется на высокий, средний и низкий

Высокий уровень - обучающийся полностью овладел теоретическими знаниями, правильно их использует на практике.

Средний уровень - обучающийся овладел не всей полнотой теоретических знаний и практических умений.

Низкий уровень - учащийся овладел лишь частью теоретических знаний и практических навыков.

2.4 Материально-техническое и методическое обеспечение

 

Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете:
  • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
  • физкультпаузы и др.;
  1. свободный доступ к сети Интернет.

Техническое и материальное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 10 штук;
  • стол педагога - 1 штука;
  • ученическая доска - 1 штука;
  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны
  • компьютер с колонками
  • СD - диски

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

  1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  М.: Вита-Пресс, 2010 г.
  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
  3.  Управление личными финансами: теория и практика: учеб.пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова,Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН-ХиГС, 2013. – 182 с.
  4. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС,2013. – 80 с.

    5.  Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.

 Литература для родителей

  1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

Литература для педагога

      1.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

    2.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная

программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

    3.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

    4. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. –

Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).

  1. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А.П.Алмосов, Ю. В.Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012.– 28 с.– (Простые финансы).
  2. Алмосов А. П.Как сохранить, чтобы не потерять / А.П.Алмосов Ю. В.Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).

Интернет-ресурсы

1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое

агентство.

4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

17. www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

18. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

19. www.imf.org – Международный валютный фонд.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_____________ /Вязовова С.В./

«___» _______________2019г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности «Финансовая грамота» 

на 2019-2020 учебный год

1 группа

       

п/п

Раздел, тема урока.

Количест

во часов

Виды и формы контроля

Дата прохождения темы, раздела

Примечания

по плану

факти

чески

I

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

5

1

Банковская система

1

Беседа

05.09.19

2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1

Практические задания

12.09.19

3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

Обсуждение, сообщения

19.09.19

4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

Беседа

26.09.19

5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1

Практические задания

03.10.19

II

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5

6

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1

Беседа

10.10.19

7

Профессиональные участники рынка  ценных бумаг

1

Обсуждение, сообщения

17.10.19

8

Граждане на рынке ценных бумаг

1

Практические задания

24.10.19

9

Зачем нужны паевые  инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1

Беседа

07.11.19

10

 Операции на валютном рынке: риски

и возможности

1

Практические задания

14.11.19

III

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

4

11

Что такое налоги и почему их нужно платить

1

Устные ответы на вопросы

21.11.19

12

Основы налогообложения граждан

1

28.11.19

13

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

Обсуждение, сообщения

05.12.19

14

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

Практические задания

12.12.19

IV

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5

15

Страховой рынок России: коротко о главном

1

Обсуждение, сообщения

19.12.19

16

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

Практические задания

26.12.19

17

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

1

Обсуждение, сообщения

16.01.20

18

Если нанесён ущерб третьим лицам

1

Беседа

23.01.20

19

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика

1

Практические задания

30.01.20

V

Собственный бизнес: как создать и не потерять

5

20

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

1

Беседа

06.02.20

21

Пишем бизнес-план

1

Практические задания

13.02.20

22

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

Обсуждение, сообщения

20.02.20

23

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

Беседа

27.02.20

24

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

Практические задания

05.03.20

VI

Риски в мире денег: как защититься от разорения

5

25

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

Беседа

12.03.20

26

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

1

Практические задания

19.03.20

27

Виды финансовых пирамид

1

Устные ответы на вопросы

02.04.20

28

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

Обсуждение, сообщения

09.04.20

29

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1

Практические задания

16.04.20

VII

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4

30

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

1

Беседа

23.04.20

31

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1

Практические задания

30.04.20

32

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1

Беседа

07.05.20

33

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

Практические задания

14.05.20

VIII

Подведение итогов

1

34

Защита проектов

1

Практические задания

21.05.20

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_____________ /Вязовова С.В./

«___» _______________2019г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности «Финансовая грамота» 

на 2019-2020 учебный год

2 группа

       

п/п

Раздел, тема урока.

Количест

во часов

Виды и формы контроля

Дата прохождения темы, раздела

Примечания

по плану

факти

чески

I

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

5

1

Банковская система

1

Беседа

07.09.19

2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1

Практические задания

14.09.19

3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

Обсуждение, сообщения

21.09.19

4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

Беседа

28.09.19

5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1

Практические задания

05.10.19

II

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5

6

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1

Беседа

12.10.19

7

Профессиональные участники рынка  ценных бумаг

1

Обсуждение, сообщения

19.10.19

8

Граждане на рынке ценных бумаг

1

Практические задания

09.11.19

9

Зачем нужны паевые  инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1

Беседа

16.11.19

10

 Операции на валютном рынке: риски

и возможности

1

Практические задания

23.11.19

III

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

4

11

Что такое налоги и почему их нужно платить

1

Устные ответы на вопросы

30.11.19

12

Основы налогообложения граждан

1

07.12.19

13

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

Обсуждение, сообщения

14.12.19

14

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

Практические задания

21.12.19

IV

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5

15

Страховой рынок России: коротко о главном

1

Обсуждение, сообщения

18.01.20

16

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

Практические задания

25.01.20

17

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

1

Обсуждение, сообщения

01.02.20

18

Если нанесён ущерб третьим лицам

1

Беседа

08.02.20

19

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика

1

Практические задания

15.02.20

V

Собственный бизнес: как создать и не потерять

5

20

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

1

Беседа

22.02.20

21

Пишем бизнес-план

1

Практические задания

29.02.20

22

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

Обсуждение, сообщения

07.03.20

23

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

Беседа

14.03.20

24

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

Практические задания

21.03.20

VI

Риски в мире денег: как защититься от разорения

5

25

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

Беседа

04.04.20

26

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

1

Практические задания

11.04.20

27

Виды финансовых пирамид

1

Устные ответы на вопросы

18.04.20

28

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

Обсуждение, сообщения

25.04.20

29

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1

Практические задания

02.05.20

VII

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4

30

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

1

Беседа

08.05.20

31

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1

Практические задания

14.05.20

32

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1

Беседа

26.05.20

33

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

Практические задания

21.05.20

VIII

Подведение итогов

1

34

Защита проектов

1

Практические задания

23.05.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Финансовая грамотность"

Цель программы: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка....

Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)

Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» Уровень освоения программы: базовый (II-III ступень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа п...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пинг-понг» (базовый уровень)...