"Кванториум" - дополнительное образование нового поколения
учебно-методический материал

Ноздрина Наталья Алексеевна

Доклад на тему актуальности  внедрения кванториумов в систему дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                               МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе

«Кванториум»  –  дополнительное образование нового поколения

                                                   Подготовила: педагог доп.  образования

                                                                   МБОУ ДО « ДДТ» п.Пурпе  - Ноздрина Н.А    

                                                         п.Пурпе 2019г.

Проблема разрыва между качеством образования и насущными потребностями работодателей актуальна уже несколько десятилетий. В начале 2000-х как ответ на запрос возникают новые формы взаимодействия научной среды и индустрии. Крупные компании стали вкладывать ресурсы в корпоративные образовательные проекты. Особенно нехватка профильных кадров ощущалась в IT-индустрии, поэтому именно этот сектор первым откликнулся на веяние времени. Яркими примерами стали проекты в сфере образования таких компаний, как «Яндекс», ABBYY, «Лаборатория Касперского», 1С, Cisco, Mail.RuGroup. Опыт оказался успешным.

Проекты, о которых шла речь выше, были направлены в основном на студентов профильных вузов. А как быть школьникам, которые только начинают определяться с профессией? Для этого в 2015 году Владимиром Путиным была подписана стратегическая инициатива «Новая модель дополнительного образования детей», в рамках которой сегодня по всей стране создаются детские технопарки «Кванториум». Это совершенно новый формат внешкольной работы с учащимися от 10 до 18 лет, где подростки в проектной форме обучаются перспективным естественно-научным и техническим направлениям, осваивают инженерные навыки.

В октябре 2016 года Агентство стратегических инициатив, координатор проекта развития детских технопарков «Кванториум», и Госкорпорация Ростех подписали соглашение о развитии сети инженерных и бизнес-инкубаторов на территории России. Площадки существующих «Кванториумов» должны стать базой для создания инженерных инкубаторов.  

Модернизация системы общего и дополнительного образования  России  вызвана необходимостью изменений  в стране. Инновационная экономика и усиление глобального научно – технического развития требует воспитания лидеров будущего, подготовка которых начинается c формирования навыков XXI, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация. Для этого необходимо использовать новые формы образования, учитывающие мотивацию детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности.

Таким образом Ростех поддержал мировой тренд по созданию новой образовательной модели, когда молодые люди изучают инженерное дело не в аудитории за партой, а сами проходят всю технологическую цепочку от зарождения идеи до ее реализации и выстраивания бизнес-процесса.

На данный момент открыто 89 технопарков в 62 регионах России, а также три мобильных технопарка «Кванториум» – в Калининградской и Нижегородской областях и Приморском крае. По сути детские технопарки в регионах заменили или, лучше сказать, усилили доставшуюся в наследство от Советского Союза систему Домов пионеров и Домов детского творчества.

«Кванториум» – это новая форма дополнительного образования, площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, где с малых лет готовят новые высококвалифицированные инженерные кадры, разрабатываются, тестируются и внедряются инновационные технологии и идеи. Уникальный проект реализуется Фондом новых форм развития образования совместно с Министерством образования и науки.

Детский технопарк отличается от обычного в той же мере, что и научное исследование от исследования учебного. Для одного и для другого характерны схожие этапы, компоненты и содержание. Отличие взрослого исследования от детского – в масштабе и действительном уровне новизны открытия. Основной целью деятельности детских технопарков является вовлечение максимального количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в разных областях.

Детские технопарки «Кванториум» – это прежде всего уникальная среда для развития универсальных навыков и предметных компетенций через решение реальных кейсов от промышленных партнеров программы. Можно сказать, что здесь детей «учат учиться», то есть педагоги не дают готовых знаний, а предлагают задавать вопросы, самостоятельно работать с информацией, осмыслять большие объемы данных и верифицировать их. Работа строится на основе развития четырех важных компетенций, или 4К: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа. Так «Кванториумы» воспитывают поколение детей, способных обеспечить будущий технологический прорыв в нашей стране.

Обучение в «Кванториумах» ведется по 13 направлениям или, как их называют в технопарках, квантумам, каждый из которых соответствует одному из приоритетных направлений инновационного развития:

  1. автоквантум (наземный транспорт),
  2. аэроквантум (летательные аппараты),
  3. биоквантум (биология),
  4. геоквантум (геоинформационные технологии),
  5. космоквантум (различные области космонавтики),
  6. наноквантум (работа с наноматериалами),
  7. промдизайнквантум (проектирование объектов массового производства),
  8. промробоквантум (промышленная робототехника),
  9. энерджиквантум (энергетика),
  10. IT-квантум (прикладные информационные технологии),
  11. VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность),
  12. data-квантум (анализ информации),
  13. хайтек (умные технологии).

Образовательные программы детских технопарков «Кванториум» рассчитаны на возрастную категорию от 10 до 18 лет. В некоторые квантумы можно поступить на обучение только с 12 лет, что связано со спецификой работы с оборудованием.

Работа в технопарках строится проектно, то есть все полученные знания дети могут применить в деле. Процессом руководят наставники-тьюторы, обладающие знаниями в той или иной области. Педагоги проходят многоступенчатый отбор. Большая часть сотрудников технопарков – увлеченные люди, молодые ученые или работники предприятий реального сектора.

Важно отметить, что обучение в «Кванториумах» принципиально бесплатное. Это государственный проект, который существует на бюджетные деньги с привлечением средств партнеров-промышленников. Количество учащихся ограничено только числом свободных мест, никаких дополнительных требований к поступающим не предъявляется. Самое важное – это желание ребенка получать новые знания и раскрывать свои таланты.

По словам Марины Раковой (замминистра образования РФ, создатель сети «Кванториумов») : «Через 7–10 лет, когда сегодняшние «кванторианцы» станут молодыми специалистами, обладающими компетенциями видеть весь цикл проекта от зарождения идеи до финального результата, умеющими эффективно работать в команде, ставить себе цели и креативно подходить к решению новых задач, тогда мы поймем, что наша цель достигнута»…

В каждом регионе «Кванториум» заручается поддержкой местных промышленных предприятий. Партнеры не только помогают создать инфраструктуру технопарка, но и курируют научную деятельность детей, организуют экскурсии, предлагают реальные проекты для разработки.

Большинство предприятий-партнеров проекта входят в Госкорпорацию Ростех. Так, например, участники детского технопарка в Калининградской области сотрудничают с Калининградским янтарным комбинатом и занимаются вопросами автоматизации процессов производства янтаря в регионе. Тульский «Кванториум» стал частью креативного индустриального кластера, созданного на базе завода – производителя микрофонов «Октава» Госкорпорации Ростех. Рыбинская двигателестроительная компания «Сатурн» поддерживает местный технопарк, создавая технологические кейсы для юных изобретателей. Сотрудники холдинга «КАМАЗ» вошли в наблюдательный совет одного из первых «Кванториумов» в Набережных Челнах. В Удмуртии детские технопарки создаются с участием концерна «Калашников».

Сегодня в научную деятельность федеральной сети «Кванториум» на постоянной основе вовлечено 80 тысяч детей и около 600 тысяч охвачены мероприятиями, проводимыми сетью. В соответствии с планами развития нацпроекта «Образование» к 2024 году в каждом городе с населением более 60 тысяч человек будет функционировать как минимум один детский технопарк «Кванториум».

С помощью такого качественного и целенаправленного влияния на молодые умы при поддержке крупнейших предприятий и корпораций в России будет создан кадровый резерв будущих инженеров, технических экспертов, изобретателей, рационализаторов в самых современных областях науки и производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подборка "Проектирование дополнительных общеразвивающих программ нового поколения в УДОД как условие повышения качества образования.

Аннотация. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательн...

Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения

Перспективно педагогический проект.Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей....

Выступление на Окружном семинаре "Формирование УУД как приоритетная цель образования нового поколения"

Выступление на Окружном семинаре "Формирование УУД как приоритетная цель образования нового поколения"...

Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения

Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых ф...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ПРОГРАММ в помощь педагогу дополнительного образования...

Особенности внедрения и реализации общеразвивающих программ нового поколения в образовательном процессе по дополнительному образованию детей.

Актуальные вопросы разработки ДООП. Материал полезен педагогам, методистам образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы....

Использование проектного подхода в дополнительном образовании (на примере практического опыта детского технопарка «Кванториум»)

Проектный подход, используемый в образовательном процессе в сфере дополнительного образования помогает учащимся применять полученные знания на практике, предоставляет возможность решать задачи от соци...