Пути организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС
статья

Ринчинова Мираида Валерьевна

Развивающийся научно-технический прогресс и расширяющийся процесс информатизации привели к тому, что современное общество предъявляет новые требования к выпускникам общеобразовательных школ. Россия, стремящаяся интегрировать в мировое экономическое пространство, проводит ряд реформ, касающихся всех сфер жизни человека и, конечно же, образования. Одним из эффективных путей создания инновационной образовательной среды является введение новых образовательных стандартов. Стандарты второго поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом. Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: Пути организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС

Развивающийся научно-технический прогресс и расширяющийся процесс информатизации привели к тому, что современное общество предъявляет новые требования к выпускникам общеобразовательных школ. Россия, стремящаяся интегрировать в мировое экономическое пространство, проводит ряд реформ, касающихся всех сфер жизни человека и, конечно же, образования. Одним из эффективных путей создания инновационной образовательной среды является введение новых образовательных стандартов. Стандарты второго поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом. Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание. На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.). Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. Главное отличие современного урока – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни. Рост информации требует формирования умения работать с ней с помощью активных методов обучения. Активные методы обучения называются так, потому что изменяют роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность, способную оценить свои действия. Одной из главных задач стандартов 2 поколения является формирование УУД. Такая парадигма заставляет переосмыслить весь процесс обучения, переосмыслить содержание обучение, а главное, возникает необходимость заменить существующие методики на современные эффективные технологии.

Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в 2012 году поставило перед всеми участниками образовательного процесса новые требования; по-иному заставило посмотреть на сам процесс образования, на взаимоотношения между педагогом и обучающимся, педагогом и родителем.

Закон об образовании послужил основой для разработки и принятия новых Федеральных образовательных стандартов для всех уровней обучения, новых профессиональных стандартов педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов профессионального образования.

Современное нормативно-правовое поле в сфере образования формулирует знания, навыки и компетенции, необходимые педагогам для работы в образовательной организации. Ниже приведены компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий и коммуникации с другими участниками образовательного процесса, прописанные в профессиональных стандартах. Итак, педагог должен

1. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

2. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого- педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

3. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

4. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

5. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

6. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

7. Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

8. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

9. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

10. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.

11. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

12. Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

13. Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора.

Группируя вышеизложенные компетенции по сферам их применения, можно выделить три основных блока, где целесообразно использовать современные средства электронной коммуникации: учебная деятельность, взаимодействие с обучающимися и их законными представителями и формирование индивидуальной образовательной среды учеников и студентов.

Во-первых, это формирование образовательной среды обучающихся, включая возможности коммуникационных технологий. Педагог не привязан строго к определенным учебным пособиям, он вправе сам находить, корректировать, разрабатывать самостоятельно учебно-методические материалы, необходимые для эффективного усвоения учащимися темы. Актуализируется способность педагога ориентироваться в огромном потоке информации, находить достоверные, безопасные источники; пользоваться электронными библиотеками и ресурсами. Контент, предлагаемый для дополнительного изучения, может представлять собой файл, ссылку на видео- или онлайн-ресурс, на статьи и др. При огромном разнообразии ресурсов и методов важно учитывать обучающую способность этих материалов, их наглядность и способ подачи информации. Однако важно не только найти необходимую информацию, но и в рабочем режиме донести её до обучающихся с помощью электронных средств коммуникации. Здесь мы подробнее остановимся именно на способах передачи информации и каналах взаимодействия.

Построение учебного процесса с частичным использованием электронных носителей требует предварительной работы: вовлечения в образовательный процесс родителей обучающихся, их своевременный доступ к заданиям, достаточная техническая оснащенность.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные и, на наш взгляд, удобные платформы для выстраивания эффективного информационного взаимодействия для учебного процесса:

1. Электронная почта является наиболее простым и доступным для родителей и учеников способом получения учебных и тренировочных заданий, однако имеет свои недостатки. По сути это просто обмен файлами без возможности проверить работу и выставить оценку. При регулярном использовании и большом количестве информации отсутствие структурированности делает такой способ взаимодействия не самым удобным.

2. Группы в социальных сетях. Привычность интерфейса позволяет легко ориентироваться и адаптироваться в коммуникативной среде, обмениваться информацией и файлами. Такое общение носит достаточно неформальный характер, что может стать как преимуществом, как и недостатком при отсутствии культуры общения. Социальные сети получили повсеместное распространение, однако разные группы родителей и учеников могут иметь аккаунты в различных сетях и не заходить регулярно на созданную преподавателем страницу с дополнительными материалами.

Итак, в формировании образовательной среды обучающихся важное значение имеет первоначальное налаживание коммуникационных каналов взаимодействия: зарегистрироваться в электронных ресурсах, найти группы или курсы, к которым необходимо присоединиться. Какие бы ресурсы или их сочетания не выбрал педагог, необходимо выработать четкие критерии работы с ними, донести эти критерии до обучающихся или их законных представителей и настроить регулярное функционирование данных каналов для передачи учебных материалов.

Во-вторых, это сфера коммуникации как процесса налаживания диалога с обучающимися и их родителями.

В одной из модели коммуникации отправитель и получатель рассматриваются как равноправные партнёры, обменивающиеся в процессе коммуникации не только фактами, но и эмоциями (невербальный вид коммуникации). образовательный педагог информационный

Взаимодействие с учениками строится на основе достоинства, уважения, признания их интересов. Но в обязанности педагога входит также взаимодействие с родителями (законными представителями). Для налаживания конструктивного диалога педагог должен руководствоваться следующими принципами:

1. Доброжелательный стиль общения, создание позитивной атмосферы в группе.

2. Индивидуальный подход с учетом настроения и поведения родителя.

3. Позиция сотрудничества, а не наставничества.

4. Открытость диалогу.

Активная позиция педагога по установлению сотрудничества с родителями помогает лучше узнать индивидуальные особенности ребенка, преодолевать возникающие трудности и проблемы, выработать единую стратегию поведения в вопросах обучения и воспитания.

Формы взаимодействия педагогов с родителями -это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Коммуникационные технологии позволяют вывести такое взаимодействие на новый уровень: от родительских собраний три-четыре раза в год и индивидуальных бесед с учителем к непрерывному диалогу педагог-родитель.

Для общения на межличностном и групповом уровнях ,а   используются программы, позволяющие: мессенджеры WhatsApp, Viber и др. Создание общих групп родителей, учеников, педагогов позволяет обсуждать:  текущие вопросы из  жизни класса, быстро доносить информацию, обсуждать её в онлайн режиме.

Очень часто родителям не хватает знаний в педагогической и психологической сферах, не всегда получается наладить контакт со своим собственным ребенком. Однако такая традиционная форма взаимодействия как консультации родителей по вопросам воспитания часто скептически воспринимается родителями, они не готовы воспринимать критику или замечания. В такой ситуации дистанционные способы воздействия могут оказаться эффективнее. Педагог может с определенной периодичностью делиться с родителями ссылками на научные и публицистические статьи, сайты с информацией о психологии школьника (дошкольника, подростка), как общаться с ребенком; об опасностях, о мотивации детей - то есть всей той информацией, которую родителям было бы интересно и полезно знать.

Такая форма взаимодействия может стать профилактикой проблем с поведением, помочь улучшить микроклимат в семье, повысить уровень педагогической и психологической просвещенности родителей.

Создание доброжелательной непринужденной среды для общения, открытость и готовность к диалогу, позиционирование успешности и благополучия ребенка как главной цели взаимодействия педагога и родителей, выстраивание непрерывного постоянного контакта на основе коммуникационных технологий создает комфортную среду для обучения, способствует повышению эффективности образовательного процесса и воспитанию гармоничной личности ребенка.

И, в-третьих, это коммуникация в сфере формирования индивидуальной образовательной среды каждого ребенка, включающей учет его особенностей, интересов и способностей - то есть личностно-ориентированное образование. Для его реализации выстраиваются индивидуальные траектории развития обучающегося. Важной функцией учителя становится поддержка обучающегося в его деятельности, содействие его успешному продвижению в учебной информации, помощь в решении возникающих проблем, в освоении большой и разнообразной информации. Дифференциация обучения на принципах индивидуализации, персонификации и персонализации во много становится возможна благодаря различным вариациям современных технологических средств в образовании. Существует целый ряд информационно-коммуникационных технологий, позволяющих выстроить коммуникацию между всеми участниками в сфере проектной и творческой деятельности в рамках реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика.

Если говорить о проектной деятельности, то здесь чаще всего используется коллективная форма работы с очень высокой степенью взаимодействия между участниками.

Электронные средства обучения позволяют индивидуализировать задания по контенту и сложности, по скорости выполнения и предоставления ответов, по объему и количеству выполняемых заданий. Структурировать задания можно и по методам подачи информации: письменный текст, аудио- или видеофайл, тест с игровыми элементами или даже обучающий квест.

Подводя итог, хочется отметить, что современная информационная среда уже стала неотъемлемой частью жизни человека и общества в целом, многократно увеличила потоки информации и изменила каналы ее распространения. Способность ориентироваться в информационном поле, выбирать адекватные целям и задачам образовательного процесса коммуникационные технологии и выстраивать диалог со всеми его участниками является важной компетенцией педагога и каждого современного человека.

Список литературы

1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. СПб.: Питер, 2011.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Владос-Пресс, 2004. 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)

Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...

Организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в приложении LearningApps.org

LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Ци...

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

laquo;Система внеурочных воспитательных мероприятий в детском объединении как фактор создания благоприятного психологического климата»...