Протоколы обследования обучающихся младших классов
методическая разработка по психологии

Гребнева Вера Юрьевна

Протоколы обследования и диагностические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол обследования ребенка 1 класса.

Дата_________

Ф.И. ребенка        возраст        

Педагог-психолог _____________________________________________________

Исследуемые параметры

Содержание

выполнение

Самост./

сформирован

С пом./

сформирован частично

Не вып./ не сформирован

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Константность,

целостность , осмысленность

восприятия

Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные».

Восприятие сюжетного изображения

Самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине. Установление  причинно-следственных связей. Серия сюжетных картинок.

Часть и целое

Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими элементами.

Ознакомление с окружающем миром, пространственно-временная ориентировка

Ориентировка в ближайшем пространстве

Знать и называть части тела и их пространственное расположение; использовать в речи пространственные термины, предлоги.

Временная ориентировка

Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток.

Сведения об окружающем

Иметь знания и представления о себе и ближайшем окружении, ориентироваться в происходящих событиях, иметь представления по основным разделам окружающего мира «Человек», «Животный мир», «Природа» и др.

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, кистью.

Навыки каллиграфического письма.

.

Зрительно-моторная

координация

Умение совершать точные координированные движения обеими руками; владение навыком прослеживания глазами за действием руки.

Общая моторика

Общая скоординированность действий, точность, ловкость.

Мышление

Конструирование

Складывать узоры из кубиков «Кубики КООСА» (4 кубика), конструировать палочки по демонстрируемому образцу.

Причинно-следственные зависимости

Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный рассказ.

Понимание скрытого смысла

Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, доступных пословиц.

Обобщение

Проводить обобщения. Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и доступном вербальном уровне. Объяснять свой выбор.

Выделение существенных признаков

Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивать житейские понятия.

Программные знания

Математика

Счет, состав числа до 10, счетные операции сложения и вычитания, решение простых задач.

Письмо

Выполнять письмо под диктовку слов, предложений по фонематическому принципу, соблюдать элементарные орфографические правила.

Чтение

Читать и понимать тексты небольшого объема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования ребенка 2-4 класса.

Дата_________

Ф.И. ребенка        возраст        

Педагог-психолог _____________________________________________________

Исследуемые параметры

Содержание

Выполнение/сформированность навыка

Самост./

сформирован

С пом./

сформирован частично

Не вып./ не сформирован

З р и т е л ь н о е     в о с п р и я т и е

Константность,

целостность , осмысленность

восприятия

Узнавать и называть «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры».

Восприятие сюжетного изображения

Самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине. Установление  причинно-следственных связей. Серия сюжетных картинок.

Часть и целое

Составлять «Разрезные картинки», проводить пространственный анализ и синтез элементов узора. Восполнять сюжетный рисунок недостающими элементами.

Ознакомление с окружающем миром, пространственно-временная ориентировка

Ориентировка в ближайшем пространстве

Использовать в речи пространственные термины, предлоги. Понимать и употреблять логико-грамматические конструкции.

Временная ориентировка

Называть времена года, их признаки, месяцы времен года. Знать части суток. Ориентироваться по часам.

Сведения об окружающем

Иметь знания и представления о себе и ближайшем окружении, ориентироваться в происходящих событиях, иметь представления по основным разделам окружающего мира «Человек», «Животный мир», «Природа», «Космос» и др.

Р а з в и т и е   м е л к о й   м о т о р и к и  

Графические навыки

Навыки каллиграфического письма.

.

Зрительно-моторная координация

Умение совершать точные координированные движения обеими руками.

Общая моторика

Общая скоординированность действий, точность, ловкость.

Мышление

Конструирование

Складывать узоры из кубиков (9-16 кубиков).

Причинно-следственные зависимости

Устанавливать и соблюдать закономерность между объектами, выполнять серию из сюжетных картинок. Составлять по серии картинок логичный рассказ.

Понимание скрытого смысла

Понимать и объяснять скрытый смысл сюжета, текста, метафор, пословиц.

Обобщение

Выделять «4-й лишний» предмет на невербальном и вербальном уровне, Объяснять свой выбор, проводить обобщения.

Выделение существенных признаков

Проводить аналогии, выполнять классификацию по самостоятельно найденному основанию, сравнивать понятия.

Программные знания

Математика

Числовой ряд, разряды чисел, запись многозначного числа, сравнение чисел, навык устных и письменных вычислений, решение простых и составных задач, элементарный геометрический материал.

Письмо

Выполнять письмо под диктовку с соблюдением орфографических и синтаксических правил.

Чтение

Читать и понимать тексты, проводить логическую обработку прочитанного (выделять основной смысл, главную мысль, делить текст на смысловые части, выборочный пересказ, озаглавливание и др.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол обследования ребенка    школьного возраста с нарушением интеллекта (примерный возраст 7-12 лет).

Дата_________

Ф.И. ребенка        возраст        

Педагог-психолог _____________________________________________________

Исследуемые параметры

Содержание

выполнение

Самост./

сформирован

С пом./

сформирован частично

Не вып./ не сформирован

Особенности познавательной деятельности

Особенности восприятия

Восприятие предметного окружения:

1. Показ предмета по словесной инструкции.

2. Называние предъявляемого предмета или его изображения.

3. Соотнесение идентичных предметов.

4. Соотнесение предметного изображения и реалистичного предмета.

5. Выделение предмета из окружающего поля, проявление интереса к предъявляемым объектам (игрушке, бытовым предметам, еде).

6. Проявление двигательных реакций на словесную инструкцию (возьми, дай, покажи, положи).

Восприятие сенсорных эталонов:

1. Показ по инструкции формы, величины, цвета.

2. Показ по предъявляемому образцу (по аналогии).

3. Выделение и называние признаков предметов.

Особенности внимания

1. Умение произвольно удерживать внимание на материале задания.

2. Проявление интереса и манипулирование предметом непродолжительное время.

3.  Проявление интереса к предмету, фиксирование взгляда.

Особенности памяти

1. Способность удержать предъявляемую слухо-речевую инструкцию.

2. Способность удержать предъявляемую инструкцию, используя помощь (опора на образец, подражание).

3. Возможность удерживать в памяти обиходно-бытовые простые понятия, инструкции, помнить круг близких людей.

Характер деятельности

1. Познавательная и поисковая активность.

2. Способность к произвольной деятельности.

3. Удержание интереса к выполняемой деятельности.

4  Проявление интереса к предлагаемым заданиям.

5. Выполнение простейших заданий за поощрение.

6. Взаимодействие с объектом (манипулирование, фиксация взгляда, направленная двигательная активность по отношению к объекту).

Речевое развитие

Особенности

речи

Понимание обращенной речи и сложных речевых инструкций.

Самостоятельное пользование речи для коммуникации.

Понимание обращенной речи, простых инструкций.

Использование штамповой речи, эхолалии.

Вокализация.

Реагирование на голос, имя, речевые звуки.

Проявление реакции на речь или речевые звуки.

Проявление реакции на шумы.

Использование речи

Рассказать, что нарисовано на картинке (дети катаются на санках с горы). Ответить на вопросы по картинке.

Повторить предложение за педагогом.

Повторить слова за педагогом.

Ознакомление с окружающем миром,

О себе и других людях

Знание своего имени и фамилии, возраста.

Знание близких людей, понимание родства.

 Умение различать по внешним признакам (причёска – одежда) мальчика и девочку.

Предметные представления

Называние изображений предметов (Что нарисовано на картинке?)

Узнавание предмета на картинке (Покажи картинку (набор картинок с изображением знакомых детям предметов)

Называние предметов ближайшего окружения (Что это?)

Выделение предметов в ближайшем окружении (Покажи/дай/принеси мяч, пирамидку, маму, шкаф, игрушку и т.д.)

Узнавание изображенного предмета по тождественной картинке (Найди такую же картинку)

Узнавание изображения тождественного предъявляемому предмету (Покажи такую игрушку)

Выделение предмета тождественного демонстрируемому (Покажи такую же)

Сведения об окружающем

Представление о мире людей (Беседа по быту людей: мама готовит, дочка спит, мальчик рисует и др)

Представление о мире животных (Соотнесение животных и их детенышей, кто как голос подает, кто что ест, где живет)

Предметно практическое выполнение по инструкции (Покорми зайчика морковкой, найди маму котенку)

Пространственно-временная ориентировка

Ориентировка на себе и другом

Знание частей собственного тела (Назови и покажи у себя)

Выявление представлений о частях тела человека  (Покажи где? Найди у себя?)

Микроориентировка

Показ и называние сторон листа (верхние, нижние, боковые), середины, углов.

Ориентировка на листе (Соединение двух точек)

Временные представления

Части суток (день, ночь)

Времена года (зима, лето)

Моторное развитие

Ручная умелость

Умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (щипки, последовательное соединение пальчиков).

.

Графические навыки

Владение карандашом, фломастером, ручкой:

Рисование (нарисуй, обведи, соедини, закрась, штриховка в заданном направлении)

Обводка (обводка по трафарету в заданном направлении)

Удержание (возьми карандаш, закрась)

Зрительно-моторная

координация

Слежение взглядом за движением руки. Проведение пальцем руки по нарисованной линии.

Брось мяч …

Общая моторика

Координация крупных движений (Попрыгай на двух ножках, попрыгай на одной ножке, разведи руки в стороны, вытяни руки вперед, похлопай, пройди до стола)

Мышление

Конструирование

Складывание целой картинки из частей:

4 части

3 части

2 части

Конструирование из палочек:

Самостоятельно (по речевой инструкции квадрат, флажок)

по образцу (стол, стул, окно)

По образцу (наложением) - (стол, стул, окно)

по показу (поэлементному подражанию) - (стол, стул, окно, заборчик, дорожка)

Группировка

Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат - необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

Группировка предметов с учетом цвета.

Сгруппировать кубики по цвету. Назвать цвет.

Раскладывание разноцветных кружочков (красных, синих, желтых, зеленых, белые, черные) под полосками соответствующего цвета. Дать полоску кружок названного цвета (поочередно все).

Соотнесение и различение формы

Вкладывание фигур в соответствующие пазы (доска Сегена). Вставить в пазы фигурки знакомых животных (на таблице изображены заяц, лиса, медведь, петух. Необходимо соотнести форму прорези в таблице с изображением животного).

Понимание очевидных нелепых ситуаций

Понимание эмоционального состояния

Понимание нелепых ситуаций:

сюжетное изображение

предметное изображение.

Понимание эмоционального состояния человека:

Назови, кто веселый? (радость, гнев, страх)

Покажи (кто плачет, кто смеется)

Смысловое соотнесение, зрительная память.

Элементарная причинно-следственная зависимость

Нахождение предметов (Чего не стало?).

Узнать предмет по его контурному изображению (чашка, собака, лопата).

Показать или назвать, какая картинка не подходит (например, огурец, помидор, капуста, кошка, затем – туфли, сапоги, хлеб, ботинки)

Сказать, что на картинке изображено неверно (слон спит на кровати, на ели растут яблоки, из дупла высунулась голова собаки и т.д.)

Разложить простую последовательность из трех сюжетных картинок (девочка стирает белье, развешивает, гладит).

Программный материал

Математика

Элементарные математические представления

Понимание математических терминов: посчитай, сколько всего, положи столько же, сколько стало, сколько осталось.

Умение пересчитывать предъявляемые предметы:

- в пределах 10;

- в пределах 5;

- в пределах 3

Умение соотносить число с количеством предметов:

- до 10;

- до 5;

- до3.

Умение посчитать от 5 обратно.

Умение посчитать от 1 до 3, от 2 до 4.

Умение показать второй гриб, третье яблоко.

Установление тождества (положи столько-же).

Разложи кубики по величине (от большого к маленькому и наоборот).

Найди место матрешки в ряду.

Понимание задания и возможности выполнять задания по подражанию (сколько, посчитай)

Письмо

Элементы письма

Написание:

- слов;

- слогов;

- букв.

Написание по обводке:

- слов;

- букв.

Копирование фигур.

Обводка бордюров.

Чтение

Умение читать  небольшие тексты. Понимание смысла прочитанного.

Умение читать слоги.

Знание букв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Психолого-педагогический консилиум

№____________________________от____________________________

  1. Ф.И.О.ребёнка____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Дата рождения____________________________________________________________________
  3. Адрес места жительства___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Группа\класс______________________________________________________________________
  2. Образовательная программа_________________________________________________________
  3. Рекомендации ЦПМПК (если есть)___________________________________________________
    _________________________________________________________________________________
  4. Наличие инвалидности  (№ документа, подтверждающего инвалидность)___________________
    __________________________________________________________________________________
  5. Анамнестические сведения:__________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________
  6. Результаты обследования специалистами ППК:

Педагог-психолог

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Психологическое заключение________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Учитель-логопед

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Логопедическое заключение________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дефектологическое заключение______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Заключение ППк

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рекомендации ППк

Рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С рекомендациями ППк ознакомлен(-а)___________________                   ___________________

                                                                       (подпись родителей)                                                      (ФИО родителей)

Председатель ППк_______________________________                                 __________________________________

                                                                                                                                                                                                (подпись)              

Педагог-психолог_______________________________                                   __________________________________

                                                                                                                                                                                               (подпись)            

Учитель-логопед________________________________                                   __________________________________

                                                                                                                                                                                      (подпись)

Учитель-дефектолог_____________________________                                   __________________________________  

                                                                                                                                                                                                (подпись)                                             

 Секретарь_____________________________________________                                             ___________________________________________

                                                                                                                                                                                                  (подпись)              





Предварительный просмотр:

Диагностика развития детей младшего школьного возраста

Разделы

Содержание

Примерные задания

Методики

Зрительное восприятие

- узнавание и называние реалистических, в перевернутом ракурсе, зашумленных, наложенных, недорисованных изображений

- самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине

- установление  причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок

- «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры»

- восприятие сюжетной картинки

- восприятие серии сюжетных картинок

- «Разрезные картинки»

- «Сюжетные «вкладки»

1 Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

3.  Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Ознакомление с окружающим миром, пространственно-временная ориентировка

- умение ориентироваться в ближайшем окружении

- временная ориентировка

- сведения об окружающем

- ориентировка в схеме тела и ближайшем пространстве

- называние и показ местоположения фигур

- определение частей суток, времен года, последовательности, признаков, месяцев,

дни недели

- понимание сложных логико-грамматических конструкций

- беседа об окружающем мире

1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

 2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002

3. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Развитие   мелкой   м о т о р и к и  

- выявление уровня графического навыка

- зрительно-моторная

координация

- общая моторика

- графические пробы

- анализ школьных тетрадей

1. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002

Мышление

- конструирование

- установление причинно-следственных зависимостей

- понимание скрытого смысла

- обобщение

- «Сложи картинку»

(без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания)

- «Сложи узор» (Кубики Никитина, кубики Коса»)

- выбор по аналогии

- «Дополни набор» («9-я клеточка»)

- «Продолжи ряд» (установление закономерности)

- исключение предметов («4-й лишний»)

- предметная классификация

- сравнение понятий

- понимание картин со скрытым смыслом, с изображением нелепых ситуаций, серии картин, связанных единым сюжетом

- понимание метафор, пословиц и поговорок

- простые и сложные аналогии

- выделение существенных признаков

1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

3.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей С.Д. Забрамная, «Просвещение», 1995

4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»

5. Тест умственного развития младшего школьника / Е.М.Борисова, В.П. Арсланьян., Психологический институт РАО, М., 1997

6. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. Л.И. Переслени, «Айрис Пресс», М.,2006

7. Диагностика познавательной сферы ребенка. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», М., 1994

Программные знания:

- Математика

     - Письмо

     - Чтение

Математика:

- счет, состав числа до 10, счетные операции, сложения и вычитания, решение простых задач (1 класс)

- числовой ряд, разряды чисел, запись многозначного числа, сравнение чисел, навык устных и письменных вычислений, решение простых и составных задач, элементарный геометрический материал (2-4 класс)

Письмо:

- письмо под диктовку слов, предложений по фонематическому принципу, соблюдение элементарных орфографических правил (1 класс)

Чтение:

- чтение и понимание текстов небольшого объема (1 класс)

Выполнять письмо под диктовку с соблюдением орфографических и синтаксических правил. (2-4 класс)

- чтение и понимание текстов, проведение логической обработки прочитанного (выделять основной смысл, главную мысль, делить текст на смысловые части, выборочный пересказ, озаглавливание и др.) (2-4 класс)

- анализ рабочих тетрадей

- диктант

- проверочная работа по математике

- чтение текста

1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов»

Мастер-класс на тему "Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов" я провела среди педагогов, преподающих татарский язык в русских группах....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом

Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего с...

Развитие мелкой моторики руки обучающихся младших классов с использованием Су – Джок терапии

В материале представлены приемы для развития мелкой моторики детей с использованием терапии Су-Джок...

Методическая разработка "Гаммовый комплекс как основа технического развития и музыкально-теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения".

Методическая разработка «Гаммовый комплекс как основа технического развития и теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения»  посвящена традиционной теме  препо...

Методическая разработка на тему "Развитие технических навыков у обучающихся младших классов"

Методическая разработка направлена на обучение детей младшего возраста элементарным техническим навыкам игры на инструменте. Также имеется нотное приложение....

Протокол обследования речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Протокол обследования речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...

Сценарий праздника в рамках месячника патриотического воспитания для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по 2 варианту АООП. «Мы сильные и смелые!»

Составители: Дурова О.Ф.Описание: школе грозит нашествие разных злодеев. Дети сначала тренируются отражать атаки – для этого с ними проводятся игры и конкурсы. Затем дети спасают школу от инопла...