доклад социального педагога на родительском собрании "Нравственный долг родителей."
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Омарова Зайнап Тагировна

Воспитание будущих поколений всегда было непростой задачей для общества. Ведь будущее-это новые условия, иная система ценностей, это трансформация традиций и устоявшихся отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для родительского всеобуча

«Нравственный долг родителей.»

Подготовил социальный педагог МКОУ «Гимназия №3»  Омарова Зайнап Тагировна.

Разум, воля, добро, вера, надежда, любовь, честь, милосердие, трудолюбие, самопожертвование, терпение, здоровье - всё приходит человеку от родителей, взращивается и кристаллизуется в семье. Именно в родительском доме протекает реальная жизнь ребёнка, здесь он действительно свободен и не связан давлением общественной морали или рамками формального общения, здесь он может быть сам собой. Если нравственный стержень растущей личности опирается на прочный фундамент семейных ценностей, то такому человеку не страшны никакие проблемы мира, влияния и тенденции времени, ему есть за что держаться и к чему стремиться, его есть кому защитить и поддержать, а если необходимо – предостеречь или наказать.

Воспитание будущих поколений всегда было непростой задачей для общества. Ведь будущее – это новые условия, иная система ценностей, это трансформация традиций и устоявшихся отношений. Но всякое будущее произрастает из настоящего, окрашенного опытом прошлого. Наивно полагая, что мы задаём правильный вектор формированию будущего, чтобы в нём было всё более гармонично и правильно, мы не учитываем, что эта гармония выстраивается от точки благополучия настоящего.

А наше настоящее таково, что в достаточно комфортной и безопасной среде обитания современного человека его поджидают неожиданные риски, которые создают сами люди. Нет, не специально и целенаправленно, а непредвиденно и беспечно: в процессе экспериментов с новациями и достижениями цивилизации, в процессе «примерки» новых идей на основе безграничных возможностей получения удовольствия. Получения удовольствий без учёта насущной необходимости и полезности для ума и тела.

Интересы личности сегодня формируются в таком непрерывном потоке предложений общества потребления, что сложно понять, где заканчивается личное увлечение и начинается коллективная истерия «как, у вас этого ещё нет?». Отдельно взятая человеческая особь сегодня имеет предельную автономность, которую поддерживает хорошо развития система услуг и техническая обустроенность повседневного быта. Отсутствие проблем с обеспечением своих базовых потребностей провоцирует закрепление в нравственных установках личности беспечности, недальновидности и неопределённости жизненных целей. И даже мы, взрослые, не способны предугадать, когда и почему эта беспечность обернётся бедой для наших детей. А ведь главное в воспитании – сохранить жизнь и здоровье растущего человека, предавая опыт и знания – не навредить сомнительными ценностями и навязанными из вне целями.

Ребёнок должен двигаться по жизни сам, но иметь чёткие ориентиры. И если семья своим укладом, отношением к миру, к людям, к будущему не являет пример добродетели, растущий человечек будет искать её на стороне, будет совершать ошибки и терзаться сомнениями, противостоять требованиям отца и матери. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее взрослым понять его искания и оправдать поступки. Всё больше родителей сегодня жалуются на непослушание своих чад, на их неуправляемость. Хотя при этом твердят о доверии, взрослости и своём следовании интересам подростка. Противоречий в воспитании и обучении становится всё больше, и поколение «next» уходит в значительный отрыв от своих учителей по параметрам прагматичности, предприимчивости, направленности на себя. И это не плохо и не хорошо, главное – как наша молодёжь будет справляться с вызовами и противоречиями времени, какой мир оставит своим детям, какую цену будущим поколениям заплатит за свои действия или бездействие.

Отсутствие должного авторитета взрослых у поколения нынешних подростков – наша плата за непрочитанные сказки, недосказанные слова, не проявленную заботу, спрятанную за постоянной занятостью любовь, а ещё – за распавшиеся браки, весёлые застолья с алкоголем и выяснением отношений, за неискренность и обман, за пессимистические рассуждения, сколько и чего кому должно государство, начальник, сосед, родственник… Как давно мы задумывались о своих странности своих поступков? И задумывались ли вообще? И вам всё ещё непонятно, почему мы говорим детям одно, а они делают совсем другое? И вы не знаете, почему психологи не распознают аутоагрессию и дети совершают суициды? Вопросов много: почему семья благополучная, а ребёнок употребляет алкоголь или наркотики, почему самые смелые лезут на несущуюся электричку, чтобы ощутить радость жизни? Ответ один: проблемы детей – отражение наших, прежде всего семейных проблем, уважаемые взрослые! Это неспособность нас, как родителей и воспитателей, признать свои недостатки и преодолеть их. Отсутствие нравственного стержня у ребёнка – результат нашей бездуховности и душевной черствости.

Мы всё меньше времени проводим со своими детьми, их воспитанием занимаются в лучшем случае бабушки и дедушки, школьные учителя, в худшем – не совсем благополучный социум. Первые влияют в основном словом, улица – делом, ритуалами, неформальным общением. Сколько бы ни было сказано красивых и правильных слов, они не будут гарантией для формирования убеждений, для фиксации позитивного опыта, для справедливой нравственной оценки и самооценки. Нужны настоящие отцовские или материнские поступки и решения, нужно быть с ребёнком рядом - в доме, в школе, в церкви, в театре, в походе, на выставке, на празднике… А там, где не хватает своего опыта или знаний – прибегнуть к помощи педагога, врача, священника или просто мудрого знакомого…

Никому ничего не надо доказывать, если есть реальный жизненный пример (образец) значимого взрослого, родного и близкого человека. А ещё – если со стороны взрослого обеспечено сохранение и трансляция традиций, если взрослый каждым своим действием подтверждает приверженность нравственным ценностям. Наконец, если вы, взрослый, берёте ответственность за своё прошлое (в котором предки) и с верой и оптимизмом создаёте будущее (в котором дети – ваше продолжение). Не на словах, а на деле, в поступках, в действиях, в творчестве, в сотрудничестве со своими детьми, в отношениях с другими, с миром, с самим собой.

В том и состоит основная миссия семьи – дать ориентиры для формирования молодого человека и поддерживать их в течение всей жизни. Эти ориентиры – в наших нравственных и более глубоких, духовных, ценностях: человеколюбии, терпимости, милосердии, вере. Долг родителей – заботиться о детях и стоить свою жизнь, заглядывая за горизонт обыденности и личных эгоистичных планов. Ведь однажды приходит время платить по счетам за своё прошлое своему будущему. Не опоздать бы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации социальным педагогам для родительских собраний

Методические рекомендации социальным педагогам образовательных учреждений для родительских собраний; и к использованию в работе с детьми группы риска. ...

ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».

   Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....

Доклад социального педагога "Работа с семьей"

Рассматриваются основные формы работы с семьей в школе...

Доклад социального педагога МКОУ "Гимназия №3" на семинаре зам. директоров по ВР

Для нашей школы актуальным являются  проблемы трудных учащихся, детей входящих в группу риска. Прежде всего, это педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. Для решения данной ...

Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"

Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"...

Выступление социального педагога на общешкольном родительском собрании на тему: «Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей)»

Цель: формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей;обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами....