Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.
материал на тему

Аипова Рабия Мунировна

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

Несмотря на то, что социализация является широко изучаемой проблемой, в современных науках, процесс социализации исследован недостаточно.

Проблема социализации ребенка с нарушением интеллекта – одна из наиболее актуальных. По мнению О.К. Агавеляна, активная деятельность таких детей «в социальной среде прямо пропорциональна навыкам, знаниям и умениям, приобретенным за время обучения» [52 ]. Причем в целом ряде работ (О.К. Агавелян, Ю.Г. Гапонова, Д.Е. Горелов, Н.П. Долгобородова, Ж.И. Намазбаева, Г. Ноймюллер) отмечаются трудности адаптации выпускников специальных школ на рабочем месте, поэтому так важно проводить работу по социализации уже в младших классах. Трудности в отношениях вызываются изменением социальной ситуации развития личности человека с нарушением интеллекта, изменением уровня и характера предъявляемых к нему требований.

Начальный этап школьного обучения ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю.

Для успешной социализации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации.

В своих исследованиях отечественные ученые утверждают, а практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему его миру, самостоятельно жить и работать.

Современные педагоги и психологи рассматривают период школьного обучения как один из важнейших этапов жизни, считают возможным и необходимым сформировать у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса определенный социальный опыт, дать им знания и умения, необходимые для успешной социальной адаптации в обществе.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к:

а) подготовка к жизни в обществе ;

б) подготовка к труду;

в) подготовка к общению с людьми;

г) подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В.В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - все это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что ребенок становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство, подвержен манипуляциям

Дефект интеллекта особенно заметно сказался на становлении и развитии способностей эстетического освоения действительности. "Умственно отсталые подростки не обнаруживают сколько-нибудь глубокого, адекватного эмоционального отношения к музыке, поэзии, живописи. По-видимому, как познавательные интересы, так и эстетические эмоции, как наиболее сложные образования в психике, стоящие в тесной зависимости от общего интеллектуального развития, у умственно отсталых подростков закономерно менее развиты" (Г.С. Дульнев). И.Г Ерёменко отмечает слабое развитие у таких детей эстетического восприятия и вкуса. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижения детей в этом направлении. "Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, её гуманизация" .

Многолетние наблюдения польского специалиста Д.Плох за жизнью умственно отсталых подростков показывают, что они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной им специальности и относительно успешно адаптируются в трудовом коллективе. Основные трудности возникают в сфере использования свободного времени и адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Свободное время должно быть организовано разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия, которые способствовали бы вхождению умственно отсталых подростков в самостоятельную жизнь, повысили бы уровень сформированности социального опыта. К ним относятся занятия, мероприятия, ставящие задачи физического, эстетического, духовного воспитания, углубление и совершенствование трудовых умений и навыков, формирование определенных психических качеств личности.

В целях совершенствования процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо более глубокое использование социально-педагогического потенциала дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, существенным образом меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Ремесло, как вид деятельности, является очень богатым и сложным процессом, в котором принимают участие основные функциональные комплексы нашего организма: воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), моторные (исполнительские функции). При этом незаменима роль искусства, которое всегда выполняло компенсаторную функцию. Оно спасает людей, которых относят к "группе риска. Еще Л.Н. Толстой отмечал: "что искусство не убеждает. Оно заражает идеями, верой, идеалами". Итог эмоционально-образного познания мира выражается, по мнению Б.Каменского, "в жизнедеятельности, во внутренних глубинных стимулах поступков, в эмоционально-ценностных ориентациях и критериях".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_kak_osnovnoe_naprvlenie_vystuplenie.docx72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

Несмотря на то, что социализация является широко изучаемой проблемой, в современных науках, процесс социализации исследован недостаточно.

Проблема социализации ребенка с нарушением интеллекта – одна из наиболее актуальных. По мнению О.К. Агавеляна, активная деятельность таких детей «в социальной среде прямо пропорциональна навыкам, знаниям и умениям, приобретенным за время обучения» [52 ]. Причем в целом ряде работ (О.К. Агавелян, Ю.Г. Гапонова, Д.Е. Горелов, Н.П. Долгобородова, Ж.И. Намазбаева, Г. Ноймюллер) отмечаются трудности адаптации выпускников специальных школ на рабочем месте, поэтому так важно проводить работу по социализации уже в младших классах. Трудности в отношениях вызываются изменением социальной ситуации развития личности человека с нарушением интеллекта, изменением уровня и характера предъявляемых к нему требований.

Начальный этап школьного обучения ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю.

Для успешной социализации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации.

В своих исследованиях отечественные ученые утверждают, а практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему его миру, самостоятельно жить и работать.

Современные педагоги и психологи рассматривают период школьного обучения как один из важнейших этапов жизни, считают возможным и необходимым сформировать у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса определенный социальный опыт, дать им знания и умения, необходимые для успешной социальной адаптации в обществе.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к:

а) подготовка к жизни в обществе ;

б) подготовка к труду;

в) подготовка к общению с людьми;

г) подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В.В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - все это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что ребенок становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство, подвержен манипуляциям

Дефект интеллекта особенно заметно сказался на становлении и развитии способностей эстетического освоения действительности. "Умственно отсталые подростки не обнаруживают сколько-нибудь глубокого, адекватного эмоционального отношения к музыке, поэзии, живописи. По-видимому, как познавательные интересы, так и эстетические эмоции, как наиболее сложные образования в психике, стоящие в тесной зависимости от общего интеллектуального развития, у умственно отсталых подростков закономерно менее развиты" (Г.С. Дульнев). И.Г Ерёменко отмечает слабое развитие у таких детей эстетического восприятия и вкуса. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижения детей в этом направлении. "Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, её гуманизация" .

Многолетние наблюдения польского специалиста Д.Плох за жизнью умственно отсталых подростков показывают, что они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной им специальности и относительно успешно адаптируются в трудовом коллективе. Основные трудности возникают в сфере использования свободного времени и адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Свободное время должно быть организовано разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия, которые способствовали бы вхождению умственно отсталых подростков в самостоятельную жизнь, повысили бы уровень сформированности социального опыта. К ним относятся занятия, мероприятия, ставящие задачи физического, эстетического, духовного воспитания, углубление и совершенствование трудовых умений и навыков, формирование определенных психических качеств личности.

В целях совершенствования процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо более глубокое использование социально-педагогического потенциала дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, существенным образом меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Ремесло, как вид деятельности, является очень богатым и сложным процессом, в котором принимают участие основные функциональные комплексы нашего организма: воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), моторные (исполнительские функции). При этом незаменима роль искусства, которое всегда выполняло компенсаторную функцию. Оно спасает людей, которых относят к "группе риска. Еще Л.Н. Толстой отмечал: "что искусство не убеждает. Оно заражает идеями, верой, идеалами". Итог эмоционально-образного познания мира выражается, по мнению Б.Каменского, "в жизнедеятельности, во внутренних глубинных стимулах поступков, в эмоционально-ценностных ориентациях и критериях".

Основные направления социально-педагогической деятельности: интеллектуальное, духовно-нравственное, национально-патриотическое, экономическое, правовое, трудовое, эстетическое, физическое.

Интеллектуальное направление

Задачи. Знакомство с основными учебными умениями. Развитие психических процессов, стимулирование познавательной активности. Развитие мелкой моторики, речи. Содержание работы. Диагностика уровня развития; знакомство со школой. Организация элементарной игровой деятельности с использованием интеллектуальных игр, дидактических игрушек. Чтение вслух для всего класса.

Формы работы. Учебный процесс. Сюжетно-ролевые внеклассные игры: "Путешествие в страну знаний"; "Мое увлечение"; "В мире загадок" и др. Настольные дидактические игры, конструкторы, словесные игры.

Критерии эффективности. Наличие первоначальных представлений об основных учебных умениях. Правильное употребление слов. Устойчивый познавательный интерес.

Духовно-нравственное направление.

Задачи. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Знакомство с различием половых ролей мальчиков и девочек.

Содержание работы. Регулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формирование уважения к старшим, родителям.

Формы работы. Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Совместное проведение некоторых мероприятий с родителями. Классные часы на тему "Что такое хорошо и что такое плохо?". Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля.

Критерии эффективности. Отсутствие в классе отверженных, отсутствие грубых нарушений дисциплины.

Национально-патриотическое направление

Задачи. Воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знание терминов "гражданин", "патриот" и т.п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.

Содержание работы. Значение слова "Родина". Москва - столица нашей Родины. Знакомство с некоторыми произведениями народной культуры, основными традициями русского народа. Изучение истории родного края. Получение представлений о других нациях.

Формы работы. Беседы о гимне, гербе, флаге. Оформление рисунков на темы Родины. Разучивание народных песен, пословиц, игр. Спектакль по русской сказке. Конкурс на знание пословиц.

Критерии эффективности. Наличие знаний о русском народе, России, государственных символах.

Экономическое направление

Задачи. Формирование первоначальных представлений об основных экономических категориях, воспитание бережливости, хозяйственности.

Содержание работы. Знакомство с понятиями "деньги", "цена", "стоимость", формирование правил поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды.

Формы работы. Экскурсии в магазин, на рынок, почту, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками.

Критерии эффективности. Знание цен на основные продукты и предметы, бережное отношение к личной и общественной собственности.

Правовое направление

Задачи. Овладение знаниями правил поведения в общественных местах, осознание смысла терминов "мое", "чужое", понимание неприкосновенности чужой собственности. Знание прав и обязанностей ученика.

Содержание работы. Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей ученика школы .

Формы работы. Заучивание правил поведения в школе, на улице, в транспорте и др. общественных местах. Чтение поучительных рассказов, сказок. Беседы о правилах поведения.

Критерии эффективности. Знание правил поведения, своих прав и обязанностей. Соблюдение норм поведения в общественных местах.

Трудовое направление

Задачи. Формирование уважения к людям труда. Развитие потребности трудиться. Формирование навыков самообслуживания, начальных трудовых умений.

Содержание работы. Освоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы родителей о своей профессии. Заучивание стихов, пословиц о значимости труда, о вреде лени. Организация самообслуживания, уход за комнатными растениями, поддержание порядка на рабочем месте, в классе. Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина и других материалов.

Формы работы. Коллективное чтение и обсуждение прочитанного. Встречи с родителями. Распределение поручений в классе. Участие в кружковой работе. Проведение выставок поделок. Подготовка самодельных подарков родителям, именинникам.

Критерии эффективности. Владение начальными учебными навыками. Устойчивое соблюдение дисциплины в классе во время урока и самоподготовки. Освоение начальных трудовых навыков.

Эстетическое направление

Задачи. Эстетическое просвещение, формирование эстетических умений. Развитие эстетических чувств и задатков.

Содержание работы. Знакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности.

Формы работы. Участие в художественных кружках. Проведение концертов. Украшение класса перед праздниками. Посещение концертов.

Критерии эффективности. Владение основными художественными умениями.

Физическое направление

Задачи. Развитие мелкой моторики, координации движений, основных групп мышц. Формирование игровых навыков. Закладывание основ личной гигиены и закалки.

Содержание работы. Знакомство с основами гигиены. Включение в распорядок дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация подвижных игр.

Формы работы. Обеспечение соблюдения правил личной гигиены. Динамические часы, игровые занятия. "Веселые старты", соревнования по игровым видам спорта.

Критерии эффективности. Соблюдение личной гигиены. Снижение утомляемости и уровня заболеваний.

На практике реализация данных мероприятий выражается в активизации внеучебной работы, направленной на социализацию детей. Это экскурсии, посещение общественных мест, подготовка и участие в концертах для родителей, для ветеранов В.О.В., для пожилых людей.

Выявление эффективности социально-педагогической деятельности детей с нарушением интеллекта свидетельствует о том, что интеллектуальное направление в большей степени сказалось на умении детей правильно формулировать мысли и на познавательной активности.

Духовно-нравственное направление, позитивно сказалось на снижении конфликтности в классе, уменьшении числа отверженных.

Реализация правового направления позволила повысить знание детьми правил поведения в общественных местах , своих прав и обязанностей .

Реализация экономического направления предполагала активизацию связей детей с обществом, экскурсии на различные торговые предприятия, деловые игры, пробные покупки и пр. В результате экономическая информированность детей значительно выросла.

Трудовое направление наиболее сильно повлияло на увеличение числа занимающихся в кружках трудовой направленности.

Физическое направление позволило несколько повысить физическую тренированность и силу детского организма. Они важны в социализации детей с нарушением интеллекта, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.

Результаты работы свидетельствуют о повышении эффективности целенаправленного процесса социализации. Дети лучше ориентируются в окружающей жизни, глубже понимают происходящие вокруг события, уверенней чувствуют себя в общественных местах. Важнейшим показателем успешности является активизация взаимоотношений детей с нарушением интеллекта с нормальными сверстниками.

Полученные данные в целом свидетельствуют о целесообразности использования данных направлений в процессе подготовки к жизни умственно отсталых детей.

Следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция, когда в коррекционные образовательные учреждения направляются дети с ярко выраженными формами умственной отсталости, чьи интеллектуальные возможности уже не отвечают имеющимся программам обучения.

В коррекционные образовательные школы VIII вида повалил поток детей с олигофренией в степени имбецильности (тяжелой степенью), обучение которых ранее проводилось только экспериментально.

Это серьезно осложнило практику образования детей с умственной отсталостью, так как стремление к максимальному развитию познавательных возможностей и усвоению программы школы натолкнулось на биологически обусловленные ограничения умственного развития при олигофрении тяжелой степени.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности умственно отсталого школьника на всех возрастных этапах. В программах по учебным предметам для коррекционных образовательных учреждений необходимо указывать и необходимый минимум социального развития ребенка после завершения обучения в каждом классе.

В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по социализации воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

При этом в качестве задач выступают: формирование навыков общения, развитие межличностных отношений в коллективе класса, гармонизация взаимоотношений между ребенком и значимыми взрослыми (педагогами, родителями), формирование доброжелательных взаимоотношений с лицами ближайшего социального окружения, коррекция детско-родительских отношений, помощь в семейной социализации и консультирование родителей по вопросам социального развития ребенка, социально-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптивного поведения.

В результате можно сделать следующие выводы:

Эффективным средством социализации подростка с нарушением интеллекта является дополнительное образование на основе социокультурного подхода.

Взаимодополняющим направлением социализации подростка выступает внеклассная форма деятельности учащихся, формирующая в единстве с содержанием курса СБО, уроков трудового обучения, социальную субъектность подростка с нарушением интеллекта.

.

Социализация ,как основное направление воспитательной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Дети специальной (коррекционной) школы с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к:

 1. Подготовка к жизни в обществе;

2. подготовка к труду;

3. подготовка к общению с людьми;

4. подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ.

Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

В условиях специальной (коррекционной) школы необходима организация работы по социализации воспитанников по четырём основным векторам воздействия: ребёнок, учитель, воспитатель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности учащихся, развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий, которые применяются в воспитательной работе школы:

1. Обучение и воспитание в сотрудничестве.

2. Коррекционно-развивающие технологии.

3. Метод проектов.

4. Игровые технологии.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Нравственная технология.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Нравственная технология.

Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с интеллектуальными нарушениями, как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. И все знания, умения и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике. Перед нами, учителями, ставится серьёзная задача-выработать у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.

Нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с нарушениями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания.

Формы работы в это направлении: совместная работа с классными руководителями, специалистами школы, проведение тематических часов развития и классных часов на темы нравственности, внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы с ребёнком, родительские собрания.

Цель внеклассных мероприятий - помочь детям разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.

Здоровьесберегающие технологии.

Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования.

В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.

(Это: прогулки, физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушание пения птиц, журчания ручейков и т. д., дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуваем снежинку, листочек, погасим костёр, гимнастика для глаз, игровой логопедический массаж, элементы самомассажа.)

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы (социальный педагог, медработник, психолог, логопед, музыкальный работник, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).

В заключение хочется отметить, что основная цель учителя в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии.

Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса.

В соответствии с концепцией модернизации основная цель российского образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Внеурочная деятельность в ГКОУКО «Сосенская школа-интернат» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

С целью создания условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время в ГКОУКО «Сосенская школа-интернат» реализуется Программа внеурочной деятельности «Школьная страна» в соответствии с ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций,   КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. Посещая кружки и

секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря

индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого учащегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями школы, но и педагогами учреждений дополнительного образования, музейными, библиотечными работниками.

Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности обучающихся:

1-й уровень – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2-й уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,  ценностного отношения к

социальной реальности в целом.

 3-й уровень – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально

приемлемых моделей поведения.

1. Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществесоциального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

2. Задачи внеурочной деятельности:

  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • формирование умений, навыков социального общения людей;
  • расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
  • развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

3.Принципы программы:

  • ·Включение учащихся в активную деятельность.
  • ·Доступность и наглядность.
  • ·Связь теории с практикой.
  • ·Учёт возрастных особенностей.
  • ·Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • ·Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Внеурочная деятельность организована по 5 направлениям, каждое из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности учащихся.

4.Направления, формы и виды  внеурочной деятельности ГКС(К)ОУ «Сосенская школа-интернат VIII вида»

№ п/п

Направления внеурочной деятельности

Формы и виды

1.

духовно-нравственное

Организация деятельности школьной детской патриотической организации «Полёт души» (акции, смотры, праздники и т.д.);

Деятельность в рамках сотрудничества с учреждениями культуры (экскурсии в библиотеки, музеи, посещение театров и кинотеатров, лектории)

2.

спортивно-оздоровительное

Детские творческие объединения «В здоровом теле- здоровый дух!»;

Сотрудничество с учреждениями ДО, физкультуры и спорта (посещение спортивных секций, участие в соревнованиях);

Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;

Подготовка и участие в спортивных соревнованиях различного уровня

3.

общекультурное

Творческие объединения «Волшебная бумага», «Детские фантазии», «Самоделкин», «Художники-умельцы»; театральные студии: «Эксперимент», «Театралы»; хореогафическая студия «Театр танца», изостудия «Радуга»,

Сотрудничество с учреждениями ДО (посещение творческих объединений, организация работы творческих объединений на базе школы);

Подготовка и участие в выставках,  фестивалях и конкурсах различного уровня;

4.

социальное

Проектная деятельность;

Участие в акциях и др. общественно-полезная и трудовая деятельность.

5.

коррекционно-развивающее

Адаптированная психокоррекционная  программа «Открой себя в мире других»;
Программа коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей

По каждому из пяти направлений внеурочной деятельности в школе реализуется соответствующая программа, разработанная и утвержденная в установленном порядке в образовательной организации.

Внеурочную деятельность в дополнительном 1 классе классный руководитель  Костышена С.Н.  в своём классе проводила на основе программы «Полёт души» (духовно-нравственное направление). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования составила подпрограмму «В мире прекрасного», опираясь на ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы. Ценностные установки согласовывались с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: патриотизм, социальная гражданственность, семья ,труд и творчество ,наука, искусство и природа, человечество. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Целью программы являлось:воспитание нравственно – этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.

Задачи программы:

  1. формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
  2. просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
  3. развивать нравственные личностные качества: доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
  4. расширять представления детей о морально – этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
  5. воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
  6. творить прекрасное, создавая поделки художественно – эстетической направленности и прикладного творчества.

Программа состоит из 4 разделов: «Уроки нравственности», «Мир творчества», «Школа вежливости», «Театрализация и драматургия».

В 1 (дополнительном) классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. В этом году произошла адаптация детей к процессу обучения в школе. Главной задачей было обеспечение ее естественного протекания и благополучных результатов. Для этого велась систематическая работа по вовлечению детей в учебную и общественно полезную деятельность, что дало положительные результаты. Дети разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности. Это особый этап в общей программе воспитания детей. Нужно было помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к школьной жизни, сделать первые шаги по сплочению коллектива. Воспитание школьников в духе дружбы и уважения - одна из главнейших задач воспитания подрастающего поколения.Прежде всего, это воспитание у детей дружелюбного и уважительного отношения к своим товарищам, сверстникам, взрослым людям.В течение всего учебного периода Светлана Николаевна знакомила учащихся с трудом, бытом, искусством нашего края, в котором мы живём. С этой целью дети рисовали рисунки: «Моя малая Родина», изучалисимволику страны. Рисовали рисунки на тему: «Моя семья», «Мой родной край», «Мои друзья» и др. Беседовали на нравственные  темы: «Что значит быть настоящим человеком?», «Хорошие манеры», «День пожилого человека», «Мир вокруг и наше поведение». Достаточное количество бесед, часов общения было проведено классным руководителем о правилах поведения в общественных местах. Проводились инструктажи по ТБ, ПДД. Этому способствовали экскурсии, беседы о родном крае, беседы отруде людей по преобразованию природы, рисунки о природе.

На конец учебного года,  ученики Светланы Николаевны - этоуже первичный коллектив. Конечно, есть недостатки, но  педагог работает в этом направлении постоянно. Есть трудные семьи, где приходится вести постоянный контроль, над тем, что происходит дома.

В следующем учебном году  Костышена С.Н. ставит целью своей работы следующие приоритеты: развивать дальнейшую работус родителями, вовлекать их  в жизнь класса и школы; продолжать приучать детей соблюдать правила поведения в школе и дома, выполнять поручения, сближение детей, вовлекая их в мероприятия класса и школы, продолжать работать в направлении  реализации здоровьесберегающих технологий, с целью приобщения учащихся к здоровому образу жизни, над воспитанием в коллективе добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, внимания к людям, чувства уважения к старшим.

Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.

В новом учебном году необходимо:

1. Продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка.

2. Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Чувства ответственности за нее,

3. Продолжить развитие способностей, формирование эстетических потребностей и вкусов, сознательной дисциплины.

4. Продолжать расширять представления детей о морально – этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.

Отчет о проделанной работе СДО «Самоделкин» за 2016-17 учебный год – классный руководитель Дорошенкова Н.И.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Цели и задачи программы «Самоделкин» (общекультурное направление).

Цель программы:

- Воспитание личности, творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области – прикладного искусства.

- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию в процессе познания искусства, истории, культуры, традиции.

Задачи:

- Расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством.

- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.

- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству.

- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

- Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Вся работа кружка строилась на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Самоделкин» была разработана на 1 год с детьми 3 класса и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях по внеурочной деятельности. Проведено  33 занятия.

Основной формой работы являлись учебные занятия, на которых были предусмотрены следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Знания включали в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть давалась в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имело эмоционально-логическую последовательность.

Дети учились аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделялось технике безопасности при работе с техническими средствами, которые вносили разнообразие в творческую деятельность и повышали интерес детей.

Результаты освоения программы

Младшие школьники получили возможность для формирования:

-  устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- возможности реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

В результате занятий по декоративному творчеству у обучающихся  развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Цель внеурочной деятельности школы - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:

  • коррекционно-развивающее,
  • духовно-нравственное,
  • спортивно-оздоровительное,
  • общекультурное,
  • социальное.

Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.

По перечисленным  направлениям разработаны целевые воспитательные программы. Приоритетные направления внеурочной деятельности, формы её организации выбраны с  учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы, содержание внеурочной деятельности соответствуют общим целям, задачам и результатам воспитания.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.

Виды внеурочной деятельности:

  • игровая,
  • досугово-развлекательная,
  • художественное творчество,
  • социальное творчество,
  • трудовая,
  • общественно-полезная,
  • спортивно-оздоровительная,
  • туристско-краеведческая деятельность и др.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • экскурсии,
  • кружки,
  • секции,
  • соревнования,
  • праздники,
  • общественно полезные практики,
  • смотры-конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • культпоходы в театр,
  • фестивали,
  • игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п.),
  • туристические походы и т. д.

В 2016 - 2017 учебном году воспитательная работа /внеурочная деятельность/ школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Эта работа была направлена на достижение уставных целей, на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы, и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, основной задачей которого является формирование гармонично развитой, духовно - нравственной личности и воспитание гражданина. 

Воспитательная система в Сосенской школе – интернате  реализуется через связь взаимозависимых компонентов:

- урочной деятельности;

- внеурочной деятельности;

- здоровьесбережения;

- социализации;

- приобщения к труду.

Направления воспитательной работы (воспитательная система):


  • «Здоровье»
  • «Учение»
  • «Традиции»
  • «Личность. Основы социализации»
  • «Творчество»
  • «Семья»
  • «Труд»
  • «Полет Души. Духовно-нравственное воспитание»


В 2016-17 у/г проведена следующая работа по направлениям воспитательной системы:

«Учение» -  проведены следующие мероприятия: общешкольный праздник «День Знаний» - ответственная Кудрявцева Т.А., Всероссийский урок по профориентации – классные руководители всех классов-групп, радиолинейка «Окно в мир знаний», литературно-музыкальная композиция «Страна весёлого детства», посвященная 110-летию А. Л. Барто – ответственная – Алякина Т.Н. , участие воспитанников в интеллектуальной викторине-игре «Защитники Отечества», неделя Театра – воспитатели всех групп, выставка художественных работ учащихся «Мы один народ – у нас одна страна!» - Вознюк А.В., выпуск боевых листков «Страницы великой памяти» - воспитатели всех групп;

            «Патриотическое воспитание» - проведена следующая работа: оформление классных уголков и уголков с государственной символикой (герб, гимн, флаг, проведены классные часы, беседы, воспитательные занятия, патриотические часы на темы: «В ответе за прошлое, настоящее и будущее…», «Слава тебе, солдат!», «Быть гражданином – это здорово!»; проведение классных тематических часов, воспитательных занятий, посвященных Дню Победы, встречи с ветеранами Вов, выпуск общешкольной стенной газеты «Негасимый огонь памяти», акция «Георгиевская ленточка» - участие в городском митинге, уход за памятником Неизвестном солдату у ДК «Горняк», конкурс «Добры молодцы» - конкурс, посвященный Дню Защитника Отечества, просмотр и обсуждение видеоматериалов о героических страницах истории России, о подвигах русского народа, викторина «Примером сильны и сердцем отважны» - классные руководители и воспитатели классов-групп, «Во славу Отечества» - проведение уроков внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне – классные руководители, акция добрых дел «Раскрой своё сердце» - поздравление учителей, ветеранов, тружеников тыла, оказание посильной помощи, экскурсии в школьный музей, краеведческий музей г. Козельска;

            «Духовно-нравственное воспитание. Программа «Полет души» - классные часы, работа кружка по православной культуре, торжественная линейка ко Дню Учителя, радиолинейка с поздравлениями от детей; конкурс социальной рекламы «Точка зрения», проекты «Моя семья», проведение праздничного концерта и общешкольной линейки, посвященные международному женскому дню 8 марта;

            «Физкультурно-оздоровительное воспитание. Программа «Здоровье» - единый день профилактики БДД, классные часы «Осторожно! Дети!», профилактические беседы по предупреждению употребления никотина и алкоголя, неделя Здоровья, первенство школы и города по л/а кроссу, проведение инструктажей по безопасному поведению вне дома и школы, первенство школы по настольному теннису, «Нет вредным привычкам!» - тематические классные часы и воспитательные занятия на тему, выпуск листовок и плакатов «Подари себе здоровье!», профилактика ДТП - встреча с инспектором ГИБДД,  классные часы и воспитательные занятия по профилактике табакокурения, первенство области по настольному теннису и русским шашкам, туристический слёт, участие в областном празднике  «Жизнь со спортом»;

            «Трудовое воспитание. Программа «Труд» - уборка пришкольных территорий, благоустройство пришкольной территории, дежурство по классам, школе, выпуск отчета «Голос дежурного», мастерская «Деда Мороза» изготовление сувениров и украшений к Новому году, проведение операции «Уют», участие в областной выставке-конкурсе детского творчества, участие в городской выставке «Город мастеров», конкурс на лучший скворечник для птиц, экологические субботники, месячник по благоустройству школьной территории /клумбы, посадка кустарников и цветов/;

            «Художественно-эстетическое воспитание». Программа «Творчество» - конкурс плакатов и рисунков по предупреждению ДТП «Добрая дорога детства», конкурс декоративных букетов, цветов, композиций «Осенний винтаж», конкурс чтецов, осенний бал «Мисс Осень», «Золотая осень» - утренник, КТД «День именинника», конкурс новогодних открыток, елочек, рождественских венков, поделок из природного материала, рисунков, конкурс чтецов, театрализованное представление для младших школьников, новогодний вечер для старшеклассников,  конкурс пародий «Один в один», участие во Всероссийском конкурсе художественного творчества детей «Алмазные грани», участие воспитанников в конкурсе плакатов «ГТО», участие в городском конкурсе «Масленичная кукла» - 3 место, конкурс на лучшую кормушку для птиц, конкурс рисунков «День авиации и космонавтики», малые Дельфийские игры: вокал, хореография, кулинарное искусство, изобразительное искусство, фотография, театральные композиции, конкурс по дизайну и пошиву одежды «Радужная нить»;

            Профориентационная работа - создание стенда по профориентации: «Твой выбор, выпускник», профориентационная диагностика «Профиль» - психолог Скорнякова И.Д., классные часы «Мой профессиональный выбор», «Моя профессия», «Куда пойти учиться?», презентация по профориентации «Мир профессий», экскурсия «Предприятия и учебные заведения Калужской области», конкурс рисунков «Профессии, которые мы выбираем».

Воспитательная работа проводится в рамках соблюдения единого режима работы школы-интерната и режима дня для младших и старших школьников, регламентирует воспитательную работу комплексный план-программа, составленный для каждого класса и учитывающий уровень развития учащихся. Воспитательный процесс планируется и строится на основе диагностики уровня воспитанности каждого ученика, группы и всего коллектива учащихся школы-интерната. Это позволяет своевременно корректировать индивидуальную воспитательную работу с учащимися, группой и всем коллективом учащихся.

2013 год.

Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

А вот социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, т.е это один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Трудовая и бытовая адаптации выпускников коррекционной школы далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждевенчекие настроения. У детей из неблагополучных семей налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом.

Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также с состоянием обучения и воспитания в школе. Поэтому большое значение в нашей школе, мы придаём занятиям по социально – бытовой ориентировке. Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке. Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. И, тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющиеся умения и организовать приобретение новых, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. Я продумывают сценарии праздников, учитывая возможности наших учеников, подбираю конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.

В организации воспитательной работы большое место уделяется занятиям дополнительного образования. В школе работают кружки: «Соловушка» и «Умелые руки», «Театр и мы», «Вдохновение», где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, танцевать и мастерить. Наши дети не раз выступают во многих мероприятиях не только внутри школы, но и на районном масштабе.

Особенно большое значение для социально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении воспитателями младших классов ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:

-как правильно пользоваться иголкой, ножницами;

-как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (по сезонно)

-уход за обувью и её сушка после прогулок;

-качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)

-навыки гигиены и т.д.

Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у детей достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Так же к основным направлениям работы по социальной адаптации следует отнести следующее: Это безопасность жизни. В школе систематически проводятся классные часы по ПДД, в сентябре месяца прошла неделя ПДД, где дети изучали и закрепляли правила поведения на дорогах, на мероприятиях по пожарной безопасности дети учатся правильно вести себя при сигналах «Пожар» и т.д.

На уроках этики дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, есть темы, которые сообщают знания о семье и семейных отношениях.

На уроках естествознания дети усваивают приемы содержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту.

Для социальной адаптации учащихся большое значение имеет профессиональное обучение учащихся, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашей школы профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Т.к. программа по трудовому обучению хорошо приспособлена для профессиональных навыков (даёт знания и умения).

Учащиеся старших классов под руководством учителей труда оказывают большую помощь школе: собирают, ремонтируют мебель и т.д.

Социальная среда, в которой придется жить выпускникам специальной (коррекционной) школы VIII вида, предъявляет к личности человека с нарушением интеллекта определенные требования, соблюдение которых позволяет ему жить и работать в коллективе, создавать семью. Для успешной социально-бытовой и трудовой адаптации выпускников кроме приобретения определенного круга знаний и умений по общеобразовательным предметам и труду, чрезвычайно важно уметь правильно контактировать с окружающими людьми. Без этого не могут быть налажены взаимоотношения между людьми, их совместная трудовая деятельность. Данная задача решается в ходе всего учебно-воспитательного процесса на протяжении пребывания ребенка в условиях школы. Это становится возможным лишь при реализации ряда принципов коррекционно-развивающего обучения, в первую очередь такого, как комплексный подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь обучения, воспитания и всех сторон жизнедеятельности школы. Важен также принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально – бытовых знаний и умений учащихся; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками. Обязательным условием является практическая направленность социально – бытовой ориентировки школьников, вариативность содержания и форм педагогического воздействия на учащихся, учет их индивидуальных и типологических особенностей.

Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно много приложить усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями

Светлана Сафронова
Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями».

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Дети специальной (коррекционной) школы-интерната с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к: 1. Подготовка к жизни в обществе;

2. подготовка к труду;

3. подготовка к общению с людьми;

4. подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ.

Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната необходима организация работы по социализации воспитанников по четырём основным векторам воздействия: ребёнок, учитель, воспитатель (родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий, которые применяются в воспитательной работе школы- интерната:

1. Обучение и воспитание в сотрудничестве.

2. Коррекционно-развивающие технологии.

3. Метод проектов.

4. Игровые технологии.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Нравственная технология.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Нравственная технология.

Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с интеллектуальными нарушениями, как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. И все знания, умения и навыки, которые они приобретут в школе-интернате, им придётся применять на практике. Перед нами, воспитателями, ставится серьёзная задача-выработать у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.

Нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с нарушениями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания.

Формы работы в это направлении: совместная работа с классными руководителями, специалистами школы-интерната, проведение тематических часов развития и классных часов на темы нравственности, внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы с ребёнком, родительские собрания.

Цель внеклассных мероприятий - помочь детям разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.

Здоровьесберегающие технологии.

Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования.

В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.

(Это: прогулки и пешеходные экскурсии, физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушание пения птиц, журчания ручейков и т. д., дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуваем снежинку, листочек, погасим костёр, гимнастика для глаз, игровой логопедический массаж, элементы самомассажа.)

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагог, медработник, психолог, логопед, музыкальный работник, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).

В заключение хочется отметить, что основная цель воспитателя в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

«Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта»

"Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта"...

Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников

Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения  и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках математики

Доклад на педсовете на тему "Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках математики"...

Проектная деятельность на уроках СБО как инновационная форма социализации детей с нарушением интеллекта

В данном материале представлен опыт использования  метода проектной деятельности в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках СБО....

Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...