Статья: Разработка индивидуальной программы развития ребенка
статья по теме

Разработка индивидуальной программы развития ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_individualnoy_programmy_razvitiya_rebenka.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка индивидуальной программы развития ребенка

 

 

 

Исполнитель: Демина Лариса Павловна

Содержание:


1.

Введение.

 

 3

2.

Глава 1. Проблемы образования  слабовидящих детей в условиях общеобразовательного учреждения.

  1.1.Особенности зрительного дефекта.

  1.2.Общие сведения о ребенке. Проблемы организации образовательного процесса в условиях общеобразовательного учреждения.

5

7

3.

Глава 2. Организация коррекционной работы по обеспечению доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Содержание и форма организации коррекционной работы.

2.2. Педагогическая коррекция

2.3. Направления и приемы коррекционной работы учителя начальной школы:

2.4. Практическая деятельность специалистов

2.5. Работа с родителями.

2.6. Мониторинг развития ребенка.

2.7. Ожидаемые результаты от реализации индивидуальной коррекционной работы:

 



9

11

12


15

19

20

21

4.

Заключение.

22

5.

Литература.

 

23

 




Введение

         Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Важнейшими компетенциями современного учителя, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий АООП НОО, должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного коррекционного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка, создавать условия для работы и нести ответственность за результаты своих действий и действий обучающихся.

       Одним из специальных условий развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями будет: разработка Индивидуальной программы развития для ребенка с особыми образовательными потребностями.  Основная цель Индивидуальной программы развития — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

       Индивидуальная программа развития — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования,  является продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума и реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.     

        Индивидуальная программа развития составляется на основе «Коррекционной программы школы для детей с ОВЗ»,   и предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся индивидуального обучения, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В школе для детей с нарушением зрения коррекционная работа – это планируемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и развитие индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме.

     Для разработки Индивидуальной программы развития  ребенка необходимо изучить требования Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые предусматривают требования:

а) к реализации коррекционно-развивающей области, позволяющей слабовидящему обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно  - перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность; сформировать компенсаторные способы деятельности; преодолевать деффицитарность функций;

б) к обеспечению коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет слабовидящему обучающемуся повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;

в) к мониторингу достижений обучающихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками, компенсаторными способами деятельности;

г) к взаимодействию с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося

Для реализации Индивидуальной программы развития необходимо строго соблюдать требования к условиям реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся: это требования к кадровым, к  материально-техническим условиям.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения разными группами слабовидящих обучающихся АООП НОО: это личностные, метапредметные, предметные результаты

Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО должны отражать:

Коррекционный курс "Ритмика Коррекционный курс, "Адаптивная физическая культура (АФК)", "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Пространственная ориентировка", "Развитие коммуникативной деятельности".

Предметом итоговой оценки освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.

   

   Актуальность проблемы вынесенной в качестве темы настоящей квалификационной работы заключается в том, что необходимо научиться создавать условия, способствующие освоению ребенку с нарушением зрения начального общего образования и его интеграцию в общество. Ведь не только ребенок должен, приходя в образовательное учреждение, подстраиваться под его условия, но и образовательная система должна стремиться к созданию условий для реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

   

   Цель:  оказание коррекционной помощи ребенку с нарушением зрения в освоении АООП НОО; преодолеть или значительно уменьшить «непреодолимые барьеры» ребенка с нарушением зрения, сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социокультурной среде.

Задачи:

  • определение особых образовательных потребностей ребенка инвалида с нарушением зрения.
  • создание целенаправленной системы сохранения и укрепления здоровья учащегося;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для ребенка с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью её выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению ребенку с нарушением зрения начального общего образования и его интеграции в общество;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с нарушением зрения;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) ребенка по образовательным, медицинским, социальным и другим вопросам.

Глава 1 Проблемы образования слабовидящих детей в условиях

общеобразовательного   учреждения.

  1. Особенности зрительного дефекта.

При подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его  возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения. Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения.

      Дефект - нарушение зрения,  в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по   Л.С.Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения, которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта - нарушения зрения.     Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. При отсутствии специально организованных условий психолого-педагогической коррекции недостатков зрительной ориентации наблюдаются вторичные отклонения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка с патологией зрения. Психолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности и ее социализации. Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний. У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами). В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. При отсутствии же постоянной комплексной медико-психолого - педагогической помощи потеря зрения у таких детей может нарастать. Другая часть детей, с нарушением зрения оказывается в условиях частичного восполнения недостатка зрения за счет оптической коррекции или отсутствия таковой при тотальной слепоте. Эта группа детей относится к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития и которым необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь.

       Для осуществления  процесса личностного развития детей с патологией зрения,  особенности развития психики в условиях зрительной недостаточности, путей оптимизации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения - создаются специальные условия воспитания и обучения, позволяющие детям с нарушением зрения успешно развиваться.

      Обучая по  общеобразовательной программе начального общего образования в образовательном учреждении сложно в полной мере помочь ребенку с нарушением зрения. Согласно ФГОС для детей с ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся. Индивидуальная программа развития ребенка позволит строить образовательный процесс не от учебного курса, дисциплины, а исходя из особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его особых образовательных потребностей. Следовательно, содержание и целевое назначение индивидуальной образовательной программы направлено на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения.

       Изучением психологии индивидуальных различий занимались такие ученые, как Б. Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. А. Вяткин, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Н. Колесников, А. И. Крупнов, В. С Мерлин, В. Д. Небылицын, Т. А. Ратанова, В. М. Русалов.  В работах исследователей заложены методологические основы интегральной индивидуальности человека, имеющие большое значение для практики специального (коррекционного) образования в направлении обеспечения психолого-педагогических условий повышения его качества применительно к особенностям и потребностям детей с психофизическими недостатками.

       Изучению  детей с нарушением зрения посвятили свою жизнь такие ученые как А.Г. Литвака; Плаксина  Л.И.;  Волкова Л.С, Тупаногов Б.К., Денискина В.З., Фомичева-Рудакова Л.В.,Безруких М.М., Морозова Л.В., Р.Д.Максютова, И.В.Новичкова,, Е.Н.Подколзииа, В.А.Феоктистова и другие. Ученые доказали, что нарушение зрительных функций оказывает серьёзное влияние на развитие психики человека в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессе отражения и контроля над деятельностью. Это влияние, по мнению А.Г. Литвака, не может быть однозначным для различных структурных компонентов психики, поскольку роль зрения в формировании отдельных психических функций, равно как и его участие в различных видах психической деятельности неодинаково, например, если в ориентировочной деятельности зрение уже с первых дней жизни ребёнка играет ведущую роль, то при формировании ряда устойчивых свойств личности зрение практически не участвует и его нарушения могут лишь провоцировать возникновение неблагоприятных условий, которые при соответствующей организации воспитания и обучения легко устранимы.

       Вся вышеизложенная информация поможет разработать Индивидуальную программу развития для учащегося школы М.Г.М.

1.2.Общие сведения о ребенке. Проблемы организации образовательного процесса в условиях общеобразовательного учреждения. 

        М.Г.М. 2 б класса. Инвалид по зрению. Зрительный диагноз: Частичная атрофия нерва левого глаза. Миопия средней степени правого глаза и легкой степени левого глаза. Горизонтальный нистагм. Острота зрения на начало учебного года - vis OD = 0,001 VIS OS (ноль). Не сформированность языковых средств на уровне первичного дефекта F 70;  F 83; F УО. Дважды оперирован на оба глаза. Рассмотрим,  какие трудности могут возникать при тех глазных заболеваниях, которые имеет ученик М.Г.М.

      Частичная атрофия зрительного нерва левого глаза - связано с поражением ЦНС – нарушения произвольных и непроизвольных движений глаз. При этом - хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.                                                  

      Миопия (близорукость) средней степени правого глаза и легкой степени левого глаза – поражение  центрального зрения - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов.  

       Горизонтальный нистагм - это непроизвольные, быстрые движения глаз из стороны в сторону сопровождающийся заболеваниями центральной нервной системы.

      При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения, в результате чего нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются наступлением быстрого утомления из-за снижения работоспособности глаз,  нарушается восприятие формы и величины предметов.

         Рост и вес  М.Г. соответствует возрасту. Воспитывается в полной, благополучной семье. Любимый сыночек и из-за тяжести своего заболевания - избалованный. Ребенок закончил 1-ый класс. Без отметочная система обучения не дала возможности выразить в оценках результаты освоения по завершению первого года АООП НОО.

На сегодняшний день у ребенка:

- Избирательный речевой контакт,  сам ни с кем в контакт не  вступает, испытывая при этом коммуникативный барьер.  Во  взаимоотношении со  сверстниками не ориентирован на совместную деятельность - даже игровую. Испытывает коммуникативный барьер с незнакомыми и малознакомыми людьми.

- Имеется недоразвитие эмоционально – волевой сферы, проявляется примитивностью чувств

 и интересов, недостаточной выразительностью,  эмоциональные реакции чаще всего не проявляются. Выражена слабость побуждений к деятельности, к себе, особенно к познанию окружающего. Способность к волевому усилию снижена.

-Учителя, специалистов – не понимает, не понимает учебной задачи, работать самостоятельно не может. Не высказывает свое суждение, не отвечает на вопросы,   не делает логических выводов.

- Из-за отсутствия мотивации к деятельности работоспособность крайне снижена. Познавательный интерес к предъявленным заданиям отсутствует. Отказывается от групповой и индивидуальной деятельности. На уроках низкая активность, быстрая утомляемость

- Мелкая моторика не сформирована общая, более сохранна, но проявляется неловкость, «неуклюжесть».  Тремор – слабой степени. Координация «глаз-рука» не сформирована. Испытывает сложности при фокусировании зрения на задании, предмете.

- Сконцентрировать внимание способен, но только на непродолжительный период. Быстро утомляется, отказываясь от деятельности. При сравнении объектов не может назвать главное отличие. Не может выявить  сходство в предметах. Лишнюю деталь в объекте не находит.

 - Память непроизвольная, механическая,  кратковременная. Испытывает наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память. Ярко выражена забывчивость. Испытывают трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений.

- Мышление динамические и мотивационные нарушения мышления на фоне эмоциональной неустойчивости со снижением  формирования навыков обучения. Логическое мышление неразвито, не понимает причинно-следственных связей между предметами и явлениями, не может самостоятельно оценить свою работу.

- Речь разборчивая, маловыразительная. Понимание речи на уровне обиходно-бытового уровня, неполная, не знает лексического значения слов. Несогласование слов во фразе. Не удерживает  полную слоговую структуру  сложных слов. Искажение в произношении  звука  «л». Фонематическое восприятие сформировано, языкового анализ а и синтеза не сформировано. Самостоятельно высказываться отказывается, отмечается эхолалия. Темп речи, в пределах нормы.

- Ребенок ухожен, опрятен, с ограниченным объемом знаний об окружающем мире. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные биологические потребности: «сон, еда, домой». О себе говорит в третьем лице. Боится громких звуков: школьного  звонка, повышенного тона учителя. Не знает адреса, маршрут до дома, города, в котором живет, как звать маму, папу.

- Испытывает большие трудности восприятия     пространства и времени. Называет названия времени года, но не знает их  отличительных особенностей. Чаще повторяет слова за учителем. Не различает правую и левую стороны, не может найти свой класс, туалет, столовую в школе. Не понимает таких понятий как: «раньше», «позже», «правее», «левее». Не различает цвета и оттенков цвета.

- Ориентировка в пространстве не сформирована, по школе ребенок никогда не ходит один -  только    за руку с учителем.  Путает «право-лево». Не определяет пространственного расположения предметов на парте.

- Зрительное восприятие нарушено и слабо поддается коррекции. Цвета видит, но затрудняется построить ряд заданной последовательности по оттенкам и последовательности. Тактильное восприятие не развито, объемные фигуры соотнести с плоскостными затрудняется. Слух в норме.

         За два года обучения не усвоил состав числа первого десятка. Не усвоил названия компонентов при сложении и вычитании, не понимает решение уравнений, решения составных задач. Математические диктанты и контрольные работы самостоятельно не выполняет. Может назвать некоторые геометрические фигуры, и сосчитать до десяти в прямом порядке.

       Навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков. Готовиться к урокам только после напоминания. Обучение в первом классе свелось к тяжелой и медленной адаптации. Не сформированы навыки учебной деятельности, чтения, письма.

     Возникшие затруднения у ребенка в освоении учебного материала наталкивают на принятие решения:  назначения индивидуальной образовательной программы, которая, прежде всего, даст возможность лучше изучить ребенка и выявить  «несоответствия» между процессом обучения ребенка по образовательным программам, психофизическим нарушением и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей

     Индивидуальная программа развития - продуманная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося ученика с ограниченными возможностями здоровья - даст возможность компенсировать недостатки в развитии за определенное количество времени, работая по индивидуальному учебному  плану, смешенной формы обучения. Образовательные области являются обязательными, на которых ребенок будет обучаться индивидуально, и по желанию ребенка и его родителей, ребенок может посещать и оцениваться  по другим предметам вместе с классом.  

Глава 2  Организация коррекционной работы для обеспечения доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Содержание и форма организации коррекционной работы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

учащегося 2б класса  (Совмещенная форма обучения) по программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития.

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Филология

Русский язык

3

Литературное чтение

2

Математика

Математика

3

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

1

Всего:

9 часов

Остальные предметы учебного плана учащийся будет посещать с классом

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Филология

Иностранный язык

2

Искусство

ИЗО

1

Музыка

1

Технологии

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Коррекционные технологии

Ритмика

1

АФК

1

Охрана зрения и зрительного восприятия

1

Интегрированный курс социально-бытовой ориентировки

1

Всего:

12 часов

  Индивидуальные занятия основных предметов с учителем начальных классов - 9 часов;

 учителем тифлопедагогом 2 раза в неделю  по 20 – 30 минут с обязательной паузой 7-10 минут;   учителем логопедом 2 раза в неделю  по 15 – 20 минут с обязательной паузой 7-10 минут; психологом 2 раза в неделю  по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут, а также занятия ЛФК, ритмики, Охрана зрения и зрительного восприятия, Социально-бытовая ориентировка  2 раза в неделю по 30 мин.

В школе - созданы уникальные возможности для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения ученика с целью успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

2.2. Педагогическая коррекция

В процессе психолого-педагогического обследования установлено, что основными причинами неуспеваемости являются несформированность произвольной деятельности, неактивность психических процессов, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, ранняя педагогическая запущенность на фоне сохранного интеллекта. Необходимо определить содержание деятельности учителя начальных классов в процессе  реализации образовательного плана. Результат деятельности учителя на различных этапах  будет не только продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.

Рассмотрим таблицу:

Этапы

Задачи

Возможные факторы деятельности

Результат

Диагностический

 для разработки образовательного маршрута.

Сбор информации

Педагогическая диагностика, наблюдение, проба тех или иных форм взаимодействия с ребенком в рамках урока и внеурочных мероприятий.

Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы  и поведения.

Сбор информации о семье

Беседа, наблюдение и оценка особенностей взаимодействия родителей и ребенка.

Определение стратегии по выстраиванию отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия

Оценка «внутренних » и «внешних» ресурсов

Самоанализ, консультирование со специалистами школы.

Формулирование запроса к специалистам.

Этап реализации образовательного маршрута.

Организация образовательного процесса, способствующего адаптации и формированию продуктивной учебной деятельности

Планирование урока с учетом задач ИОП;

Адаптация содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов, форм, использование поддерживающих стратегий.

Успешная адаптация ребенка с ОВЗ в среде сверстников, динамика его развития, продуктивность  учебной деятельности, формирование основных компетенций

Оценка динамики освоения ребенком образовательной программы, динамики развития. Анализ эффективности деятельности по решению задач ИОП

Педагогическая диагностика, наблюдение,   ведение дневника наблюдений, консультации со специалистами.

Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребенком и его семьей, постановка задач на следующий период, выявление наиболее эффективных стратегий включения ребенка в образовательную среду, корректировка ИОП.

.

2.3. Направления и приемы коррекционной работы учителя начальной школы:

1. Формирование произвольной деятельности.

2. Расширение объема представлений об окружающем

3. Ликвидация пробелов в учебных знаниях.

        Создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение. Организующая помощь, строгая дозировка объема заданий при обязательном доведении работы до конца. Упражнения на формирование внимания. Привитие навыков самоконтроля. Наращивание темпа деятельности на доступном материале. При занятиях развитием речи подбор слов, близких по значению, подбор определений к заданным понятиям, подбор синонимов, антонимов, распространение заданной фразы, работа с деформированным текстом. Обучение самостоятельному высказыванию, написанию изложений, сочинений по картинке, на заданную тему и т.д. Для проведения указанных занятий используются различные коррекционно-развивающие упражнения, экспериментально-психологические методики и др. Работа проводится на занятиях по всем учебным предметам.

Приемы работы

Где и кем выполняется

Направление работы:  формирование мотивации учебной деятельности

1. Создание ситуации успеха при выполнении

различных заданий.

Давать задания меньше по объему, доступные по степени сложности, чтобы ребенок мог выполнить работу и получить за нее заслуженную положительную оценку. Формировать более высокий уровень самооценки.

На всех уроках, во внеклассной работе,  в

семье

2. Использование игровых методов, занимательных упражнений.

На всех уроках

3. Связь учебного материала с его личным опытом и возможностью использования полученных знаний в быту.

расширение объема представлений об окружающем и развитие речи

На всех уроках

Направление работы: формирование произвольной деятельности

1. Формирование целенаправленной деятельности:

а) предварительная ориентировка в задании, анализ условий и требований деятельности;

б) работа над планом, определение конечной цели и выбор средств для достижения этой цели.

На всех уроках и на индивидуальных

занятиях

2. Выработка навыков самоконтроля:

а) работа по подражанию;

б) работа по образцу;

в) самостоятельная работа.

То же

3. Работа по формированию произвольного внимания, концентрации, переключения, распределения:

а) расширение объема внимания на материале

корректурных проб, таблиц Шульте, игровых

упражнений.

Психолог,

тифлопедагог,

классный руководитель

Направление работы: расширение объема представлений об окружающем мире и развитие речи

Работа с сюжетными картинами (установление

причинно-следственных зависимостей и т.д.).

На уроках русского языка, литературы,

истории, географии

Беседы, лекции, экскурсии, просмотры с

последующим обсуждением фильмов, спектаклей.

Обсуждение прочитанных книг.

 во внеклассной

работе

      Содержание и организация педагогической коррекции направлены, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с нарушением зрения, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Учитывая своеобразие психического развития обучающихся с нарушениями зрения, а также коррекционно компенсаторную направленность всего процесса их обучения, в базисный учебный план начального общего образования включены коррекционные курсы: ЛФК, ритмика, социально бытовая ориентировка, пространственная ориентировка, охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой  моторики. Учащемуся оказывают квалифицированную помощь педагог-психолог, учитель - логопед, тифлопедагог, социальный педагог.

        Принципы специальной коррекционной работы со    слабовидящими детьми, которые необходимо использовать педагогам и специалистам, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на учебных и коррекционных занятиях.

     Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Организация образовательного процесса должна учитывать психофизиологические особенности ребенка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те, которые отсутствуют).

     Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекцию и компенсацию недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать не как самоцель, а как средство обеспечения его максимально возможной самостоятельности и независимости.

      Принцип осознанности мыслительной деятельности предполагает, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья осознает совершаемую им мыслительную деятельность (умеет рефлексировать). Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить в слове или других символах (графиках, схемах, моделях) не только ее результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль над ходом мысли, выявление и исправление ошибок и нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий.

      Принцип максимального разнообразия используемого специального коррекционного материала. Обучение ребенка с использованием однообразного предметного материала мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не проявиться в других областях знаний. Следовательно, для максимального развития интеллектуальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальных коррекционных занятиях должны быть использованы разные виды учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т.п.). Определенное содержание знаний способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.

        Принцип первоочередного формирования основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющие ядро любой познавательной деятельности человека. Требует, чтобы специальные коррекционные занятия были направлены на обучение ребенка с нарушением зрения выполнять основные мыслительные операции с понятиями (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.). Эти базовые мыслительные операции и интеллектуальные умения, являясь универсальными способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимально возможному результату, необходимо обратить особое внимание на развитие и коррекцию у младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для реализации этой цели необходимы специальные коррекционные задания, направленные на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

        Принцип постепенности в осуществлении коррекционно-развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений программ должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного. Вместе с тем, принцип постепенности прохождения специальной коррекционной программы не противоречит принципу индивидуализации в организации специальной коррекционной работы: полнота реализации специальной коррекционной программы и длительность работы с каждым ребенком будут зависеть от особенностей умственного развития ребенка, от темпа усвоения теоретических знаний в процессе специальной коррекционной работы, от скорости выполнения тренировочных заданий.

        Принцип индивидуализации означает, исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, в достаточной степени сформированы у данного конкретного школьника. Однако оставшиеся задания должны предъявляться постепенно, по мере их усложнения. С другой стороны, таким ученикам с нарушением зрения, у которых выявленные нарушения позволяют им соответствовать возрастной норме психологического развития, специальные коррекционные занятия могут принести заметную пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и действий и способствуя большей скорости и легкости выполнения, а также автоматизации некоторых из них.

        Принцип деятельностного подхода к специальному коррекционному образованию требует при организации специальных коррекционных занятий опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с нарушением зрения. В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.

2.4. Практическая деятельность специалистов

Раздел по психолого-педагогическому сопровождению целесообразно представить в виде таблицы.

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во  взаимодействии со специалистами

Динамическое наблюдение

Направления деятельности учителя-тифлопедагога

"Развитие зрительного восприятия".

Основные задачи реализации содержания: Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания.

Повышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности. Формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.

Обучение ученика с нарушением зрения будет осуществляться с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учётом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения.

Название коррекционного курса:

Программа развития сенсомоторных координаций для учеников со зрительными нарушениями

Е. В. Замашнюк .Л. А. Аверина

Развитие осязания и мелкой моторики «Познание» Авторский коллектив:

Л. А. Аверина, С.Н.Сафронова, А.Ю.Джумаева

Судя по степени заболевания, в дальнейшей жизни ребенок будет обучаться по системе Брайля, а для этого необходимо развивать осязательное и зрительно-осязательное восприятие. Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.

Вся коррекционная работа на ступени начального общего образования своим

содержанием подготавливает ученика к переходу на следующую ступень образования.

Направления деятельности педагога-психолога

Индивидуализация образовательного маршрута, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды:

 Развитие эмоционально - волевой сферы и положительных качеств личности.

Формировать у ребенка понимание и выполнение общепринятых норм и правил

через проигрывание различных социальных ситуаций, с помощью тифлопедагогического демонстрационного материала.

Развитие концентрации, переключаемости внимания

Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьника, при обучении по индивидуальной программе, направленная на анализ содержания и методики

преподавания различных предметов.

Проведение консультаций и просветительской работы с родителями ребенка, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями, с которыми будут все  встречаться. Проведение групповых и индивидуальных консультаций учителя начальных классов по выработке

единого подхода и единой системе требований к ребенку с ОВЗ

Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности учителя и специалистов,

в период обучения по индивидуальной программе

Направления деятельности учителя-логопеда

Формирования фонематических процессов. Уточнение и расширение лексического запаса.

Формирования грамматического строя речи. Формирования полноценной связной речи

Развитие коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики рук.

Консультация и просвещение родителей повышение их активности, вовлечение их в работу с ребенком: наблюдение за ребенком дома: фиксация

показателей развитости психических процессов (внимания, памяти, мышления), умениями следовать инструкции.

Используемая литература:

Нищева Н.В., Мазанова Е.В.,

Садовникова И.Н.,

Ястребова А.В., Агранович З.Е.

Отслеживание результатов работы над смысловой памятью, произвольного владения речью, то есть обучение приемам логического запоминания;

Развитие личностных результатов для социальной адаптации.

Направления деятельности учителя адаптивной физической культуры

Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Развитие функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана нарушенного зрения. Активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений. Обогащение двигательных умений, совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Использование:

Наглядный метод

Наглядно-зрительные

Приёмы, использование

наглядных пособий

Словесный метод

Объяснение, словесная

инструкция

Игровой

Проигрывание ситуаций

Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Используемая литература: Лечебная физкультура В. П. Ермаков; Г.Ю. Ширшова

Отслеживание состояние ребенка на начало года и на конец по следующим критериям: совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Сформированности навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.

Направления деятельности учителя на занятиях ритмики: 

Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Развитие потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.

Формирования первоначальных представлений и умений, а также преодоления индивидуальных трудностей овладения сложными для ученика действиями. Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Используемая литература:

Ритмика Л. И. Плаксина; Авторский коллектив: Г.Ю. Ширшова, Г.А.Фокина

Обработка умений, доведение их до автоматизированных навыков – это дело всего педагогического коллектива школы и родителей. Комплексный подход предполагает, с одной стороны, разграничение обязанностей тифлопедагога, психолога, логопеда и учителя начальных классов, а с другой стороны – их тесную взаимосвязь

Направления деятельности учителя на занятиях "Социально-бытовая ориентировка".

Формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях.

Обучение ученика с нарушением зрения будет осуществляться качественно и продуктивно, только при серьезном вовлечении родителей в развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни. Не загораживать ребенка от бытовых проблем, а оптимистично внушать: «Пробуй – у тебя обязательно получиться».

Используемая литература:

Социально-бытовая ориентировка Л. И. Плаксина

А.А.Любимов.

Обработка закрепленных умений, доведение их до автоматизированных навыков, и наблюдение за увеличением прогресса.

Направления деятельности учителя на занятиях "Пространственная ориентировка".

       Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах

Общая работа педагогов и родителей в развитии и закреплении первоначальных представлений и умений, а также преодоления индивидуальных трудностей овладения сложными для ученика действиями

Используемая литература:

Ориентировка в пространстве Е.Н Подколзина

Обработка закрепленных умений, доведение их до автоматизированных навыков, и наблюдение за увеличением прогресса.

Направления деятельности медицинского сопровождения

Со стороны медицинских работников осуществляется контроль над состоянием здоровья детей, соблюдением медицинских рекомендаций, организуется лечение и ведется контроль соблюдения режима охраны зрения

Медицинское сопровождение ученика будут осуществлять:

врач-офтальмолог, медицинская сестра, сестра артоптистка, и классный руководитель.

Врач-офтальмолог по данным осмотра составит  индивидуальную программу реабилитации ребенка.

Ребенок будет получать необходимый курс лечения, включающий в себя: аппаратное лечение, электро, магнито- и фото-стимуляцию зрительного нерва и сетчатки.

В конце учебного года будет проведен мониторинг зрительных функций ученика.

Медицинский  кабинет оснащен современной диагностической и лечебной аппаратурой.

2.5. Работа с родителями.

Содержание деятельности

Результаты

Визуальные работы

Итоговый психолого-медико-педагогический консилиум, на котором обсуждается

достигнутый уровень знаний и навыков обучающегося по итогам учебного года.

Обязательным является присутствие родителя (законного представителя) обучающегося.

Соблюдением медицинских рекомендаций.

В данном разделе фиксируются реализации индивидуальной программы по итогам учебного года, определяются цель и задачи на следующий год, пересматриваются

Программа.

Оценивается конкретная работа родителей, педагогов.

 Организуется выставка поделок, оценивается Партфолио (грамоты, фотографии).

2.6. Мониторинг развития ребенка.

 По отношению к ученику с  особыми  и ограниченными возможностями, в качестве критериев успешной работы учитель совместно со специалистами должны рассматривать интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.)

Критерии и показатели

Сроки

Ноябрь  (был)

Май (стал)

Школьная мотивация

Усвоение школьных навыков

Познавательная активность

Изменения внимания,  памяти, речи

Самоконтроль

Соблюдением медицинских рекомендаций

Динамика состояния ребёнка

Результативность обучения

2.7. Ожидаемые результаты от реализации индивидуальной коррекционной работы:

  • освоение учеником с нарушением зрения образовательных программ
  • повышение познавательной активности
  • улучшение показателей развитости психических процессов (внимания, памяти, мышления)
  • овладение умениями самоконтроля, умениями следовать инструкции, сохранять заданный способ действия длительное время
  • улучшение результатов в усвоении школьных навыков
  • улучшение показателей смысловой памяти, произвольного владения речью, то есть обучение приемам логического запоминания
  • освоение навыков в самостоятельности принятия решения
  • повышение школьной мотивации, сформированности активной жизненной позиции
  • овладение эмоциональным и моторным самовыражением
  • успешная социальная адаптация.

Заключение

        В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами начального образования для детей с ОВЗ, одной из задач школы на данной ступени становится формирование у обучающихся с ОВЗ:  личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Это важнейшее из условий для освоения ребенком с ОВЗ образовательной программы. В связи с этим, надо помнить, что  работа специалистов коррекционной школы с ребенком по индивидуальной программе развития – превращается в  помощь учителю в формировании соответствующего возможностям ребенка с нарушениями физического и (или) психического здоровья уровня развития универсальных учебных действий. И именно педагог психолог, учитель-логопед, учитель-тифлопедагог,  другие специалисты, определяют, какие именно из универсальных учебных действий необходимо сформировать у ребенка в первую очередь для освоения им образовательной программы и помочь ему социализации.

       Выработав и приняв общие способы организации контактов с ребенком, в обязательном порядке семью школьника, мы сможем по-настоящему эффективно реализовывать идеи, заложенные в индивидуальной программе развития, образовательной программе, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте.

Список литературы

1. Литвак Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1980.

2. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением  

     зрения:   Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.            

3. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих

     детей. Л., 1982.

4. Тупоногов Б.К. Коррекционная педагогика

5. Кулагина Ю.А. Слабовидящие дети.  М., 1967.

6. С. Г. Шевченко и др. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения - Москва: АРКТИ, 2001. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 221-223. - ISBN 5-89415-205-4

7. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Серия «Инклюзивное образование» Москва,2012г «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»

8. Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями» (Приказ МОН РК от 12 декабря 2011 года №524)

Нормативная документация; методические информационные Ресурсы

 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015)

2. «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. №1598

3.«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. №1599

4. Примерные основные общеобразовательные программы (http://fgosreestr.ru)

5. Сайт Государственного управления образования Псковской области

раздел «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение» подраздел Актуальные документы (ФГОС обучающихся с ОВЗ)

http://edu.pskov.ru/psikhologo-pedagogicheskoe-i-mediko-sotsialnoe-soprovozhdenie

6. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования — http://www.ikprao.ru/

7. Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/

«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования — нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) www.edu.ru

Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование

http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/standart/p1/1287/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная программа развития ребенка

индивидуальная программа развития ребенка...

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате.Целенаправл...

Индивидуальная программа развития ребенка

Мною представлена программа индивидуального развития Ларисы М. учащейся 6 "б" класса МОУ "НСОШ".Изучение учащихся дает возможность прогнозировать развитие школьника. Цель программы: оказание социально...

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида

Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и...

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым зак...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...