Выступление на МО Особенности общения и проблем в подростковой среде.
материал (8, 9, 10 класс) на тему

Шахова Наталья Павловна

Эта тема стала актуальна в моей воспитательной работе, когда мои воспитанники достигли 13-14 лет. Появились проблемы, связанные с их активным использованием интернета, что и освещено в материале, подобранном для выступления на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

    111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А          Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                 email: sk31@edu.mos.ru                                            Факс: (499) 374-11-31

Материал для выступления на МО

Особенности общения и проблем в подростковой и молодежной среде.

Подготовила

воспитатель Шахова Н.П.

Москва 2018

Основные особенности общения подростков

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

Во-первых, общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психическое и сексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Соревнование, порой подсознательное среди групповых взаимоотношений, которого нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Для самоуважения подростка решающее значение имеет то, сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей.

Специфика общения подростков характеризуется, в первую очередь, необходимостью преодолевать коммуникативные трудности, самой распространенной среди которых является застенчивость. Психологические исследование показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротическим проявлениям. Неудивительно, что застенчивость считается нежелательным качеством и люди стремятся от нее избавиться (например, при помощи психотерапии).

В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Чем самостоятельнее и целенаправленнее подросток, тем сильнее у него потребность и способность быть одному.

Кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонимания, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.

Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности, другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой, третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки, четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются

От 11 до 15 лет наблюдается отчетливая тенденция предпочитать социально-ориентированную форму общения, создающую для подростков действительные условия их признания как социально значимых лиц.

Данная тенденция тесно связана со свойственным подростку активным стремлением к занятию новой социальной позиции, с осознанием им своего «Я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идет не о желании ребенка подражать взрослым, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям; у подростка появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и других на уровне взрослого человека.

Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Причина этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад. Спешка неумение и нежелание выслушать и понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в собственной непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между растущими детьми. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» – и совершенно не замечают позитивного нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе или радость. Взрослые, в лучшем случае, готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на равных.

Таким образом, одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация отношений со старшими, на более или менее равные по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.

Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений

Новые методы коммуникации изменяют способы установления и поддержания отношений. Сегодня человек через интернет, может всего за несколько секунд завести знакомство с другим человеком, живущим в любой части света.

Многие общаются по электронной почте и через другие продвинутые средства связи и полностью удовлетворены такой возможностью знакомиться и разговаривать друг с другом. В исследовании общения, проведенном американскими специалистами в 1996 году, было обнаружено, что около четверти (23,7%) испытуемых общались со своими партнерами, по крайней мере, три или четыре раза в неделю и около половины (55,4%) переписывались, по крайней мере, раз в неделю. Взаимоотношения с помощью электронных средств связи привлекательны и удобны для большинства молодых людей. Однако отношения с использованием электронных средств, лишены многих преимуществ традиционных отношений: люди не испытывают ощущения физической близости, чаще они ничего не знают о том, как выглядит их партнер, к какому слою общества он принадлежит.

Есть очень важные различия между личной и электронной коммуникацией, и эти различия могут препятствовать развитию отношений. Исследования учёных в Государственного университета в Бойсе выделяют три такие проблемы:

1. Электронная коммуникация не столь интенсивна, потому что люди обмениваются только вербальными посланиями. Поскольку они не видят и не слышат своих партнеров по переписке, не воспринимают невербальные сигналы, сообщения можно неправильно интерпретировать.

2. Электронная коммуникация протекает медленнее, чем личный разговор, и поэтому у человека может быть больше времени подумать. Это лишает взаимодействие спонтанности, обычной для личного общения.

3. Электронные знакомые часто лукавят, сохраняют свое имя в тайне, придумывают новые имена.

Негативные стороны электронного общения. 

1. Злоупотребление анонимностью. У электронных друзей и знакомых нет ни ответственности, ни обязательств, а без них невозможны никакие серьезные отношения.

2. Обман. Люди дают неправильную информацию о своей половой принадлежности, физических качествах и пишут о вымышленной карьере, социальном статусе. Правильнее будет на ранней стадии отношений выдавать информацию о себе ограниченно. В любом общении самораскрытие должно быть только взаимным.

Особую опасность представляет злоупотребление анонимностью и обманом, переписываются дети. К сожалению, очень часто это перерастает в зависимость. Родители должны следить за тем, с кем общаются дети по электронной почте и с помощью специальных программ блокировать доступ к нежелательным сайтам.

3. Зависимость. Третья потенциальная проблема, особенно для детей и подростков – это зависимость от технических средств, то есть поведенческая зависимость, связанная с взаимодействием человека и машины. Соблазны электронного общения могут повлиять на ухудшение «обычных» межличностных отношений.

Некоторые выводы об особенностях подросткового общения. 

1) Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более остро необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире;

2) Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Здесь подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.

3) Общение – это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. Поэтому подросток «переживает» общение не только на интеллектуальном, но и на физиологическом и эмоциональном уровнях.

4) Возникают проблемы с родителями, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны, ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны - он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то проблем;

5) Отмечено, что в подростковом возрасте при высокой потребности в общении уровень коммуникативных навыков и качеств достаточно низок у большинства подростков.

Важной особенностью в молодежном общении является чувство принадлежности к группе сверстников.  Общение в группе для мальчиков и   мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.

Любое общество дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации.

Во-вторых, среди подростков складывается особая внутри школьная и внутри классная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к «активу».

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых внутри   подростковой среды. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше.  Более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» («изолированных»).

Но группы подросткам необходимы, так как здесь приобретается умение разрешать конфликтные ситуации и приобретать коммуникативные навыки.

Основа этого явления – противопоставление «Мы» и «Они» по территориальному принципу – существует практически везде. А ослабление влияния семьи создает так называемый «эффект стаи» – повышение степени идентификации подростка с группой сверстников, а не с семьёй.

Типичная черта подростковых и юношеских групп – страстное желание быть «как все» (а «все» – это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. То есть, индивидуальность утверждается через единообразие, которое тщательно поддерживается. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

  Таким образом юношеские группы удовлетворяют, в первую очередь, потребность в свободном, не регламентированном взрослыми, общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, нередко приводящее к негативным  последствиям.

Заключение. Изменения, происходящие в нашей стране, – это реальность, обусловленная общественными потребностями. Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Отсутствие успеха в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки. Так как от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

Список использованной литературы.

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия».

2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: «прайм-Еврознак», 2003.

5. Рабочая книга практического психолога / Под ред. Ежовой Н.Н. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия».

7. Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-Еврознак», 2003..

8. Социология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под ред. А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова, А.Н. Данилова. – 2-е изд., испр. – Мн.: Тетрасистемс, 2000.

9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004.

        

Проблема кибербуллинга в образовательной организации.

Кибербуллинг  (кибермоббинг)  –  намеренные  оскорбления,  угрозы,   сообщение другим  компрометирующих  данных о ком-либо  с  помощью  современных  средств  связи  (смартфона, планшета, ноутбука, компьютера).

Отличие кибербуллинга от обычного троллинга (издевательства, травли)

  При кибербуллинге используются современные информационно-коммуникационные технологии (планшет, компьютер, мобильный телефон).

  Материалом служат: текстовое сообщение, видеоматериал, аудиозапись,   фотографии, компрометирующего  характера,  размещенные  в  сети  интернет или  присланные посредством приложений и возможностей мобильной связи.

  Цель  кибербуллинга  –  довести  человека  до  суицида;  вымогательство;  нанесение каког-либо психологического вреда.

  Кибербуллинг  воздействует  на  жертву  семь  дней  в  неделю,  24  часа  в  сутки,  не  оставляя пространства и времени, в котором человек мог бы чувствовать себя защищенным.

  Сообщения жертве  трудно  контролировать,  поэтому  воздействие  является  внезапным,  что приводит к сильнейшему психологическому стрессу.

  Личность  людей,  применяющих  кибербуллинг,  остается  анонимной.  Его  называют «тролль»,  а  его  деятельность  -  «троллингом».  Подросток  не  знает,  кто  преследует  его и часто склонен  преувеличивать  опасность.  Анонимность  преследователей  делает  воздействие запугивания особенно сильным.

  Последствия кибербуллинга очень серьезные, вплоть до суицида.

Виды кибербуллинга

1.    Троллинг (провокация).  Виртуальная  коммуникация  с  нарушением  этики  сетевого взаимодействия,  выражающаяся  в  виде  проявления различных  форм  агрессивного,  издевательского  и оскорбительного  поведения  для  нагнетания  конфликтов.

Используется  как  персонифицированными  участниками, заинтересованными  в  большей  узнаваемости,  так  и  в  процессе  анонимного  взаимодействия пользователей,  осуществляемого без  возможности идентификации  с  реальным  субъектом  виртуальной коммуникации.  Площадками  троллинга  являются виртуальные  сообщества  (Живой  журнал,  LiveJournal), Контакт,  Одноклассники  и  др.  социальные сети).  

2.   Перепалки (флейминг). Агрессивная  коммуникация,  оскорбление.  Однако,  если  при обсуждении  не  удается  достигнуть  желаемого  результата(«затроллить»),  то  троллинг  может  перейти  в  более  резкую форму спора –  флейминг.  Имеется в виду обмен маленькими, но очень  эмоциональными  репликами.  Как правило, участвуют  в  этом  двое  людей,  хотя не  исключено  и присутствие нескольких человек.  С  одной  стороны - это  противостояние  равных участников,  с  другой  –  при  определенных  условиях  может превратиться в длительный конфликт, влекущий  за  собой  сильные  эмоциональные переживания жертвы.

3. Клевета.  Это распространение неправдивой и  оскорбительной  информации,  заведомо  ложных и   порочащих сведений  в  сети  интернет. Это могут быть песни, текстовые сообщения, фото, которые  часто  имеют  сексуальный  характер.  Причиной  распространения  данной  информации  могут  быть:  обида,   злость,  месть,  желание  обойти  конкурента  или  соперника

4.      Харассмент.   Домогательство  сексуального  характера  с использованием современных средств связи (сообщение о намерении заняться действиям  сексуального  характера,  приглашение  на  ужин  с «продолжением» и прочее).

5.   Самозванство.  Использование  фиктивного  имени,  т.е.  злоумышленник  от лица  жертвы  пишет  сообщение  агрессивного  характера другим людям.

6. Надувательство. Публичное  разглашение  личной  информации,   выманивание  преследователем  какой-либо конфиденциальной  информации  о жертве  и  использование  ее для своих целей (публикация в интернете, передача третьим лицам).

7.    Отчуждение. Социальная изоляция.   Любой человек, как правило, хочет   быть  включенным  в  какую-либо  группу.  Исключение из  нее  воспринимается  очень  остро,  болезненно.  У ребенка падает  самооценка,  разрушается  его  нормальный эмоциональный фон.

8.    Киберпреследование. Продолжительное домогательство.  Это одна из ужасных  форм.  Жертву  скрытно  выслеживают  для совершения нападения, избиения, изнасилования.

9.  Хеппислепинг (в переводе «счастливое хлопанье»). Открытая угроза  физической  расправы.  Используется  для того, чтобы сделать видео, разместить его в  сети  интернет  и набрать большое количество просмотров.

Рекомендации для детей и подростков

  Заблокировать киберхулигана.

  Не отвечать и не реагировать на сообщения.

 Собрать  доказательства (скопировать  (сделать  скриншоты)  неприятные  сообщения, изображения  и  представить  взрослому  человеку  (родителю, педагогу, правоохранительным органам).

 Рассказать  взрослым, не  молчать!  Можно   рассказать   педагогу, родителям,  родственникам,  полиции,  специалистам  телефона  доверия,  специалисту провайдеру, то есть любому, кому доверяешь.

Рекомендации  родителям детей , которые  подверглись  кибербуллингу

  Сделайте так, чтобы ваш ребенок чувствовал, что он в любое время может прийти к вам.

  Дети не виноваты в том, что они становятся жертвами  кибермоббинга, Дайте своему ребенку понять, что он в этом не виноват и что вы ему поможете, вместо того чтобы упрекать его и запрещать пользоваться интернетом и мобильным телефоном.

  Изучите  информацию  по  теме  кибермоббинга  и  вместе  с  вашим  ребенком  хорошо подумайте, что вы можете сделать.

 Соберите доказательства и сообщите о случае кибермоббинга в соответствующие структуры, вплоть до полиции.

   В зависимости от ситуации сообщите о фотографиях и видеоматериалах ответственному за контент  на  данной  интернет-странице. Поговорите  с  учителями, руководством  школы,  попросите  их  о  помощи.

  Поставить  запрет на  отметку  своей  личности  в  сообщениях и  фотографиях  в  социальных сетях.

   Закрыть аккаунт в социальных сетях от посторонних.

  Не  принимать в друзья незнакомых и подозрительных людей.

  Не публиковать личные данные в социальной сети, в файлообменниках и мессенджерах.

Список использованной литературы:

1.  Кибермоббинг  –  что  это  такое?  URL:  https://ru.exrus.eu/Kibermobbing-chto-eto-takoyeid4dd45f756ccc19624f000009/Artikel1

2.  Предпосылки  возникновения  троллинга  в  современной  культуре.  URL:  https://poiskru.ru/s26538t8.html.

3.  Что  такое  кибербуллинг?  Интернет-троллинг  и  кибербуллинг  //FB.ru.  U


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО: Особенности общения ученик - учитель

Материал для выступления....Особенности общения ученик - учитель.Как ГОВОРИТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ СЛУШАЛИ, и как СЛУШАТЬ, чтобы ПОДРОСТКИ ГОВОРИЛИ....

Культура общения в подростковой среде

материалы для выступления на родительском собрании "Культура общения в подростковой среде"...

Алгоритм последовательности организационно-педагогических действий по решению проблем профилактики правонарушений среди учащихся, а также смежных проблем, связанных с учебой и дисциплиной

Рекомендации по организации работы  классных руководителей с учащимися и семьей по преодолению проблем, связанных с обучением и поведением обучающихся....

Конкурсная работа ученика «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе как фактор профилактики наркомании в подростковой среде»

Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть данной Программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить ...

Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...

Особенности копинг-поведения в подростковой среде.

В статье рассматриваются особенности поведения подростков в стреввовых ситуациях и их способы реагирования и совладания со стрессом....

Выступление на педсовете "Особенности общения с родителями детей, имеющих разные нарушения в развитии"

В этом коротком выступлении я показала, что, осуществляя индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, не следует забывать и об индивидуальном отношении к их родителям, которые по- разному отно...