Тьюторское сопровождение интеллектуального творчества одаренного ребенка
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

В статье рассматривается создание условий для развития интеллектуального творчества одаренных детей на примере работы школьного клуба "Олимп".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение интеллектуального творчества одаренного ребенка.

Сегодня важно научить детей ориентироваться в мире информации -  уметь добывать ее, выбирать достоверную, понимать, как и когда использовать на практике. Многие считают, что надо иметь хорошую карьеру, а значит, образование. Главное – преуспеть в каком-то деле. Под словом «преуспеть» надо понимать «успеть быть в ногу со временем».

У ребенка могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно, с учетом его потребностей, сконструировать индивидуальную образовательную программу и помочь её реализовать. Тьютор вооружает  умением работать со своими интересами, потребностями, трудностями, целями, поиском ресурсов для самореализации.

 В первую очередь важно, чтобы учащиеся научились самостоятельно мыслить, находить пути решения и использовать свои знания в практических целях. При реализации обучения на практике необходимо создание условий  для побуждения к активной самостоятельной работе.

Хотелось бы поделиться опытом работы клуба интеллектуального творчества «Олимп» в нашей школе.

Задавая себе вопросы «Как сделать урок интересным?», «Как показать применение на практике изученных правил?», «Как связать с жизненной ситуацией знания учащихся?» , «Как реализовать практико-ориентированный подход в обучении?» и т.д., тьютор старается научить учащихся применять свои умения в нестандартных ситуациях, дать возможность «поучиться не для оценки», а для реализации последующих жизненных планов.

Перед нами встала проблема выбора формы работы с учащимися во внеурочное время, отвечающей требованиям современности. Учитывая, что для формирования мотивации  учащихся необходимо работать с познавательными интересами ребенка, мы пришли к идее создания клуба интеллектуального творчества «Олимп». Полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто дать тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться.

В основе работы клуба положен принцип добровольности. В клубе могут принимать участие все желающие: могут объединяться как учащиеся одного класса, так и параллельных классов. Занятия клуба проводятся при любом числе желающих обычно 1 раз в 1-2 недели, продолжительность занятия от 30 до 90 мин (в зависимости от рассматриваемых вопросов, класса).

   Участие в работе клуба «Олимп» дает ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, а интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.

В своей работе можно использовать следующие формы занятий.

   -Занятия, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему.

   -Занятие творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.

   -Занятие-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.

   -Занятие - исследования и изобретательства

   -Занятия с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, игра по станциям и др.

В качестве первостепенной задачи мы опираемся на расширение имеющиеся знаний учащихся, стимулирование их познавательной активности.

Тьютор определяет содержание и структуру деятельности, в которой обнаруживается социальный интеллект ребенка, под которым мы понимаем способность человека прогнозировать и объективно оценивать результаты учебно-познавательной деятельности. Это позволяет ребенку реализовать себя в качестве субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, так как происходит осознание им своей уникальности, характера изменения в ходе взаимодействия с окружающей средой.

Работа ведётся среди учащихся 5 – 9 классов, проводятся  интегрированные заседания клуба с использованием знаний из математики, информатики, физики, биологии, МХК, ИЗО, русского языка. Сначала мы взяли наиболее очевидные и привлекательные темы: «Путешествие по Санкт - Петербургу» «Кристаллы», «Изобретения», «Иллюзии», изучение которых  является одним из возможных путей сознательного получения и осмысления информации, возможности ее использовать на практике в различных ситуациях.  

 Проведение серии занятий по теме «Изобретения», позволило объединить естественно – научные (биология, физика), математические и гуманитарные (МХК, ИЗО, русский язык, литература) знания. На протяжении всех занятий внимание акцентировалось на умениях учащихся осуществлять перенос известных способов деятельности в новые ситуации, на готовность к поиску новых проблем, то есть на проявление творчества. При этом ориентированность познавательных задач определяется направленностью познания на внешний объект (содержание задачи, соответствующее учебным предметам), на самого себя (собственные достижения и возможности преодоления трудностей).

В дальнейшем учащиеся более активно стали предлагать темы исследований, выражать пожелание по форме проведения. Так появилась идея проекта «Наукоград».

Уже  в детстве многие задумываются о будущей профессии, руководствуясь при этом своим опытом, примером родителей, знакомых. Желание понять и проявить свои возможности, которые  позволят в дальнейшем проявить себя, свой потенциал должно найти выход в определенной деятельности. А для этого необходимо определить задачи для раскрытия социализации в пространстве города.

Сопровождение в данном направлении позволяет тьютору выяснить проблемы и направить учащегося на пути их решения, помочь найти, выявить возможные темы роста и работать по их достижению. Обучая технологии исследовательской деятельности, сопровождая исследования учащихся, помогая в оформлении исследования и нахождения форм его представления, тьютор помогает скорректировать направление или проблематику исследования и продолжить работу в данном направлении.

 Некоторые темы для исследования были предложены учащимися школы, как наиболее интересные и современные.

- Открытие в мире музеев

- Научные центры СПб – встреча с будущим

- Пулковская обсерватория – история, развитие перспективы

- Самые «умные» музеи Петербурга

Поиск, выбор, анализ информации в процессе работы над проектом, а также общение в группе со сверстниками и тьютором позволяет учащимся развивать культуру мышления и общения, способность переноса знаний  в другие сферы человеческой деятельности.

Уникальных личностей вокруг нас много. Поэтому важно не быть «лучше всех», а уметь взаимодействовать с окружающими, работать в команде. Среди детей нужна коммуникация – тренировка навыков, которые им пригодятся во взрослой жизни, научат ориентироваться в окружающем мире. Интегрированный подход, применяемый в работе клуба, позволяет, используя силу эмоционального воздействия на ребёнка, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического развития ученика.    Фактически в процессе тьюторского сопровождения стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка.  При этом происходит не только обогащение опыта познания окружающей действительности, но и расширение представлений о своих индивидуальных возможностях, что предопределяет изменения самого действующего субъекта, развитие его личностных качеств, и у детей появляется больше возможностей для самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми

Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения...

Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....

тьюторское сопровождение одаренного ученика

Материал содержит проект тьюторского сопровождения одаренного ученика по английскому языку....

программы тьюторского сопровождения одаренных детей по учебному предмету история

Тьюторское сопровождение одаренных детей для подготовки к одимпиадам и проектной деятельности....

Тьюторское сопровождение одаренных детей

Ребенок может отлично учиться и даже быть лучшим в классе по всем предметам, и все равно даже близко не дотягивать до своего полного потенциала. Таким детям легко становится скучно и это может привест...

Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённого учащегося

Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённого учащегося...

Приказ Департамента образования от 09.09.2022 №1043 "О конкурсном отборе на тьюторское сопровождение одаренных детей" , приложение 2 к рприказу

Член комиссии конкурсного отбора на организацию тьюторского сопровождения одаренных детей...