Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников
статья на тему

Долженков Юрий Васильевич

Статья о здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_uchitel-uchitelyu.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников

Долженкова Светлана Анатольевна, Долженков Юрий Васильевич, МБОУ "Великомихайловская СОШ" Новооскольского района Белгородской области

     Здоровье для  человека самая главная ценность. К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда мы его теряем.

    Здоровый образ жизни предполагает включение в повседневную жизнь правил, выполнение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья отдельного человека, его семьи, окружающих его людей.

   “Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека”

    По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент школьников, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Одна из причин этого – малоподвижный образ жизни, не желание заниматься физкультурой и спортом.

    Исторически так сложилось, что от состояния здоровья детей, от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. В связи с этим, вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания.

   К сожалению, по данным научных исследований, сегодня физическим воспитанием детей интересуется не большее 20 % родителей. Поэтому учителя должны стремиться сделать родителей каждого школьника приверженцами физической культуры, своими соучастниками.  
  Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и внеклассных мероприятиях.   Такие знания необходимы для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Между семьей и школой должна быть создана атмосфера деловых, товарищеских отношений. Ведь речь идет об объединении усилий в решении одной цели.

   Физкультурные праздники, развлечения, соревнования являются радостными событиями в жизни учащихся. Они позволяют продемонстрировать двигательные навыки и физические качества, привычки ЗОЖ. Чтобы у детей вызвать интерес к физической культуре в нашей школе проводится много спортивных мероприятий, праздников совместно с учителями и родителями.

    Эффективной формой такой работы является организация участия родителей в соревнованиях семейных команд. Здесь создаются благоприятные условия не только для всестороннего физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для воспитания правильных отношений в семье (между младшими и старшими детьми, мальчиками и девочками, родителями и детьми). Так, общее участие родителей и детей в спортивной борьбе создает атмосферу свободы, взаимного уважения, стимулирует систематические занятия физкультурой. Основу семейных соревнований составляют эстафеты и командные игры с поочередными действиями участников, где результаты каждого члена семьи суммируются и, таким образом, влияют на распределение мест. Это повышает ответственность и побуждает готовиться к следующим стартам.

    Это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. 
   Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают классному руководителю, учителю физкультуры в подготовке внеклассных мероприятий, принимают сами в них участие. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений.

    Родители – наши помощники и союзники во внеклассной деятельности. 
Важнейшим направлением во внеурочной деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни.

   Одной из форм сотрудничества, которая сближает учителей, родителей и детей в нашей школе является проведение конкурсов «Новогодние старты»,»А, ну-ка, девочки!»,»Юные защитники Отечества», Мама, папа, я- спортивная семья».Эти соревнования проводятся с непосредственным участием в конкурсах родителей. Дети стараются не отставать от взрослых, показывают хорошие результаты, радуются успехам своих родных.

   А, проведённые в этом году, соревнования «Безопасное колесо» и «А у нас во дворе...»показали инициативность, ответственность к совместной деятельности детей и взрослых. Совместно с родителями (а они помогают в изготовлении реквизита, художественном оформлении и костюмировании ) проводим театрализованные представления, когда в роли артистов выступают дети. Это помогает ребятам перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает успешному обучению; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А когда рядом родители и друзья, самое главное – какая ты личность.

    Родители с удовольствием откликаются на участие в таких мероприятиях, так как понимают, что забота о здоровье их детей – это главное.

    В процессе проведения приведенных выше физкультурно - оздоровительных мероприятий нашей школой решаются такие задачи, как активизация и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой.

   Разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.

.                                        Литература   

1.  Болотина Л.А. Психология и педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.

 2.  Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

3.  Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

 4.  Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 2011. – 270 с 7.    Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. Кошелевой А.Д. – М.: Просвещение, 2011. – 592 с.

 5.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Эксмо, 2012. – 178 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.

                «Семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первы  шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...

Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников.

На младший школьный возраст приходится интенсивный рост и развитие организма. Дети в 7—10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования привычки к систе...

Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников.

На младший школьный возраст приходится интенсивный рост и развитие организма. Дети в 7—10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования прив...