Учитель года-2017
материал на тему

Мубаракшина Алсу Минемухаматовна

Учитель года-2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_uchitel.docx20.64 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.docx33.05 КБ
Файл zdorovesberezhenie_prezentatsiya.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель.

Никто не знает наперёд, кем он будет и где через лет 20. Можно планировать, мечтать и даже поступить в Университет по выбранной тобой специальности, но ты точно не можешь знать, чем именно ты будешь полезен своему обществу и какой сможешь внести вклад в его будущее. Так и я, будучи прилежной ученицей гимназического класса школы города Воркуты, не знала даже, что меня ожидает судьба Учителя. Я всегда восхищалась и смотрела на своего учителя русского языка и литературы, Дятлову Любовь Павловну, и не могла понять, как можно так много знать и быть настолько грамотной и компетентной во всех вопросах не только своего предмета, но и многого другого. Я восхищалась своим учителем французского языка, Габовой Верой Николаевной: насколько красиво звучал её французский, как элегантно она одевалась, и как незаметно проходили её уроки. А как я сочувствовала нашему учителю физической культуры, на уроке которого я сломала руку, что не позволила ему вызвать скорую помощь! Все мои учителя были очень разными, но в то же время их объединяло одно – любовь к детям и безграничное терпение…

Мне очень повезло, ведь у меня есть перед глазами и в памяти идеалы нашей профессии! Всегда стремлюсь достичь их, но понимаю, что работы над собой ещё очень много.

Что касается моего пути учителя, то скорее профессия меня выбрала, а не я её. Первоначально мой замысел был очень прост: поступить на языковое отделение и стать переводчиком. Но на втором курсе пришла пора практики. Очень трудно объяснить все мои переживания, когда я пошла на первый урок, но как только я переступила порог школьного кабинета, произошло что-то невероятное. Я ощутила на себе любопытные взгляды детей и поняла, что такими же я их должна оставить после урока: с горящими глазами, жаждущими нового и готовыми на продолжение нашей дружбы. Честно говоря, я не уверена, смогла ли я этого добиться полностью от всех, но ощущение удовлетворённости от своей работы на первом уроке я получила. После первого же урока у меня возникло желание пойти работать в школу. Самый главный мотив в моей работе – это удовлетворённость тем, что я делаю,  стремление найти наиболее выгодные решения поставленных задач и бесконечное движение в совершенствовании своего мастерства. Этот путь бесконечен, но тем он и интересен.

Хочу признаться, что я попробовала себя и в роли переводчика. Но, честно говоря, меня хватило всего лишь на один день. Не было никакого пространства для творчества и развития. Был просто сухой перевод технических слов на заводе. Меня сразу же это привело в уныние. Неужели так можно работать всю жизнь! Это уж точно не моё!

Таким образом, моя любовь к иностранным языкам меня привела к профессии учителя. Этот труд всегда был для меня недосягаем, я и мечтать не могла, что буду преподавать, но как только я ощутила весь драйв на первом уроке во время практики, двери в данную профессию для меня приоткрылись.

Почему же я так этого боялась?  Ответ очевиден. Профессия учителя, прежде всего, очень ответственная, ведь будущее наших детей в наших руках. Некстати сказанное слово, взгляд и даже молчание учителя могут изменить ребёнка. В один миг могут измениться планы на будущее, отношение к учебному предмету и даже отношение к самому себе. И, наоборот, всего лишь одно доброе слово учителя может творить чудеса с ребёнком. Доброта, терпение, любовь и понимание – это те качества, которые просто необходимы учителю. Более того, нужно обязательно любить то, чем ты занимаешься, а иначе это не твоя профессия. Именно эти качества я искала в себе на пути к этой профессии.

Конечно же не только первый урок на практике привёл меня к профессии, многое предопределило мой осознанный выбор. Иногда, копаясь в себе, я вспоминаю некоторые эпизоды детства – школьные годы… Жили мы тогда в городе Воркуте, за полярным кругом. После восьмого класса собрались мы с классом в поход – на Уральские горы - единственную горную цепь, которая пересекает Россию с севера на юг и является границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями нашей страны. Красота этих гор и впечатления, которые мы там получили, ни с чем не сравнятся. Добрались мы до подножия гор, а там ягод разных видимо – не видимо! Черника, голубика… Особенно мне понравилась черника. Наберёшь полную ладошку, поднесёшь к лицу и такой аромат, ну просто закачаешься. А вкус какой! Словами не передать – надо самому попробовать. Я этот запах и вкус до сих пор помню… Развели ребята костёр, решили на нём картошку испечь. Сидим вокруг костра и разные истории рассказываем. Потихоньку картошка подошла. Мы их по одной из-под золы достаём и с удовольствием уплетаем. И когда одна из девочек палочкой какой-то камушек выкатила вместе с картошкой, он как-то странно и таинственно заблестел. Мы все очень заинтересовались им, а вдруг драгоценный. Начали фантазировать, особенно девочки. Вдруг один из наших одноклассников, который всё время возился с разными минералами, берёт этот камушек и говорит, что он вовсе не драгоценный, а очень хороший минерал, который может очень многое поведать. И начал он рассказывать об этом камне так увлечённо и со знанием дела, что нам всем стало ужасно интересно, и мы даже про картошку забыли. А я наблюдала за нашим одноклассником. Ведь сам по себе он среди нас ничем не выделялся, отличником не был, разве что по минералам своим. А тут его как будто подменили: глаза блестят и весь как будто даже ростом стал выше. И так много про разные минералы рассказывал, их свойства и характеристики, чуть не обожествлял их. Коснулся он так же и темы нашего города: как появилась Воркута, как её строили, и, к своему ужасу я поняла, что о городе то своём не так много знаю. Рассказал он и о том, какие марки угля бывают и в каких именно шахтах их добывают. А я то думала, что уголь везде одинаковый. За его увлечённым рассказом мы даже не заметили, как начало темнеть, и мы дружно стали ставить палатки. И тут наш одноклассник опять нас удивил. У нас с собой была мазь против комаров, но она не помогает от мошкары. Наш одноклассник принёс какие-то сухие травки, бросил их в костёр и всё…Мошкара этот запах, оказывается, терпеть не может. Вывод для себя я тогда сделала на всю жизнь. Если чем-то заниматься, то только с увлечением и любовью и со знанием дела. Как наш одноклассник-герой. В наших глазах он тогда и был героем.

В школьные годы мы также увлекались игрой в мушкетёров. Хоть я и девочка, но меня тоже почему-то это увлекло. Даже подобие спектакля своими силами ставили. Завели специальную тетрадку и, прочитав роман А.Дюма, вывели свод правил, которым мы неукоснительно следовали: быть всегда честными, не обижать окружающих, помогать всем, кто попросит о помощи и другие. Читая роман, я старалась находить информацию о том, как он был написан, и, вдруг я наткнулась на небольшую статью, что в оригинале эта история совершенно другая. Мне стало очень интересно. К тому времени я самостоятельно изучала английский язык. А тут французский! А ещё нам разрешили выбрать изучение языка. Мой выбор был очевиден. Мой папа говорит, что я была достаточно настырной и упёртой девочкой, поэтому я взялась за изучение французского с большим интересом и ведь стало получаться. И даже призовые места по олимпиаде в городе получала. А причина то в чём: статья! Хотелось прочитать роман в оригинале и узнать, что же там другого, чего нет в русском издании. Язык то я усвоила и не важно, что оригинал я так до конца и не осилила, но факт остаётся фактом – изучать иностранные языки мне понравилось. Главным толчком к изучению иностранных языков, думаю, был именно этот случай. По крайней мере – поступление в институт на факультет иностранных языков. А вот уважать и любить свою профессию всё-таки научил меня мой одноклассник. Действительно – герой!

Я – учитель, и мне просто необходимо постоянно развиваться и быть в ногу со временем, быть полной идей, энергичной и жизнерадостной. И в этом мне всегда помогают мои питомцы – любимые и самые лучшие ученики. Даже самый маленький успех моего ученика окрыляет меня и является мощнейшей мотивацией к дальнейшему развитию. А я стараюсь всегда мотивировать своих учеников к изучению английского языка. Но и французский язык не остаётся в стороне, дети часто просят научить их каким-то фразам на этом красивом языке. Все мои победы в различных конкурсах – это стимул к развитию и для моих учащихся. Их интерес особенно вырос, когда я приехала со стажировки в Великобритании. Они стараются задать различные вопросы, ответы на которые порой они ищут сами. Я чувствую, что моё увлечение и мой интерес к языкам заражает моих учеников и некоторые из них выбирают уже свой путь, связанный с изучением и даже преподаванием иностранных языков. Не это ли показатель, что я – учитель…



Предварительный просмотр:

Методический семинар

        Стаж моей педагогической деятельности - 15 лет. Считаю, что школа – моя стихия. И я уверена, что именно в школе я реализуюсь как личность и именно через школу я могу быть полезна обществу.        

        Цель моей педагогической деятельности – создание оптимальных условий для воспитания и развития личностных качеств у учащихся средствами иностранного языка.  

Целью обучения на уроке и во внеурочной деятельности считаю формирование коммуникативной культуры школьников, а также духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

Немаловажную роль в достижении моей главной цели играет идея здоровьесберегающего обучения. И я просто уверена, что использование здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса.

Итак, тема моего методического семинара: «Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности». Данная тема была выбрана мною не просто так, я «болею» этой темой уже несколько лет. Считаю, что и от учителя также зависит здоровье и душевное состояние  учащихся. Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

«Я не знаю большей красоты, чем здоровье», писал знаменитый немецкий поэт и публицист Генрих Гейне. Глупо опровергать данное высказывание. При организации процесса обучения английскому языку мы не должны забывать об охране здоровья наших учащихся, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в работе и в жизни.

По оценкам специалистов, наряду с социальными проблемами и экологическими факторами до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с пребыванием в школе. Это подтверждается данными мониторинга исследуемой проблемы по Республике Татарстан. В результате за 11 лет обучения ребёнок находится в состоянии постоянного напряжения в связи с объёмной учебной и минимальной двигательной нагрузкой.

Я преподаю английский язык во всех классах со 2 по 11. У нас в школе обучаются на данный момент 117 учащихся. Анализ заболеваний учеников  МБОУ «Биклянская СОШ» по предоставленным данным медицинским персоналом нашего села показал, что среди патологий, которые наблюдаются у 56 учащихся из 117, на первом месте – нарушения иммунитета, на втором – нарушения зрения, на 3 – опорно-двигательного аппарата, на 4 – пищеварительной системы, на 5 – неврологические отклонения. По последним данным в нашей школе  15% с 1 группой здоровья, 64% - со 2, 20% - с 3, 1% - с 4 группой.

К сожалению, мы наблюдаем общее снижение человеческих ресурсов. Поэтому наша работа, как воспитателей, так и предметников, должна стать приоритетной в плане сбережения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них установки на здоровый образ жизни. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Г.Сивков), то есть иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к утомлению и снижению активного внимания.

Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Уверена, что если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная среда, то это будет способствовать созданию наиболее подходящей обстановки и атмосферы на уроке для усвоения и применения знаний учащимися, а также сохранению их здоровья и развитию познавательного интереса. 

Основные направления моей деятельности.

Здоровьесбережение реализую через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока английского языка, а также через внеклассные мероприятия  по английскому языку и работу, выходящую за рамки преподаваемого мной предмета.

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка через использование разнообразных методов и форм на уроке,  принцип двигательной активности.

Во внеурочное время использую такие методы работы как беседа, классные часы,  организация интегрированных внеклассных мероприятий совместно с другими учителями-предметниками.

1.Урок – зона психологического комфорта.

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую на уроках различные упражнения для эмоциональной раскачки.

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор». Дети  поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания  «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д .

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.

Я предпочитаю оценивание в виде смайликов. Побеждает тот, у кого этих смайликов больше.

2.Индивидуальный и дифференцированный подход

на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.

Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме. Это обычно касается проектных работ в конце каждой пройденной темы.

3.Двигательная активность учеников

на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток.

4. Поддержание интереса к изучению английского языка.

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. С этой целью я использую  игровую методику и метод проектов.

Например, вводя лексику по теме: «Животные» во 2 классе, мы играем с детьми в «Горячо-холодно», когда ученик ищет спрятанную игрушку в кабинете, а одноклассники помогают ему найти её хлопками. Чем ближе ученик к игрушке, тем громче хлопают одноклассники. Когда он находит игрушку, ему нужно сказать, что это за животное, какого оно цвета и что оно умеет делать. Дети с радостью играют и не боятся коммуникативной направленности данной игры.

Практикую разного рода соревнования, особенно в конце пройденной темы. Хочу отметить, что я не ограничиваюсь только возможностями кабинета. Например, провожу уроки совместно с учителем физкультуры на катке. И не только дети получают удовольствие от таких уроков, но и я сама, так как вижу, что самые слабые ученики включаются в работу и стараются соревноваться с более сильными одноклассниками.

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные. Как я уже отмечала, мы проводим проекты практически в конце каждой пройденной темы. Тип проекта выбираем совместно. Обычно это групповая работа, но бывает и индивидуальная. Это очень кропотливый труд и требует от учащихся умения работать в коллективе, работать творчески и находить необходимую информацию из всех возможных источников, а также правильно применять уже имеющиеся у них знания. Мы выступали с нашими детьми и выходили на районный уровень с масштабным интегрированным англо-русским проектом «Наш музей», в котором приняли участие ученики 9-11 классов. Если раньше у нас были экскурсоводы по нашему музею на татарском языке, то сейчас наши дети могут рассказать об истории села, школы ещё на русском и английском языках.

Использование вышеперечисленных технологий в своей работе позволили мне достичь хороших результатов и положительной динамики в качестве преподавания английского языка: 2014/2015 уч.год – 69%; 2015/2016 – 71%; 2016/2017 – 73%

Как я уже говорила, здоровьесбережением я занимаюсь не только на уроках, но и во внеурочное время. Так как я не только учитель-предметник, но и классный руководитель, я веду работу в этом направлении во время классных часов, внеклассных мероприятий. Веду активную пропаганду здорового образа жизни, а в 2009 году в сотрудничестве с компанией «Проктер энд Гэмбл» мной был разработан урок в рамках программы для девочек-подростков, который был признан лучшим в России в 2009 году.

Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников. А чтобы урок «сработал» как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приёмы и методы: практический, ситуационный, игровой, соревновательный, познавательную игру, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке. Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Биклянская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района Автор: Мубаракшина А.М., учитель английского языка высшей квалификационной категории Методический семинар

Слайд 2

Цель педагогической деятельности – создание оптимальных условий для воспитания и развития личностных качеств у учащихся средствами иностранного языка. Цель на уроке и вне урока – формирование коммуникативной культуры школьников, а также духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

Слайд 3

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» Генрих Гейне

Слайд 4

Заболевания учащихся по Мбоу « Биклянская сош »

Слайд 5

Группы здоровья по мбоу « Биклянская сош »

Слайд 6

Основные направления деятельности Оптимизация содержания и целенаправленная организация урока с учётом приёмов здоровьесбережения ; Внеурочная работа по данной проблеме

Слайд 7

На уроке Методы позитивной психологической поддержки ученика; Учёт индивидуальных особенностей учащегося, дифференцированный подход; Поддержка познавательного интереса; Принцип двигательной активности

Слайд 8

Урок – зона психологического комфорта « Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов » К.Д.Ушинский

Слайд 9

Индивидуальный и дифференцированный подход осуществляется через учёт личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объём задания

Слайд 10

Двигательная активность учеников Активное поведение учащихся обеспечивается за счёт использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток и зарядки для глаз

Слайд 11

Поддержание интереса к изучению английского языка Игра Метод проектов Урок на катке

Слайд 12

Проект «наш музей »

Слайд 13

Качество преподавания английского языка по мбоу « Биклянская сош » 2014/2015 уч.год – 69% 2015/2016 уч.год – 71% 2016/2017 уч.год – 73%

Слайд 14

Здоровьесбережение во внеурочное время Родительское собрание «Как помочь ребёнку справиться со стрессом» Классный час «Урок гигиены» Внеклассное мероприятие

Слайд 15

Мои победы

Слайд 16

Урок должен приносить радость. Только тогда можно достичь поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЕ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017

Поурочные разработки и внеклассные мероприятия по географии...

Эссе на конкурс "Учитель года 2017"

Эссе на конкурс "Учитель года 2017"...

Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...

Материал к районному конкурсу "Учитель года-2017". Эссе "Я-учитель".

Данный материал раскрывает суть моей выбранной профессии....

Эссе на конкурс "Учитель года 2017"- Я-учитель.

Я - учитель. Как много глубины и смысла в этих двух словах! Я чувствую, какая ответственность лежит на мне и понимаю, чтобы воспитывать других, надо самой постоянно работать над собой....

Учитель года 2017, конкурсное задание «ЭССЕ». Я - учитель.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы... Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит с...