Программа Инновационной ДеятельностиПрофориентационная работа школы в контексте компетентностного подхода Профориентационный аспект деятельности школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника
рабочая программа на тему

Жарова Елена Анатольевна

Предложенная модель профориентационной работы школы способствует приведению в соответствие профессиональных ориентаций выпускников требованиям рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.docx.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 117» АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО РАЙОНА г. КАЗАНИ

ПРОГРАММА

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ

ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Разработчик программы:  

Жарова Е.А. -  заместитель директора по учебной работе

Исполнители программы:

  • педагогический коллектив школы № 117;
  • общественные организации: родительский комитет, органы                      ученического самоуправления

Казань-2015


СОДЕРЖАНИЕ

1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..........3

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………….5

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ……………………………………………………………………………..6

4. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ЭТАПАМ……………………………………………………..10

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………………….11

6. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………13

7. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………….14

8. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………16

9. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………...17

10. ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…….18

10.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ……………………18

10.2. КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ………………………………………………18

10.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ…………………………………19

10.4. НОРМАТИВНАЯ БАЗА………………………………………………20


1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Направление инновационной деятельности в сфере образования

Профориентационная работа школы в контексте компетентностного подхода

Наименование инновационного проекта (программы)

Профориентационный аспект деятельности школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника

Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы)

Модернизация профориентационной работы школы за счет создания условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии на основе индивидуального опыта различных видов деятельности, что способствует достижению целей экономического развития региона, государства

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

Несмотря на трансформацию целей профориентационной работы, средства и механизмы ее осуществления остаются прежними, сформированными еще в советской школе

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан

Предложенная модель профориентационной работы школы способствует приведению в соответствие профессиональных ориентаций выпускников требованиям рынка труда

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Цель: Разработать модель профориентационной работы педагогического коллектива, обеспечивающей выпускникам школы понимание конъюнктуры современного рынка труда, умение оценивать себя в контексте требований рынка труда, осуществление осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Распространить профориентационную работу на все ступени общего образования.
  •  Обеспечить полный охват профориентационной работой всех учащихся, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях развития в школе инклюзивного образования.
  • Продолжить реализацию компетентностного подхода, адекватного задачам профориентационной деятельности школы.
  • Обеспечить актуальность содержания профориентационной работы.
  • Разработать комплекс форм профориентационной работы в образовательной деятельности школы, адекватных возрастным особенностям учащихся (по ступеням образования).
  • Обеспечить активное взаимодействие с субъектами образовательной, производственной деятельности г. Казани по совершенствованию профориентационной работы с учащимися.
  • Обеспечить учащимся школы качественное образование, позволяющее продолжить обучение в ВУЗах, колледжах и др. учебных заведениях РТ.
  • Обеспечить мониторинг результатов.
  • Вести деятельность по обобщению и распространению позитивного опыта профориентационной работы.

Сроки реализации инновационного проекта (программы)

сентябрь 2015 года – июнь 2018 года

Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы)

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

  • Созданы условия для осознанного выбора учащимися будущей профессии на основе личного опыта различных видов деятельности.
  • Предоставлено всем обучающимся современное качественное образование, обеспечивающее личностную и профессиональную самореализацию.
  • Обогащен опыт инновационной деятельности; повышен уровень педагогического мастерства за счет активизации деятельности по освоению и внедрению современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, компетентностного подхода в образовании, профориентационной деятельности школы, адекватной задачам развития региона, государства.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы)

Публикации; методические семинары; мастер-классы; открытые уроки; научно-практические конференции


2. АКТУАЛИЗАЦИЯ

Современная экономическая ситуация актуализирует перед Российским образованием проблему подготовки высококвалифицированных кадров инженерных и рабочих специальностей, поэтому в  общеобразовательных учреждениях необходимо обратиться к вопросам профессиональной ориентации обучающихся, с тем чтобы выпускники школы обладали навыками необходимыми в новых экономических условиях - профессиональная конкурентоспособность.

Исходя из названной социопедагогической задачи, администрация школы № 117 Авиастроительного района г. Казани разработала стратегию инновационного развития образовательного учреждения.  Педагогический коллектив обратился  к идее модернизации профориентационной работы школы  за счет создания условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии на основе индивидуального опыта различных видов деятельности, что определило тему инновационной работы  школы в 2015 – 2018 годах:

ТЕМА

Профориентационный аспект деятельности школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника.

ЦЕЛЬ 

Разработать модель профориентационной работы педагогического коллектива, обеспечивающей выпускникам школы понимание конъюнктуры современного рынка труда, умение оценивать себя в контексте требований рынка труда, осуществление осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ

  • Распространить профориентационную работу на все ступени образования (начального, основного, среднего (полного) общего).
  •  Обеспечить полный охват профориентационной работой всех учащихся, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях развития в школе инклюзивного образования.
  • Продолжить реализацию компетентностного подхода, адекватного задачам профориентационной деятельности школы.
  • Обеспечить актуальность содержания профориентационной работы.
  • Разработать комплекс форм профориентационной работы в учебной (урочной, внеурочной) и воспитательной деятельности школы, адекватных возрастным особенностям учащихся (по ступеням образования).
  • Обеспечить активное взаимодействие с субъектами образовательной, производственной деятельности г. Казани по совершенствованию профориентационной работы с учащимися.
  • Обеспечить учащимся школы качественное образование, позволяющее продолжить обучение в учреждениях среднего, высшего профессионального образования.
  • Обеспечить мониторинг результатов инновационной деятельности школы.
  • Вести деятельность по обобщению и распространению позитивного опыта профориентационной работы педагогического коллектива школы.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

С научной точки зрения, профориентация – это  система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

В профориентационной работе мы выделяем следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности, обеспечивающей способность к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект предполагает разработку критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Динамичность происходящих в современном обществе процессов переориентировало систему образования со знаниевой парадигмы на деятельностную. Что касается профориентационной работы, то она должна выстраивать субъектные отношения со школьниками, где ученик – активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Это обусловливает обращение педагогического коллектива к компетентностному подходу в образовательной деятельности школы, в профориентационной в частности.

Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что образование должно давать не отдельные разрозненные знания, умения и навыки, а развивать способность и готовность обучающегося к деятельности в различных социально-производственных условиях. Кроме того, для современного выпускника образовательного учреждения любого уровня важно понимать, что необходимо развивать у себя такие личностные качества, которые позволят быть не только конкурентоспособным в современных условиях жизни, но быть готовым и способным к сотрудничеству, совместной деятельности в команде при выполнении новых нетривиальных задач, что предполагает развитие способности к непрерывному обновлению знаний, возможному переучиванию в другой предметной области, умению добиваться положительных, эффективных результатов в своей деятельности.

Компетенции, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми». В современной педагогике выделяют семь ключевых образовательных компетенций, которые должна формировать школа:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
  3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать, преобразовать необходимую информацию, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Параметры сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача / приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

С нашей точки зрения, учитель, осуществляющий образовательную деятельность в условиях компетентностного подхода, должен:

  • быть самостоятельным, инициативным, ответственным;
  • понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни – личной, общественной, профессиональной;
  • уметь связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
  • уметь находить в изучаемом материале элементы профориентационной (содержательной и деятельностной) информации, обогащать эту информацию во внеурочной предметной и воспитательной деятельности;
  • закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике;
  • планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной);
  •  уметь создавать ситуацию успеха;
  • оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств, а также универсальных учебных действий;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни, к будущей профессиональной деятельности;
  • понимать, что стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;
  • понимать, что строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
  • рассматривать как приоритетную педагогическую задачу обеспечения максимума успеха и минимума неудач в будущей жизни своих учеников, активно привлекать к решению этой задачи родителей, как самых верных своих союзников.

4. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ЭТАПАМ

Сроки реализации программы инновационной деятельности школы № 117: сентябрь 2015 года – июнь 2018 года.

Реализация Программы осуществляется в три этапа.

I этап – сентябрь 2015 года – декабрь 2016 года: подготовительный. Предполагает анализ условий реализации Программы, мобилизацию внутренних ресурсов.  

Данный период обеспечивает:

  • разработку модели профориентационной работы в образовательной деятельности школы;
  • разработку плана мероприятий по реализации Программы;

Результат: готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности по проблеме модернизации профориентационной работы школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника.

II этап – январь 2016 года – июнь 2017 года: формирующий. Предполагает внедрение разработанной на подготовительном этапе модели профориентационной работы педагогического коллектива в условиях компетентностного подхода в образовательной деятельности школы; анализ результатов и коррекцию деятельности.

Результат: Созданы условия для осознанного выбора учащимися будущей профессии на основе индивидуального опыта различных видов деятельности.

Предоставлено всем обучающимся современное качественное образование, обеспечивающее личностную и профессиональную самореализацию.

III этап – сентябрь 2017 года – июнь 2018 года: заключительный. Предполагает анализ опыта профориентационной работы школы по Программе инновационной деятельности; выявление, обобщение и распространение достигнутых позитивных результатов.

Результат: обогащен опыт инновационной деятельности; повышен уровень педагогического мастерства за счет активизации деятельности по освоению и внедрению современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, компетентностного подхода в образовании, профориентационной деятельности школы, адекватной задачам развития региона, государства. Повышение активности участников образовательного процесса во внеурочной деятельности.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержанием работы по профессиональной ориентации школьников является - развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование их способности к адекватному и ответственному выбору будущей профессии; развитие компетенций (универсальных и специальных), позволяющих учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные траектории,  делать осознанный выбор будущей профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

  • коммуникативной;
  • способности к адекватному самооцениванию;
  • оперативного и перспективного планирования;
  • отслеживания собственных успехов и неудач, корректировки в связи с этим собственных индивидуальных образовательных траекторий;
  • отбора и анализа информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной траекторией.

Основными направлениями профориентационной работы в школе № 117 являются профпросвещение, диагностика и консультирование, взаимодействие с социумом.

Профпросвещение педагогов, родителей, учащихся предполагает расширение их представлений о рынке труда.

Данное направление предполагает:

  • сообщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  • знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
  • формирование знаний о системе учреждений среднего, высшего профессионального образования, их требований к выпускникам школы;
  • формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей города, региона, страны.

Данное направление реализуется в учебной и воспитательной работе педагогического коллектива посредством:

  • формирования фрагментов профессиональной информации в учебном материале изучаемых предметов;
  • воспитания у учащихся трудолюбия; сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни;
  • подготовки к сознательному выбору профессии;
  • вовлечения учащихся в пространство дополнительного образования, обеспечивающего обогащение индивидуального  опыта различных видов деятельности (исследовательской, спортивной, художественной, социальной, экологической и др.).

Диагностика и консультирование предполагают формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Это направление находится в ведении, прежде всего, школьного психолога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Оно обеспечивает сопровождение ученика в период его обучения в школе как специализированной помощи в решении им вопроса «Кем быть?», а также профориентационное консультирование родителей.

Взаимодействие с социумом, объединяющее усилия заинтересованных субъектов образования и производства для создания эффективной модели профориентации в школе.

В школе развивается взаимодействие со следующими субъектами образовательной и  производственной деятельности г. Казани:

  • Отделением среднего профессионального образования института авиации, наземного транспорта и энергетики Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ;
  • Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева (КАИ) – кафедрой промышленной и экологической безопасности;
  • Казанским педагогическим коллежем;
  • Производственными объединениями – Точмаш, Элекон, КАПО им. Горбунова, КМПО, ООО «Европласт»;
  • Городским дворцом детского творчества им. А.Алиша
  • Городским экологическим центром;
  • Детской школой искусств;
  • ЦВР Авиастроительного района г. Казани

Профориентационные мероприятия в рамках данного направления обеспечивают профессиональное приобщение учащихся средствами экскурсий на предприятия и в организации; встреч с представителями различных профессий (формируют положительную мотивацию к профессиям, в которых социум испытывает необходимость); занятий во внеурочное время на внешкольных площадках, дающих опыт интеллектуальной, проектной, исследовательской,  конструкторской, спортивной, художественной и др. видов деятельности, что способствует расширению возможности личности в выборе пути будущей профессиональной самореализации.

6. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Полноценная профориентационная работа со школьниками помимо использования методов групповой работы (с классом или подгруппами) обязательно предполагает работу индивидуальную. Она должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

В профориентационной работе школы педагогическим коллективом используются диалогический, проектно-исследовательский, системно-деятельностный методы организации и осуществления деятельности.

Данные методы реализуются через технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • развивающего обучения;
  • группового обучения;
  • ИКТ;
  • технологию портфолио.

7. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В реализации задач Программы инновационной деятельности в школе используются разнообразные формы (даны в табличном варианте по задачам)

Задачи

Формы деятельности

Распространить профориентационную работу на все ступени образования

Все формы профориентационной работы в образовательной деятельности школы

Обеспечить полный охват профориентационной работой всех учащихся, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в целях развития в школе инклюзивного образования

  • Диагностика (психолога, классного руководителя, врача);
  • психологическое тестирование;
  • профконсультации (для учеников, их родителей);
  • тематические родительские собрания;
  • информационные стенды, выставки;
  • учебное занятие (урочное, кружковое, секционное и др.) с фрагментами профессиональной информации;
  • профориентационный урок;
  • портфолио индивидуальных достижений

Продолжить реализацию компетентностного подхода, адекватного задачам профориентационной деятельности школы

Все формы образовательной деятельности школы

Обеспечить актуальность содержания профориентационной работы

  • Информационные стенды, выставки;
  • работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные курсы

Разработать комплекс форм профориентационной работы в учебной (урочной, внеурочной) и воспитательной деятельности школы, адекватных возрастным особенностям учащихся (по ступеням образования)

  • Диагностика, тестирование;
  • профконсультации;
  • тематические родительские собрания;
  • информационные стенды, выставки;
  • производительный труд;
  • учебное занятие (урочное, кружковое, секционное и др.) с фрагментами профессиональной информации;
  • профориентационный урок;
  • урок технологии у девочек (прикладное творчество);
  • предметные недели;
  • конкурс технического перевода (КХТИ);
  • НОУ «Сириус» - исследовательская деятельность;
  • клуб «Что? Где? Когда?»;
  • кружок шахматный;
  • театральные кружки «МеМ», «Яшлек»;
  • кружок хореографии;
  • спортивный класс (футбол);
  • участие в социальных и экологических акциях, проектах;
  • детские объединения школы «SMS-дети», СНТ – проектная деятельность;
  • экскурсии, встречи, беседы;
  • портфолио индивидуальных достижений

Обеспечить активное взаимодействие с субъектами образовательной, производственной деятельности г. Казани по совершенствованию профориентационной работы с учащимися

  • Экскурсии;
  • встречи;
  • кружки и секции;
  • информационные стенды, выставки;
  • проекты;
  • олимпиады, конкурсы, конференции и др.

Обеспечить учащимся школы качественное образование, позволяющее продолжить обучение в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования

Все формы образовательной деятельности школы, включая обучение на повышенном уровне в профильном химико-биологическом классе, на элективных курсах «Русский язык», «Математика», а также обучение в спортивном классе

Обеспечить мониторинг результатов инновационной деятельности школы

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседа;
  • опрос;
  • отслеживание динамики результатов обучения, поступления в учреждения профобразования;
  • отслеживание результатов профессиональной деятельности выпускников школы

Вести деятельность по обобщению и распространению позитивного опыта профориентационной работы школы

  • Публикации;
  • методические семинары;
  • мастер-классы;
  • открытые уроки;
  • научно-практические конференции

8. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка результатов реализации программы предполагает мониторинг по следующим критериям:

  1. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах.
  2. Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях.
  3. Результаты участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.
  4. Динамика показателей охвата учащихся школы дополнительным образованием.
  5. Государственная итоговая аттестация. Результаты ОГЭ, ЕГЭ.
  6. Результаты поступления в профессиональные образовательные учреждения.
  7. Результаты профессиональной деятельности выпускников школы.
  8. Анализ школьного психолога, педагогов дополнительного образования, классных руководителей на основании данных педагогического наблюдения, психологического тестирования, анкетирования, бесед опросов учащихся, выпускников, родителей.
  9. Анализ показателей здоровья учащихся школы.

Достоверность результатов инновационной деятельности школы обеспечивается системностью и комплексностью оценки.

9. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данный календарный план отражает рубежные мероприятия 2015-2016 учебного года, так как инновационная деятельность ведется в школе в ежедневном режиме учителями, классными руководителями, психологом, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и секций по индивидуальным планам профориентационной работы.

План мероприятий на 2015-2016 учебный год

п\п

Мероприятие

Время проведения

1

ПС. Презентация программы инновационной деятельности школы

 август

2

Анализ теории вопроса, имеющихся в школе ресурсов.

ШМО. Утверждение индивидуальных планов профориентационной работы учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования

октябрь

3

Родительское собрание «Современные проблемы профориентации детей школьного возраста»

ноябрь

4

МС. Роль психологической службы в решении задач профориентации школьников

декабрь

5

ПС. Один из вопросов повестки: «Модель профориентационной работы в условиях компетентностного подхода в образовательной деятельности школы»

январь

6

МС. Отчет классных руководителей о вовлеченности детей в дополнительное образование.

Предметные недели «Профориентационное образование»

февраль

7

ПС. Один из вопросов повестки: «Методы и формы профориентационной работы: проблемы и решения»

март

8

Месячник экскурсий на производственные предприятия города

апрель

9

ПС. Один из вопросов повестки: «Анализ начального этапа реализации программы инновационной работы школы «Профориентационный аспект деятельности школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника»

май

10. ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Число классных комнат в школе, включая учебные кабинеты и лаборатории – 25. Все помещения обеспечены полными комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности.

В школе имеются помещения для занятий в пространстве дополнительного образования, организации выставок: актовый зал, спортивный зал, зал хореографии, библиотека.

Для психологического и медицинского сопровождения имеются кабинеты: медицинский, процедурный, психологической помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности

Данный материал расскрывает проблему современного общества- вопитание конкурентоспособной личности. Я- преподаватель технологии, думаю, что каждый предметник вкладывает свойю частицу  д...

Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности

Данный доклад расскрывает опыт моей работы по  решению проблемы воспитания конкурентоспособной личности на уроках технологии....

Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности гимназии

В статье дается небольшой анализ реализации компетентностного подхода в инновационной деятельности МБОУ "Гимназия №2"...

Особенности личности преподавателя физической культуры в контексте компетентностного подхода к образованию.

Цель физического воспитания - развитие физических и психических качеств студентов, формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и основных черт личности. Эта цель реализуется в средн...

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии

Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...