Интерактивная игра "Знакомые незнакомцы: хорошо ли мы знаем друг друга" (5 класс)
классный час (5 класс) по теме

Чистова Татьяна Викторовна

Классный час в 5 классе

«Знакомые незнакомцы:

хорошо ли мы знаем друг друга»

(участвуют четыре команды: учителя, родители и две команды детей)

Цели:  создать единое образовательное пространство в классе; формировать стремление к установлению продуктивного гармоничного общения; заинтересовать участников занятия друг другом; воспитывать стремление к познанию окружающих, самопознанию, саморазвитию.

Оформление занятия: выставки работ учащихся; видеофильмы о детях класса; рисунки детей «Мой портрет» для игры «Узнай меня»; две газеты с фотографиями детских лет родителей («Как молоды мы были…») и фрагменты детских фотографий  детей; наборы фотографий учителей, родителей и детей в детском возрасте; у каждого – маленькое сердце, вырезанное из бумаги, у учителя – большое сердце, приклеенное на конверт; музыкальные фрагменты джазовых мелодий И. Крутого.

Предварительная работа: дети и родители готовят газеты с фотографиями, родители подготавливают рассказ о своем детстве (желательно с атрибутами своего детства: журналы, значки, грамоты, дневники и т. д.); дети рисуют сои портреты для игры с родителями «Узнай меня!», пишут сочинения на тему «За что я люблю своих родителей»; дети и родители готовят инсценировки педагогических ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivna_igra_znakoiye_neznakomtsy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чистова Т.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ МПЛ г. Димитровграда,

Заслуженный учитель РФ,

учитель высшей категории

Интерактивная игра

«Знакомые незнакомцы:

хорошо ли мы знаем друг друга»

Цели и задачи:  формировать единое образовательное пространство, основанное на интеграции действий учителей, родителей и учащихся, посредством погружения в игровые ситуации; развивать стремление к установлению продуктивного гармоничного общения; заинтересовать участников занятия друг другом; воспитывать стремление к познанию окружающих, самопознанию, саморазвитию.

Оформление занятия: мультимедийная презентация, выставка портфолио учащихся; две газеты (с фотографиями детских лет родителей «Как молоды мы были…» и детских фотографий  детей «Страна детства»); наборы фотографий учителей и детей в детском возрасте; самолетики, сделанные из бумаги красного, желтого и синего цветов.

Музыкальное оформление: песня «Городок» (авторы К. Крастошевский, Ю.Варум)  в исполнении А. Варум, музыкальные фрагменты джазовых мелодий И. Крутого.

Предварительная работа: дети и родители готовят газеты о своем детстве, каждая команда готовит инсценировку педагогической ситуации с последующим ее решением, дети пишут письма первому учителю: 1 группа – в стиле письма из книги «Трое из Простоквашино», вторая – в стиле челобитной.

Методические рекомендации к проведению: участвуют четыре команды: учителя, родители и две команды детей; данное мероприятие следует проводить в конце учебного года (например, в апреле месяце).

Ход занятия.

(Занятие начинается с прослушивания небольшого фрагмента

мелодии И. Крутого, настраивающего на разговор.

На всех последующих этапах игры звучат другие его композиции,

на фоне которых проходит разговор)

I. Вступительное слово учителя.

        Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал, что «самое великая роскошь – это роскошь человеческого общения». Действительно, каждый человек, с самого рождения, вовлечен во взаимоотношения с другими людьми. Прекратить общение – то же самое, что перестать дышать. Однако многие из нас знают, как они дышат, как нужно дышать, но немногие знают, как строятся и развиваются людские взаимоотношения, почему мы относимся к себе и другим так, а не иначе. Многие теряются в «лабиринтах взаимоотношений», хотя каждый стремиться к тому, чтобы соблюдать правила общения, которых, пожалуй, побольше, чем правил в школьной грамматике.

Наша задача – научиться строить отношения «здесь и сейчас», сделать их лучше, плодотворнее и радостнее.

- Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово «Детство»? (Да, наверное, это какой-то необычный фильм, в котором все красиво, правильно, почти идеально.)

- Посмотрите на две газеты, которые воссоздают «Прекрасное далеко» родителей и недалекое прошлое детей. Какая из них вам больше нравится и почему?

Детская газета яркая, так как на ней размещены цветные фотографии, а на родительской – снимки черно-белые, иногда даже не очень четкие, приходится вглядываться пристальнее в лица, чтобы узнать своих близких. Но было ли детство ваших родителей столь черно-белым? Хотите узнать?

II. Рассказ родителей и детей о своем детстве (группы защищают свои газеты и проводят мысль  о том, что их детство самое лучшее).

III. «Прекрасное далеко…»

Слово учителя.

Спасибо за ваши выступления, но посмотрите презентацию, которую я вам приготовила.

Просмотр презентации

на фоне песни «Городок» (К. Крастошевский, Ю.Варум) в исполнении А. Варум.

Презентация составлена таким образом, что каждый слайд включает очень похожие ситуации из жизни разных поколения.

- Какое впечатление на вас произвела презентация? Какие вы сделали выводы?

Слово учителя:

Конечно, у нас больше общего, чем разного. И знаете, самое главное, наверное, заключается в том, что это будет повторяться и в последующих поколениях. Шарик всегда возвращается… Помните об этом, когда будете строить отношения в ваших сегодняшних и будущих семьях.

IV. Игра «Скажи мне, кто твой друг…»

-Как вы думаете, какая дружба самая крепкая? Несомненно, та, которая сложилась в школьные годы. Очень важно пронести ее через всю свою жизнь.

Сегодня вы приготовили рассказы о своих друзьях. Конечно, мы не сможем услышать обо всех, но в следующий раз мы продолжим наше знакомство (ребята рассказывают друг о друге, демонстрируют фрагменты видеофильмов, комментируют портфолио).

V. «Первый раз в первый класс…»

Слово учителя:

Взрослый для ребенка – главный эталон. Однако маленький охотнее подражает большому тогда, когда любит его, восхищается им, ценит его. Именно в этом состоянии ребенок и взрослый достигнут полного взаимопонимания. Этого трудно добиться дома, в семье, еще сложнее в школе, когда ваши дети вступают в общение с совсем, казалось бы, посторонними им людьми.

-Посмотрите слайд (или просматривается фрагмент видеофильма о первой линейки). Какой период в вашей жизни он передает?

Сегодня вы написали письма о своей жизни в пятом классе и адресовали их своей первой учительнице.

Представители групп читают письма, в которых рассказывают о своей жизни в пятом классе (одно письмо написано в стиле Э. Успенского, другое – челобитной, с использование устаревших слов).

Учитель говорит ответное слово.

VI. Игра «Узнавай-ка!»

1.Игра.

У нас сегодня необычный день – все тайное становится явным. Послушайте небольшие курьезные истории, которые произошли с вашими учителями. Попытайтесь догадаться, с кем это могло произойти (рассказываются истории).

Конечно, детство прежде всего ассоциируется у нас с шалостями, безобидными, совсем невредными, незлыми. Проходит время, и, может быть (даже к сожалению!) мы перестаем шалить и становимся серьезными деловыми людьми…

2.Игра.

Сначала учителя просматривают слайды с детскими фотографиями учеников и пытаются отгадать, кто изображен на фотографии, а затем такое же задание выполняют дети и по детским фотографиям узнают учителей. Родители могут помогать любой команде.

VII. Коммуникативный тренинг.

Слово учителя:

Мы все пришли на эту землю, чтобы жить, развиваться и быть счастливыми. И каждый это может, иначе не родился бы. И у каждого есть все, чтобы стать успешными, счастливыми, состоятельными. Каждый из нас талантлив. Особенно это касается наших детей, которые еще не испорчены бытом, заботами, политикой…

Давайте откроем эти таланты, поиграв в игру «Комплементина» (каждый по кругу говорит комплемент рядом сидящему человеку).

Следующая игра – «Слепой и поводырь». Пары образуются, исходя из тех отношений, которые уже сложились между учениками, учителями и родителями.

Пока пары играющих отсутствуют проводится игра «Умники и умницы» (по типу телевизионной игры).

Две пары  отцов с сыновьями отвечают на пять вопросов учителя, правильный ответ позволяет сделать шаг вперед. Приблизительные вопросы к папам: «Дрался ли Ваш сын из-за девочки? Какой школьный предмет самый любимый  у вашего сына? Как называется любимая телепередача сына? Если бы Вы присутствии сына разбили любимую мамину вазу, то он: 1) рассказал бы маме 2) взял вину на себя 3) промолчал? В каком классе учится Ваш сын?» Вопросы к сыновьям: «Какое блюдо у папы самое любимое? Кем мечтал быть в детстве папа? Когда папа первый раз влюбился? Если бы ты присутствии папы разбил любимую мамину вазу, то он: 1) рассказал бы маме 2) взял вину на себя 3) промолчал? Когда папа получил первую двойку?»

Вернувшиеся пары играющих в «Слепой и поводырь»

делятся своими впечатлениями.

Игра «Падения в карусельках». Повторяется дважды. Внешний круг сначала составляют родители, потом учителя. Внутренний круг – дети. По завершении дети делятся впечатлениями: кому доверяли больше.

Звучит музыка.

VIII.Игра «Педагогические ситуации»

Слово учителя:

Наша жизнь наполнена драматическими ситуациями. Даже самые талантливые из нас часто переживают беспомощность в решении сложных жизненных вопросов. Мы знаем об ошибках и снова повторяем их вновь и вновь.

Посмотрите ситуации и найдите пути выхода из конфликтов.

Ситуация, которую показывают родители.

Двойка

Сын в школе получил плохую оценку. Мать очень расстроилась и была готова наказать сына. Но отец стал заступаться за ребенка, говоря, что с каждым это может случиться, главное ~ чтоб он сделал правильные выводы на будущее.

Мать с этим не согласилась, сказав, что воспитание ребенка - не его забота. Слово за слово — получилась перебранка, перешедшая в ссору.

Конфликтная ситуация — различные подходы к воспитанию детей. Инцидент — полученная двойка.

Ситуация эта вовсе не безобидная. В результате ее из воспитания получается «ни то ни се». Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно ловко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. п.).

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Силовые методы, навязывание одной стороной способов воспитания могут привести к острейшему конфликту между супругами. Достаточно сказать, что среди причин разводов именно разные подходы к воспитанию детей занимают значительное место.

Первая задача родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он постоянно должен помнить о позиции второго, не забывать, что ущемление этой позиции расшатывает семью и в итоге может привести к ее развалу.

Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий   в   позициях   родителей.   То   есть   обсуждать эти вопросы лучше без него.

Ситуация, которую инсценируют учителя.

Компания

Сын стал часто пропадать у друзей, объясняя, что они слушают новые записи, обсуждают их, а также и другие вопросы, которые их интересуют.

Мать, наслышанная о многочисленных примерах отрицательного влияния компаний, запрещает ему ходить туда. Сын же туда рвется. На этой почве — постоянные ссоры.

Конфликтная ситуация — опасения матери за сына. Но сын не видит в компании ничего опасного, ему интересно со сверстниками, друзьями. Мать же не знает, чем они там занимаются. Инцидентом служит каждая отлучка сына.

Снять опасения матери можно, пригласив компанию в свою квартиру, когда кто-то из взрослых дома. Ей будет спокойно, да и эту компанию она может оценить, исходит ли от нее какая-либо опасность для сына.

Ситуация, которую разыгрывает первая группа детей.

Неприятный визит

Вечером раздается звонок в дверь и разгоряченная соседка «предъявляет» Вашего сына, обвиняя его в том, что он избил ее сына. Требует наказать его. Сын же утверждает, что тот обзывался. Как поступить?

Ссора возникла между детьми, значит, должна и разрешаться с участием их обоих. Сведя их, нужно выслушать каждого и попытаться понять, в чем была конфликтная ситуация и что послужило инцидентом, приведшим к драке.

Главное требование — объективность обеих родительниц, чтобы найти, в чем виновато и их чадо, а не только «противник». Если обвинять только другую сторону, то это создаст новую конфликтную ситуацию — дети будут рассматривать безусловную поддержку как индульгенцию на будущие проступки.

Ситуация, которую разыгрывает вторая группа детей.

Домашнее  задание

Внучка болеет. Завтра в школу идти не надо. Время - 3 часа дня. Бабушка заставляет внучку звонить подругам — узнать домашнее задание, чтобы заниматься, не отстать.

Внучка отвечает, что позвонит в 5 часов, так как раньше никто из подруг не придет. Бабушка настаивает. Доходит до слез.

Бабушка звонит по телефону матери девочки, чтобы та заставила дочку звонить подругам, не откладывая. Что делать матери?

Конфликтная ситуация — лишение девочки права самой принимать решение. Бабушка считает, что ее решение правильнее, и внучке остается только слушаться. Но именно лишение самостоятельности всеми людьми (включая детей и особенно подростков) воспринимается весьма болезненно. «Благими намерениями вымощена дорога в ад» — эти слова иллюстрируют и данный случай: настойчиво подталкивая внучку приняться побыстрее за уроки, бабушка отталкивает ее от занятий.

IX. Территория любви.

Слово учителя:

Люди свободно живут и общаются, когда отношения между ними хорошие. Тогда им не надо тратить время, вырабатывая стратегию защиты или стараться обыграть своего партнера. Пока не будут установлены хорошие отношения, вы будете вновь и вновь убеждаться, что любая, даже самая замечательная техника общения плохо работает. Именно так мы можем жить и общаться, если захотим. Давайте построим наше общее здание. Ваша задача выбрать, какими качествами должны мы обладать, чтобы общение было плодотворным. Выберите и запишите одно, на ваш взгляд, самое важное понятие (учитель собирает листки и прикрепляет их на слайде, на котором изображен дом и делает вывод о необходимости создания территории любви, взаимопонимания, сочувствия).

X. Законы жизни.

Слово учителя: 

Мы сегодня прошли с вами большой путь и попытались разобраться в том, что мешает прийти к согласию, а что может помочь. Мы дали друг другу уроки доверия. А это очень важно. В книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывается о маленьком мальчике, прилетевшем с другой планеты, о законах человеческого общения, о дружбе и любви. Сегодня вы тоже можете написать законы, на которых должны строиться человеческие взаимоотношения. Попробуйте записать их на бумаге. Это может быть лично ваш закон или закон, принятый группой, один или два, на ваше усмотрение.

(Группы записывают созданные ими законы общения и зачитывают их. Во время работы звучит музыка.)

XI. Рефлексия.

Слово учителя:

В конце нашего занятия  предлагаю вам поиграть в любимую детскую игру «Самолетики». У вас на столе самолетики трех цветов: красного, желтого и синего. Если вас очень заинтересовали эти участника нашей игры и вы хотите продолжать сотрудничество с ними, то посылаете туда самолетики красного цвета. Если вы еще не очень разобрались в своих отношениях к этой группе (или какому-то конкретному человеку), отправляйте туда желтые самолетики. Те, кто вас совершенно не заинтересовал сегодня, получат синие самолетики.

Звучит музыка.

XII. Итоги занятия.

Слово учителя:

Быть в гармонии с самим собой и другими – значит ощущать не только внутреннюю целостность, но и переживать духовное единение друг с другом, когда один понимает другого, проявляет заинтересованность, внимание, когда он чувствует взаимную заботу, поддержку.

Быть в гармонии в собой и другими… Это задача, которую мы в состоянии решить, если захотим, приложим усилия и будем настойчивыми в достижении целей.

Сегодня на протяжении всего занятия нас сопровождала музыка композитора И. Крутого. Кто может назвать, к какому музыкальному направлению она относится? (Джаз). А как вы думаете, почему мы с вами использовали именно джаз? По мнению музыкантов, джаз – это разговор близких душ. Самое главное, как считают играющие джаз, - найти тему разговора и почувствовать рядом родного человека, которому твоя тема также близка и понятна. Кажется, мы нашли с вами сегодня очень важную тему…

Используемая литература

  1. Игры: обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В. Петрусинского.– Кн. 1-5. – М., 1994.
  2. Казанский В. Педагогика любви. – К., 1998.
  3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
  4. Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений. – М., 1996. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа и школьники: навстречу друг другу" (10 класс)

Урок-размышление, урок-игра в форме общения учителя и учеников - это первый урок литературы в 10 классе....

открытый урок "Как люди и животные помогают друг другу" (4 класс)

Открытый урок по теме "Как люди и животные помогают друг другу" в 4 классе....

Совместное внеклассное мероприятие с родителями "Знаем ли мы друг друга"

Совместное внеклассное мероприятие - конкурс «Знаем ли мы друг друга:».  Семья является частью общества. В ней, словно в капле воды, от­ражаются все происходящие в нем процессы, как положительные...

Конспект внеклассного мероприятия "Мы хорошо понимаем друг друга"

Конспект внеклассного мероприятия по немецкому языку для учащихся 9-го класса был создан учителями немецкого и русского языка. Данное мероприятие представляет собой конечный продукт проекта, посвящённ...

План-конспект урока английского языка «Как люди и животные помогают друг другу» 4 класс

План-конспект урока английского языка по теме «Как люди и животные помогают друг другу». УМК "Enjoy English", 4 класс....

Конкурс "Как мы знаем друг друга".

Содействовать сближению родителей и детей....