МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА
статья (11 класс) на тему

Афонина Тамара Дмитриевна

Описывается производственно - педагогический кластер как эффективное средство социализации обучающихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА

Автор:

Афонина Т. Д, -

педагог дополнительного образования

Структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11 г. Кинеля

Кинель 2016

1.Концептуальная часть модели

Модель представляет собой объединенный единым замыслом целый комплекс предпрофильных мероприятий, включая производственно – образовательный кластер, и призвана обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения учащихся.

 Модель создана в соответствии с требованиями:

  • Конвенции о правах ребенка;
  • Конституции РФ – (Гл. 2);
  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закона об образовании (2013 г.) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
  • Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы - стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны".

II. Новизна модели заключается в том, что ученики среднего и старшего звена школы в рамках общения со студентами, педагогами, мастерами производственного обучения ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум», инженерно – техническими работниками предприятий города, бизнесменами  смогут познакомиться с профессиями, которые традиционно пользуются спросом на рынке труда. Знакомство с каждой из представленных профессий будет происходить не только через устный рассказ, но и в учебных мастерских, в цехах предприятий.

Актуальность создания модели состоит в том, что сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Не секрет, что при сохранении престижа высшего и средне - специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Отсюда происходит замена профессиональной карьеры коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей, которые очень необходимы хозяйству города. Востребованностью специалистов - рабочих обусловлено создание кластера «Среднее и дополнительное образование – ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум» - бизнес (различные работодатели».

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы предпрофильной подготовки, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего, не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему предпрофильной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая модель.

Педагогическая целесообразность модели аргументирован следующими основными принципами, идеями и мотивами построения:

1.        Достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

2.        Актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

3.        Перспективность (показ профессий в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);

4.        Обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

5.        Доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

6.        Привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Цель и задачи модели:

Цель:

        Создание системы действенной предпрофильной подготовки обучающихся, способствующей формированию у них профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом экономической ситуации в городе.

Задачи.

Образовательные:

Создание условий для изучения обучающимися своих профессиональных предпочтений через знакомство с миром профессий и возможностью приобретения желаемой профессии на территории города Кинеля.

Воспитательные:

Воспитание убежденности в необходимости развития черт характера, востребованных при получении выбранной профессии.

Развивающие:

Развитие интересов, наклонностей, способностей обучающихся, самооценки через включение в мероприятия по знакомству со спектром профессий, которые можно приобрести в городе.

Взаимодействия с партнёрами.

Модель выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Субъектами многообразных предпрофильных отношений в рамках модели являются учителя, учащиеся и родители школы, родители и обучающиеся структурного подразделения дополнительного образования детей «Вдохновение», педагоги и мастера производственного обучения ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум», представители государственных, общественных, молодёжных организаций, СМИ, представители культуры города (поэты, художники и т. д.)

Их взаимодействие происходит на различных уровнях:

  • Межличностный индивидуальный уровень;
  • Уровень малой группы;
  • Уровень классного коллектива (объединения);
  • Уровень содружества с другими объединениями СП ДОД «Вдохновение»;
  • Уровень школы (общешкольные формы деятельности);
  • Уровень города, области, РФ.

В рамках взаимодействия создано ученическое самоуправление.

Создание условий, способствующих эффективности реализации модели.

Условия, способствующие эффективности реализации модели - это деятельность, осуществляемая посредством инноваций и традиций в профессиональном воспитании средствами социально – педагогического партнёрства.

Инновационные направления модели.

Критерии инновации

Содержательная интерпретация критериев

1.Новизна и оригинальность идеи

Основой формирования профессиональных компетенций обучавшихся через социально – педагогическое партнёрство является местный профориентационный материал, потому что у ребёнка ближе и понятней родного дома, родителей, друзей, соседей, педагогов пока ничего нет,

Ведущая идея модели - через взаимодействие с социумом города показать обучающимся, что город живёт и развивается благодаря упорному труду людей разных социальных слоёв, и что -это единственный путь к сохранению мира в стране и единства в обществе.

.

2.Масштабность внедрения

Системный характер инновации

3. Широта охвата

Процесс профориентации строится на основе программы дополнительного образования «В мире профессий». Данная программа разработана с учётом требований местного рынка труда, имеет широкий спектр образовательных средств для получения обучающимися знаний о славных традициях города, о трудовом наследии, о людях, работой прославивших родной край. Охватывает все стороны жизни города.

4.Сфера осуществления

Социум города, школа, структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение», родители, дети.

4.1.Новое содержание воспитания

Переход от педагогики мероприятий, ориентированных на профориентацию внутри учебного заведения, к педагогике сотрудничества с разными социальными слоями и группами города. Наполнение процесса профессиональной ориентации открытостью и готовностью к социально – значимым и общественно – полезным делам.

4.2.Новые технологии и формы организации

 Проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов профориентацией направленности;

Диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел и т. д.

В рамках моделей используются различные виды деятельности:

Выполнение исследовательских работ по профессиональной ориентации:

  • Организация исследовательской работы;
  • Проведение встреч с известными людьми города;
  • Изучение и анализ исторических событий своего края, рода, семьи, связанных с трудовыми достижениями;
  • Организация и участие в детских творческих конкурсах   и т д.

Методы:

Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии;

Метод примера;

Методы организации деятельности и формирования опыта профессионального поведения:

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод - требование, создание воспитывающих ситуаций,                                                                                                                                                                                                                              коллективное творческое дело, метод проектов.

Методы стимулирования деятельности и поведения:

Соревнование, поощрение, порицание, взаимовыручка, создание ситуации успеха.

Технология коллективных творческих дел, личностно – ориентированные технологии, технологию педагогического проектирования (В.С. Безруковой).

4.3. Новообразования личности

Разовьется:

  • Чувство любви к родному городу, краю, стране;
  • Желание в приобретении профессии, которая нравится самому, и которая нужна городу;

Гордости, что он (она) сопричастны к деловой, культурной, общественной жизни города;

Желание стать достойным гражданином города, посвятить талант, знания, трудолюбие на благо родного города, страны;

Желание стать защитником родного дома, семьи, Отечества.

Умения работать самостоятельно, в группе, в команде;

Сформируются традиции здорового образа жизни.

 

Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность профессиональной ориентации подростков в рамках модели

  • Индивидуально-психологический (профессиональные установки, мировоззренческие, эмоционально - чувственные переживания, эмоционально - волевая устойчивость);
  • Социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в профориентационной деятельности);
  • Материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);
  • Педагогический (уровень культуры педагогов, реализующих программы профориентационной направленности);
  • Психологические аспекты социально – педагогического взаимодействия.

Оценка рисков:

Качественная оценка:

 Неблагоприятным "тормозом" формирования   профессиональных настроений в современном российском обществе может стать социально-экономическая и политическая нестабильность, низкий уровень благосостояния большой части населения, включая молодое поколение.

Количественная оценка:

Некоторые воспитательные мероприятия носят формальный характер, что снижет их педагогическую ценность. Для снижения отрицательных последствий необходимо совершенствовать мастерство педагогов.

Трудоёмкость деятельности в рамках модели.

Недопустимость перегрузки детей, педагогов и представителей социума мероприятиями предпрофильной направленности в системе общего и дополнительного образования, и за счёт других образовательных и воспитательных мероприятий.

 Дальнейшее развитие модели.

Реализация мероприятий в рамках заявленной модели создает перспективу для дальнейшей успешной работы по предпрофильной подготовке обучающихся в городе. Предпрофильная деятельность деятельность обучающихся может развиваться, пополняться новым содержанием и возможностями. Следующими шагами по развитию модели должны явиться:

  • Устойчивое развитие социального партнерства через использование наработанного опыта, усиливающего социальные эффекты деятельности как отдельных участников, так и школы в целом;
  • Распространение опыта работы через СМИ и Интернет;
  • Партнёрское участие в деятельности клубов предпрофильной направленности в городском округе, области и т д.

 Ресурсное обеспечение модели.

Максимальное требование к педагогическим компетенциям: владение технологиями   личностно-ориентированного воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение психологическими знаниями, знаниями возрастных особенностей детей и подростков.

Максимальные требования к научно-методическому обеспечению: наличие концептуальных основ, проектно-целевое планирование, методические рекомендации по реализации всех целевых системных проектов, по которым ведется совместная деятельность учителей, педагогов, старшеклассников, их родителей, представителей заинтересованных субъектов.

2. Механизм реализации модели.

Модель реализуется внутри производственно – образовательного кластера: «Среднее и дополнительное образование – ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум» - бизнес (различные работодатели» и через социально – педагогическое сотрудничество с предприятиями и организациями города.

Производственно – образовательный кластер.

Для системы, развитие которой ориентировано на высокий уровень конкурентоспособности, необходимо иметь компании, организации разного уровня на разных нишах экономической системы с высокой производительностью, связанные между собой и дополняющие друг друга в своем виде деятельности [2].

Такое сотрудничество формирует кластер (корпоративный треугольник) – как группу предприятий и сотрудничающих с ними организаций, включая и образовательные учреждения, объединенных и дополняющих друг друга в области деятельности по предпрофильной подготовке. Формирующийся корпоративный треугольник, в котором образующей и определяющей компонентой являются центры профессиональной подготовки, включает следующие составляющие (рисунок 1):

Работодатель, потребляющий результаты обучения в центрах профессионального обучения и определяющий требования к выпускникам образовательных учреждений на современном этапе развития общества;

Образование, которое должно учитывать требования рынка работодателей, обуславливая конкурентоспособность и востребованность своих выпускников;

Центры профессиональной подготовки, деятельность которых должна быть нацелена на обеспечение интересов общества через удовлетворение потребностей промышленности и бизнеса в сотрудниках, владеющих рабочими специальностями.

Результатом совместной работы по данному направлению общеобразовательной школы № 11 г. Кинеля и СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля явилось создание подобного производственно –образовательного кластера: «Среднее и дополнительное образование – ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум» - бизнес (различные работодатели». Это решение со стороны техникума было продиктовано необходимостью отбора выпускников школы, ориентированных на приобретение рабочих профессий, и которые они могут получить на базе техникума. Различные факультеты профессионального образовательного учреждения накопили достаточную методическую и информационную базы, позволившие расширить образовательное поле, обогатившего практический   опыт в подготовке высококлассных специалистов для нужд городского хозяйства. Также опыт работы техникума со студентами начальных курсов в течение последних лет позволил увидеть узловые и проблемные моменты школьного и дополнительного образования, оказывающие влияние на подготовку будущих специалистов. Со стороны школы и СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11, в свою очередь, это решение имело своими предпосылками развитую систему предпрофильного образования, успешно функционирующую с 2008 года, где должное внимание уделялось изучению рынка труда города и возможностям получения востребованных рабочих профессий на территории г. о. Кинель. Данная система обеспечивается соответствующим уровнем методической подготовки учителей школы и педагогов структурного подразделения дополнительного образования детей, имеет результатом определенные успехи в предпрофильной подготовке обучающихся.

Таким образом, достаточные ресурсы техникума, школы и СП ДОД «Вдохновение», объединившись, способствовали созданию системы предпрофильной подготовки специалистов рабочих профессий в виде производственно – образовательного кластера «Среднее и дополнительное образование –- ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум» - бизнес (различные работодатели»

Рисунок 2.

В основу работы кластера положена идея создания взаимопроникающего, взаимодействующего, взаимодополняющего научного, методического, информационного пространства техникума общеобразовательной школы и дополнительного образования с учетом потребностей и запросов рынка труда города.

Цель создания кластера:

1.Разработка целостной системы целенаправленной работы с мотивированными на приобретение рабочих профессий учащимися; развитие системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся школы; расширение возможностей участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

         Предполагаемыми результатами принципиально нового взаимодействия школы, дополнительного образования и техникума являются:

  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в сфере предпрофильной подготовки обучающихся;
  • Развитие профессионального потенциала обучающихся, выявление и поддержка учащихся, ориентированных на выбор рабочих профессий;
  • Создание условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии, а также создание и внедрение современных дополнительных программ предпрофильной подготовки обучающихся.

      Основным направлением деятельности кластера является работа по созданию принципиально нового объединения «В мире профессий» в системе дополнительного образования, который объединил бы в себе лучшие наработки предпрофильной деятельности с обучающимися в системе дополнительного образования и соответствовал новым образовательным стандартам старшей школы [4]. Подготовительная работа по созданию такого объединения включает в себя его презентацию, пропедевтику осознанного выбора профессии в предпрофильных классах, а также целенаправленную индивидуальную работу с учащимися, ориентированными на выбор рабочей профессии. Большое значение для эффективности деятельности кластера имеет взаимодействие внутри него, когда все субъекты оказывают обоюдную поддержку и испытывают взаимовлияние. Географическая близость, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов облегчают коммуникацию и передачу информации. Входящие в кластер субъекты быстро узнают об инновациях в сфере предпрофильной деятельности, доступности новых компонентов и средств обучения, апробации их в образовательном процессе, отслеживают новые тенденции в развитии образовательной системы, опираясь на внутрикластерные взаимосвязи.

Таким образом, создание кластера ««Среднее и дополнительное образование – ГБПОУ Самарской области «Кинельский государственный техникум» - бизнес (различные работодатели)» позволяет сформировать единую образовательную среду, постоянно и непрерывно развивать уровень профессиональной компетентности педагогов; способствовать достижению более высоких результатов обучения и воспитания будущих высококлассных специалистов, востребованных экономикой региона.

Целевой педагогический проект «Социально – педагогическое партнёрство в предпрофильной подготовке обучающихся»

Так как Кинельский государственный техникум даёт профессиональное образование, ориентированное на рабочие профессии, то возникла необходимость наладить социально – педагогическое партнёрство с другими субъектами социума города, которые также заинтересованы в предпрофильной подготовке обучающихся.

Цель: Расширить и дополнить представления обучающихся о структуре организации деловой жизни города, создать единое информационное поле о профессиях разных направлений.

Задачи:

  • Выявить и реализовать на практике взаимодействие всех участников предпрофильной подготовки обучающихся;
  • Создать систему взаимосвязанных видов деятельности, в основу которой положено симбиоз желаний и возможностей обучающихся и социума города в пополнение рынка труда профессиями разных направлений;
  • Проанализировать и откорректировать деятельность всех участников процесса.

Социальные партнёры: семья, музеи, архивы, библиотеки, городские СМИ, городское телевидение, молодёжные организации, культура, военкомат, ДОСААФ, общественная организация ветеранов "Боевое братство", спорт, МЧС, ветеранские организации предприятий города, малый бизнес, предприниматели, предприятия города, государственные и правоохранительные органы, деятели науки и культуры города. Каждый отдельный субъект социума - есть носитель определённых профессиональных ценностей народа. Объединённые общей социально - педагогической идеей, они стали эффективным средством профориентации старшеклассников школы.

Рассмотрим подробнее роль каждого участника социально – педагогического партнёрства в предпрофильной подготовке обучающихся.

Так как семья является наиболее заинтересованным субъектом в получении их ребёнком перспективной профессии, то в социуме ей отводится главная роль.

Партнёрство с семьями обучающихся важно ещё и потому, что родители, бабушки и дедушки формируют у них желание жить и работать дома, в родном городе.
Партнёрство осуществляется через тематические вечера, праздники, экскурсии на места работы родителей, поездки, выставки документов домашнего архива, фотосессии и т.д.

Музеи, архивы, библиотеки, СМИ, телевидение города, организации культуры, поэты, художники.

        Формируют навыки работы с документами и информацией разных лет, что порождает понимание важности и необходимости профессий работников указанных организаций.

        Партнёрство осуществляется через работу:

  • В архивах разных организаций под руководством соответствующих сотрудников;
  • В музеях - через обучение кропотливому труду по описанию экспонатов;
  • В библиотеках - через поиск нужной информации в периодических изданиях;
  • Поэты и художники передают обучающимся любовь к родному городу в поэтической и художественной формах, что является основой нравственного здоровья нации.

        СМИ и телевидение учат выделять из потока информации ту, которая отображает реальную жизнь населения города, важную и нужную людям.

Военкомат, ДОСААФ, общественная организация ветеранов "Боевое братство", спорт, МЧС.

        Формирует привычки ЗОЖ, желание стать защитниками Отчизны.

        Партнёрство осуществляется через участие в спортивных мероприятиях города, района, области, экскурсии, через встречи с Героем Советского Союза Г. П. Кучкиным, ветеранами боевых действий,         организацию мероприятий по увековечению памяти воинов - интернационалистов.

Ветеранские организации предприятий города, малый бизнес, предприниматели, предприятия города.

        Формируют уважение к трудовым традициям города, стимулируют готовность к приобретению профессий, нужных хозяйству   города, желание стать полезными в деловой жизни.

        Партнёрство осуществляется через встречи, экскурсии, совместные предпрофильныеи проекты.

 Государственные и правоохранительные органы, молодёжные организации города.

        Формируют уважение к людям, которые         работают в государственных, правоохранительных учреждениях, способствуют воспитанию качеств характера, необходимых сотрудникам этих учреждений.

Партнёрство осуществляется через встречи с депутатами городской Думы, членами молодёжной палаты при администрации города, участие в молодёжных организациях города, городских мероприятиях, праздниках, фестивалях и т. д.

Список литературы

1. Инновационный менеджмент: Учеб. -метод, пособие / сост. С. В.

Васильев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – С. 104

2. Портер, М. Международная конкуренция. / М. Портер. - М.:

Международные отношения, 1993. – 238 с.

3. Жук, М.А. Формирование образовательно-научно-производственных

кластеров / Жук М.А., Буреш О.В. // Высшее образование в России. Научно-

педагогический журнал министерства образования и науки РФ. - 2009, № 3. –

С. 120-125.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования [Электронный ресурс]: сайт Министерства

образования и науки Российской Федерации, 2012. – Режим доступа:

http://минобрнауки.рф/документы/2269/файл/572/12.05.15-ФГОС.pdf. –

04.12.2012.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 201 от 3 августа 2006

г. «О концепции национальной образовательной политики Российской

Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы

Педагогический совет.Педмарафон руководителей ОУ, заместителей руководителей ОУ....

Выстраивание социально – педагогического партнёрства с субъектами образовательного процесса.

Социально – педагогическое партнёрство – это отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями субъектов образовательного процесса. Основные принципы социально – педагогическо...

Методические рекомендации «Технология кинотерапии в рамках социально-педагогической поддержки обучающихся».

В современном  информационном обществе мощным фактором влияния на становление личности являются средства массовой информации (печать, интернет, радио, телевидение) и мультимедиаресурсы. Вея...

Элективный курс «Решение задач методом графов» (в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса)

Предлагаемый курс носит интегративный характер, так как в нем представлена естественная реализация межпредметных связей математики с  информатикой. Его цель – подготовить учащихся к осознанному в...