Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору "Основы черчения" для учащихся 9-х классов
рабочая программа (9 класс) на тему

Добытина Венера Разифовна

Представлена пояснительная записка к рабочей программе курса профориентационной направленности "Основы черчения". Данный курс направлен на учащихся 9-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089). Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии «Сборник нормативных документов. Технология/составитель Э.Д.Днепров, А,Г,Аркадьев, М.: Дрофа, 2009г. и  программы по технологии для общеобразовательных учреждений 5-11 кл. (авторы: А.А. Павлова, В.Д. Симоненко. М: «Просвещение»,   2010 г).

Для реализации программного содержания используется УМК:

- учебник для общеобразовательных учреждений.  Авторы - Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2014.

 - методическое пособие по черчению: к учебнику Черчение. 7-8 классы.  Авторы - Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009.

-  рабочая тетрадь к учебнику "Черчение" к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского/ В.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2010г. 

Программа рассчитана на  объем  35 часов в учебном году, 1 час в неделю. Освоение программы курса  в школе планируется осуществлять в 9 классах.

Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

9 класс

0,5

8,5

17

17  часов за курс

Общая характеристика учебного предмета

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин.

Целью изучения черчения в школе является развитие  личности ребенка посредством формирования графической культуры учащихся.

Задачи изучения предмета черчения:

  • формировать у учащихся основы графической грамоты и навыки графической деятельности;
  • развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
  • формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству, содействовать привитию школьникам графической культуры.

Назначение предмета «черчение» в системе основного общего образования состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств, наблюдательности, внимания, в формировании пространственных представлений, в обеспечении графической грамотности, в знакомстве с началами проектирования и конструирования.

Занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Графическое образование школьников направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике; владеющих совокупностью графических умений, способных применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В примерную и авторскую  программы изменения не        внесены.        

Особенности организации образовательного процесса

        На занятиях курса изучение теоретического материала сочетается с выполнением графических работ.

  Применяемые методы работы способствуют формированию пространственных представлений, графических понятий и умений:    объяснительно - иллюстративный (рассматривание), словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (использование наглядных пособий); практический (конкретные практические действия); частично-поисковый (поиск средств выполнения задания). 

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

- Полтавец С.М. Черчение.    Для  учащихся  9 класса  и  поступающих  в  вузы . – Волгоград: Учитель, 2009;                                                                                                                                                                  

Экранно- звуковые пособия:

8 класс - презентации по темам разделов «Правила оформления чертежей», «Чертежи в системе прямоугольных проекций», «Аксонометрические проекции. Технический рисунок», «Чтение и выполнение чертежей».

9 класс - презентации по темам разделов «Сечения и разрезы», «Сборочные чертежи».

Технические средства обучения (средства ИКТ):  ПК, проектор, документ-камера, интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы: «Проекционное и машиностроительное черчение», 2010.

Учебно-практическое оборудование: набор чертежных инструментов.

               Демонстрационные пособия:

- набор для черчения (модели деталей).

Содержание программы учебного курса

        В рабочую программу курса  включены основополагающие темы и разделы курса черчение, обеспечивающий минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования ее при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.

- Введение.

Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах. Форматы. Чертежный стандартный шрифт. Виды линий.

- Построение и оформление чертежей плоских деталей.

 Нанесение размеров. Чертеж плоской детали.

- Геометрические построения.

Деление отрезка, угла, окружности  на равные части. Сопряжение двух прямых (на основе прямого, тупого и острого углов), прямой и окружности, двух окружностей.

- Проецирование на три плоскости проекций.

Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проекции элементов предмета. Виды чертежа.  Выбор главного вида, его определение.

- Сечения.

Особенности выполнения сечений. Назначение сечений, их получение. Сечения вынесенные и наложенные.

- Разрезы.

Отличие разрезов от сечений. Образование разрезов, изображение на чертеже. Выполнение простых разрезов. Выполнение чертежа детали с целесообразным разрезом.  Соединение вида и разреза. Соединение части вида и части разреза, половины вида и половины разреза.

- Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

Виды аксонометрических проекций, оси построения. Алгоритм построения разрезов в аксонометрических проекциях.

- Архитектурно - строительные чертежи.

Понятие, их назначение, особенности выполнения. Изготовление макета дачного домика по чертежу.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов;
  • условные обозначения материалов на чертежах;
  • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
  • условности изображения и обозначения резьбы;
  • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных, условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
  • правила оформления сборочного чертежа;
  • некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах;
  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
  • выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
  • читать и выполнять деталирование несложных сборочных чертежей состоящих из трех – шести деталей;
  • анализировать форму детали по сборочному чертежу;
  • читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
  • применять полученные знания при выполнении графических и практических работ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- на уроках математики;

- при выполнении графических изображений в быту;

- при поступлении в технические ВУЗы.

         Учебно-тематический план на уровень обучения  

№ п.п

Название темы

Количество часов

В том числе

Контрольных

Практических

Лабораторных

1

Введение.

1

-

1

-

2.

Чертежный стандартный шрифт

1

-

1

-

3

Нанесение размеров. Геометрические построения.

1

-

1

-

4.

Сопряжение сторон углов дугами.

1

-

1

-

 

5

Проецирование на три плоскости проекций. Виды, их расположение.

1

-

1

-

6

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

1

-

1

-

7

Проекции элементов предмета. Порядок построения.

1

-

1

-

8

Проекции элементов предмета. Порядок построения.

1

-

1

-

9

Сечения. Особенности выполнения сечений

1

-

1

-

10

Простые разрезы.

Отличия разрезов от сечений.

1

-

1

-

11

Выполнение простых разрезов

1

-

1

-

12

Выполнение простых разрезов

1

-

1

-

13

Соединение вида и разреза

1

-

1

-

14

Разрезы в аксонометрии

1

-

1

-

15

Выполнение чертежа дачного домика

1

-

1

-

16

Выполнение чертежа дачного домика

1

-

1

-

17

Конструирование дачного домика из бумаги

1

-

1

-

Итого:

17

-

17

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Пояснительная записка к Комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов.

Пояснительная записка к комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

Пояснительная записка к рабочей программе по немецкому языку для учащихся VII вида (ЗПР). 3 класс.

В пояснительной звписке выделены особенности детей с ЗПР и основные аспекты в работе с такими учащимися....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Ком­плексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича....