Статья "Особенности работы классного руководителя в условиях вечерне-сменного общеобразовательного учреждения"
статья ( класс) на тему

Осипова Арина Аркадьевна

Статья "Особенности работы классного руководителя в условиях вечерне-сменного общеобразовательного учреждения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_aaa.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе    

    «Особенности работы классного руководителя в условиях  вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения».

        

        Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» г. Якутска Республики Саха (Якутия) является единственным образовательным учреждением в городе, дающим общее среднее образование детям, попавшим в затруднительное положение в форме вечернего обучения. В школу принимаются граждане России, независимо от их возраста, национальной принадлежности и социального статуса. Контингент учащихся достаточно разнообразный. Из дневных школ поступают по направлению ГУО мэрии г. Якутска подростки с 13 до 18 лет. В основном, идут в нашу школу учащиеся с низким уровнем обученности, переростки, подростки с девиантным поведением, молодые мамы и работающая молодежь (20-25%). Школа работает по семестрам, что позволяет достаточно полно изучить ученика, определить фактический уровень и структуру его подготовленности по каждому предмету, дифференцировать и стимулировать его дальнейшее обучение. Кроме того, семестровая форма обучения дает возможность варьировать индивидуальный темп, сроки и содержание обучения.

        Занятия ведутся в две смены. 1-я смена с 8.15-12.50 час; 2-я смена с 4.30 до 19.50 час. Продолжительность уроков – 45 м. Шестидневная рабочая неделя.

Современный классный руководитель должен обладать разнообразными свойствами и чертами профессионала педагога, которые помогают ему оказывать положительное влияние на развитие личности старшеклассника и добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании растущего человека.

        С целью профессиональной подготовки и коммуникативного общения с  подростками и молодежью классному руководителю желательно использовать определенные приемы общения в работе со старшеклассниками.

        В воспитании, как известно, нет мелочей. Истина эта не вызывает сомнений, не требует доказательств. Но в педагогической практике, где почти ежедневно приходится сталкиваться с этими мелочами, золотое правило часто игнорируется. Так, вместо того, чтобы лишь улыбнуться, ответить шуткой на шалость обучающихся и тем погасить конфликтную ситуацию, нередко применяются неадекватные меры наказания.

        Неотъемлемая составная часть мастерства педагога – знание и умение применять приемы общения. Приемами называются элементы, составные части видов общения, при помощи которых обеспечиваются их более гибкое и эффективное применение.

        Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях поведенческого типа: грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего появляются так называемые «трудные» подростки.

        Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения, опытные классные руководители организуют процесс перевоспитания.

        На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.

        Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей:

- что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

- какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

- с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

- были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

        После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

        Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

        На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностей ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания подростка. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

        Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

        Таким образом, индивидуальный подход – это важнейший принцип воспитания и обучения подростков и молодежи. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа классного руководителя в условиях сельской школы"

Данная статья отражает работу классного руководителя, основанную на особенностях сельской местности....

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС

В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям  и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Работа классного руководителя в условиях дистанционного обучения.

Работа классного руководителя в условиях дистанционного обучения....