Надо человеком быть» (характеры Василия Шукшина заседание клуба юных литературных критиков)
план-конспект урока на тему

Валишева Бибисара Халимовна

Характеры Василия Шукшина, заседание  клуба  юных литературных  критиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shukshin_1.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема:          Надо человеком быть»

   (характеры Василия Шукшина

    заседание клуба юных литературных критиков)

Цели:         1) формирование обучающихся жизненной позиции;

           2) воспитание нравственных качеств;

 3) развитие речи.

Для обсуждения  отбираются  рассказы В.М. Шукшина, где особое внимание уделено раскрытию нравственной ценности человека, где писатель выступает против душевной черствости, эгоизма, мещанства, потребительского отношения к жизни. Дискуссионность этих рассказов и неоднозначность их трактовки в критической литературе позволяют организовать полемику на уроке развития речи, подходящей формой проведения которого и станет «заседание клуба юных литературных критиков» - Преподаватель совместно с группой выделяет учащегося на роль председателя клуба, который не только будет проводить само заседание, но и организует его подготовку: заранее составит список рассказов для обсуждения, план проведения встречи «литературных критиков», проанализирует поступившие от учащихся  вопросы, возникшие у них по ходу чтения рассказов Шукшина, распределит вопросы в соответствии с тематикой  между выступающими, даст им консультацию. Для этого ему необходимо заблаговременно  внимательно познакомиться с обсуждаемыми произведениями и некоторыми литературно-критическими работами о писателе, соотнести  собственное мнение с позициями критиков и т.д. Для обсуждения  можно  порекомендовать рассказы «Чудик», «Срезал», «Дядя Ермолай», «Ванька Тепляшин», «Шире шаг, маэстро!», «Беседы при ясной луне», «Бессовестные».

Индивидуальными заданиями могут стать следующие:

  1. Краткое «Слово о Василии Шукшине».
  2. «Надо человеком быть» (по рассказам  В.М. Шукшина; материал отбирается председателем клуба и докладчиком самостоятельно).
  3. Сообщение по рассказу «Ванька Тепляшин» (тема определяется учеником самостоятельно; возможен вариант – «Тема человеческого достоинства в рассказе»).
  4. «В стороне от Труда, Человечности и Мысли» (выступления по рассказу «Беседы при ясной луне») или «Выбор жизненного пути»                   ( выступления  по рассказу «Шире шаг, маэстро»).

 Предполагается также по два  выступления по рассказам, вызвавшим наиболее противоречивые суждения критиков,- «Бессовестные» и «Срезал» (см. материал о проблемно-дискуссионном докладе).

  1. «Ванька Тепляшин». Для подготовки устного сообщения по этому рассказу учащемуся следует дать задания-ориентиры:
  1. Найдите в тексте  рассказа слова, которые можно считать его основной идеей.

2. Самостоятельно сформулируйте тему своего выступления по данному рассказу.

3. Включите в свое выступление ответы на вопросы: почему Ваньке Тепляшену не понравилось в городской больнице, к кому  в рассказе  обращены дважды  сказанные героем слова «Надо человеком быть!»? Докажите свое мнение.

4. Проследите, какие художественные средства использует писатель для раскрытия  конфликта,  изображенного в рассказе.

  1. «Беседы при ясной луне». В качестве ориентиров  могут  быть предложены следующие вопросы и задания:

  1. Почему автор выбрал для своего рассказа столь поэтичное  название? Соответствует ли  оно содержанию рассказа?
  2. Сопоставьте изображение  лунной ночи в начале и конце рассказа. В чем эти пейзажные  зарисовки сходны и в чем различны?
  3. Определите основную тему рассказа.
  4. Какое отношение вызывают у автора  и читателя старик Баев и его рассуждения о жизни? Какие критерии выдвигает Шукшин для  оценки человеческой личности?
  5. Как решается в этом рассказе  тема труда и человеческой совести?
  6. Сопоставьте поведение и работу Баева во время  войны и послевоенный период с поведением героев романа Ф. Абрамова «Две зимы и три лета». Соотнесите позицию Баева и позицию героя рассказа  Шукшина «Дядя Ермолай».

  1. «Шире шаг, маэстро!» Вопросы и задания:

  1. Чем интересен этот рассказ современному юноше, «обдумывающему житье»?
  2. Любит ли доктор Солодовников свою профессию? Как он относится к работе, больным? Можно ли  согласиться  с отношением к нему  главного врача  Анны Афанасьевны?
  3. Как относится  писатель к планам Солодовникова? Верите ли вы  в возможность их осуществления?
  4. Какие факторы могли повлиять на формирование жизненных идеалов молодого врача?
  5. С каким персонажем русской классической литературы можно сравнить доктора Солодовникова и почему?

По рассказам «Срезал» или «Бессовестные» можно подготовить по два сообщения учащихся – «критиков», придерживающихся  различных позиций. Один из выступающих, которому придется говорить вторым, должен по ходу первого сообщения перестроить свое, чтобы учесть мнение оппонента и дать ему ответ по всем затронутым вопросам, исходя из собственной точки зрения на рассказ.

  1. «Бессовестные». Вопросы и задания к обсуждению рассказа:

1. Раскройте идейный смысл рассказа и самостоятельно сформулируйте тему своего выступления.

2. Определите свое отношение к  Ольге Сергеевне Малышевой. Нужны ли такие люди в нашей сегодняшней жизни?

3. Совпадает ли ваше отношение к героине рассказа с авторским? Раскройте авторскую позицию, обращая внимание на художественные детали.

4. Почему старик  Глухов дружил с Малышевой и обратился к ней с просьбой  посватать Отавиху?

5. Почему Малышева не отказалась выполнить его просьбу?

6. О чем говорит заключительная фраза рассказа?

Предложенные вопросы   и задания по всем рассказам служат примерными ориентирами для подготовки выступлений; план, композиция и подбор материала определяются самостоятельно.

В заключительном слове учитель обобщает ход дискуссии, формулирует свое мнение по обсуждавшимся вопросам.

 

Эпиграф к уроку

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту! Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте  великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки наш неимоверный тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого…

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.

                                                                               В. Шукшин

Глубокий интерес к творческому наследию В.М. Шукшина, широкое признание, которые получили его лучшие книги и фильмы, интерес к личности  и судьбе художника обусловлены редким единством его жизни и творчества. Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность Шукшина, но созданного им хватило бы иному на целую жизнь. Во всех его произведениях главным является – глубокое и серьезное исследование народного характера, народного миросозерцания.

Учитель  русского языка     Б.Х. Валишева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра «Клуб юных сыщиков»(5 класс)

1.     «Азбука сыскного дела»2.     «Шифровки»3.     «Вещдоки»4.      &la...

Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".

Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся  подготовиться к сочинению....

Проблема "маленького человека" в литературной критике

Судя по тому, как глубоко проникает взгляд писателя   в  самую  сущность  явлений, как широко      захватывает      он...

Изучение литературной критики как один из путей постижения текста

Обобщение опыта работы по теме "Изучение литературной критики": система работы, приемы и формы работы с литературно-критической статьёй....

Тест. Литературная критика 2-й половины 19 века

Тест. Литературная критика 2-й половины 19 века...

Презентация к уроку "Черты характера Василия Тёркина"

Цель урока: Увидеть, как глава «О награде» дополняет образ Теркина и завершает ли его.Задачи урока: выявить авторский замысел главы какими художественными средствами выразительности речи пол...

Специфика современной литературной критики и её влияние на литературный процесс

Специфика современной литературной критики и её влияние на литературный процесс...