Выступление на СЕМИНАР - ПРАКТИКУМЕ на тему: «Новые подходы в работе с родителями по развитию культа физкультуры и спорта в семье»
консультация по теме

Телицына Олеся Александровна

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_2014.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

на тему:

 «Новые подходы в работе с родителями по развитию культа физкультуры и спорта в семье»

                                                                          Подготовила: инструктор

                                                                          по физической культуре

                                                                          Телицына Олеся Александровна

Нижнекамск

2014 г.

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.

В статье 18 Закона РФ « Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом воспитании своих детей, но иногда этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений. И здесь взрослым на помощь могут прийти специалисты, работающие в детских дошкольных учреждениях, поэтому планирование работы с родителями является важным разделом работы инструктора по физическому воспитанию.

Сотрудничество детского сада и семьи  направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада  родителей как фактора  физического развития ребенка.

Приобщение родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, всё это помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей являются:

  • Коллективное сотрудничество (родительские собрания, семинары, досуги, открытые занятия).
  • Индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы )
  • Наглядно-информационное сотрудничество (стенды, «странички здоровья», выставки работ, конкурсы ).
  • Активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, спортивные праздники ).

На групповых и общих собраниях родители получают основной объем сведений о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в ДОУ, ее результатах и путях улучшения. При планировании тематики выступлений руководитель физического воспитания должен определить оптимальный объем сведений общего характера (особенности физического развития детей данного возраста) и конкретных сведений о результатах двигательной активности детей. Например, темы бесед на родительских собраниях: «Организация двигательной активности ребенка дома», «Основные причины травматизма детей во время физкультурных занятий», «Каким видом спорта заниматься»

Также возможно проведение родительских собраний нетрадиционного типа, т. е. посвещенных  только физическому воспитанию, с участием родителей:

«Физическая культура в семье», «Моя осанка». Для более эффективного взаимодействия педагога с родителями перед собранием можно провести анкетирование, которое помогает получить информацию о жизни ребенка в семье, обеспечивает единство воспитательного процесса в семье и детском саду, а также дает возможность анализировать качество проводимой работы и планировать определенные мероприятия.

Для этой цели  проводятся такие мероприятия, как консультации и семинары – практикумы для родителей. В ряде случаев информация о ребенке должна обсуждаться только с его родителями; этой цели служат индивидуальные консультации. Цель групповых консультаций состоит в том, чтобы дать квалифицированный теоретический совет по определенному вопросу; а на семинарах- практикумах научить чему – либо практически. Примерные темы консультаций: «Плоскостопие и его профилактика», «Закаливающие процедуры для дошкольников», «Правильная осанка и профилактика ее нарушений» и т. д.

Наглядно-информационное сотрудничество предполагает создание различных стендов, уголков, «Страничек здоровья», которые содержат различную информацию о проводящейся в ДОУ работе по физическому воспитанию, результаты диагностирования, памятки для родителей, фотографии. Информация должна быть динамичной, красочной, должна соблюдаться достоверность используемых материалов и соответствие определенному возрасту детей.

Организация и проведение совместных физкультурных мероприятий. Это могут быть и обычные физкультурные занятия, и досуги, и праздники.

Отличительная особенность совместных занятий состоит в том, что взрослые являются помощниками инструктора, и каждый из них – тренером своего ребенка. И, как результат, отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий. Перед занятием проводится беседа с родителями, во время которой инструктор сообщает содержание занятия и поясняет действия взрослых. Во время выполнения ОРУ, родители следят за правильным выполнением упражнений детьми и сами выполняют их. Выполнение основных видов движений может происходить разными способами: совместное выполнение детьми и родителями, либо страховка детей взрослыми. Совместные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности, т. к. дают элементарные навыки организации двигательной деятельности детей раннего возраста, знания о физиологических особенностях организма ребенка, о реакции на физическую нагрузку и методах контроля  состояния детского организма. Взаимодействие педагогов и родителей ведет к единообразию требований при проведении физкультурных занятий и созданию программы индивидуального развития каждого ребенка. Такое сотрудничество улучшает их взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу ДОУ. Во время проведения совместных праздников форма участия взрослых может быть разная, например, в подвижных играх, танцевально-ритмических композициях принимают участие все одновременно – и взрослые и дети. Или это будут эстафеты, а команды – отдельно дети, отдельно – взрослые, или смешанные команды. Участие в совместных праздниках оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой, дарит заряд бодрости и хорошего настроения.

 Одной из форм сотрудничества с семьей являются различные конкурсы, в которых принимают участие и родители, и дети, и воспитатели. Например, попросить детей нарисовать рисунок на тему «Мой выходной день». Анализируя результаты детского творчества, можно сделать определенные выводы о том, как семья проводит выходные.  

Конкурс «Спортивная эмблема моей семьи». Изготовление таких эмблем совместно с ребенком позволяет понять ребятам  спортивный дух своей семьи.

Также можно провести конкурс на самый интересный и красочный коллаж, например, на тему «Нам болезни не страшны, ведь со спортом мы дружны!», изготовленный детьми  и воспитателями с использованием фотографий семейных занятиями спортом и физкультурой.

Хочется надеяться, что привлечение родителей к проведению различных конкурсов и мероприятий вызовет у них стремление больше заниматься спортом и приучать к физкультуре своих детей, а также вести здоровый образ жизни, создавать и сохранять семейные спортивные традиции и принимать активное участие в совместной работе по воспитанию дошкольников.

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучшую стенгазету, лучший рисунок, не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Через эти нетрадиционные виды деятельности, взаимодействуя с семьями воспитанников, мы приобщаем их к здоровому образу жизни, осознанному пониманию важности занятий физической культурой для укрепления и сохранения здоровья.

Одним из важных компонентов в системе работы с родителями является благодарность и похвала. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», — отмечал знаменитый французский писатель Франсуа Ларошфуко. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, размещаем фотографии мероприятий на сайте ДОУ, вручаем поздравительные вымпелы и благодарственные письма за участие в том или ином мероприятии).

Практика

I.Предлагаем родителям упражнения, которые они могут проводить с детьми дома. 
1."Мишка косолапый" - ходьба на внешней стороне стопы. 
2."Цапля" - ходьба с высоким подниманием коленей, отведением рук в стороны,
3."Канатоходцы" - пройти по верёвке, ребристой дорожке, массажным коврикам. 
Упражнения с и.п.: сидя на стуле, ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на коленях 
1."Здравствуйте - до свидания" - движение стопами от себя и на себя. 
2."Пальчики пошли гулять" - стопы стоят на полу, передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. 
3."Кружки" - ноги вытянуты, совершать круговые движения стопами вовнутрь, наружу. 
4."нарисуй фигуру" - пальцами ног. захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, и т.д.) и буквы (А, Г, К, Л, П). 

- занятия по типу круговой тренировки (тренировка основных видов движений);

5. «Зайчики» - прыжки на 2х ногах.

II.Занятия по типу круговой тренировки (тренировка основных видов движений).

Например: 1 станция – прыжки на 2х ногах на месте,

                   2 станция – приседания

                   3 станция – бег на месте

                   4 станция – наклоны туловища вперед

                   5 станция – прыжки на скакалке

Системность и последовательность физкультурно-оздоровительных мероприятий, оптимальный двигательный режим, использование методики круговой тренировки способствовали:

  • снижению детской заболеваемости на 10-15%;
  • психологическому равновесию детей;
  • накоплению знаний о здоровом образе жизни;
  • овладению разнообразными видами движений;
  • повышению физической работоспособности до 85-90%;
  • развитию логического мышления;
  • формированию качеств личности: выносливость, целеустремленность, ответственность.

III. Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

1. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?

а) хорошее

б) нормальное

в) плохое

2. Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?

а) раз в месяц

б) раз в полгода

в) раз в год

г) в этом нет необходимости

3. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимаюсь

4. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

5. Как Вы относитесь к употреблению спиртных напитков?

а) считаю недопустимым

б) возможно умеренное употребление во время праздников

в) это недопустимо в присутствии ребёнка

г) не считаю это проблемой

6. Как Вы относитесь к курению?

а) это вредная привычка

б) это недопустимо в присутствии ребёнка

в) не считаю это проблемой

7. Считаете ли Вы свое питание рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

9. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое

10. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

12. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

13. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с воспитателя и педагогами

г) с интернета

14. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

15. Если прививаете, то, каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

16. Часто ли вы болели в детстве?

а) Да, часто

б) Редко

в) Другое

17. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?

а) Да, часто

б) Редко

в) Другое (1 р. в 2 мес.)

18. Что вы предпринимаете, чтобы ваш ребенок не болел?

а) Закаливаю

б) Прививаю прививки

в) Здоровое питание

г) Занятия спортом

д) Ничего

е) Другое: принимают витамины и иммунноповышающие препараты, спортивные секции и танцы, ЗОЖ, прогулки в любую погоду

19. Делаете ли вы утром зарядку?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

20. Занимаетесь ли вы спортом?

а) Да

б) Нет

21. Есть ли у вас в квартире спортивный уголок или спортивный инвентарь?

а) Да

б) нет

Анкетирование родителей подготовительных групп  (текст анкеты, разработанной М.А. Смирновой), в котором приняло участие 10 человек родителей.

Анкетирование показало, что состояние здоровья своего ребенка как хорошее оценивают 60 % родителей, 20 % оценивают как нормальное; 20 % - как плохое.

Состояние здоровья своего ребенка проверяют раз в месяц - 0; раз в полгода - 30 %; раз в год - 70 %; никто не считает, что в этом нет необходимости.

Физкультурой и спортом постоянно занимаются 20 % родителей; часто - 30 %; очень редко - 30 %; не занимаются - 20 %.

Занимается физкультурой и спортом постоянно 20 % детей; часто - 20 %; очень редко- 40 %; не занимаются - 20 %.

Считают недопустимым употребление спиртных напитков - 0; возможным умеренное употребление во время праздников - 70 % считают это недопустимым в присутствии ребёнка - 30 %.

Курение считают вредной привычкой все родители; 30 % из них считают, что недопустимо курить в присутствии ребёнка.

Свое питание считают рациональным только 20 % родителей, 70 % - считают нерациональным; 10 % затрудняются ответить.

Питание своего ребенка считают рациональным 60 % родителей; 30 - считают нерациональным; 10 % затрудняются ответить.

Для ребенка предпочитают отдых на море 30 % родителей; дома - 20 %; в санатории - 10 %; в деревне - 40 %.

Досуг проводят у бабушки 20 % детей; гуляют во дворе с родителями - 60 %; смотрят телевизор - 20 %; со сверстниками - 0%.

Знают, что значит вести здоровый образ жизни, 70 % родителей; нет - 20 %; затрудняются ответить - 10 %.

Знания о здоровом образе жизни родители получают из специальных книг по воспитанию дошкольников - 10 %; из средств информации 90 %.

Здоровый образ жизни своим детям прививают только 60 % родителей. Они делают это с помощью бесед, личным примером, совместно.

Таким образом, анкетирование  показало, что работа по формированию здорового образа жизни у детей в детском саду ведётся чуть больше, чем в половине семей. Многие дети не занимаются спортом, неправильно питаются, наблюдают, как родители курят и употребляют спиртные напитки, ведут неподвижный образ жизни.

В результате анкетирования можно выявить: позицию родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы дома и в детском саду, а также выявить отношение родителей к проблеме здоровья своего ребенка, и узнать физическая культура и спорт имеют ли место в жизни ребенка!

И в заключение хотелось бы сказать, что родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

Со стороны сотрудников ДОУ необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, необходимо создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Дифференцированный подход в работе с родителями"

Классному руководителю для работы с родителями[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7547446","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"medi...

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)...

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...

Выступление на семинаре-практикуме - "Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов...

Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...