План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

ЗНАЧКОВА ТАТЬЯНА СТЕПАНОВНА

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

 
Задачи урока:

 Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность)может приносить духовную радость
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Формирование УУД:
Личностные УУД:  оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:  определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану, делать выводы
Познавательные УУД:  перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные:  оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться,общаться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дубровская СОШ им. Н.П.Сергеенко  Суражского района Брянской области

План-конспект  урока ОРКСЭ

Модуль  «Основы православной культуры»

по теме «Зачем творить добро?»

4 класс

Разработала: учитель нач.кл. высшей категории

Значкова Татьяна Степановна

2014-2015 уч.г.

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

 
Задачи урока:

 Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность)может приносить духовную радость
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Формирование УУД:
Личностные УУД:  оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения
Регулятивные УУД:  определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану, делать выводы
Познавательные УУД:  перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные:  оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться,общаться

Ход урока

  1. Организационный  момент
  2. Подвод к теме урока

- Что такое духовный мир человека?

  1. Задание для групп.

- Каждая  группа  имеет на столе конверт с заданиями.

- Возьмите задание №1 (работа с текстом)

Вам надо прочесть текст на этом листочке. Обсудить её и подготовить несколько вопросов по её содержанию.

Христианская притча « Копейка.»

(слайд 2.)

Шёл по дороге паренёк. Смотрит – копейка лежит. – Что ж, - подумал он, - и копейка – деньги!» Взял её и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей?

- Предположите дальнейшее развитие событий.

Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошель потяжелел. Поглядел в него – а там тысяча рублей. – «Странное дело! – Подивился паренёк – Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей?

- Предположите дальнейшее развитие событий.

 Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» и быстро посмотрел в кошель, а там -  десять тысяч рублей! – «Чудеса! – Порадовался паренёк. – А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель – точно: лежат сто тысяч рублей! Закрыл паренёк свой кошель.

- Предположите дальнейшее развитие событий.

И тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне  самому  кое – какую  одежонку нужно справить!» И чувствует паренёк, что кошель – то лёгкий – прелёгкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там  всего одна копейка лежит, одна – одинёшенька …

Симеон Афонский. Восхождение к небу.

- Как вы думаете почему так заканчивается эта притча?

  1. Самостоятельная работа в группах.

(Чтение текстов, обсуждение)

  1. Беседа по прочитанной притче.

- Составьте словесный портрет паренька в начале произведения,

в конце произведения.

- Что произошло? Почему паренёк изменил своё решение?

- Почему  это  произошло? Что послужило тому причиной?

- Назовите качества паренька в начале и в конце притчи.

- Как вы думаете, ребята, почему мы начали наш урок именно с этого произведения?

- Зачем творить добро?

  1. Вывод.

- Какой можно сделать вывод из этой притчи? Обоснуйте своё мнение.(слайд 3)

  1. Сообщение темы  и целей  урока.
  2. Работа по теме  урока.
  1. Работа в группах.

- Возьмите задание №2. Прочитайте и обсудите текст.

Христианская притча «Пуговица» (слайд 4)

Жил один человек и жил  не  очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти  душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал.  Как – то шёл по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю.  Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!»  Но всё-таки кряхтя поднял пуговицу. Догнал старушку, отдал пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, - говорит  себе  человек. – и здесь не повезло!» Смотрит, - ангелы пуговицу кладут … И чаша с добрыми  делами  перевесила.

Вопрос:- Как вы думаете, почему пуговица оказалась такой тяжёлой?

 – «Неужели одна эта пуговица  все мои злые дела перетянула? – Удивился человек.  – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как ангел говорит ему: «Из – за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы,  о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Симеон Афонский. Восхождение к небу.

  1. Беседа по содержанию.

- Почему особенного изменения к лучшему в себе не замечал  человек?

- Почему человек делал добрые дела, а их не видно было на весах?

- Почему человек не хотел поднять пуговицу?

- Почему зло на весах перетягивало добро?

- Почему от одной маленькой пуговицы чаша с добрыми делами перевесила?

  1. Вывод.

- Какие дела действительно являются добрыми?

- Какого человека можно назвать добрым? Каковы  основные качества доброго человека? Назовите.

  1. Работа в группах.

- Возьмите карточку с №3. Прочитайте и обсудите.

Есть ли в тебе любовь?

Чтобы  тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего своего по Евангелию, обрати на себя внимание в то время, когда  люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не отдают должного, принятого в общении почтения, или когда подчинённые погрешают против службы и бывают неисправны.  Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь.

«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?»

Праведный  Иоанн  Кронштадтский

  1. Работа по учебнику.
  1. Чтение материла учебника. Стр.68

«Золотое правило этики – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с  ними». Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая причина – благодарность за подвиг  Христа.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого – то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император  Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 – й г. от  Рождества  Христова).  Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Пётр решил покинуть Рим. И вот когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Пётр узнал Христа…

Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя.  Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером …

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».  И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. (слайд 5)

Однако в православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

СВЯТОЙ – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. (слайд 6)

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Может быть у человека было лишь несколько минут такой радости. Но их бывает  достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего  предостерегают заповеди и что  они  хотят  подарить  ему.  Об  этом – древняя церковная притча»

  1. Чтение притчи про дикаря и царя. Стр.69
  2. Беседа по содержанию прочитанного.

- Зачем же творить добро? Теперь вы сможете ответить себе на этот вопрос?

(Обсуждения в группах, ответы ребят)

  1. Закрепление нового материала. (Слайд 7). Чтение стихотворения «Камушки», беседа по содержанию. Пословицы о добре. (слайд 8)
  2. Рефлексия. (слайды 9,10,11,12,13)
  3. Итог  урока.(слайды 14,15,16)
  4. Домашнее задание: составить свою  притчу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Урок ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур.

Тема урока: «Праздники и календари»Урок будет проведён 6 марта 2014 года. Место занятия – учебный кабинет. Данный модуль изучают двое обучающихся 4-х классов: Айсин Расим – 4-А класс; Ивлев Влад...

Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"

В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой.  Используются презентации священных...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...