Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации
методическая разработка (6 класс) на тему

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемых в практической деятельности городской детской общественной организации «ВИТА» города Котовска Тамбовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы Всероссийского конкурса методических пособий

«Растим патриотов России»

Номинация: «Ценности, которым нет цены»

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Автор:

Пученкина Екатерина Алексеевна – педагог дополнительного образования, методист Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества», высшая квалификационная категория.

В пособии представлены материалы из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемых в практической деятельности городской детской общественной организации «ВИТА» города Котовска Тамбовской области.

Данное методическое пособие предназначено в помощь заместителям директоров по воспитательной работе образовательных учреждений, старшим вожатым, педагогам-организаторам и педагогам дополнительного образования по организации деятельности школьной детской общественной организации.


Введение

Образовательные стандарты нового поколения большое значение придают личностным результатам обучающихся, к которым относятся: формирование основ российской гражданской идентичности, ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережное отношение к материальным и духовным ценностям, здоровому образу жизни.

Сегодня образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, способностью к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, самосовершенствованию, умением ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, самостоятельностью, мобильностью и активной социальной адаптацией в обществе.

Первые представления о своем гражданском статусе, правах и обязанностях, об отношениях с властью, государством человек обретает в детстве: в семье, школе, в детском общественном объединении.

Детское общественное движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации и является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Принято считать, что воспитание - это целенаправленный, планируемый процесс воздействия на ребенка с целью получения в итоге социально значимых характеристик и поведения личности. Насколько нереалистично это определение, ясно из того соображения, что воспитание, осуществляемое в образовательном учреждении, не является необходимым и достаточным для развития личности ребенка без участия в воспитательном процессе других социальных институтов.

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях.

На современном этапе социально-экономического развития российского общества особое значение придается формированию человеческого капитала. В новом стандарте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» говорится, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся, а максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.

Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.

Развивающемуся обществу нужны нравственно и физически здоровые, современно образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; коммуникабельные и конкурентоспособные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности. Все эти перечисленные качества можно объединить одним понятием – лидер.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности. Исходя из вышеизложенного, следует, что создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива является основной целью организации воспитательного процесса в духе свободы и демократии.

Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне детского коллектива – формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства.

Поэтому, задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе – взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.

Анализ педагогической литературы, практического опыта позволил сделать вывод, что наиболее оптимальными условиями для развития потенциальных возможностей обучающихся является деятельность детских общественных организаций.

Детские общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей.

Проблема создания и развития успешной деятельности детских общественных объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подобранный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов общественных объединений.

В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии. Методологические и теоретические аспекты проблемы определены в трудах отечественных ученых Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, В.И. Зацепина, М.С. Полянского, А.В. Петровского, И.П. Волкова, Р.Л. Кричевского, А.В. Карпова. Теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина, В.В. Петровского, Л.И. Уманского. Стили лидерства раскрыты в работах Е.В. Андриенко, А.В. Запорожца, А.В. Петровского, Г.М. Андреевой, Д. Гоулман.

Содержательны результаты и выводы в теоретических исследованиях, обобщенны в диссертационных работах последних десятилетий: О.В.Чугуновой о детском общественном объединении как о способе педагогического влияния на социальную активность подростков; В.Ю. Большакова о педагогических основах развития лидерской одаренности у старших школьников; О.А. Павловой о социально-педагогических условиях реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях; Т.Е. Вежевич о педагогических условиях развития лидерских качеств учащихся.

Основной интерес ученых направлен на изучение воспитательных функций детских организаций (Ю.Н. Таран, В.В. Ковров, Д.Н. Лебедев), уделяется внимание вопросам подготовки взрослого к работе с детьми в детском общественном объединении (А.Г. Кирпичник, М.Е. Кульпединова, Е.Л. Рутковская), социализации личности подростка в детском общественном объединении (А.В.Волохов).

Анализ теоретических и научно-практических источников показал, что определение и обоснование педагогических условий эффективного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении не рассматривалось в качестве отдельной проблемы. Таким образом, возникает ряд противоречий:

- между потребностью современного общества в лидерах, необходимостью развития лидерских качеств подростков - членов детских общественных объединений и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий этого развития;

- между наличием научных знаний в сфере деятельности детских общественных объединений и недостаточным исследованием проблемы развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении;

- между потребностями практики в организации педагогического влияния на развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении и недостаточным методическим обеспечением этой деятельности.

Процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если реализовать совокупность следующих условий:

  • во-первых, систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
  • во-вторых, использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности  реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора;
  • в-третьих, систематический педагогический мониторинг  динамики  развития лидерских качеств подростков.

Основными методами работы являются:

  • Изучение и анализ философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы.
  • Наблюдение, анкетирование, анализ собственной педагогической деятельности в качестве руководителя городской детской организации «ВИТА» города Котовска.
  • Методы обработки данных.

Формы работы:

  • Организация занятий в Школе Успеха «Я-Лидер!»
  • Организация работы лагеря актива «Школа интересных каникул»
  • Внеурочная деятельность: конкурсы, игровые программы, мастер-классы, «круглый стол», дискуссии

Формы контроля:

  • Тестирование.
  • Письменный опрос.
  • Конкурсы: «Я-лидер!», «Стань первым среди равных», «Вместе мы одна команда».
  • Конкурс социальных проектов «Ради людей, ради добра».
  • Систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков.

23 ноября 1995 года на общем сборе детских объединений города Котовска было принято решение о создании городской детской организации «ВИТА».

Цель создания детской организации: объединить усилия для добрых и полезных дел, раскрыть и утвердить себя среди людей и для людей.

Девиз городской детской организации «ВИТА»: «Мы делаем жизнь интересной для себя и для каждого». Детская организация города Котовска в настоящее время объединяет 3 первичных школьных детских объединения.

Численность организации 2782 человека (на 1 сентября 2014 года).

Деятельность ГДО «ВИТА» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества детей и взрослых, последовательной реализации принципа обновления содержания и форм деятельности, позволяющих максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и  запросы личности. Многообразие  предполагаемой  деятельности  помогает  ребенку найти свое место в детской организации, самореализоваться, приобрести знания и навыки вожака и организатора, реально осуществить свои гражданские права и свободы.

Создание детского коллектива, организации всегда начинается с выявления лидера в детской группе. В дальнейшем эффективность деятельности объединения, организации достигается при наличии сильного лидера (лидеров), обладающего организаторскими способностями, нравственными качествами, уважающего мнение каждого, умеющего повести за собой к намеченной цели.

На протяжении нескольких лет в рамках работы городской детской организации «ВИТА» активно и плодотворно действует Совет ГДО «ВИТА» -  «Команда XXI века», который осуществляет образовательные, воспитательные и организационные функции в работе с активистами детских объединений города, является координирующим звеном в деятельности городской детской организации. Работа  Совета актива ГДО ««Команда XXI века» позволяет первичным детским объединениям активно участвовать в организации и проведении мероприятий по программе деятельности.

Деятельность Совета ГДО «ВИТА» осуществляется в рамках программы деятельности городской детской организации и дополнительной образовательной программы «Школа Успеха «Я-Лидер!», основу которой составляют программа СПО – ФДО: «Лидер», «Игра – дело серьезное», «Красота спасет мир», «Детский орден милосердия», «Свой голос», «Экология и дети», «Я - гражданин».

Дополнительная образовательная программа «Школа успеха «Я-Лидер!» имеет социально-педагогическую направленность.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность.

Новизна данной программы заключается в создании педагогических условий развития лидерского потенциала обучающихся через работу в детской общественной организации.

Социальная потребность создания дополнительной образовательной программы «Школа Успеха «Я – Лидер!» обусловлена следующими проблемами:

  • занятость детей во внеурочное время, неумение правильно организовать его;
  • стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности, но отсутствие информации о возможности реализовать свой творческий потенциал;
  • недостаточное внимание к  сохранению и укреплению своего здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни;
  • формирование лидерского потенциала и дальнейший личностный рост членов разновозрастного общественного объединения.

Образовательное направление программы – обучение актива способствует формированию активной жизненной позиции, развитию лидерских качеств, вырабатывает стремление к дальнейшему личностному росту.

Решение основной задачи программы - становление ценностных ориентиров подростков как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности.

В рамках работы «Школы Успеха» предусмотрено проведение мастер-классов и обучающих семинаров по направлению деятельности городской детской организации «ВИТА» - «Я - лидер». В роли педагогов школы актива выступают не только взрослые, но и дети, члены Совета ГДО «ВИТА» - «Команда XXI века», те, кто прошел ранее обучение в «Школе Успеха», победители городского конкурса «Я - лидер», участники мастер-классов Ассамблей Союза детских организаций Тамбовской области.

Данная модель школы актива позволяет в полной мере обеспечить получение каждым ребенком необходимого образовательного уровня. Она готовит каждого участника к выполнению организаторских функций, формирует активное отношение к жизни, позволяет ребенку пробовать себя в разных социальных ролях, консолидирует педагогический коллектив «Школы Успеха «Я – Лидер!» для достижения единого результата.

В работе с обучающимися по дополнительной образовательной программе «Школа Успеха «Я – Лидер!»» используются технология личностно-ориентированного обучения, групповые технологии (дискуссии, конференции, интегрированные занятия, ролевые и деловые игры, круглые столы и др.), технология коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова и И.П.Волкова. Использование технологии творчества с применением методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия, позволяют обучающимся более полно освоить материал программы, а использование игровых методик Е.Н.Щурковой, позволяет активизировать деятельность обучающихся (сюжетные, ролевые игры, тренинги на развитие коммуникативных качеств). С 2008 года использую технологию исследовательского обучения. В 2010 году обучающиеся «Школы Успеха» с огромным интересом включились в работу над исследовательским проектом «Потенциал лидера», который опубликован на http://ipklabdo.lanta-net.ru/ipk_mediawiki. Данный проект - участник сетевого конкурса «Проектная деятельность в системе дополнительного образования» (ТОИПКРО, 2011г.). В рамках проекта был отработан теоретический материал дополнительной образовательной программы «Школа Успеха «Я-Лидер!». Активная деятельность обучающихся (в исследовании приняли участие 100% обучающихся группы) позволила решить множество проблемных ситуаций, в результате овладения знаниями и навыками через поиск новых познавательных ориентиров. Учащимися был собран большой материал по основной теме исследования: «Теории личностного роста и их влияние на содержание деятельности современной детской общественной организации», разработаны ученические проекты: «ЛидерLEND», «Кто может вести за собой?».

Использование ИКТ технологий в образовательном процессе дает широкие возможности для сетевого взаимодействия - это организация в социальной сети «В Контакте» группы «Городская детская организация «ВИТА» (http://vkontakte.ru/gdo_vita).

Возможности работы в социальной сети: это анкетирование, проведение социологических опросов, задания для самостоятельной работы обучающихся. В группе представлены фотоальбомы о деятельности ГДО «ВИТА», материалы исследования по истории создания организации и многое другое. Участники группы не только воспитанники и члены ГДО «ВИТА», но и их родители, которые также принимают активное участие в деятельности детской организации.

В рамках программы деятельности ГДО «ВИТА» и дополнительной образовательной программы «Школа Успеха «Я-Лидер!» особое внимание уделено использованию метода проектов. Тема «Социальное проектирование» занимает почти 40% от общего объема учебной программы. Разработаны методические рекомендации для педагогов, руководителей ДОО по основам социального проектирования. Отдельной методической разработкой представлен курс занятий по социальному проектированию для школьников среднего звена и старшеклассников, в которой представлена пошаговая методика разработки и реализации проекта.

Пройдя обучение в «Школе успеха «Я-Лидер!», обучающиеся показали высокие результаты по разработке и реализации авторских социальных проектов в конкурсах различного уровня (Приложение 3).

Одним из направлений построения воспитательных систем является развитие детского самоуправления. Развитие самоуправления способствует формированию опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть развитие ключевых компетенций, определяющих современное качество образования и воспитания.

Детское самоуправление – это возможность самим обучающимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной и общественной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. В рамках детского самоуправления дети получают возможность отстаивать свои права и интересы, удовлетворять  актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Уже более семи лет в рамках весенних каникул на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» города Котовска организуется Ассамблея актива для лидеров – «Школа Интересных Каникул» («ШИК») (лагерь с дневным пребыванием детей).

Тематика учебных занятий в «ШИКе» определяется направлениями программы деятельности городской детской организации «ВИТА».

Данная программа лагеря актива ставит своей целью подготовить лидеров самоуправления, способных повести за собой детские коллективы, организовать и провести общешкольное мероприятие, сделать школьную жизнь интересной и разнообразной.

Одной из предпосылок создания программы лагеря лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности отряда, лагеря. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне отряда и лагеря – формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства.

Организаторами и кураторами проведения данной школы выступают обучающиеся «Школы Успеха» (2-3 годов обучения). В рамках «ШИКа» ребята организуют и проводят мастер - классы для своих сверстников. Каждая программа Ассамблеи актива «ШИК» утверждается на Совете актива «Команда XXI века». Тема Ассамблеи, как правило, определяется основными направлениями деятельности ГДО «ВИТА» на учебный год.

В рамках деятельности ГДО «ВИТА» разработана система оценки и контроля эффективности освоения детьми образовательной программы. Проводится начальная, промежуточная, итоговая диагностика усвоения обучающимися образовательной программы, а также анкетирование родителей по изучению уровня удовлетворенности организацией жизнедеятельности в коллективе обучающихся.

Заключение

Итоги работы по развитию лидерских качеств подростков в городской детской организации «ВИТА» доказывают, что систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта; использование в деятельности ДОО технологии социального проектирования систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств, действительно, способствуют эффективному развитию лидерских качеств подростков.

Включение подростков в процесс творчества и самоорганизации, способствует развитию социальной активности и ответственности, формированию положительного  отношения к социально значимым и общечеловеческим ценностям; воспитанию чувства гражданского долга и патриотизма, приобретению детьми лидерских качеств и социально значимого опыта.

Создавая условия для самостоятельного выбора, мы предоставляем возможность обучающимся самим творить свою деятельность.


Список литературы

  1. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): Монография.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.
  2. Горохова Е.В. Хочу быть лидером!/ Детское общественное движение и ученическое самоуправление: Вып.1.- 2000.
  3. Имидж лидера / Под ред. Егоровой - Гантман Е.В. М.: «Знание», 1994.
  4. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства: Пер.с англ./ Кристофер Э. Смит.Л. – СПб.: Питер, 2002.
  5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы.- М.: Просвещение, 1981.
  6. Программа «Лидер» / Авт. кол. под рук. М.И. Рожкова. – М., НПЦ  Совета СПО-ФДО, 1992.
  7. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций: Методическое пособие для организаторов детского движения.- М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996.
  8. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1.-Н. Новгород. ООО «Педагогические технологии», 2000.
  9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
  10.  Хацкевич Т.Л. Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра «Орленок»: Диссертация канд. пед. наук, Волгоград, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ деятельности детской общественной организации

Подробный отчет деятельности ДОО "ШТОРМ" МОУ-СОШ №1 р.п.Степное за 1 полугодие 2011-2012 учебного года. Общественная организация работает по программе, утвержденной Советом лидеров организации и дирек...

Статья на тему: Деятельность детских общественных организаций по пропаганде здорового образа жизни и профилактике негативных привычек

Президент нашего детского общественного объединения «Новый остров» Посохов Сергей занимает активную жизненную позицию и участвует в общественной работе, направленной на сохранение традиций села,...

Программа деятельности детской общественной организации Содружество" Кавказского района

Программа деятельности детской общественой организации "Содружество" составлена для руководителей детских объединений, заместителей по воспитательной работе и старших вожатых....

Программа деятельности детской общественной организации "Радуга"

Разработка программы деятельности детского общественного объединения является важным направлением реализации программы развития воспитания в системе образования России. В этих целях нами была разработ...

Методические аспекты повышения деятельности детских общественных организаций.

Данный материал предлагается использовать не только методистам по работе с детскими организациями, но и старшим вожатым, работающим в школе. Педагогам не должно быть безразлично, за кем и куда пойдут ...

Создание условий для совершенствования познавательного потенциала подростков в условиях внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности в школе основывается на следующих принципах:. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;- ориентир на ценности воспитательной системы школы;-...

Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности детской общественной организации

В статье актуализируется использование краеведческого материала в рамках работы детского общественного объединения....