доклад 13-Интернет-педсовет
статья по теме

Ротанова Ирина Викторовна

рассматриваются вопросы преподавания русского языка в поликультурной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_13_internet-pedsovet.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ

КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

Ротанова  Ирина  Викторовна,

 учитель  русского языка и литературы,

МБОУ лицей №6,

г. Ессентуки, Ставропольского  края.

Аннотация.

Политические, экономические, культурные изменения, происходящие в нашей стране, заставили меня обраться к данному вопросу. В России нет ни одного субъекта, где бы проживали представители одной нации, народа. Наш регион тоже  многонационален, у каждого народа свои традиции, обычаи. Поэтому очень остро в последнее время встает вопрос о поликультурном образовании,  роли русского языка в поликультурном мире  нашего региона,  Ставропольского края, страны в целом. В работе я попыталась проанализировать причины снижения уровня владения русским языком, а также показать, что перемены, происходящие в обществе, обусловливают важность владения каждым человеком русским языком как универсальным средством межнационального общения, и именно учителю русского языка и литературы необходимо вести планомерную работу по этому вопросу. В таких обстоятельствах школа, учителя становятся основным источником формирования и поддержания у учащихся интереса к учению.       

            В наше время русский язык  играет большую роль не только среди народов России, но и в других странах. Русский язык  играет ведущую роль в  образовательном пространстве России. Это определяет особую значимость качественного обучения русскому языку в современном поликультурном мире. Знание русского языка даёт возможность общения с людьми других национальностей и открывает пути и перспективы межнационального сотрудничества. Россия  – многонациональная  страна. Преодолеть все трудности в общении помогает русский язык. В настоящее время большое внимание уделяется языковой ситуации на юге России, роли русского языка в сложной поликультурной языковой  среде, каким является Ставропольский край и Кавказские Минеральные Воды. Его своеобразие определяется полиэтническим составом населения.  

       Многоязычие  Северное Кавказа –редкое поликультурное явление. Так как Северном Кавказе проживает более ста национальностей. Ставропольский край – уникальное географическое, культурное, историческое и лингвистическое пространство, в котором проживают народы, говорящие на разных языках.   Исторически сложилось, что  языком межнационального общения является русский  язык.

      Проблемы, связанные с  функцией и ролью русского языка на Северном Кавказе, надо рассматривать в контексте этнического состава населения, учитывать политическую и экономическую ситуации в регионе. В связи с политическими событиями и экономическим кризисом мы наблюдаем  миграционный  взрыв.  Поэтому  в общеобразовательных учреждениях  Ставропольского края и Кавказских Минеральных Вод обучается  более  50% школьников, для которых русский язык не является родным. Это  армяне, корейцы, азербайджанцы, украинцы, чеченцы, осетины, грузины и так далее.  В условиях поликультурного образовательного пространства человек должен адаптироваться  в поликультурной среде. Такие дети испытывают две проблемы: с одной стороны, они  подвергаются процессу ассимиляции, возможной потере родного языка, с другой – не все  на должном уровне владеют  русским языком, языком государственным  и языком межнационального общения. На русском языке оформляются  все деловые бумаги, издаются учебники, на нем  ведется учебный и воспитательный процесс.

Чтобы ребенок, плохо владеющий русским языком,  не чувствовал себя одиноким среди своих ровесников, нужно помочь ему осознать, что изучение русского языка необходимо. Одноклассники и учителя должны помочь таким детям.

Образование в поликультурной среде должно  вестись с позиций толерантности и должно быть направлено на обучение диалогу культур.

       В условиях многонационального российского общества образование играет ключевую роль в организации общего духовного пространства. В новых  условиях проживания представителей других национальностей русский язык становится для детей-мигрантов не только школьным предметом, но и рабочим языком, на котором  они будут получать образование, языком  общения. В связи с этим возникает  проблема слабого  знания русского языка, а также проблема  психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям. В результате изменений, происшедших в стране, а также  в  современном  образовании, можно констатировать снижение уровня владения русским языком учащимися.  

  В связи с введением новых стандартов в образовании  целью изучения русского языка стало формирование функциональной грамотности. Поэтому во главе  стоит коммуникативная часть языка.  Это,  прежде всего, владение устной речью, то есть умение  общаться на различных уровнях.

    Поэтому качественное  преподавание русского языка является одним из основных условий  обеспечения образовательного  и культурного  пространства в  полиэтнической  системе Ставропольского края и  КМВ. Ведь  русский язык – это не только традиционный в условиях России язык межнационального общения, но и  источник знакомства с русской и мировой культурами.  Обеспечение эффективного изучения русского языка в школах   КМВ требует сегодня реализации ряда мер, способных постепенно улучшить ситуацию.

      Хочу обратить внимание на то, что в последние годы падает интерес учащихся к изучению русского языка и литературы, а поэтому происходит  снижение   культуры, дети  не умеют  правильно выразить свои мысли. Мы наблюдаем снижение мотивации учебной деятельности. Поэтому перед учителем-словесником  встает вопрос: «Как создать комфортные условия учащимся? Как помочь детям? Как организовать учебный процесс, чтобы учащиеся смогли овладеть русским языком в рамках школьной программы?»

Я думаю, что необходимо дать возможность  каждому   ученику проявить себя на уроке и во внеурочной деятельности. Я стараюсь создать  такие условия, при которых стало бы возможным использование потенциальных возможностей любого ученика.

 В поликультурной образовательной среде региона КМВ  русский язык должен помочь  адаптироваться в изменяющихся условиях существования человека.

Главная задача учителя, по-моему, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала ребенка, найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, определить уровень владения языком, определить, в какой семье воспитывается ребенок: двуязычной или в семье, где русский язык не является родным.

 В работе с  детьми, для которых русский язык не является родным,  надо обязательно учитывать динамику в зависимости от этапа обучения, психологические особенности, мотивационную сферу.

      Опыт показывает, что многие из мигрантов или не владеют русским языком, или владеют на очень низком уровне. Лексический запас учащихся очень   ограничен. Поэтому учителю необходимо обязательно учитывать,что закономерности русского языка дети  воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что приводит к ошибкам в употреблении формы  слова, определении рода имен существительных, согласовании различных частей речи. Это объясняется отсутствием некоторых  грамматических категорий русского языка в родном языке учащихся, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических конструкций. Это явление обнаруживается в виде явных речевых ошибок, квалифицируемых как нарушение языковых норм. 

    Но в  образовании в  наше время не существует специальных методов оценки результатов обучения детей, в достаточной степени не владеющих русским языком. Знания такого ученика оцениваются по таким же критериям, как  и всех остальных школьников. При этом  не всегда обращается внимание на психологическую   сторону, поэтому  снижается  учебная мотивация  и обостряется  чувство неуверенности  ребенка в своих силах. Учитель вынужден вести урок, ориентируясь и на носителей русского языка, и на  учащихся, которые недостаточно владеют русским языком, одновременно или игнорируя последних. Таким образом , возникает ряд методических, психологических и этических проблем.

       Поэтому задачи учителя – словесника состоят в том, чтобы  пробудить у учащихся  интерес к изучению русского языка, выработать прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки,  помочь детям овладеть русским языком как средством общения.

      Учителю необходимо выявить причины ошибок, допускаемых учащимися, и планомерно организовать работу по их устранению в процессе обучения русскому языку. Современный учитель – творческая личность, поэтому в своей педагогической практике он должен использовать методические приемы  которые помогут ему  сделать усвоение изучаемого языка осознанным, что значительно повысит  эффективность процесса обучения. Одна из задач учителя - словесника,  на мой взгляд,  помочь учащимся не только овладеть навыками грамотного письма,  но и представить язык как сложную систему,  которая живет по своим законам,  развивается,  совершенствуется.    

  Поэтому в  своей педагогической практике я использую активные методы обучения, которые способствуют привитию интереса к русскому языку. Преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов, выбора  образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведения  диагностики уровня владения русским языком.  Современные подходы к преподаванию русского языка требуют четкой организации исследовательской деятельности учащихся. Очень важно, чтобы учитель не только давал ученикам готовые  знания, но и  учил добывать их самостоятельно.  Бернард Шоу  писал, что “единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”. В настоящее время особенно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока: поиск новых  форм организации занятий, совершенствование  методики обучения, приемов  активизации учащихся.   

              Чтобы помочь учащимся, для которых русский язык не является родным, усвоить орфографические, пунктуационные и грамматические нормы, я использую на уроках русского языка и литературы  занимательные игры, загадки, шарады, ребусы. Это оживляет  урок, делает  его разнообразным, материал легче и быстрее запоминается.  Формировать  орфографическую  зоркость и решать многие другие задачи обучения и воспитания помогает языковая минутка.

 Например:

Оформите грамотно

Масля…ый блин, скоше…ая трава, стекля…ый шар, выполне…ое задание, иллюстрирова…ый журнал, работа организова…а, упражнение написа…о, краше…ый пол.

Восстановите границы слов и знаки препинания Сэтимсветлорыжимкотомяпознакомилсянанашейдачекотораярасположенавюгозападнойчастиподмосковья.НаполпутиотстанциикдачекомневдругподскочилэтоткотипобежалТаконипоявилсянанашемсадовоогородномучасткегдеосталсяжить

        Для того чтобы заинтересовать учащихся, в своей работе использую  классические компьютерные презентации, электронные учебники, разработанные компьютерные программы: «Репетитор», программу-тренажер для подготовки к ЕГЭ, серию уроков « Кирилл и Мефодий»,тренажеры «Страна «Лингвиния» и  «Фраза», Интернет-ресурсы, различного рода литературу: справочную, художественную, словари, сборники заданий, диктантов, тесты. На уроках я также организую дифференцированную работу с учащимися; включаю в программу задания творческого характера, стараюсь актуализировать  опорные знания,умения и навыки,  необходимые для изучения конкретной темы. В своей работе я использую принцип дифференцированного обучения, при котором максимально учитываются индивидуальные способности учащегося.  Учащимся, для которых русский язык не является родным, я на уроках даю индивидуальные задания. Чтобы учащимся легче было усвоить теоретический материал, я вместе с ребятами составляю  алгоритмы, схемы на изучаемое правило. Это дает возможность представить теоретический материал в наглядном виде.

      Также я широко использую в своей педагогической практике коллективные формы работы, работу в парах. Во время урока разыгрываются  речевые ситуации, которые побуждают учащихся спросить или сказать что-либо на русском языке. В процессе общения учащиеся, для которых русский язык не является родным, учатся правильно произносить слова, употребляя их в нужной грамматической форме, правильно читать и писать. Эта работа также развивает интерес к изучению русского языка, помогает подготовить учащихся к экзамену в новой форме, а также в форме ЕГЭ. 

   Чтобы учащиеся  на должном уровне овладели  языковыми нормами,  необходимо вести работу по развитию речи. На таких уроках дети учатся  правильно выражать свои мысли в письменной  и устной форме, пользуясь языковыми средствами в соответствии с целью общения. Одним из видов работы на таких уроках является работа с текстом. В процессе выполнения заданий к тексту   происходит развитие, совершенствование чувства языка. Именно при комплексном анализе текста  отрабатываются практические и теоретические навыки русского языка. Для анализа  текстов не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить, начиная с  5 класса, на уроках русского языка и литературы, формируя определенные навыки. Например, пунктуационные, орфографические. Это помогает также подготовить учащихся к экзаменам в 9 классе, так как по окончании неполной средней школы ученикам предлагаются задания в форме изложения и сочинения.

        Большую роль в приобщении учащихся к русскому языку играют внеклассные мероприятия, недели русского языка, в рамках которых методическим объединение учителей русского языка и литературы лицея проводятся тематические классные часы, викторины, конкурсы чтецов, конкурсы на лучшее сочинение, диспуты, литературные гостиные.  

Образование и воспитание в нашем лицее основывается на принципе толерантности. Это предполагает комфортное взаимодействие  и обучение детей разных национальностей. Воспитательная работа, которая проводится  учителями-словесниками в лицее, помогает решить задачи по овладению учащимися  русским языком, формированию нравственных качеств. Мы стараемся воспитать у лицеистов любовь к русскому языку, способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитать у учащихся  личную ответственность за каждое сказанное слово.  Критерием эффективности различных видов внеклассных занятий по русскому языку в школе является активность учащихся в этой работе.

        Учащиеся лицея с удовольствием участвуют во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», олимпиаде «Интеллект», Международном конкурсе «Арго» и других конкурсах, проводимых на  различных уровнях.

В заключении хотелось бы сказать, что в современном поликультурном  мире изучение и развитие русского языка способствует продвижению национальных интересов России, укреплению тех возможностей, которые характерны для русского языка как государственного  языка и как языка межнационального общения. 

Литература:

1.О.Александрова «Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку».

2.О.Д.Новохатская «Обучение русскому языку как неродному»

3. Букреева И.В. «Состояние обучения русскому языку в образовательных учреждениях Ставропольского края».

4. Гречухина Ольга Федоровна "Живой язык" (из опыта преподавания русского языка в средней школе) .

5.Дмитриев Г.Д. « Многокультурное образование» .
6.Верещагин Е.М.  «Психология и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) ».

7.Яковлева Е.А.  «Русский язык на Северном Кавказе».

8.Баяманова Р.Г. «Методические ресурсы компетентностного подхода к обучению русскому языку».
9.Заврумов З.А.«Русский язык в поликультурном пространстве Северного Кавказа».
10. Андреева И.В., Хруслов Г.В. «Функционирование русского языка в странах СНГ и Балтии».

11.  Белоусов Н.В., Григорян Э.А., Позднякова Т.Ю. «Русский язык в межнациональном общении. Проблемы исследования и функционирования».

12. И.А. Пуртовая «Вопросы преподавания русского языка п образовательных учреждениях длят детей – мигрантов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...