Сценарий "Бал 1812. Сцены" ( по мотивам романа Л.Н. Толстого "Война и мир")
материал по теме

Дворянова Наталья Викторовна

Спектакль представляет собой отдельные сцены из романа "Война и мир", которые связаны общей сюжетной линией - судьбой Наташи Ростовой и Андрея Болконского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_spektaklya_bal_1812.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Сценарий спектакля «БАЛ 1812.СЦЕНЫ»

                               (по мотивам романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

                               Авторы сценария: Тарасова Е.А., Дворянова Н.В.

ФОНОГРАММА 1. Сцена «БАЛ». Занавес открывается, фонограмма звучит тише.

1. Светский раут. Элементы танца. Танцевальные движения.

Пары поочередно выходят на авансцену, говорят текст и двигаются дальше.

  --Я думала, что  нынешний праздник отменен.

 -- Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили.

  - Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны. Что решили по случаю депеши?

-Решили, что Бонапарт сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.

 -- Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела  и  не  хочет войны. Она предает нас.

- Россия  одна должна быть  спасительницей  Европы.  Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая  роль  в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он  исполнит  свое призвание.

 

-  На   кого  нам   надеяться?   Англия с  своим коммерческим духом не поймет и не может понять

  всю высоту  души императора  Александра.  

   Они  не могут понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя, все хочет для блага мира. И что они обещали? Ничего.

- Что обещали, и  того не будет! Пруссия уж

  объявила, что Бонапарт непобедим и  что  вся  Европа ничего не может против него...

--Я верю в одного  Бога  и  в  высокую  судьбу  нашего  милого  императора.  Он  спасет Европу! А Вы как считаете, князь?  

ФОНОГРАММА УБИРАЕТСЯ,

       --  Я думаю, -- сказал  князь улыбаясь, --  что  ежели  бы  вас послали вместо нашего  милого Винценгероде, вы бы взяли приступом согласие прусского короля. Вы так красноречивы.

         ФОНОГРАММА 2. Сцена  «НАТАША РОСТОВА».

               

звучит музыка, появляется Наташа. танец Наташи. После танца Андрей подходит к Наташе. Фонограмма становится тише.

Андрей: vous etes au bal pour la premiere fois? ca vous plait ici?

Наташа: ici.c est tres yoli.

Андрей: vous voule danser ?

Наташа: avec vous…

  ТАНЕЦ Андрея и Наташи.              

 Андрей и Наташа стоят вместе, остальные выходят и проходят мимо них поочередно. Обсуждение. Танцы.

             ФОНОГРАММА 2. Музыка звучит ТИШЕ.

- Вы слышали новость: Андрей Болконский помолвлен с Наташей Ростовой.

- Неужели?

- Он так влюблен.

- А она?

- Не знаю, она думает, что любит его.

- Когда венчание?

- Пока они не торопятся.

Танец продолжается, затем все снова замирают. Андрей и Наташа в центре сцены.

   

 -- Любите ли вы меня?

-- Да, да. Что с вами?

-- Ах, я  так  счастлива…  

-- Простите меня, но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.

-Я должен уехать…

-Надолго?

- Год. Как  ни  тяжел  мне  будет этот год, отсрочивающий мое  счастье, в этот срок вы поверите  себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но  вы  свободны, если вы убедились бы,  что вы не любите меня, или полюбили бы…

-  Зачем вы это говорите? -- перебила его Наташа. -- Вы  знаете…

 - В год вы узнаете себя...

-- Целый год!  Да  отчего  ж год? Отчего ж год?...  И нельзя иначе?

- Я должен уехать, вы же понимаете…

 --  Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! --  вдруг  заговорила Наташа и опять зарыдала. --  Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это  ужасно. --  Она взглянула  в лицо  своего жениха  и увидала  на нем  выражение сострадания и недоумения.

-- Нет, нет, я все сделаю, -- сказала  она, вдруг остановив слезы, -- я так  счастлива! Уже?

Андрей уходит. Звучит  музыка, фонограмма-2 продолжается, пары двигаются вокруг Наташи, которая стоит в центре, после танца она отходит. ФОНОГРАММА-2 ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

ТЕКСТ : Наташа скучает по Андрею?

-До свадьбы осталось 4 месяца.

         ПОСЛЕ ТЕКСТА ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА 3 (Романс «ДВЕ РОЗЫ»)

 Звучит романс «ДВЕ РОЗЫ».После романса пары поочередно выходят на авансцену.

Элементы танца, пары выходят на авансцену.

-  Наташа отказала своему жениху  без ведома  родителей.

- Причиной этого отказа был Анатоль Курагин.

- Променять Болконского на дурака Анатоля? Не могу этого понять…

- Она хотела бежать с ним в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.

- Как обвенчаться? Он женат!

-- Час  от часу  не легче. Вот мерзавец! Надо сказать ей.

Наташа стоит одна, поочередно к ней подходят люди, что-то говорят, может приглашают танцевать. Она отрицательно качает головой, отходит, стоит отдельно от всех.

                                   ФОНОГРАММА  1. ТАНЕЦ ОБЩИЙ.

Все выходят на авансцену. ФОНОГРАММА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

- Что это?

- Где?

- А ведь это пожар!

- Да Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.

-  Нет, это не Мытищи, это дальше.

 - Смотрите, как полыхает. Это, господа, в Москве пожар: либо в

Сущевской, либо в Рогожской..

 - Ах,  какой  ужас!  Я  думаю,  вся  Москва  сгорит, ужасное  зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно,

 - Посмотри, Наташа, как ужасно горит.

- Что горит? - спросила Наташа. - Ах, да, Москва.

 Звучит музыка, Наташа берет шинель Андрея.    

 - Ты озябла. Ты вся дрожишь.

- Он скоро будет…

- Кто?

- Он. Андрей.

-Я скоро увижу его, он здесь. Князь Андрей тяжело ранен.  Можно ли мне видеть его? Опасно ли он ранен? Скоро, уже скоро, я снова увижу его…. Мне страшно. Что я увижу?  Такой  ли он,  какой был или……

 Наташа застывает с шинелью. На авансцену выходят пары:

-- Для  князя  Андрея прошло семь дней  с  того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского  поля. Все это время  он находился  почти в постоянном беспамятстве.

--Но  на  седьмой  день он с удовольствием съел  ломоть хлеба с чаем,  и доктор заметил, что  общий  жар  уменьшился.  Князь Андрей поутру  пришел  в сознание.

 --Боль, причиненная ему переноской в избу,  заставила князя Андрея громко  стонать и  потерять опять сознание.

-- Когда его перенесли из коляски и уложили на походной кровати,  он долго лежал с закрытыми глазами  без  движения. Потом  он  открыл их и попросил Евангелие.

Все смотрят в сторону, откуда появляется Андрей. Он выходит и садится на авансцену. Все становятся вокруг него.

    Андрей: В  первый раз я вспомнил, что был ранен, когда  коляска остановилась в Мытищах, потом я потерял сознание. Очнулся в избе, и вспомнил почему-то  ту  минуту  на перевязочном пункте,  когда увидел Курагина,  при виде страданий ненавистного человека, пришли в голову новые, сулившие мне счастье мысли.  И  мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели  душой. Я вспомнил, что у меня теперь  новое  счастье  и  что  это  счастье  имело  что-то  такое  общее  с Евангелием. От боли я снова потерял сознание и очнулся уже в совершенной тишине  ночи. Все  спали вокруг.

ФОНОГРАММА—4.монолог-1.

   Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, Счастье,  находящееся  вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!

Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его может только один бог.

  Да, любовь, но не та любовь, которая  любит за  что-нибудь,  для  чего-нибудь  или почему-нибудь,  но  та

любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и  все-таки полюбил  его.  Я  испытал то  чувство  любви, которая есть самая сущность души и для которой  не нужно  предмета. Я  и теперь  испытываю  это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих, любить бога  во  всех  проявлениях.  Любить  человека  дорогого, можно  человеческой любовью; но только врага  можно любить  любовью божеской.  И  от  этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что  с ним?  Жив ли  он... Любя человеческой  любовью,  можно от  любви  перейти  к ненависти; но божеская любовь не может измениться.  Ничто,  ни смерть, ничто не может  разрушить  ее.  Она  есть сущность души.  А сколь  многих  людей я ненавидел  в своей  жизни. Больше всех я ненавидел ее… Наташу. Только сейчас я понял ее чувства, ее  страданья, стыд,  раскаянье. В первый раз я понял   жестокость своего разрыва с  нею. Ежели бы мне было  возможно только

еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать..."

     

Музыка заканчивается. Все расступаются, пропуская Наташу, она подходит к Андрею и становится на колени.

     Он улыбнулся и протянул ей руку. Наташа садится рядом.

     - Вы? - сказал он. - Как счастливо!

     Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась  к нему  на коленях

и, взяв осторожно его  руку,  нагнулась над ней лицом  и стала целовать  ее,

чуть дотрагиваясь губами.

     -  Простите! Простите меня!

     - Я вас люблю, - сказал князь Андрей.

     - Простите...

     - Что простить? - спросил князь Андрей.

     - Простите меня за то, что я сделала, - чуть слышным, прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.

     -  Я  люблю  тебя больше, лучше,  чем  прежде, -  сказал  князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.

Они держаться за руки. Постепенно встают и идут в центр сцены.

ФОНОГРАММА—2.

Пары:

-- Наташа не отходила от  раненого Болконского, и доктор

должен был признаться, что  он не ожидал  от девицы такой  твердости, и такого искусства ходить за раненым.

-- Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог умереть во время дороги на руках ее дочери, она

не  могла  противиться  Наташе.

 --Ей приходило в голову, что в случае выздоровления  прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены,

--Хотя, никто, еще менее  Наташа  и князь Андрей,  не  говорил об этом:  нерешенный, висящий вопрос  жизни или  смерти не только над Болконским,  но  над Россией

заслонял все другие предположения.

ФОНОГРАММА 2.

Снова танцы, все двигаются вокруг Наташи и Андрея.

После танца все останавливаются и идет текст Андрея и Натальи.

Андрей: Никто не дает  мне  той мягкой тишины...  того  света. Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.

     -- Отчего  же слишком?

     

-- Отчего слишком? Как вы думаете, буду я жив? Как вам кажется?

     --  Я  уверена,  я  уверена!  --  почти  вскрикнула  Наташа,  страстным движением взяв его за обе руки.

     Он помолчал.

     -- Как бы хорошо! -- И, взяв ее руку, он поцеловал ее.

 ФОНОГРАММА 2,СНАЧАЛА.

Общий танец.

после танца, они застывают в центре сцены, актеры выходят и

 останавливаются на авансцене, закрывая Андрея и Наташу.        

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ФОНОГРАММА

-Когда одетое, омытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.

--Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше.

--Старый граф плакал о том, что скоро ему предстояло сделать тот же страшный шаг.

--Наташа и княжна Марья плакали от осознания простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Звучит фонограмма 5.

Все расступаются, монолог2.

 На авансцену выходит АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ

        Туман начинал расходиться и виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Стрельба становилась сильнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг неожиданно перед нами. Французы атаковали батарею и, увидев

Кутузова, выстрелили по нему. С этим залпом упало несколько солдат, а прапорщик, державший знамя, выпустил его из рук. Солдаты без команды стали стрелять. Князь Андрей уже соскочил с лошади и бежал к знамени, с наслаждением слушая свист пуль, направленных на него. «УРА»-закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, он побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

        Тронулся один солдат, другой, и весь батальон с криком «УРА», побежал вперед и обогнал его. Князь Андрей слышал над собой свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него падали солдаты. Но он не смотрел на них, а вглядывался в то, что происходило на батареи. Кто-то со всего размаха крепкой палкой ударил его в голову. Что это, я падаю?—подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, но он ничего не видел. Над ним не было ничего, кроме неба, высокого неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Как тихо, спокойно, торжественно, совсем не так, как я бежал,_ подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались, совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Князь Андрей лежал, истекая кровью, и сам того не зная, стонал тихим, жалобным, детским стоном. К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал как долго продолжалось его забытье. Вдруг он почувствовал себя живым и страдающим от  жгучей боли в голове. ГДЕ ОНО, ЭТО ВЫСОКОЕ НЕБО, КОТОРОГО Я НЕ ЗНАЛ ДО СИХ ПОР. ГДЕ Я? Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было все тоже высокое небо с плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видел тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились. Это был Наполеон с двумя адьютантами.

        «  Voila une belle mort…  Вот прекрасная смерь», сказал Наполеон, глядя на Болконского. Андрей понял, что это было сказано о нем, и что это говорит Наполеон. Он слышал эти слова, но не интересовался ими. Ему жгло голову, он чувствовал, что истекает кровью, и он видел над собой далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон—его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнению с тем, что происходило теперь между его душей и этим высоким, бесконечным небом  с бегущими по нему облаками. Ему казались так ничтожны все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему этот герой, с его мелким тщеславием и радостью победы, в сравнению с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожестве величия, о ничтожности жизни и о смерти.

        Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились Андрею: лицо мамы, склоненное над ним, Пьер на пароме, девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, луна. «Нет, жизнь не кончена  в 31 год, надо чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили мы независимо друг от друга»-подумал князь Андрей, он ощутил себя частью огромной великой страны, и боль за эту страну была сильнее и острее его собственной боли. Эта боль героев войны, матерей, простых людей, эта боль и любовь помогут сохранить ее, эту великую, не побежденную, удивительную Россию.

     (На экране лица людей- сцены боя, перемежаются с мирными кадрами и лицами людей, простые крестьяне, герои-защитники, Кутузов, Ушаков, маленькие дети и т. д.Звучит музыка)

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Мотивы лирики и проблематика романа.

Задачи:- обучающие: умение анализировать учебный материал.-развивающие: учить выражать свои мысли литературным языком, формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно...

Сценарий Хэллоуина по мотивам романа Булгакова "Мастер и Маргарита"

С помощью этого сценария учащиеся могут окунуться в волшебный мир, где правит справедливый темный Воланд. Интересные и забавные конкурсы создадут праздничную атмосферу и не дадут забыть об этом зажига...

Интегрированный творческий проект «Рукописи не горят» по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — центральное произведение творчества М.А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной структурой: действие романа имеет четыре сюжетных линии....

Методическая разработка "«Отечественная война 1812 года по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» ( история, литература и французский язык) для учащихся 10 класса

Данный урок относится к  нестандартным урокам.Это метапредметный урок, урок  обобщения и систематизации знаний, урок – дискуссия с применением технологии  интегрированного и метап...

Сценарий Сретенского бала (по мотивам романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Сретенский бал способствует формированию духовности, хорошим манерам поведения по отношению к противоположному полу. Бал проводится в феврале в честь православного праздника Сретение Господне....