Программа "Мы - дети России" для летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
материал на тему

Гариева Надежда Васильевна

Основная задача программы « Мы – дети России» заключается не только в воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну, но и в воспитании толерантности, взаимопонимания. Наша страна многонациональная, и людям, живущим рядом, многое приходится переживать: любовь, вражду и даже нена­висть. Именно жизненные перипетии помогают людям лучше узнать себя и окружающих и научиться жить вместе, стоит лишь только сделать шаг навстречу друг другу.

Эффективность данной программы заключается в разнооб­разии и интенсивности

Целью программы является: создание условий для формиро­вания в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лагерь дневного пребывания «Республика детства»

муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области»

                                                Утверждаю

                                                                                         Директор МАОУ «Гимназия №1»

                                                                            ___________ О.А. Кузьмин

                                                              «___»_______ 2014 г.

        Авторы программы:

                           Гариева Надежда Васильевна,

                                             заместитель директора по научной работе

                МАОУ «Гимназия №1»,

                           

                                                                                  2014


Идея России, которая осознается

                                                                                              нами, должна определить путь,

                                                                                         нашего будущего служения ей.

Г П. Федотов

Научно-теоретическое обоснование, актуальность  программы

  Главные стратегические направления в государственной политике  современной России -модернизация и инновационное развитие. Успешное осуществление, которых позволит нашей стране стать конкурентным обществом в мире ХХI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Для успешного решения этих задач  необходимо воспитать такую личность, для которой важнейшими качествами будут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства 

Федеральный Закон «Об образовании в РФ», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовно-нравственного воспитания школьников определили приоритетные направления для современной системы образования, четко сформулировали современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В числе основных целей и задач  воспитания определяются следующие:

- воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование у детей  ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- разностороннее и современное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является формирование уважения к своему государству, закону, праву и ответственности, изучение Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка, законов о государственных символах. Сегодняшнее молодое поколение все чаще обращается к истории государственных символов. Это свидетельствует о поиске нравственных ориентиров и духовных ценностей в молодежной среде.

Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по – настоящему любить своё Отечество. Поэтому стало очевидным, что решение этих проблем в жизни нашей страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважении к историко – культурному наследию своего народа. Этот процесс станет  результативным,  если он будет носит целостный  системный характер. Продолжить решение основных задач   гражданско-патриотического воспитания представляется возможным  не только в период обучения, но и в условиях функционирования летнего лагеря дневного пребывания.

Г. Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз – естественно, а затем – духовно». Сегодня нас, педагогов, волнует именно духовность наших воспитанников.

       Одной из важнейших задач воспитания для педагогов гимназии является - не оставить ребят равнодушными, формировать у них уважительное отношение к закону, государственным символам России, ее многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество. Эта задача определяет выбор форм и методов работы в данном направлении.

 Сегодняшние дети  - будущее нашей страны и всего мира. Им предстоит жить и быть творцами ХХI века. Что мы сейчас перенесем из ушедшего в наступивший век? Что мы унаследуем: историю, традиции своего народа, достижения техники и науки, ценности культуры, духовные ценности, определяющие наше миропонимание, мироощущение, наше отношение к жизни? С чем мы идем: с добром или злом, с войнами или миролюбием, с экологическими катастрофами или солнечным небом, с обывательским мировоззрением или с планетарным мышлением? Судьба будущего будет зависеть и оттого, какие люди будут его творцами, какими качествами они будут обладать. Каким человеком должен быть наследник будущего - творец нового тысячелетия?

Планируя работу по организации летнего  отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время, администрация и педагогический коллектив  гимназии руководствуются:

- Конвенцией ООН о правах ребенка,  

- Федеральным Законом  «Об образовании в РФ»,

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3,

- Концепцией духовно-нравственного воспитания школьников

- Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»,  

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г.

- Указом Губернатора Оренбургской области от 04.04.08 г. №48 – УК «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Оренбургской области в 2008 году».

-  ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

- Концепцией «Воспитание Оренбуржца XXI века»,

 - Уставом гимназии,

- Программой развития гимназии «Интеллект и здоровье»,

- Концепцией воспитательной системы гимназии  «Шаги к успеху»,

- Программой «Путь к здоровью»,

- Программой «Одаренные дети»

- Программой «Патриот»

                                                                            Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

                                                              Лагерь – это большая, умная Игра,

                                                                     которая помогает детям радоваться жизни,

                                                                праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

Летний  лагерь - это место, куда стремятся дети, чтобы отдохнуть, найти друзей, проявить себя, ощутить свою значимость, заняться любимым делом. Именно на это важно сориентировать педагогов, чтобы оправдать ожидание детей, не разочаровать их. В то же время взрослым необходимо, максимально используя воспитательные возможности временного детского коллектива (ВДК), всесторонне развить детей, стимулировать их активность и творчество, упорство в преодолении трудностей.

Решение воспитательных и оздоровительных задач требует объединения усилий всех педагогов, работающих в оздоровительном лагере. Это не происходит само по себе. Опыт убеждает в том, что очень важно сегодня коллективно создавать программу деятельности лагеря и целенаправленно работать всем педагогам по ее реализации.

« ... Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание, это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А. С. Макаренко).

Основная задача программы « Мы – дети России» заключается не только в воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну, но и в воспитании толерантности, взаимопонимания. Наша страна многонациональная, и людям, живущим рядом, многое приходится переживать: любовь, вражду и даже ненависть. Именно жизненные перипетии помогают людям лучше узнать себя и окружающих и научиться жить вместе, стоит лишь только сделать шаг навстречу друг другу.

Эффективность данной программы заключается в разнообразии и интенсивности видов деятельности (творческой, проектной, коллективной, групповой и т. д)

Целью программы является: создание условий для формирования в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • формирование гражданских качеств: любовь к Родине, патриотизм, ответственность;
  • воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;
  • формирование интереса к истории своей области;
  • приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям;
  • расширение кругозора детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;
  • повышение культуры межличностных и межнациональных отношений;
  • знакомство с традициями и обрядами народов, проживающих на территории России;
  •  развитие детского самоуправления;
  •  пропаганда здорового образа жизни;
  • развитие социально значимых качеств в ребенке;
  • формирование мотивации применения накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

Лагерная смена предполагает  организацию оздоровительно-интеллектуального пространства, обеспечивающего необходимые условия для полноценного отдыха и развития   интеллектуальных, творческих способностей, воспитание духовно-нравственных качеств, патриотизма каждого ребёнка.

Задачей педагогического коллектива является максимальное использование представляемых летним лагерем дневного пребывания возможностей, с точки зрения развития, воспитания и расширения жизненного опыта детей.

  С этой целью на базе гимназии  организуется лагерь «Республика Детства». 

Состав лагеря – это учащиеся гимназии в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в  отрядах по 25 человек.

По продолжительности программа «Мы - дети России!» является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

 Программа  летнего лагеря дневного пребывания  «Республика Детства» включает в себя 4 тематических блока:

1 блок « Я и Гимназия»

Содержание деятельности.

 Основное содержание деятельности - осмысление ребёнком необходимости  знаний для успешной жизни в современном мире.

 Задачи:

  • Формировать у ребят осознание своей принадлежности к коллективу, стремление к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы.
  • Формировать у детей сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях и санитарно-оздоровительных мероприятиях.
  • Воспитывать в детях сознательную готовность выполнять Кодекс гимназиста. Предполагаемые мероприятия по реализации данного блока Программы с учётом возрастных особенностей воспитанников:
  • экскурсии по гимназии, в гимназический музей «Память»
  • презентация «По страницам летописи гимназии;
  • акция  «Гимназия – наш второй дом»;
  • конкурсы рисунков «Моя гимназия в будущем»
  • викторина «Знатоки гимназии»
  •  концерт- презентация отрядов-городов «Встречайте,  это мы!»
  • Спортивные мероприятия: «Все мы любим спорт!», «Наши любимые игры», «Путешествие  в замок Спорта»;
  • конкурс поделок из природного материала «Мир нашего детства»

2 блок  « Я – гражданин России»

 В содержание деятельности входит осмысление ребёнком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота.

Задачи:

  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  • формировать у школьников осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за её состояние;
  • воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства; бережное отношение к памятникам культуры и искусства и народного творчества;
  • формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.

 Предполагаемые  мероприятия по реализации данного блока Программы :

- викторины « Символы моей России», « Символы Оренбургского края»

- виртуальные экскурсии  «Моя малая Родина»;

- экологические викторины;

- праздник «Моя Россия - Моя Страна!»

- организация трудовых десантов.

3 блок «Я и история моей страны»

Содержание деятельности: осмысление значимости страны в истории мировых цивилизаций.

 Задачи:

  • воспитывать уважение и пробудить интерес учащихся к культуре и истории своего народа;
  • сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить детей к восприятию духовно-нравственных ценностей;
  • развивать личность ребенка на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться  в важнейших достижениях нашей страны, в том числе великой победе над фашизмом.

 Предполагаемые мероприятия:

  • игра-путешествие «По страницам государства Российского»
  • митинг «Память благодарных потомков»
  • игра «Зарница»
  • конкурс проектов «Герои прошлого и настоящего»
  • творческий конкурс «Покоритель Вселенной»
  • интеллектуальные игры «Великие люди - Великой страны»
  • игра путешествие «Мир народной культуры» (инсценировка любимых сказок, русские народные песни, знатоки пословиц и поговорок, игры народов страны)

4 блок «Я и мои земляки»

 Содержание деятельности:

 осознание того, что каждый ребёнок не только сын или дочь своих родителей, но гражданин Отечества, бугурусланец.

 Задачи:

  • формировать у воспитанников лагеря осознание своей принадлежности к родному краю, городу, улице;
  • включить в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, этнокультурная среда, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными особенностями;
  • воспитывать чувство гордости за своих выдающихся земляков.

 Предполагаемые мероприятия:

  • экскурсии по музеям и выставочным залам родного города
  • встреча с  местными поэтами и писателями «Бугуруслан литературный»
  • викторина «История страны в названиях улиц города»
  • конкурс рисунков «Мой любимый уголок»
  • творческий конкурс «Мы - прославим свой город!»
  • посещение спортивных комплексов города: СК «Олимп», «Ледовый дворец», «Сияжар», школа  вольной борьбы имени М. Борова
  • защита проектов «Герб моей семьи»

Циклограмма мероприятий  летнего оздоровительного лагеря «Республика Детства»

Сроки

Название станции

Основные мероприятия

01.06.2013

Станция «Дружбы»

Организационный день. Презентация кружков.   Отрядные дела. Праздник « Детство - это ты и я!», посвященный Дню защиты детей

02.06.2014

Станция «Гимназическая».

Экскурсия по гимназии, в гимназический музей «Память», презентация «По страницам летописи гимназии»

03.06.2014

Станция «Творческая».

Концерт-презентация отрядов-городов     «Встречайте, это мы!». Открытие лагерной смены.

06.06. 2014

Станция «  Активности и участия». 

Акция «Гимназия – наш второй дом»

07.06. 2014

Станция «Интеллектуально-творческая».

  Викторина «Знатоки истории гимназии».

Конкурс рисунков на асфальте «Моя гимназия через сто лет»

08.06. 2014      

Станция «Спортивная».

День спортивных игр:

«Наши любимые игры»,       «Путешествие в замок Спорта».

09.06. 2014      

Станция «Экскурсионная». 

Виртуальная экскурсия «Моя малая Родина»: «Заповедные места Оренбуржья».

Экскурсия «Флора и фауна Бугурусланского района».

10.06. 2014    

Станция «Российская»

Викторина «Символы моей России».

Праздник «Моя Россия – Моя Страна!»

13.06. 2014

Станция «Оренбургская».

Интеллектуальная игра «Путешествие по Оренбуржью»

14.06. 2014    

Станция «Природы и экологии». 

День защиты природы

 (конкурс литературно-музыкальных композиций на экологические темы, конкурс плакатов).

 Трудовые десанты.

15.06. 2014

Станция «Историческая».

Игра-путешествие

«По страницам истории государства Российского»

16.06. 2014

Станция «Народная культура».

Игра - путешествие

«Мир народной культуры» (инсценировка любимых сказок, русские народные песни, знатоки пословиц и поговорок, игры народов страны)

17.06. 2014  

Станция « Силы и Здоровья».

Конкурс плакатов « Мы за здоровый образ жизни!»

Игра - путешествие в город «Правила дорожного движения». Сюжетно-  ролевая игра «В стране дорожных знаков».. Познавательная игра «Эстафета дорожных наук»

20.06. 2014  

Станция «Героическая».

Интеллектуальные игры «Великие люди - Великой страны». Конкурс проектов «Герои прошлого и настоящего»

21.06.  2014  

Станция « Музыкальная».

Творческий конкурс

«Песенный венок» ( отряды представляют русские народные пенсии о доблести, о красоте русской природы)

22.06. 2014

 Станция « Памяти и Долга».

  Торжественная линейка «Через века, через года помните…».  Фестиваль патриотической песни «И помнит мир спасенный». Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир!»

23.06. 2014

Станция «Игровая»

Игровая программа

«Богатырская дружина»

24.06. 2014

Станция «Литературная».

Встречи с  местными поэтами и писателями «Бугуруслан литературный».

27.06.  2014

Станция « Конкурсная».

Викторина «История страны в названиях улиц города».

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок».

Творческий конкурс «Мы прославим свой город!».

Защита проектов «Герб моей семьи»

28.06.  2014    

Станция « Олимпийские резервы».

Посещение спортивных комплексов города: СК «Олимп», «Ледовый дворец», «Сияжар», школа  вольной борьбы имени М. Борова.

Спортивный праздник «Дадим рекордам наши имена»

29.06.  2014    

Станция «Мира и толерантности».

Фестиваль дружбы народов. Закрытие лагерной смены.

Концептуальные основы программы «Мы – дети России!» опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

В основу системы воспитания как  во время учебного процесса, так и в каникулярный период положены принципы:

1. Принцип сочетания общечеловеческих, национальных и личностных ценностей в организации жизнедеятельности.

2. Принцип самореализации детей на основе самопознания и самоопределения.

3. Принцип стимулирования творчества детей на основе включения их в реальные социально- значимые дела.

4. Принцип самоуправления - взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

5. Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены.

6. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.

Новизна и особенность программы состоит  в разработке модели воспитательного процесса, направленного на личность воспитываемого, развитие его природных задатков,  воспитание духовно-нравственных качеств через включение  в интеллектуально – досуговую, социально-значимую деятельность как активных организаторов и участников  мероприятий в ходе совместной деятельности взрослых и детей.

Ключевая идея  лагерной смены – воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка, через создание условий, способствующих их самореализации.

Этапы реализации программы

1. Организационный период смены.

Проводится первоначальный мониторинг участников на разных уровнях: «Кто я? Кто вместе со мной? Где мы живем? Как мы обустроим нашу совместную жизнь? Кто из взрослых будет с нами?». Задается игровой сюжет. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности.

2. Основной период

1. Участники совместной деятельности осуществляют собственную самореализацию в разноуровневых структурах: отрядные дела, экскурсии, кружки, клубы, спортивные мероприятия, отрядные и общелагерные КТД. В результате запускается механизм «осмысления» с целью отследить проявления социально значимых качеств среди участников деятельности. Начинается оформление карты-символа.

2. На отрядных «огоньках», общем сборе участников игры происходит процесс выявления наиболее проявивших себя ребят и взрослых. Продолжается оформление карты-символа.

4. Заключительный период смены, ключевой момент деятельности.

Составляется общая карта-символ. Создаются условия для реального проявления детьми своих социально значимых качеств. Организуются события «для других», для «не участников» совместной деятельности.

Легенда Республики Детства

Далеко-далеко на небе жила одна звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле она увидела необычную Республику. Жители в ней пели удивительные песни, играли в разнообразные народные игры, совершали замечательные открытия - мечтали подрасти и вести всех за собой. Эта была Республика Детства.

Но бег времени неумолим, злой ураган, налетевший внезапно, разрушил эту детскую Республику. Всем показалось, что уже никогда не загорится костер романтики, не будут слышны удивительные песни, не будут совершаться волшебные дела и большие открытия.

Звезде захотелось спуститься на Землю и помочь ребятам.

Но суров закон Космоса! Звездам нельзя спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако желание было сильней, и Звезда устремилась к Земле.

Нет, она не погибла! Достигнув Республики Детства, она подарила частицу своего огня, света, тепла тем, кто верил в добро, справедливость, мечтая об алых парусах. Звезда распалась на тысячи искр. Эти «искорки» - наши вожатые, они собрали вокруг себя ребят. Вместе они выбрали семь главных достояний Республики, семь ценностей, семь главных идеалов: Земля, Отечество, Семья, Мир, Труд, Любовь, Культура. Девиз Республики «За Родину, добро и справедливость» стал девизом всей планеты Земля. Люди поверили в чудо, поняли, как прекрасен мир и как важно его сохранить.

Логика построения и содержание смены

Летний лагерь дневного пребывания лагерь превращается в «Республику Детства». Слово «республика» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.

Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры и игры-путешествия. Именно эти игровые формы как формы жизнедеятельности дают больше возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям (см. Понятийный словарь республики). Участники смены - жители Республики объединяются в «города» и сами решают, как будут жить в них. Вместе они разрабатывают Конституцию Республики, Кодекс чести, Календарь Республики. Жизнедеятельность осуществляется через органы самоуправления (Республиканский Форум, Республиканский Совет. д.).

Республика имеет свою эмблему и гимн. В Республике есть такие города, как «Город Советников» (педагогический отряд лагеря), который на равных правах участвует в жизнедеятельности Республики, и «Город Мастеров» (это все творческие мастерские лагеря).

«Республика Детства» - название, определяющее содержание жизнедеятельности в лагере.  

Педагогические технологии, формы и методы работы по программе  

«Мы – дети России»

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности

В.А. Сухомлинский

Программа «Мы – дети России!» - это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского  лагеря, так и раздвинуть границы пространства собственного мироощущения; а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы в решении его проблем. Чтобы сформировать свое ценностно – смысловое пространство ребенок должен жить в мире общечеловеческих ценностей, таких как: Добро и Справедливость, Честность и Порядочность, Патриотизм и Гражданственность, Любовь к Родине и Любовь к своей Семье, Мир и Культура и многих других. И здесь на помощь приходит игра универсальное педагогическое средство. Игровые технологии являются и сегодня актуальными. Ориентируясь на интересы детей (а они выявляются в ходе проведения входящей и итоговой диагностики), а так же на потребности социума, нами разрабатываются новые, инновационные формы игровой деятельности и наполняются новой тематикой и нестандартным содержанием.

Все дни проживания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для индивидуально – личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Сюжетная линия  игровой смены определяется конкретным педагогическим  замыслом. А именно: смена проходит в рамках тематической игры - путешествии «Мы - дети России!».

 И так, ведущей технологией  программы «Мы – дети России!» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие), КТД и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, интерес к созидательной деятельности, разовьет интеллектуальные и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и организаторские навыки, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Виды деятельности

В течение смены детям предлагается череда различных видов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1. Коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребенка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2. Прикладная творческая деятельность осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребенка.

3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, личности ребенка в них. Обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений.  Осуществляется на Советах, специальных мероприятиях (ток-шоу, ролевые игры, игры по станциям и др.).

Педагогическая диагностика и способы корректировки программы.

В лагере диагностика организуется в несколько этапов:

1. Начальная диагностика.

Осуществляется сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровне готовности к ней (тесты, анкеты, игры).

2. Промежуточная диагностика.

Позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:

- оценка психологического климата в педагогическом коллективе;

- сочинение на тему «Я вчера, сегодня, завтра»; «Мой портрет» (ассоциация); «Мой отряд» (рисунок, сочинение и др.).

 3. Итоговая диагностика.

Позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты):

- изучение эмоционального состояния детей во время проведения мероприятий;

- результативность работы кружков;

- степень удовлетворенности отдыхом (анкета для детей);

- опросник эмоционального состояния.

Диагностика проходит на протяжении всей смены: на «огоньках», после крупных мероприятий, по окончании лагерной смены.

Механизм реализации программы.

  Программа рассчитана на всю лагерную смену. Гражданско-патриотическая направленность  прослеживается с первого дня пребывания детей в лагере

В летнем лагере «Республика Детства» на 21 день все отряды становятся – городами со своими названиями, девизами, символикой, которая обсуждается, разрабатывается и изготавливается детьми  под руководством вожатых и воспитателей. Жители каждого отряда- города  получают          маршрутные карты для  путешествия и подробный инструктаж  по прохождению  различных станций. Воспитатели и вожатые, а так же иной педагогический персонал являются руководителями или организаторами игры-  путешествия. В течение смены  участникам предстоит преодолеть  станции разной педагогической направленности. В течение всей смены собирается общая карта, состоящая из 20 частей. Каждая часть карты относится к одной из тематических станций.  На информационном стенде Республики Детства вывешивается одна из частей карты. В конце каждого дня карта дополняется.  Здесь же находится «Барометр настроения», где оцениваются проведенные в лагере мероприятия. На линейке «городам» вручаются  символы-звезды ( красная – отлично, зеленая – хорошо, желтая – удовлетворительно), оценивающие вклад в общее творческое дело.

После того, как все части карты собраны, в один из заключительных дней смены все участники собираются для торжественного объединения всех частей карты в единое целое. Президент Республики объявляет о завершении игры.

Итогом всей смены является Фестиваль дружбы народов, на котором все «города», то есть отряды, представляют какую-либо национальность. Подготовка к Фестивалю проходит на протяжении всей смены. Участники готовят национальный танец, оформляют тематический стенд в своем отряде, готовят национальные костюмы и т. д.

Развитие системы дополнительного образования в детском оздоровительном лагере

В рамках программы в течение всей смены проводятся занятия в мастерских. Участники программы выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей.

Сегодня дополнительное образование, по праву, рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности в процессе реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование - одно из приоритетных направлений сегодняшней образовательной политики. Когда-то весьма объемное направление деятельности учителей, известное под названием «внешкольная (внеурочная) работа», сегодня называют дополнительным образованием детей. Оно выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, не реализованных в рамках предметного обучения в школе.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому сегодня образовательный процесс в лагере направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что позволяет называть отдельно человека индивидуальностью.

Сегодня школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально, в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. В этом смысл дополнительного образования. Оно способствует раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через него,

как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, учреждении дополнительного образования, лагере, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, а главное, в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее нетрадиционные пути выхода из различных жизненных ситуаций, предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим.

В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

За последние годы произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования: педагоги лагеря разрабатывают авторские программы, стремятся создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Педагогический коллектив опирается на следующие приоритетные принципы:

- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности ребенка;

- возможность свободного самоопределения и самореализации детей;

- единство воспитания, обучения, развития.

деятельности.

Имеющийся опыт работы в системе дополнительного образования, потребность его методического обобщения и описания актуализировали необходимость появления программ как попытки ответов на вопросы :

- Какова специфика дополнительного образования?

- В чем отличие внешкольных занятий от классно-урочной системы?

- Каковы результаты системы дополнительного образования, каким образом их можно диагностировать?

В лагере уже существует несколько программ, разработанных педагогами дополнительного образования, в таких программах описывается опыт работы педагогов в кружках, студиях, мастерских. Главной их особенностью является то, что они реализуются в сжатые временные сроки. Программы педагогов дополнительного образования содержательны и технологически емки, нацелены на пробуждение творческой и интеллектуальной активности ребенка.

В лагере по программе «Мы - дети России!» работают следующие мастерские: «Веселые нотки»,  «Крепыши и силачи», «Информашка», «Веселый английский», «Очень умелые ручки», «Экотерра», «Юный исследователь».

 Примечание. Все мастерские, секции работают по тематике программы «Мы – дети  России!»

Организация кружковой деятельности включает в себя ряд этапов:

1. Изучение интересов детей.

2. Выявление детей, которые могут помогать руководителю кружка по проведению занятий.

3. Презентация имеющихся в лагере кружков на общем сборе.

4. Ознакомление детей с режимом работы всех кружков.

5. Самоопределение детей и запись их в кружки.

6. Деятельность ребят в кружках.

7. Текущее отражение результатов деятельности детей.

8. Подведение итогов работы кружков в конце смены и представление результатов их деятельности.

Кадровое обеспечение программы и условия ее реализации

Для проведения лагерной смены необходимы квалифицированные кадры. Основным требованием при подборе кадров являются: навык работы с детьми, организаторские способности, в частности способность к творческой деятельности, знание всевозможных игр, конкурсов и т. д.

Профессиональная подготовка воспитателей включает в себя: 1) практическую подготовку - формирование педагогических умений и навыков информационно-просветительского, организационно-практического, оценочного и коммуникативного характера;

2) теоретическую подготовку - формирование профессионально значимых знаний относительно предмета труда, ребенка и детского коллектива, а также профессии вожатого, теории и методики воспитательной работы;

3) самоподготовку - формирование осознания необходимости самообразования в подготовке к практической работе в лагере.

В целях повышения квалификации начальник лагеря, старший вожатый проходят подготовку на курсах и семинарах, организованных управлением образования или ЦРТДЮ.

Программа «Моя Россия» требует предварительной подготовки педагогов к работе. Программа включает в себя несколько этапов :

1. Двухдневный семинар, организованный администрацией лагеря (апрель);

3. Инструктивный сбор (практикум, май).

Руководители мастерских, секций, студий, инструкторы по физической культуре в течение года повышают мастерство индивидуально через систему  дополнительного образования, на инструктивных и методических сборах.

Все педагоги лагеря работают согласно должностной инструкции, утвержденной  директором образовательного учреждения.

Организационно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

• теле- и видеокамера;

• фотоаппарат;

• музыкальное оборудование;

• магнитофоны в отряды, радиомикрофон;

• компакт-диски и аудиокассеты;

• видеокассеты для магнитофона;

• спортивно-игровой инвентарь;

• канцелярские товары;

• призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты; дипломы;

• методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники, и т. д.;

Финансовое обеспечение

Смена лагеря финансируется организатором смены – органом управления образованием.

Основным источником финансирования смены лагеря дневного пребывания являются средства из областных субвенций, родительских средств (10% от общей стоимости путевки).

Расходы на содержание лагеря производятся по смете, утвержденной администрацией города совместно с отделом образования. По окончании работы начальник лагеря представляет отчет организациям, которые финансировали лагерь

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы ее участники получат определенные знания, умения, навыки работы в органах детского самоуправления, социальной деятельности, познакомятся с культурными традициями народов и народностей Российской Федерации. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально-физического состояния.

Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей. Они увидят всю красоту и неповторимость своего родного края, познакомятся с его историей и природой, осознают необходимость бережного отношения к окружающему нас миру и сообществу людей, проживающих в нем. Планируется, что после экскурсий, встреч  с интересными людьми у детей появится желание дальше изучать историю своей малой Родины и историю России в целом

Педагоги – воспитатели ожидают получения эффекта от реализации программы «Моя Россия»  по следующим позициям:

1. Формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.

2. Возможность реализации механизмов мотивации у ребенка к личному развитию.

3. Формирование у детей  уважения к символам и атрибутам нашего государства.

4. Создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способностей ребенка, умение работать в коллективе.

5. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни; профилактика асоциального поведения детей и подростков.

Также произойдет улучшение качества творческих работ за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах.

Увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

У детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских, которые будут способствовать личностному развитию и интеллектуальному росту ребенка.

Механизм определения результативности программы «Мы - дети России!».

Успешная реализация программы, положительные отзывы со стороны детей о работе лагеря, их желание продолжить занятия в объединениях:

  1. Выполнение намеченного объема  работы, положительные отзывы о работе лагеря со стороны детей и родителей;
  2. Сохранение и укрепление здоровья детей (медосмотр до и после сезона).
  3. Создание для детей комфортного психологического климата, способствующего полноценному отдыху, что выражается в их желании посещать лагерь в следующем году.
  4. Отсутствие заболеваний и травм у детей.

Методы определения результативности   программы

  • Наблюдение
  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тестирование.
  • Анализ продуктов деятельности.
  • Анкетирование.

Для определения личностного роста ребенка и коллективной деятельности используются разные методы диагностики, параметры задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря:

Этапы

Обследуемые параметры личности

Методика

Входная диагностика (диагностика организационного периода)

Общие сведения о ребенке; ожидание ребенка; интересы и склонности; творческая направленность.

   Социально-психологические качества         личности:

  • коллективизм / индивидуализм;
  • лидер / ведомый;
  • общительность / замкнутость;
  • эмоциональная возбудимость;
  • активность / пассивность.

Нравственная воспитанность: нравственный опыт; нравственные представления.

Самооценка: идеальное Я, реальное Я.

Анкеты для детей, Опросники: «Мера заботы»;

«Обидчивы ли вы?»; «Кто ты?».

 «Незаконченное предложение»;

Игры: «Мишень»;

«Ролевые ожидания».

Текущая диагностика

Эмоционально-психологический климат в отряде;

Индивидуальное самочувствие ребенка

Характер межличностных отношений;

Уровень развития отрядного коллектива.

Тест: «Я и Мы»;

Методы:

«Ранжирование»;

«Альтернативный тезис»;  «Осознание себя в сфере взаимоотношений».

Итоговая диагностика

Личностный рост члена отряда. Удовлетворенность пребывания в лагере.

Анкета вожатого; Анкета ребенка; Диагностика – «Пирог».

При оценке результативности образовательной деятельности лагеря учитываются изменения, которые произошли во всех субъектах деятельности: в детях, педагогах, родителях.

Дети

Количественный и качественный компонент

Образовательная деятельность

Результаты творческой деятельности

Характеристика состояния здоровья

Нравственно-психологическая результативность

Педагоги

Уровень профессиональной подготовки

Личностные отношения между педагогом и ребенком

Родители

Социологический опрос

Администрация

Оценка профессионального уровня знаний, умений и продуктивности управленческой деятельности

Материально-техническое и

 методическое обеспечение

Техническая оснащенность

Уровень обеспеченности методической литературой

В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере дневного пребывания.

На большой карте, где отмечаются станции – тематические дни существует ещё и маленькая карта- «барометр». В конце каждого дня дети и педагоги отмечают на этом барометре,  как по их мнению, прошёл день.

Качество дела (дня) определяется по двум критериям:

  1. Оценка качества дела педагогами.
  2. Оценка дела детьми.

Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив  «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.

        Параметры для оценки педагогов:

  1. Организация работы.
  2. Содержательная насыщенность.
  3. Эмоциональность.
  4. Включённость детей.
  5. Качество.

Параметры для оценки детей:

  1. Важно.
  2. Интересно.
  3. Дружно.
  4. Полезно.
  5. Впервые.

Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - красный цвет (каждый ребёнок закрашивает луч звезды);

Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – зелёный цвет.

Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – луч звезды становится тёмно-синего  цвета.

В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же калейдоскоп укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте-барометре.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1. Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!

2. Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

3. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

4. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

5. Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах; помоги им. Не забывай о них.

6. Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.

7. Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!

Приложение 4

«Республика детства» - лагерь.

«Город» - отряд в лагере.

Советник - воспитатель отряда.

Президент Республики - начальник лагеря.

Председатель правительства Республики - старший вожатый.

«Город Мастеров» - кружки по интересам.

«Город Советников» - педагогический отряд.

«Пресс-центр» - место встречи и обсуждения планов действий всех Советников и правителей Республики.

Долина чудес Республики - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех жителей (место, где проходит линейка).

Долина спорта Республики - спортивная площадка лагеря.

 Трапезная долина - столовая лагеря.

Культурно-развлекательный центр Республики - зрительный зал.

Духовный лекарь Республики - психолог.

Республиканский Совет - планерка педагогов лагеря.

Республиканский Форум - Заседание детского самоуправления.

Примечание.

Терминология дорабатывается в лагере, вместе с детьми, во время работы смены.

Приложение 5

1. Выбрать дежурного командира на день.

2. Придумать девиз дня (оформить на стенде).

3. Определить приветствие дня.

4. Выбрать место дня.

5. Определить вид спорта на день (игру или соревнование).

6. Провести информационный круг (если есть именинники, то поздравить их, придумать оригинальное задание на перекличку отрядов, дать слово выступающим).

7. Придумать сюрприз от дежурного отряда.

8. Во время приема пищи оригинально поприветствовать всех и поблагодарить работников столовой.

9. Помочь организовать  ключевое дело.

10. Перед уходом ребят на отрядные «огоньки» организовать исполнение песни дня.

 

1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!

Приложение 6

Я, гражданин Республики Детства, отныне и на всю жизнь клянусь:

- Жить по законам Республики всегда и везде!

- Уважать всех людей, живущих в Республике!

- Приумножать славу своей Родины!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

(идея заимствована у ВДЦ «Океан»)

Традиции:

• доброго отношения к людям - пожилым, детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям разных национальностей;

• доброго отношения к песне. Пойте «Республиканские» песни, знайте авторов песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню;

• доброго отношения к природе. Человек - это часть природы; он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверюшку - им тоже хочется жить

• минута откровения. Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в «республиканском» кругу;

• «республиканской» чести. Живите по-«республикански» не только в лагере,  но и всю жизнь.

Законы:

здорового образа жизни. Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек;

• чистоты. Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по-хозяйски;

• территории. Не покидайте территорию лагеря без взрослых;

• поднятой руки. Человек, поднявший руку, просит вас выслушать его;

• точного времени (О : О). Помните: время дорого, каждой секунде - особый счет!

Правила:

  • поведения в общественных местах, в жилых помещениях, в столовой, в кино концерном зале, во время занятий в мастерских;
  • распорядка дня. Соблюдайте обязательно распорядок в лагере;

самообслуживания  в столовой, в жилых помещениях, во время занятий в  творческих мастерских;

  • ношения одежды праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями;
  •  дорожной  безопасности. Соблюдайте правила дорожного движения. Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь;
  • сохранности личного и государственного имущества.

Единые Педагогические Требования - требования педагогов по выполнению законов и правил.

Формы предъявления единых педагогических требований (ЕПТ) в лагере самые разнообразные, например: инструктаж, индивидуальная беседа, коллективная беседа, инструктивный сбор, игра и др.

Предъявление ЕПТ - это выстроенная педагогами система, позволяющая приучить ребенка быть дисциплинированным, соблюдать культуру поведения. Эта система способствует формированию у ребенка взглядов и убеждений, которые определяют его нравственное сознание в дальнейшем.

Предъявление ЕПТ в течение смены выглядит следующим образом:

1. Первичное знакомство с Положением о лагере, Кодексом чести лагеря (информация на отрядном месте).

2. Инструктаж об основных правилах поведения в отряде, столовой (проводится вожатыми).

3. Экскурсия по лагерю (знакомство с правилам и поведения в библиотеке и других помещениях).

4. Подробный инструктаж о правилах, законах, технике безопасности на общем сборе (проводит администрация).

5. Целевой инструктаж по пожарной безопасности в лагере во время учебной пожарной тревоги.

6. Знакомство с правилами поведения в кабинетах дополнительного образования, инструктаж по технике безопасности.

7. Инструктаж по правилам дежурства в столовой.

8. Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии в город.

9. Целевой инструктаж по правилам ТБ во время спортивных соревнований, массовых мероприятий.

Основные документы, которыми руководствуются при работе педагоги в лагере дневного пребывания

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Федеральный закон «Об образовании   в Российской Федерации».

3. Федеральная программа развития образования.

4. Федеральный закон «Об общественных объединениях».

5. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»  

7. Конституция РФ.

Приложение 7

  1. Методика изучения удовлетворенности  жизнью в летнем  лагере.

Детям  предлагается прочитать (прослушать) утверждения  и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

  1.  Я жду наступление нового дня в лагере с радостью
  2.  В детском лагере у меня обычно хорошее настроение
  3.  В нашем отряде хороший вожатый.
  4.  Ко всем взрослым в нашем детском лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
  5.  У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
  6.  В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
  7.  Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
  8.  У меня есть любимые занятия в детском лагере.
  9.  Я считаю, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. Когда я уеду, то буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов  на общее количество ответов:

У= общая сумма баллов : общее количество ответов

Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 < У < 3 или У < 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности детей жизнью в детском лагере.

2. Метод “Недописанный тезис”

        Этот метод заключается в том, что ребенку  предлагается набор незаконченных фраз, завершая, которые он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т. п. Например:

  • Хороший летний лагерь – это..
  • Если бы я был начальником летнего лагеря, то непременно…
  • Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то..
  • Самое главное в жизни нашего отряда – это..
  • В нашем  лагере больше всего ценится…
  • Больше всего меня радует (огорчает)…

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).

        При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”. Сопоставление по этим трем характеристикам взглядов детей разных отрядов  дает интересную картину.

3. Методика опросника

 Дается задание: написать, что, по их мнению, в  лагере (отряде) хорошо или что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни детского лагеря (отряда), больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (отряда).

Выглядит это так:

В нашем  лагере:

Хорошо:

Плохо:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

И т. д.

И т.д.

Анализ полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателем жизнедеятельности  лагеря.

  1. Метод ассоциативного текста.

Избирается одно слово, которое в наибольшей степени предельно четко обозначает изучаемый предмет или явление. Ребятам предлагается написать как можно большее количество слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом. А время при этом строго ограничивается. Призыв же написать «как можно больше слов» звучит настойчиво и убедительно. Итогом анализа становятся обобщенные характеристики ассоциаций.

5. «Игра в слова»

Ребята получают карточку  с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:

Наш отряд – это ____________________ и ____________________ люди. Они собрались для того, чтобы ________________________ и ___________________, провести время и научиться _________________________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что _________________________ и ________________________.

Наш отряд объединяет ________________________ мальчишек и ____________ девчонок, а также ____________________ вожатых, которые ________________ здесь в детском лагере «Звездный дождь». Наши вожатые  помогают нам в ____________________ и нам вместе с ними __________________ и ________________.

  1. Анкета.
  • Какие игры, дела  помогли вашему отряду  узнать друг друга, узнать свои силы?
  • Когда вам  скучно в вашем отряде, когда весело? Как ты думаешь, от кого это зависит?
  • Кого в вашем отряде  больше: отдыхающих или участников смены?
  • Чему научили вас ваши вожатые за эти дни? За что им можно сказать спасибо?
  • Ваше мнение о смене, о лагере _________________________________

7. «Рейтинг популярности»

Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – дело прошло интересно, помогло нам решить проблемы нашего отряда; зеленый – дело помогло нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга; желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы долго обсуждали вместе. После того, как карточки розданы и получены ответы на все вопросы ребят, организовывается коллективная работа. Каждый из присутствующих располагает карточки рядом с теми делами, которые прошли за эти дни в отряде  или лагере. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов.

Результат работы – анализ субъективных и объективных оценок происходящих в лагере или в отряде  событий.

Приложение 8

Атака - акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).

Викторина - один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от вопроса до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос - таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировке.

Десант - трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда), и он проводится:

• по просьбе тех, кто нуждается в помощи;

• заданию руководящих органов отряда или лагеря;

• собственному почину.

Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы, и длится он от нескольких часов до 2-3 дней.

Диспут - форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников

на культуре спора.

Защита проекта - акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:

• выбор общей темы;

• формирование проектных групп;

• подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);

• защита (сообщение проектных групп, обсуждение);

• оценка проекта, подведение итогов.

Конкурс - это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т. п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте  и интеллекте.

Организация конкурса (или конкурсной программы - объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:

• разработку условий и критериев конкурсов;

• формулировку конкурсных заданий;

• яркое интересное название.

Линейка - одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка - это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (утренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно- отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.. д.). Продолжительность линейки не должна превышать 15 минут.

Музыкальный час - форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 минут до 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).

Огонек - это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. «Огонек» - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

 Виды «огоньков»:

• знакомства;

• оргпериода;

• основного периода;

• итогового периода;

• прощания.

Кроме того, внутри «огоньков» основного периода может быть «огонек»:

• анализа дня;

• анализа дела;

• откровенного разговора;

• тематический.

Правила про ведения «огонька»

- Готовит и проводит «огонёк» от начала и до конца взрослый. Он показывает, как надо выступать и вести себя на «огоньке», готовит вступительную и заключительную речь, обобщает, делает выводы из услышанного.

- Никто из присутствующих на «огоньке» не должен оказаться вне круга: круг должен быть «неразорванным».

- Начинается и заканчивается «огонёк» тихой и лирической песней.

- На «огоньке» даётся слово каждому из присутствующих, не должны выступать только отдельные «яркие личности», не должно быть длинной монотонной речи взрослого.

Правила поведения на «огоньке»

- «правило  правой руки»: если человек поднимает правую руку, значит, он призывает всех к тишине;

~ на «огоньке» никто не кричит;

~ всегда говорит только один человек, его никто не перебивает;

~ если хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы никто этого не заметил.

Фестиваль - массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-то виде деятельности; это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов (от выставок и конкурса до вечеров и парадов): фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль юмора и прочие.

Экскурсия - групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью. Это и экскурсия-«кругосветка» по лагерю, и экскурсия в музей, на предприятие и прочие. Экскурсия может быть и шутливо-ироничной.

Эстафета - форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута («эстафетную палочку»).

Приложение 9

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Она всегда составляла неотъемлемую часть жизни человека,  сопровождая его от рождения до тризны. Слова «игра». и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Для сравнения: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнем», «играть с малышом». Словарь русского языка это слово определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения». Замечено, что дети в разных уголках планеты играют в похожие по своей сути игры.

Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне и тем самым участвующая в процессе социализации  личности  наиболее приятным для него способом.

Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит использованию игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркиваются самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем воспитание - целенаправленная деятельность, которую организует педагог. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно поэтому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходят различные классификации игр, позволяющие выбрать из широкого спектра именно ту, которая поможет приблизиться· к решению поставленной педагогической задачи.

Что же такое игра с психолого-педагогической точки зрения? В педагогической энциклопедии дается такое определение: «Игра - один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними ... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Игры детей есть та самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Деятельность,  досуг,  развлечение,  развитие, становление,  формирование, отдых,  познание все это игра.

Итак, велик воспитательный потенциал игры, и в умелых руках педагога безграничны ее возможности. С помощью игры можно:

- создать эмоциональную основу жизнедеятельности детского коллектива, установить взаимные контакты, общение, закрепить нормы поведения;

- осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;

- снять физическую усталость с мышц, переключить с одного вида деятельности на другой;

- организовать разумный досуг;

- развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.

Не секрет, что дети - участники смен, прибывающие в детский оздоровительный лагерь (и в новый коллектив вообще), испытывают определенные сложности. Ситуация, в которую попадает ребенок (или взрослый), связана с периодом первоначальной адаптации: может возникнуть общее эмоциональное напряжение из-за недостатка информации, неопределенности положения в коллективе, неустойчивости отношений со сверстниками и взрослыми. Из стрессовой ситуации детям помогают выйти педагоги в первую очередь при помощи создания благоприятного психологического климата в коллективе.

Социальные психологи рассматривают психологический климат как эмоциональный настрой коллектива - относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружающей жизни. Поэтому очень важно понимать, что игра - это прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в игре складываются и совершенствуются навыки управления своим поведением. Такое понимание игры позволяет выделить основные ее функции

• развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);

• коммуникативная (освоение навыков взаимодействия);

• игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

• диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);

• коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

• межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

• социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения).

 Четыре главные черты игры (по С. А. Шмакову)

Процедурное удовольствие - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

Эмоциональное напряжение - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.

Правила игры - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

«Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности.

Структура игры

1) Игра как деятельность включает в себя: - целеполагание;

- реализацию цели;

~ анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект.

2) Игра как процесс включает в себя:

- роли, взятые на себя игроками;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

3) Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколении младшим используется в качестве:

- самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;

- элементов более обширной технологии;

- урока или его части;

- технологий внеклассной работы.

Любая игра, если она грамотно организована, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 Основные компоненты игры.

Игра включает в себя: игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределенность развития и результата, игровые роли и действия, результат игры. Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

Классификация игр.

- По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.

- По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие; познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

- По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

- По предметной области: математические,  физические, химические, биологические; музыкальные, литературные, театральные; трудовые, технические, производственные; спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие,  экономические, коммерческие.

-  По игровой среде: без предметов, с предметами;  настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения.

 Игры, наиболее часто используемые в ДОЛ

Игры на знакомство и выявление лидеров

Любая игра способствует установлению определенного микроклимата, более тесному знакомству ее участников. Но есть специальные игры, которые позволяют за непродолжительный период времени узнать о человеке многое: от имени до круга интересов. Оптимальная позиция таких игр - круг. В нем все равны, от ведущего до рядового игрока, поэтому сам ведущий после объяснения становится участником, изредка сглаживая те nогрешности, которые возникают в ходе игры. Примеры игр: «Снежный ком»,  «Знакомство по объявлению», «Опиши соседа», «ТОТ» (творческое объединение тезок), «Круг интересов», «Молекулы», «МПС» и т. д.

Подвижные игры

Подвижная игра занимает очень большое место в жизни ребенка. Она - один из способов физического совершенствования ребенка, так как сопровождается бегом, прыжками, подскоками... Общий объем целесообразной двигательной активности ребенка должен занимать не менее 18 часов в неделю.

Подвижная игра может быть организована во время прогулок, после занятий в школе, во время вечеров отдыха, в зале, спортзале и на спортплощадке, поляне. Часто подвижная игра начинается с выбора вожака. Но в иной игре каждому хочется водить, в других - никому. Поэтому вожака или назначают, или выбирают по считалке. При м еры игр: «Земля, вода, огонь, воздух», «Цепи кованые», «Штандер», «Вышибалы» («Выбивалы»), «Хвост дракона», «Снайпер», «Молекула», «Колдуны» и т. д.

Игры малой подвижности

Эти игры проходят в закрытых помещениях, в ограниченном пространстве, в кругу, на уроке как разминка, на перемене, в дождливую и холодую погоду. Главный смысл такой игры не в победе любой ценой над соперником, а в духовном росте всех участников, в создании дружеской атмосферы, в самореализации играющих. В организации малоподвижной игры важна роль ведущего. От его приветливого тона, дружелюбной улыбки, внутренней и внешней раскованности зависит воспитательный результат игры.

Игры с коллективным ответом, игры-кричалки, игры- вопилки, игры-сопелки важны в создании настроения детей. Диапазон их использования очень широк: они хороши в дороге, когда дети сидят в автобусе, слегка приуныли, а побегать просто нет места. Эти игры эмоционально разогревают детей перед предстоящим воспитательным делом и в ходе его. «Кричалки» можно использовать в финале праздника, когда настроение уже поднялось и нужно поставить эмоциональную последнюю точку. Примеры игр: «Ежики», «Петьки-Васьки», «У оленя дом большой», «Прилетели птицы», «Грузинский хор», «Печатная машинка», «Камень, ножницы, бумага».

Командные игры

Часто игра представляет собой соревнование или состязание нескольких групп, команд. Здесь важно не только настроение, но и результат, который зависит от общих усилий и целенаправленных действий.

Познавательные игры

Среди игр особое место занимают познавательные, ролевые, интеллектуальные, главная цель которых - расширение зоны активного познания человека. Сегодня очень популярны интеллектуальные игры. В основе их - познание. Простейшая викторина, аукцион позволяют без открытой назидательности добиться высокого дидактического эффекта: установить межпредметныe связи, проникнуть в глубь проблемы, построить оригинальную точку зрения на то или иное явление. При всем многообразии познавательных игр ее организаторам важно выбрать форму, доступную для данного возраста: старшие предпочитают командное первенство, коллективное обсуждение, персональную ответственность за ответ. Стихия младших - соревнование в интеллекте малыми группами и индивидуальные ответы. Организуя познавательную игру, необходимо обращать внимание на ее содержание, четкое изложение правил для разрешения спорных ситуаций. Примеры познавательных игр: аукцион, викторина, разминка, «Интеллектуальный хоккей», «Морской бой», «Географический тур», «5 х 5», «Гордеев узел», «Взломщик», «Эрудит-игра» и др.

Коммуникативные игры

Игры такого типа выполняют важную диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую функции, так как учат понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать себя. Они позволяют участникам не  только личностно вырасти, не только изменить их уровень общения, но и решают задачи социальной ориентации. Примеры игр: «Интервью», «Комплимент», «Необитаемый остров», «Полет на Луну» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевую игру возможно рассматривать не только как вершину эволюции игровой деятельности, как момент активного обобществления личности социумом, но  и как доступный, эффективный метод развития ребенка при его активной позиции, как определенное «рукотворное» жизненное пространство, где господствуют фантазия и творчество, соединяющие условия для оптимальной самореализации личности.

Структурные характеристики

1. Временная протяженность и интенсивность игрового действия.

2. Начало - окончание игры.

3. Переломные моменты.

4. Период относительного спокойствия или интенсивного воплощения сюжетной линии.

5. Целостность, достигаемая:

- созданием или проигрыванием идеального и реального «образа» решаемых задач;

- выделением переломных моментов сюжета и переходом от одного к другому уровню профессиональных задач;

- определением алгоритма посреднического действия взрослого, стимулирующего действия ребенка;

- систематизацией средств интенсификации «распредмечивания» (прежде всего значимых символов);

- сюжетная определенность пространства, включающая момент условности, наличие инструкций, возможности риска и псевдореальной информации.

Технологические характеристики

1. Сюжетная стратегия реализации игровых задач для исполнителей и организаторов (определяется взрослыми).

2. Социокультурное разнообразие деятельности участников сюжетной игры.

3. Возможность раздельного привнесения в игру значимых моментов культуры общества и ценностей социума.

4. Моделирование таких видов деятельности, которые: - являются инновационными для человека; - имеют характер серьезного решения, в процессе чего формируется, корректируется и развивается личность.

Поведенческие характеристики

1. Самоопределение участников игры на каждом этапе выполнения задач и в процессе решений конфликтных ситуаций.

2. Ориентация на экспериментальное формирование образа поведения или действия по решению определенного рода сценарных задач.

Особенности пространственной организации сюжетноролевой игры:

1) реальные участники игрового действия преобразуют статус исполнителей сюжетных ролей: инициаторы, координаторы, аналитики, исполнители, игроки и т. д.;

2) замена жизненной реальности псевдореальной (сюжетной) информацией, предполагающей ограничение и характерность действий личности в рамках определенного сюжета;

3) трансформируется масштаб времени при воплощении роли в сюжете;

4) наличие стимулов, оптимизирующих развитие игры, ориентированных на личное взросление, становление общественного человека.

Условия успешного протекания игры.

1. Наличие стратегии «распредмечивания» стимулов.

2. Сюжетная линия игры.

Обычно сюжетно-ролевая игра в лагере используется как игровая модель, реализуемая в течение всей смены. Это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели: или он идет к цели один, или со своим другом, или с отрядом.

Сюжетно-ролевые игры представляют собой исполнение участниками какого-либо сюжета. Сюжет игры служит лишь канвой для импровизации.

Такая игра должна:

- содействовать  сплочению коллектива;

- иметь познавательное значение;

- активизировать общественную деятельность детей;

- обеспечивать мыслительную активность участников игры;

- создавать условия для детского творчества;

- проходить по принципу «меньше зрителей - больше участников».

 Этапы сюжетно-ролевой игры

1. Ввод в игру, во время которого проходит решение личностных проблем, расчленение правил, уяснение сюжета, знакомство с окружающим миром и другими участниками игры, самоопределение и выбор ролей.

2. Дальнейшее развитие сюжета происходит либо по канве литературного произведения, исторической эпохи,  либо по рождающейся ежедневной ситуации. Дети имеют возможность проявить себя в том или ином деле (интеллектуальном, творческом, спортивном, трудовом и т. д.), Но при этом каждый подросток знает, что его личный успех или неуспех может повлиять на ход игры. От его выбора, от правильного решения зависит не только его судьба, но и судьба игры, других ее участников, объединенных с ним в семейство, племя, лабораторию, экипаж и т. д.

Возникает потребность научиться лучше делать свое дело.

Подросток постоянно находится в ситуации выбора, ему предоставляется широкое поле и многовариантность действия.

3. Выход из игры, программа последействия.

В конце игры участникам надо сделать нравственный выбор: отдать все свои личные кольца и «успехи» для сохранения страны, галактики, спасения цивилизации и т. д. Готовы ли они совершить самоотверженный поступок, стали ли они добрее, терпимее? И здесь уже забывается, что это игра, - разговор идет всерьез.

Любая игра - это смоделированная ситуация, но при этом чувства и отношения должны быть настоящими. А как дети поведут себя в реальной ситуации? Что они будут делать, когда вернутся домой? Будут ли бороться с «темными силами»,  в каком бы обличье они ни выступали? Что им для этого необходимо? Где они будут искать единомышленников? Роли, которые дети исполняют в игре, они выбирают самостоятельно. А в жизни? Устраивает ли их та роль, которую они исполняют в жизни?

Игровая модель дает взглянуть ребенку на себя со стороны - что нужно изменить в себе, в своих отношениях? Отвечая на эти и другие возникшие вопросы, дети уточняют свои жизненные цели, выстраивают программу собственного развития и это один из главных итогов любой сюжетно-ролевой игры, всей педагогической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружков школьного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания (начальнавя школа).

Файт содержит тематическое планирование таких кружков школьного летнего лагеря, как "Фольклорный", "Волшебный карандаш", "Ритм"(ритмика), "Театральный", секция "Футбол для всех", секция по общей физич...

Открытие летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Сценарии  открытия  и закрытия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания в коррекционной школе создан на основе пройденного материала. Предполагает песни и стихи, посвященные лету,...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Программа «Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Салют Фестивалей» предполагает в 18-дневный период проведения ряда мероприятий, направленных на поиск новых талантов, развитие и воспитание...

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"

Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко»  гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...

«Вместе лето" программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей

Программа направлена на решение проблемы построения воспитательного процесса, ориентированного на потенциальные возможности каждой личности и ее потребность стать субъектом социальной и культурной жиз...

«Вместе лето" анализ летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей

Летняя работа в лагере получилась увлекательной, т. к. проводилась в занимательных и разнообразных формах. Разумно организованный летний отдых детей, создание необходимых условий для укрепления их здо...