Артпаузы на уроке информатике
статья (5 класс) на тему

Крыпаева Вера Борисовна

Артпауза - форма кратковременного отдыха с целенаправленным вовлечением учащихся в различные виды деятельности артпедагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artpauzy_na_uroke_informatika._krypaeva.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я часто думаю мучительно
Над фразой мудрой как века:
«Чтоб было, у кого учиться -
Учитель, воспитай ученика»

Валерй Дедов

Аннотация:

Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства. 
Артпедагогика - воспитание искусством.

Артпауза – форма кратковременного отдыха с целенаправленным вовлечением учащихся в различные виды деятельности  артпедагогики.
Задачи артпедагогики: 
1. развивать и усиливать внимание к своим чувствам, учить управлять ими. 
2. предоставлять возможность для самовыражения и самопознания; 
3. развивать воображение и творческое мышление. 

Отмечается что психическое здоровье детей, обучающихся в общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу: нарастает количество неврозов, отмечается потеря интереса к учебе и общественной жизни, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности и агрессивности. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.

Одним из таких средств на уроках информатики является артпауза. 

Виды деятельности в артпаузе.

Изодеятельность:

Лепка из пластичных материалов по инструкции (пластилин, воск).

Творчество и фантазия подскажет учителю, что можно слепить за 3 минуты и при этом выполнить функцию здоровьесберегающих технологий.

Слепите: своё настроение; на улице нет солнца, слепим своё; вы обижены, раздражены, лепим ежика, а теперь пригладим его колючки и т.д.

Рисование.

Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Рисунок, как игра, “компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему”. Ленц Ф.

Техники рисования на артпаузах:

  • Рисование природными материалами.
  • Техника монотипии –“Излечивает гнев и заполняет время” О.А. Никологорской, Л.И.Маркус
  • Техника медитативного рисунка – мандала (магический круг) целиком относится к арттерапии.
  • Штриховка, каракули – работа карандашами, мелками. Штриховка поможет активизировать обучающихся, снять напряжение.
  • Марание – спонтанное рисование в абстрактной манере. Игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
    Создание коллективных картин (рисование одновременное) 

Виды работы с бумагой:

Манипулирование с бумагой  (мять, складывать простые элементы, рвать и т.д.)

Музыкальная деятельность.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Использование музыкальных произведений в трёх основных направлениях: непосредственное слушание музыки, сочетание музыки и движений и использование музыки как фона при проведении уроков.

Пение.

Танцевально-двигательные деятельность.


Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации.

Игра на музыкальных инструментах

Возможно мнимых инструментах.

Театрализованная деятельность.

Способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы обучающихся. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог.

Сказкотерапия.

Чтение сказок психологического характера

Игровая деятельность.

 1. Игры с песком.

«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева) 
Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). 
Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, букву, слово.
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку.
Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Найди спрятанные в песке предметы.
Можно писать на песке, пальчиком, палочкой. 
2. Игры с водой.
Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.
3. Игры с цветом – можно отнести к экспериментальной деятельности младших школьников. 
4. Игры с крупой.
Подобные игры имеют положительное значение для установления психологического комфорта. При взаимодействии с крупой стабилизируется эмоциональное состояние. Развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности положительно влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти. Ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
 Крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

• массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее каждым пальчиком);
• выкладывание геометрических или растительных орнаментов, цифр, букв;
• угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.

Метод словесных ассоциаций.

Используется как метод искусства придумывания историй. Детям предлагается по набору слов (картинок), между которыми налицо смысловая связь, придумать историю.

Таким образом, включение артпедагогических приемов в виде артпауз в ход школьных занятий, на подсознательном уровне, через слуховое, зрительное, тактильно-кинестетическое восприятие позволяет обучающимся быстрее и эффективнее усваивать материал урока, а значит школьную программу.


Библиографический список:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Подпорина В.Г. Сказка и сказкотерапия как народный элемент артпедагогики в воспитании детей дошкольного возраста: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sinobr.ru/artcls/a15_33.html

3. Сергеева Н.Ю. АРТ-ПЕДАГОГИКА: пересечение смыслов: [Электронный ресурс] / Режим доступа: ipk.ulstu.ru/files/ipk/project-dialog/tezis/sergeeva.doc

4. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов.  – М.: Издательство: Академия, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".

Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

Как организовать урок информатики, чтобы учесть профиль и вызвать интерес к предмету (приемы и методы работы учителя на уроках информатики)

С переходом на профильное обучение перед  учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики. Д...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...