Эссе "В чём нуждается детство?"
материал на тему

Русских Наталья Константиновна

Авторские размышления о насущных проблемах современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_v_chyom_nuzhdaetsya_detstvo.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Русских Наталья Константиновна

Эссе « В чём нуждается  детство?»

« Детство не черновик, не подготовка к жизни, а самая настоящая жизнь»

В.А. Сухомлинский

     Я – учитель. За плечами 27 лет работы в школе. Каждодневное общение с миром детства,  череда учеников, характеров, особенностей, судеб. Казалось бы, ответить на вопрос  « В чём нуждается  детство?» легко и просто. Но все, что приходит на ум,  это  только лишь  слова. Много хороших, красивых и правильных слов.

Хороший вопрос: « В чём нуждается  детство?».

Трудный  вопрос: « В чём нуждается  детство?».

Вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ.

Вопрос, как и понятие «детство»,  вмещающий в себя целый мир, состоящий из проблем и забот, радостей и переживаний, побед и поражений, уверенности и стремлений, страхов и обид, разочарований и надежд маленького человека.

    Каждый взрослый ответит на него по-разному: заботу, внимание, безопасность, тепло, ласку, понимание,…

   Каждый ребёнок даст на него свой ответ: хочу, чтобы меня любили; хочу, чтобы меня понимали; хочу компьютер, поездку на море; или, чтобы мама не пила, …

      Много ответов. Но где из них та истина, та «золотая середина»  между материальным и духовным,  праведным и ложным в ответе на вопрос « В чём нуждается  детство?».

Ведь  что бы мы ни делали для детей – в конечном итоге мы хотим одного: что бы из нашего ребёнка (сына, дочери, ученика, воспитанника) вырос ЧЕЛОВЕК. Человек со всеми вытекающими отсюда составляющими. Ибо права народная мудрость: «Сегодня – дети, а завтра – народ».

   Как никогда, в сегодняшних детях, как в зеркале, отражается жизнь социума -  рост детской преступности, агрессия, пьянство, наркомания, падение нравственных установок. Нестабильность экономической системы в стране, лицемерие власти, двойные стандарты,  отсутствие национальной идеи,  низкий уровень нравственного воспитания, социальное расслоение общества. Что может вырасти на такой почве?...

Но дети – не сорняк. За детьми – будущее страны. Давайте подарим детям детство сегодня, сейчас. Только вот КАК?

   Родители сегодняшних детей – это ученики 90-х. Тогда  школа сложила с себя воспитательные  функции. В результате, сегодня мы имеем кризис семьи. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Согласно новому образовательному стандарту вся ответственность за воспитание ребёнка ложится на родителей. Видимо, этот закон написан жителями другой планеты, которые не в курсе состояния дел в современной семье.  В обычной  семье, в большинстве случаев,  нет  традиций, общности  интересов, единых целей. Да, там любят своих детей. Но по - своему. Да, там желают добра своим детям. Но очень часто понятие «добро» своеобразно. Да, там общаются с детьми. Но на каком языке... А детям нужно внимание и понимание, забота и поддержка, одобрение и совет. Детям нужно общение. В детской природе заложено стремление к объединению, к поиску путей самоутверждения и самореализации. И они, не находя понимания, самоутверждаются и самореализуются так, как могут. А мы, взрослые, ужасаемся. Хотя, нам  от этого должно быть очень стыдно. И мы  уже давно должны бить тревогу во все колокола и начать, наконец-то, что - то делать.  

  Но  родители обвиняют школу, а школа - родителей. И никто не хочет брать на себя всю эту тяжёлую ношу ответственности за детей. И, всё же, не смотря ни на что, именно  школа должна стать тем пространством, где любой  ребёнок сможет найти поддержку, понимание, сможет найти  себя.

   Многое изменилось в современной школе.  Отнюдь не в лучшую  сторону.   Новые школы, современные средства обучения, инновационные технологии. Да. Но школа – это не потолок и стены с евроремонтом и компьютерным оборудованием. Как и во все времена, школа держится на учителе.  Сегодня мало кто хочет работать в школе. Уходят учителя-стажисты.  Появляется всё больше и больше таких учителей, которые работают на гранты, дипломы, конкурсы. Сегодня  учитель не сеет доброе, разумное, вечное, а  оказывает образовательные услуги. Современный ребёнок не называет школу своим вторым домом.

   Чиновники от образования тоже, наверное, жители другой планеты. Планеты, где нет детей. Придумывая, вводя, внедряя, приказывая, они не задумываются о том, что нельзя ставить опыты на человеке: сначала дать ему пожить так, а потом – иначе.  Но никто не советуется с родителями, мнение педагогов  мало кого интересует.

   Есть такой анекдот: «Дети, уйдите из школы и не мешайте нам работать с документами по реализации основных задач образовательного процесса». Можно было бы посмеяться, но в каждой шутке есть лишь доля шутки. Приказы, постановления, распоряжения, эксперименты, не имеющие под собой обоснованной  практической значимости, и разумного объяснения для чего они проводятся. Учитель может работать с детьми хоть 20 часов в сутки, но это  не нужно. Не ценится. В системе ценностей правильно написанные и вовремя сданные многочисленные отчёты,  количество победителей олимпиад, участие в смотрах, конкурсах, дессиминация опыта, использование  новых технологий (чем больше, тем лучше).  Причём здесь дети с  их проблемами, интересами, особенностями, индивидуальностью? Кому это нужно?

   А это должно быть нужно нашему правительству, Президенту, обществу, родителям, учителям и самое главное – это нужно детям.

Сегодня нужно поднимать престижность профессии учителя. Конкурсный отбор в педагогические ВУЗы сделать, например, на уровне ВУЗов театральных.  И учить тех, кому  дано быть учителем. Тех, кто приходит в класс не оказывать образовательные услуги, а по - настоящему учить, передавая  то лучшее, что накопило человечество. Тех, кто, посмотрев в глаза ребёнка,  поймёт его душу. Тех, кто знает, чем отличается Петя от Вани. Тех, кто скажет так, что и Петя и Ваня поймут, прочувствуют и запомнят. Тех, кто действительно осознаёт, что в его руках завтрашний день России.  Каким будет этот завтрашний день,  зависит от того, какой интеллектуальный, социальный, нравственный  опыт усвоили в школе Петя и Ваня. И не надо делить детей на перспективных и неперспективных, умных и глупых, хороших и плохих, бедных и богатых.  Все они просто дети.

   Воспитательные методики, технологии формы, приёмы, содержание педагогической работы не вечны. Меняется общество и, как следствие, требования к качествам личности человека. И, только, мудрый, творческий, неравнодушный педагог сможет создать в школе такое пространство, где ребёнку будет и комфортно и интересно и полезно. Современная школа должна стать объединением детских инициатив, позволить ребятам проявлять себя в различных ролях, в разнообразных видах деятельности, развивать творчество личности. При этом, оставляя право выбора за всеми участниками, которые связаны друг с другом узами сотрудничества, деятельность которых имеет характер конкретных дел.

    Современная школа должна формировать умение жить и выживать в трудных жизненных ситуациях: будь-то ссора, соблазн воровства, употребление алкогольных напитков и других негативных явлений. За основу можно взять формирование позиции как устойчивой системы отношений личности к различным явлениям социальной действительности, проявляющейся в соответствующих ценностных ориентациях, суждениях и поступках. Но позиция не может быть раз и навсегда сформированной. Она должна постоянно воссоздаваться в ситуациях, ставящих ребёнка перед проблемой выбора. Эту позицию можно определить через следующие составляющие - освоение, принятие, и добровольное выполнение прав и обязанностей; участие в жизни коллектива; отклик на социально-значимые события и посильное участие в них; практическое участие в повседневной деятельности в разных ролях; проявление деловитости, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, заботы о других и желание придти на помощь.  В самых разнообразных формах (беседа, тренинг, деловая игра, КТД, школьный вечер, кружок, дискотека, акция, совет, обсуждение, диспут) дети должны постигать основы безопасности жизнедеятельности, учиться товариществу, взаимовыручке, доброте, проходить реальную школу социализации. В любой момент главным и принципиально важным должно быть создание психологической атмосферы радости, связанной с Удачей, Успехом, Признанием, Выбором, Равенством, Свободой.

     Механизмом приобщения ребят к общечеловеческим ценностям может быть детская организация. Сама идея объединения детей является привлекательной. Это девиз, эмблема, флаг, атрибуты, ритуальные приветствия. Это большая и интересная Игра. А что может быть привлекательнее для ребёнка? Игра, в которой предоставлено право быть лидером, право на анализ ошибок, право на выяснение любых сомнений, право на получение  или выполнение престижного или трудного задания. Предоставление права и шанса на реабилитацию при совершении проступка. Позиция педагога – отметить старание, выразить  уверенность в ребёнке, поддержать право ребёнка на радость от успеха. А гарантией успеха всегда и во всём является терпение и понимание. И ни какого давления и никаких упрёков детям. Дети мудры. Детская мудрость на грани инстинктов: чувствуют, какой человек перед ними. Бесполезно надевать на себя маску положительного и хорошего. Если этого нет в душе, сердце, поведении, делах и поступках – тебя раскроют. И тогда школьная дорога будет тернистым путём досады, разочарований, неудовлетворённости. И для учителя и для ребёнка.

    Вместе мы сила. Мы понимаем друг друга и говорим на одном языке. Это значит: мы сможем добиться результата. Шаг за шагом, день за днём, мы научимся рассуждать, логически мыслить, анализировать, доказывать.  Это необходимый, но далеко недостаточный результат. Для нас. И для них. Мы  должны  научить их отличать правду и ложь, любовь и ненависть, истинное и вымышленное. А целью своих уроков мы запишем  слово «Добро». И так смоделируем свой урок, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать себя, пусть не звездой, но звёздочкой. И  скажем ему: «Свети!». И это будет свет веры:  веры в добро и справедливость, веры в себя и веры в  окружающих людей.   Пусть этот свет сохранится в его душе дольше. Пусть  этот свет выведет его на верный жизненный путь. Давайте дадим детству состояться!

    И ещё мне хочется сказать работникам Министерства образования: «Не мешайте учителю. Дайте учителю свободу творчества и самовыражения. Дайте учителю возможность работать учителем. Дайте учителю возможность работать с детьми, а не с кипой ненужных бумаг.

 Уважайте труд учителя. Оградите учителя от произвола и диктата постановлений, распоряжений, приказов, экспериментов. Вспомните, что ребёнок – тоже человек, а не объект изучения».

 И тогда, во главе угла встанут  интересы ребёнка, а не отчётная деятельность. И школа действительно будет ориентироваться на каждого Петю и Ваню, и видеть в них человека – будущего гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пренебрежение нуждами ребёнка презентация для сотрудников ДОУ

В данной работе отражены различные формы пренебрежения нуждами ребёнка....

Классный час «Если нуждаешься в твёрдой опоре, выучи русский язык!»

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом....

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Капитан Грант нуждается в помощи

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" - " Капитан Грант нуждается в помощи"...

Конспект родительского собрания по теме: "Суицид. Когда ребёнок нуждается в вашей помощи".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: "Когда ребёнок нуждается в вашей помощи", поможет расширить  и углубить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида, предоставит возможн...

Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. Эдвард Григ

Тема урока: Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. Эдвард ГригЦели урока:Воспитывать эстетические чувства.Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления,...