«Качество знаний: из чего оно складывается»
статья по теме

Пичугина Екатерина Геннадьевна

Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет и способном объяснить детям грамотно материал и организовать свою деятельность, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью школьников. Поиск наиболее оптимальных, эффективных форм работы с детьми, стремление создать авторитетное и престижное образовательное учреждение, имеющее возможность стать конкурентно способным на рынке образовательных услуг, служит основанием для повышения качества обучения и воспитания детей в школе. Для этого нужны знающие и творческие люди. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание педагогического совета школы

по теме «Качество знаний: из чего оно складывается»

Пичугина Е.Г., учитель математики

МБОУ ПСОШ им. Н.А. Образцова

Современная школа – большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из нас, конечно же, по-разному несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает наша школа.

Бесспорно, что инновационные образовательные направления в системе образования требуют педагога нового типа. Возникает вопрос: «А где его заполучить?» Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет и способном объяснить детям грамотно материал и организовать свою деятельность, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью школьников. Поиск наиболее оптимальных, эффективных форм работы с детьми, стремление создать авторитетное и престижное образовательное учреждение, имеющее возможность стать конкурентно способным на рынке образовательных услуг, служит основанием для повышения качества обучения и воспитания детей в школе. Для этого нужны знающие и творческие люди. Наша школа отнюдь небедна на таких людей.

(слайд 2) Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема многих образовательных школ на современном этапе развития - «не потерять», «не упустить» обучающихся не только с низкими учебными возможностями, но и с высоким потенциалом.

Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание (слайд 3).

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических операций, наблюдательность, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необходим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.

2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.

Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.

Мы педагоги часто пытаемся организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.

3.Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.

Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.

4. Однообразие жизни и учебного процесса.

Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.

5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения. Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и, прежде всего стимулирование.

Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным. Очень важно рассмотреть вопрос о способах повышения уровня учебной мотивации и школьников.

Исследования показывают, что интерес к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Начиная с 5-го класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество детей, обучающихся на «хорошо» и «отлично», имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности падает. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Поэтому необходимо поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения, так как мотивация является источником активности и успешности в обучении.

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника.

Способы стимулирования можно разделить на три группы (слайд 4).

  • Первая группа – оптимальное удовлетворение врожденной потребности.
  • Вторая группа – специальные стимулы.
  • Третья группа – создание общих благоприятных условий для учебного процесса.

Рассматривая первую подгруппу стимулов, можно сказать следующее:

Первая группа – оптимальное удовлетворение врожденной потребности (слайд 10)

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала.
  4. Разноуровневые задания.
  5. Усложненные задания.
  6. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  7. Анализ учебных результатов учащегося учителем.
  8. Положительный пример.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха - самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.

Задача учителя - всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.

Вторая группа – специальные стимулы (слайд 11).

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задание практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарности в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ.
  8. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  9. Рецензия товарища на результат «соседа».

Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю. Интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если учитель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, если рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков узнать больше и вообще - учиться.

У детей старшего школьного возраста развивается стремление разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.

Третья группа – создание общих благоприятных условий для учебного процесса (слайд 12).

  1. Занимательная ситуация.
  2. Дозированное домашнее задание.
  3. Познавательная игра.
  4. Использование элементов соревнования.
  5. Концентрация внимания на промежуточных успехах ребенка.
  6. Оценка достижения школьника на родительских собраниях.
  7. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика.
  8. Проблемно-поисковая ситуация.
  9. Опора на анализ жизненных ситуаций.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом педагог опирается на природную любознательность, на желание все знать. Дети младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы и команды в классе для совместного изучения учебного материала, разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении и объединении, а в результате учебные достижения тоже заметно улучшаются.

Учителя часто включают «мнимые стимулы», не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказанием (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и т.д.)

И в заключение хочу привести рекомендации нейропсихофизиологов для педагогов, родителей (слайд 5).

  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? (слайд 6.1)
  • Прежде чем ругать и обвинять ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений, помогите найти пути решения проблемы (слайд 6.2).
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения (слайд6.3).
  • Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы (слайд 7.1).
  • Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за  то, что тот болен (слайд 7.2).
  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свои неудачи на него. Это вы педагог, а не он (слайд 8.1).
  • Постарайтесь чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка (слайд8.2).
  • Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди» (слайд 9.1).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Качество знаний: из чего оно складывается тема заседания педагогического совета

Слайд 2

Как стимулировать желание учиться? Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом.

Слайд 3

Причины: 1.Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности 2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить. 3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. 4. Однообразие жизни и учебного процесса. 5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще. 6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Слайд 4

Способы стимулирования Первая группа – оптимальное удовлетворение врожденной потребности. Вторая группа – специальные стимулы. Третья группа – создание общих благоприятных условий для учебного процесса.

Слайд 5

Рекомендации (из кн. Еремеевой В.Д., Хризман Т.П.)

Слайд 6

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать и обвинять ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений, помогите найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

Слайд 7

Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы. Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

Слайд 8

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свои неудачи на него. Это вы педагог, а не он. Постарайтесь чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка.

Слайд 9

Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».

Слайд 10

Оптимальное удовлетворение врожденной потребности – поощрение деятельности Оценка. Яркая, образная, эмоциональная речь учителя. Словесная похвала. Разноуровневые задания. Усложненные задания. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами. Анализ учебных результатов учащегося учителем. Положительный пример.

Слайд 11

Специальные стимулы Контролируемое доверие. Задание практического характера. Юмористическая минутка. Запись благодарности в дневник. Взаимоконтроль. Учебная дискуссия. Выставка лучших работ. Решение задач и проблем профессиональной направленности. Рецензия товарища на результат «соседа».

Слайд 12

Создание общих благоприятных условий для учебного процесса Занимательная ситуация. Дозированное домашнее задание. Познавательная игра. Использование элементов соревнования. Концентрация внимания на промежуточных успехах ребенка. Оценка достижения школьника на родительских собраниях. Громкая демонстрация итогов деятельности ученика. Проблемно-поисковая ситуация. Опора на анализ жизненных ситуаций.

Слайд 13

Интеллектуальные ОУНы Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем. Необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Требуется система дополнительных занятий. Необходимо развивать способность обосновывать полученный результат, объективно оценивать свою работу. Желательно поощрять творческий подход, развивать познавательный мотив.

Слайд 14

Организационные ОУНы Необходимо обучать умению разрабатывать шаги по достижению цели собственной деятельности, пошагово сверять, сравнивать, находить и исправлять допущенные ошибки. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности, действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные рациональные способы работы.

Слайд 15

Коммуникативные ОУНы Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре. Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Выступление на пед.совете по теме:Качество образования: из чего оно складывается.

—Школа моя - стань еще краше,Школа моя - стань еще лучше,Пусть твои дети станут умнее,С учителями делят проблемы....

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя.

Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя....

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...