МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»
методическая разработка по теме

Лавренова Марина Александровна

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели». Занятие рекомендовано для проведения на третьем курсе для студентов механического отделения.

Разработка предназначена для преподавателей специальный, среднеспециальных учебных заведений. Цель написания – улучшение качества преподавания и усвоения студентами знаний за счет внедрения активных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_otkrytyy_urok.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Рассмотрено                                                                                     Утверждаю

на заседании цикловой                                                                   зам.директора по

комиссии общепрофессиональных                                               учебной  работе

дисциплин  

Протокол №    от                  2010г.                                                                      Н.В. Зингер

Председатель ЦК                                                                            «    »                       2010 г.

                М.В.Евдокимова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока.  Подогреватели»

по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»

Подготовила:                                                                         Захарова М.А,

                                                                                                 Преподаватель спец. дисциплин

                                                                                                 ФГОУ  СПО «Жердевский

                                                                                                  колледж сахарной                    

                                                                                                  промышленности»

Жердевка

2010

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели». Занятие рекомендовано для проведения на третьем курсе для студентов механического отделения.

Разработка предназначена для преподавателей специальный, среднеспециальных учебных заведений. Цель написания – улучшение качества преподавания и усвоения студентами знаний за счет внедрения активных форм обучения.

                                        Оглавление                                                Стр.

Введение ………………………………………………………………………4

Подготовительный этап ……………………………………………………..

План занятия ………………………………………………………………….

Структура занятия ……………………………………………………………

Методика проведения занятия ………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………...

Список литературы …………………………………………………………..

Приложение …………………………………………………………………..

Введение

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого урока по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли» на тему «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели».

Данный урок является комбинированным уроком по разделу «Оборудование для нагрева, выпаривания и конденсации».

Выпаривание является одним из основных процессов при производстве сахара на заводе. Нагрев продуктов производится на каждой станции сахарного завода и подогревание продукта на той или иной стадии оказывает значительное влияние на проведение технологического процесса и качество получаемого сахара. В связи с этим, необходимо подробно изучать устройство и принцип оборудования для нагрева и конденсации.

Цель данного открытого урока – мотивировать познавательную деятельность студентов, стимулировать их творческое начало, что способствует повышению качества образования, а также закрепить теоретические знания и практические умения по разделу «Оборудование для нагрева, выпаривания и конденсации».

Методическая разработка содержит следующие разделы: подготовительный этап, план занятия, структуру занятия, методику проведения занятия, заключение.

В разделе «Подготовительный этап» подробно излагается подготовительная работа по организации урока, описывается деятельность самого преподавателя и студентов, формируется порядок проведения урока, определяются способы достижения поставленных целей и задач.

План занятия отражает цели и задачи урока, вид и тип урока, межпредметные связи, наглядные пособия, раздаточный материал и технические средства обучения.

Структура занятия содержит подробное описание занятия с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения средств и методов обучения в каждом конкретном случае, их целесообразность.

Заключение подводит итоги проведенного урока.

Подготовительный этап

Процесс подготовки к открытому уроку по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли» на тему « Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» состоит из следующих этапов:

  1. Планирование преподавателем хода урока, определение его целей и задач. На этом этапе было подробно разработаны элементы занятия и методы обучения, подобраны ситуационные задачи и темы для самостоятельных работ.
  2. Подбор теоретического материала к уроку. При этом преподавателем изучалась специальная и научно – популярная литература по теме в библиотеке ЖКСП, проводился поиск нужной информации в Internet, были получены консультации ведущих специалистов Жердевского сахарного завода.
  3. Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий.

Были использованы Internet – ресурсы и печатная литература для подготовки красочных слайдов по каждому вопросу, затем слайды скомпонованы в единую презентацию.

  1. Подготовка раздаточного материала, ТСО. Условия ситуационных задач, оценочная ведомость, ведомость лидеров микро-групп распечатаны на форматной бумаге; проверено наличие оборудования: персонального компьютера, проектора, экрана; студентым было рекомендовано приготовить презентацию самостоятельной работы.
  2. Оформление кабинета: плакаты оборудования, макет выпарной станции.
  3. Работа со студентами. На данном этапе подготовки преподавателем были выданы задания для самостоятельного исследования отдельным членам группы. Рекомендовано повторить предыдущую пройденную тему: «Оборудование для фильтрования сока и сиропа».

План занятия

Дисциплина: Технологическое оборудование отрасли

Тема урока: Оборудование для нагрева и выпаривания сока

Вид урока: Урок

Тип урока: Комбинированный урок

Цели урока:

образовательные:

 - выявить уровень усвоения знаний по предыдущей теме «Оборудование для фильтрования»;

 - обеспечить обучающимися усвоение знаний по теме оборудования для нагрева и выпаривания сока;

 - научить анализировать, выделять главное, самостоятельно работать;

воспитательные:

 - мотивировать необходимость знаний;

 - оценить работоспособность, способность к творческому мышлению, внимательность;

 - развивать познавательные способности, самостоятельность, трудолюбие, внимание, искать оригинальные подходы к решению задач;

 - развивать навыки сравнения и обобщения;

Межпредметные связи:

 - процессы и аппараты пищевых производств; ремонт, монтаж и техническая эксплуатация оборудования.

Обеспечение занятия

Наглядные пособия и плакаты: макет выпарной установки, плакаты подогревателей, фотографии теплообменных аппаратов в виде слайдов.

Раздаточный материал: индивидуальные карточки, ведомости лидеров микрогрупп.

Технические средства обучения: видеопроектор.

Литература основная: Азрилевич М.Я. Оборудование сахарных заводов. – М: Легкая и пищевая промышленность, 1990

Литература дополнительная: Гребенюк С.М. Технологическое оборудование сахарных заводов. – М: Пищевая промышленность, 2000.

Структура занятия

Этапы урока

Элементы урока. Изучаемые вопросы.

Методы обучения

Планируемое время

1

Организационный момент

словесный

2 мин

2

Проверка знаний студентов по изученным темам в форме тестирования

практический

13 мин

3

Объяснение новой темы оборудования для нагрева и выпаривания сока, показ слайдов

словесный

40 мин

4

Презентация самостоятельной работы студентов по новой теме

словесный

3 мин

5

Закрепление полученных знаний

5.1

Решение ситуационных задач  в форме дискуссии

словесный

10 мин

5.2

Работа с заданиями в микро-группах (карточки с заданиями, тест, кроссворд)

практический

15 мин

6

Подведение итогов урока (анализ ответов, выставление оценок)

словесный

5 мин

7

Домашнее задание: М.Я. Азрилевич. Оборудование сахарных заводов, с. 238-249

словесный

2 мин

Методика проведения занятия

Особенность организации данного открытого урока в том, что уже на подготовительном этапе студенты активно участвуют в подборе материала, его компоновании, что позволяет сформировать у них ответственность за проведение урока. Немаловажным является интенсивное использование ПК, в том числе Internet – ресурсов, это формирует техническую и информационную культуру студентов, расширяет их кругозор.

Во время организационного момента преподаватель приветствует студентов, проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, учебников, раздаточного материала); также проверяет наличие необходимых ТСО и наглядных пособий.

Сообщается тема, цели, структура занятия – это делается для восприятия целостности урока студентами, дисциплинирует их.

Данный урок является комбинированным, после организационного момента следует повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изучаемого на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению нового изучаемого материала на текущем уроке по теме «Оборудование для нагрева и выпаривания сока».

В качестве метода контроля используется тестирование, что позволяет за короткий промежуток времени оценить каждого учащегося.

Следующим этапом является объяснение нового материала с использованием слайдов и ТСО.

Затем проводится анализ самостоятельной работы студентов, которые готовят научно-исследовательскую работу по данному разделу и представляют свою презентацию остальным учащимся. Это повышает интерес к получаемым знаниям.

Этап закрепления полученных знаний проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель задает студентам производственные задачи, которые они вместе обсуждают и находят решение. Этот дискуссионный метод требует активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний.

Далее группа делится на 4 микро-группы. Каждая микро-группа получает задания в виде теста, кроссворда и карточек с вопросами. Этот этап позволяет выявить пробелы в восприятии студентами нового материала.

В конце урока преподаватель подводит итоги урока: анализирует ответы студентов, выставляет отметки, делает выводы о результате занятия, задает домашнее задание.

Заключение

Проведение открытых уроков побуждает студентов к активной мыслительной программной работе.

Разнообразие методов обучения создает у студентов интерес к самой учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Развивается умение выступать публично, выстаивать перед лицом критики, не бояться высказывать свое мнение представляется очень ценным качеством современного специалиста.

Список литературы

1. Азрилевич М.Я. Оборудование сахарных заводов. – М: Легкая и пищевая промышленность, 1990.

2. Белик В.Г. Справочник по технологическому оборудованию сахарных заводов. – Киев, 1986.

3. Гребенюк С.М. Технологическое оборудование сахарных заводов. – М: Пищевая промышленность, 2000.

4. Касаткин А.Г. Процессы и аппараты химической технологии. - М: Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Тест

(оборудование для фильтрования)

  1. Дисковые фильтры являются фильтрами:

  а) периодического действия

  б) непрерывного действия

  в) бывают как периодического, так и непрерывного действия

  1. В листовых саморазгружающихся фильтрах процесс фильтрации происходит:

  а) под давлением

  б) под действием гидростатического столба жидкости

  в) под вакуумом

  1. Какой продукт фильтруют в барабанных вакуум – фильтрах:

  а) сок I сатурации

  б) сульфитированный сок

  в) диффузионный сок

  г) сульфитированный сироп

  1. Что используется в качестве фильтрующего материала при работе патронных фильтров:

        а) суспензия

        б) известь

        в) кизельгур

        г) графит

 5.  Укажите основные узлы фильтр – пресса:

     а) рама

     б) плита

     в) зажим

     г) вакуум-насос

Кроссворд

1. Небольшой отрезок трубы, присоединённый (ввальцованный, приклёпанный, приваренный) к трубопроводу, резервуару и др. конструкциям, служащий для подключения к ним трубопроводов и арматуры.

2. Скалярная физическая величина, примерно характеризующая приходящуюся на одну степень свободы среднюю кинетическую энергию частиц макроскопической системы, находящейся в состоянии термодинамического равновесия.

3. Вещество в газообразном состоянии, получаемое в процессе испарения твёрдого или жидкого тела при нагревании.

4. Гофрированный элемент теплообменников с плоской поверхностью.

5. Движущаяся среда (газ, пар, жидкость), используемая для переноса теплоты.

6. Продукт, нагреваемый теплообменником в сахарной промышленности.

7. Длинный, пустотелый, обычно круглого сечения предмет (преимущ. для прово́да чего-нибудь)

8. Количество теплоты, поглощаемой телом при нагревании на 1 градус.

9. Аппарат для нагрева продукта.

10. Продукт перехода вещества при охлаждении из газообразной в жидкую форму.

11. Твёрдые отложения, образующиеся на внутренних стенках труб паровых котлов, водяных экономайзеров, пароперегревателей, испарителей и др. теплообменных аппаратов, в которых происходит испарение или нагревание воды, содержащей те или иные соли.

12. Постепенное проникновение одного вещества в другое или через другое. Перенос частиц разной природы, обусловленный хаотичным тепловым движением молекул (атомов) в одно-или многокомпонентных газовых либо конденсируемых средах.

13. Согнутая спиралью металлическая, стеклянная или фарфоровая трубка, употребляемая при переносе жидкостей

Карточки «Верно-неверно»

Теплоноситель, из которого выделяются осадки,

рекомендуется пропускать с той стороны

 поверхности теплообмена, с которой

легче производить очистку.

Теплоноситель, из которого выделяются осадки,

 рекомендуется пропускать с той стороны

поверхности теплообмена, где меньше

 коэффициент теплоотдачи

Теплоноситель, оказывающий коррозионное

 действие на аппаратуру, целесообразно

пропускать по трубам.

Теплоноситель, оказывающий коррозионное

 действие на аппаратуру, целесообразно

подавать в межтрубное пространство.

 

Теплоноситель с высоким давлением

необходимо пропускать по трубам.

Теплоноситель с высоким давлением

необходимо подавать в межтрубное пространство.

Для уменьшения потерь тепла теплоноситель

 с высокой температурой целесообразно

пропускать по трубам.

Для уменьшения потерь тепла теплоноситель

с высокой температурой целесообразно

подавать в межтрубное пространство.

В холодильниках холодный теплоноситель

следует пропускать по трубам.

В холодильниках холодный теплоноситель

следует пропускать с наружной стороны труб.

Ситуационные задачи

  1. При увеличении мощности завода с 3000 т.св/сут на 6000 т.св/сут целесообразнее добавить к старым теплообменникам теплообменники такой же конструкции или лучше установить полностью новое теплообменное оборудование, в котором устранены недостатки старого оборудования?
  2. Что необходимо предусматривать при замене старых трубчатых выпарных установок на современные пластинчатые выпарные установки?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Технология кондитерского производства» по дисциплине: «Технология отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме обобщающего урока на тему «Технология кондитерского производства»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Агробизнес в свеклосахарной промышленности» по дисциплине: «Технология отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технология отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Агробизнес в свеклосахарной промы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Металлы тоже воевали…» По дисциплине: «Химия»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Химия», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Металлы тоже воевали». Занятие рекомендова...