Статья о детской одарённости
статья по теме

Плетнёва Елена Александровна

Что считать детской одарённостью, что талантливостью, а что гениальностью? В статье рассуждается о том, как распознать задатки одарённости или талантливости ребёнка, почему так важно педагагам раскрыть способности и таланты учеников ещё в детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья о детской одарённости21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Неизвестная планета детства

- Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?...

       Откуда  же  ты  прилетел,  малыш?  Где  твой дом?

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  Мир детства и мир ребёнка – особое пространство, полное ярких красок, звуков, ежеминутных открытий, невероятных фантазий. Этот мир одухотворён чистой и непосред-ственной идеей – всё познать. Желание совершенно естественное для того, кто сравнительно недавно появился на свет, возможно, из других миров. Человек – это микрокосм, а  маленький человек ещё только осваивает просторы взрослой вселенной. Но это уже отдельная маленькая планета, где совершается каждодневная трудная работа, где совершаются подвиги и случаются катастрофы, есть свои законы и правила, где живёт безграничное доверие взрослым  и горькая обида оттого, что не поняли и не услышали.  Среди этих планет нет ни одной похожей.   Каждая наполнена своим смыслом и чувствованием. Каждая по – своему талантлива и неповторима. Почему же так случается, что одних детей называют  талантливыми, а других нет? Откуда берутся маленькие гении? Ученые давно пытаются разгадать их феномен, но детская одаренность пока еще во многом остается загадочной.

С полной уверенностью можно сказать, что все дети талантливы. Но талантливыми люди не рождаются, а становятся в процессе жизни, грамотного воспитания. И задача, в первую очередь,  родителей, а потом и учителей – найти в ребенке этот талант и развить его. И это под силу каждому взрослому, если, конечно, он этого захочет и будет активно этим заниматься. Ведь очень часто бывают такие случаи, когда, кажется, талант ребенка лежит на поверхности, его просто надо заметить и раскрыть, но в череде серых будней нередко родители и учителя привыкают к способностям ребенка, не считая его за талант.

Согласно подсчетам ученых, на десять тысяч человек приходится одна выдающаяся личность, а из тысячи выдающихся личностей гениальным человеком становится только один.

Если проследить биографию великих людей, то можно найти множество историй, когда они были вынуждены самостоятельно развивать свои способности, свой талант, порой даже ценой своих отношений с близкими и родными. Многие великие люди, вопреки желанию родителей, избирали свой собственный жизненный путь, тесно связанный со своими уникальными способностями, прикладывали все усилия, чтобы не стать заурядными домохозяйками, скучными бухгалтерами, «благополучными» чиновниками. Как сказал Экзюпери, что самое страшное в воспитании состоит в том, что «в каждом ребенке может быть убит Моцарт». Если родители не будут создавать своему ребенку условий для развития его способностей, сетуя, что природа его ими не наделила, то это означает, что они оставляют своего ребенка без талантов. Не меньше ответственности мы видим и в работе педагогов, так как помочь раскрыть одарённость ученика и развить её в дальнейшем – наша главная задача и прямая обязанность.

 «Талантливость», «гениальность» и «одаренность». Очень часто мы смешиваем эти понятия, считая, что они имеют одинаковое значение. Но это не так. Поэтому талантливый ребенок, гениальный ребенок и одаренный ребенок – это на первый взгляд одинаковые, но в то же время разные дети. В чем состоит их различие?

Талант – это определенные способности ребенка, которые возможно раскрыть через их развитие. Но сначала нужно определить, в какой сфере у него большие способности, к чему он проявляет особый интерес, в какой деятельности у него отмечаются большие успехи. То есть талант нужно найти и реализовать его, а талантливые дети – это такие дети, у которых раскрыты их способности к той или иной деятельности.

Но талантливый ребенок не обязательно может быть одаренным. Одаренные дети – это дети, которые значительно превосходят по своему интеллектуальному развитию своих сверстников, например, они за один год могут с легкостью пройти образовательную программу, рассчитанную на несколько лет обучения. Одаренные дети могут уже в тринадцать лет и даже раньше поступать в университеты. Как правило, одаренность ребенка проявляется уже с самого раннего детства, ее не надо раскрывать, она видна сразу же. Например, ребенок в четыре года рисует превосходные пейзажи, играет на нескольких инструментах, решает сложные математические задачи и так далее. Одаренность – это дар не столько от родителей, сколько от природы. Нередко у самых заурядных взрослых рождаются одаренные дети.

Но при этом не все одаренные дети могут стать гениями. Гениальность – это предельно высокая степень развития какого-то дара, способности, таланта. Далеко не всех выдающихся личностей прошлых лет и современности можно назвать гениями. Гениальных людей единицы. Безусловно, что гений – это незаурядная личность, которой по большому счету не нужны даже учителя, такой человек все познает самостоятельно.

Понимание с какой «степенью одарённости» ребёнка имеет дело учитель или воспитатель - залог успеха его педагогической работы, определение направлений учебной и творческой деятельности, методов и приёмов, системы поощрений и оценок. Учителю необходимо «чувствовать», где его помощь ребёнку крайне важна, а где нужно дать свободу и самостоятельность для реализации способностей и талантов.

К сожалению, очень часто обучение в  школах строится на запоминании. То есть на механизмах не развития таланта, а количественного роста: знаний, умений, навыков. И это всё становится содержанием закромов памяти. А мышление (тем более мышление самостоятельное) не то что не развивается, но, как правило, и не поощряется. Вот откуда столько равнодушных людей, не знающих своего призвания, своего места в жизни… Рождение оригинальной мысли и действия всегда невероятно тяжёлый процесс, он основан на преодолении инерции привычных норм и стереотипов, которые не требуют от нас мышления перед тем, как действовать. Способность к творчеству немыслима без преодоления. Важно постепенно готовить маленький талант к самостоятельности, вырабатывать умение «плыть против течения». На этом строится Личность.

Существует выражение: «Талант пробьется всегда». Да, с этим трудно поспорить, если ребенок одаренный или гениальный, и то только в том случае, если в детстве у него не будут «убиты» эти способности в силу неправильного воспитания и других причин. Поэтому ребенку необходимо помогать развивать свой талант, и именно родители  и учителя являются мудрыми и терпеливыми наставниками в этом деле.

Освоение жизненного пути, открытие новых законов и истин, познание человека и его возможностей, постижение мировой гармонии  – цели, стоящие перед человечеством уже много тысячелетий. Ещё много непостижимых тайн и загадок  на пути познания человека  его места в этом мире. Непросто найти себя, выразить свою сущность, почувствовать нужным, стать счастливым. Не каждому взрослому это удаётся. Как же трудно это осуществить ребёнку! Как в огромной вселенной под названием жизнь не потеряться и не пропасть маленькой детской планете со своими  странностями и особенностями, со своей непредсказуемостью и непосредственностью. «Открыть себя» ребёнку трудно, но помочь ему в этом можно. Для этого нужны помощь и поддержка, внимание и терпение, опыт и желание взрослых. И если в увлекательном путешествии освоения знаний и открытий своих возможностей две планеты Родителей и Учителей проявят эти качества, то с уверенностью можно сказать, что Тайна Третьей Планеты будет раскрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

определение детской одарённости

Каждый педагог, работающий с одарёнными детьми, может познакомиться с этим документом....

Проблемы детской одарённости

Острота проблемы обучения и развития одаренных детей в школе, вновь осознанная в нашей стране в последние годы, породила широкий интерес к ней как со стороны исследователей, так и педагогов-прак...

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Опыт работы учителя английского языка по реализации программы экспериментальной муниципальной площадки «Старт к успеху» по развитию детской одарённости

В статье описывается опыт работы с одарёнными детьми по изучению английского языка в рамках реализации экпериментальной муниципальной площадки "Старт к успеху" по развитию детской одарённости....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Из опыта работы. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска.

В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми в различных сферах деятельности. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и про...

Педагогика сотрудничества на уроках биологии как способ развития детской одарённости

Педагогика сотрудничества на уроках биологии  как способ развития детской одарённостиКлассный час : "Правильное питание – залог здоровья"...