Планирование уроков риторики в 6 классе.
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Риторика. Расписаны уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_ritorika_6_klass.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа составлена на основе Образовательной системы «Школа 2100».
  2. Учебник  «Риторика. 6 класс» под редакцией Ладыженской Т.А.  М., 2009.
  3. На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.

 

     Курс риторики в школе – сугубо практический.  Задача курса -  научить эффективному общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому – нибудь действию. Поэтому на уроках риторики обучающиеся должны как можно больше говорить  и писать сами. Большая часть времени уделяется практике.

В центре внимания курса риторики – эффективность речи, как следует готовится к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценивать свою речь и т. д.

Первый блок – «Общение» - дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением;  о речевой  (коммуникативной) ситуации, её компонентах; о видах общения (по различным основаниям);  о речевой  (коммуникативной) деятельности, её структуре;  о коммуникативных качествах речи  (правильность, богатство, точность и т.д.), - на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуациях общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.

 Таким образом, основные понятийные компоненты первого блока: общение, его суть; речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет; речевая деятельность; коммуникативные качества речи.

Второй блок – «Речевые жанры» - даёт представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой  (коммуникативной деятельности); о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр (не жанр литературы) т.е. текст определенного стиля, определенной смысловой структуры (хвалебная речь, интервью, личное письмо, отзыв и т.д.).

Таким образом, основные понятийные компоненты второго блока: стили, тексты, речевые жанры.

Основное содержание программы.

(34 часа /1 час в неделю)

1.Общение.

Адресат – кто он?

Виды общения.  Официальное – неофициальное.

Несловесное общение.

Этикетный диалог.  Просьба.  Вежливый отказ.  Комплименты.  Спор, ноне ссора.

Учимся слушать собеседника. Слушаем с установкой (определить жанр, стиль, запомнить и т.д.)

Побеседуем.

Учимся отвечать.

Учимся читать.

Речь правильная и хорошая.

Учимся редактировать.

Будь вежлив. Вежливое обращение,  похвальное слово.

2. Текст, речевые жанры. 

Что такое текст. Разные речевые жанры, их характеристика.

Вторичные тексты.  Понятие об аннотации.

Объявления.

Рассказы.

Спор.

Сказки и притчи.  Понятие о притче.

Личное письмо.

Интервью.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

У – 1. Умение анализировать и оценивать общение,  в частности

  1. Степень эффективности общения;
  2. Уровень владения языком
  3. Корректность поведения

У – 2. Умение общаться.

  1. Ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат (аудиторию);
  2. Формулировать явно (вслух или письменно) или для себя (неявно) своё коммуникативное намерение;
  3. Определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.

Литература и учебные пособия.

Зеленецкий К.П. Исследования о риторике. Одесса 1991г

Риторика.  6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ. Под редакцией Т.А. Ладыженской.  М., 2009.

Методические рекомендации. Школьная риторика.  Под редакцией Т.А. Ладыженской.  6 класс.  Москва 1998.

Витражи мудрости. М.В. Король Минск «Полымя» 1991

Поурочное планирование уроков по риторике в 6 классе

Урок 1-2

Тема. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории

Цели: осмыслить опыт изучения риторики в 5 классе, познакомиться с риторами Афин, конспектирование лекции учителя

Ход урока

  1. Коллективная работа на повторение. Ученики объясняют собственное понимание риторики. Склонности учеников к определенным видам деятельности. Интерес к предмету. Практическая значимость предмета риторики.
  2. Чтение письменных работ учителем, оценивание работ. Самостоятельное осмысление учениками собственного риторического опыта.
  3. Общение в рассказах В.Голявкина. Проблемы героев. Возможности решения проблемы. Анализ проблемы с собственными делами.
  4. Творческая работа учащихся. Сочинение рассказа на тему: «Как я боялся»
  5. Конкурс на лучший фантастический рассказ.
  6. Повторение. Компоненты коммуникативно-речевой ситуации.
  7. Речевая роль говорящего.
  8. Заполнение рисунка-схемы. Дополнение своими примерами.
  9. Кто передо мной? Дельфинарий. Что произошло? История детективная.
  10. Игра. Ситуация в парах.
  11. Анализ речевого поведения в игре.
  12. Двуликое «что».
  13. Повторение. Анализ текстов.
  14. Сравнительный анализ текстов -  работа в парах по учебнику.
  15. Чего я хочу?
  16. Ознакомление с понятием коммуникативная задача (цель, намерение).
  17. Анализ схемы учебника.
  18. Сигналы речи.
  19. Объяснение нового материала. Средства и способы истинного коммуникативного намерения говорящего.
  20. Лекция учителя
  21. Слово ритора меняет ход истории.
  22. Как влияла специфика государственного устройства и судопроизводства в Афинах на развитие красноречия?
  23. Какую роль  играли логографы?
  24. Софисты, риторы, демагоги: каково их влияние на принятие решений?
  25. Речи риторов, изменившие судьбу Афин
  26. Как лучше использовать материал о риторах на уроках?
  27. Итоги урока.
  28. Домашнее задание: задания продуктивного характера: разыгрывание ситуаций, моделирование заданного речевого поведения

Урок 3-4

Тема. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание

Цель: выделяем и характеризуем способы общения, организация собрания, определение задачи собрания, правила этикетного поведения, приобретение опыта общения с аудиторией

Ход урока

  1. Повторение видов общения, число участников общения
  2. Работа по рисункам учебника.
  3. Анализ рассказа Ю.Яковлева «Мама»
  4. Игра на общение. Фантастика
  5. Составление сценария
  6. Письмо-игра
  7. Обучение определять вид общения по внешним условиям и соблюдению социальной роли коммуникантов
  8. Анализ рисунков
  9. Теоретический материал. Ознакомительное чтение
  10. Словарные статьи, обработка материала
  11. Выразительное чтение и анализ стихотворения об Уже.
  12. С кем ты общаешься?
  13. Анализ стихотворения И.Сельвинского, комментарий
  14. Официальный документ – объяснительная записка
  15. «Ты» в официальном общении
  16. Иллюстративная работа на закрепление
  17. Работа в парах по рисункам учебника
  18. Обращение
  19. Такие разные обращения
  20. Уместное обращение
  21. Работа по диалогам на закрепление
  22. Прозвища народ дает
  23. Итоги урока
  24. Домашнее задание: собрать коллекцию прозвищ по произведению Н.Носова, составить объяснительную записку
  25. Объяснение нового материала
  26. Основы составление и ведения классного собрания
  27. Анализ текстов
  28. Диалогическая речь на собрании
  29. Типы собраний
  30. Как лучше рассадить участников собрания
  31. Проведение собрания
  32. Критерии оценки работы ведущего и участников собрания
  33. Итоги урока
  34. Домашняя работа: подготовить проект собрания

Урок 5-6

Тема. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты

Цель: совершенствование речевого слуха и аппарата, развитие умения использовать в соответствии с ситуацией громкостные возможности голоса, без нанесения вреда голосовым связкам, улучшаем окраску, объем и плотность голоса, расширяем  и углубляем знания учащихся о невербальных средствах общения, формируем умения использовать жесты в соответствии с конкретными речевыми ситуациями, значение жестов

Ход урока

  1. лекция учителя. Объяснение нового материала
  2. Заполнение таблицы
  3. Составление советов Джельсомино
  4. Анализ рассказа В.Драгунского «И мы!..»
  5. Речевая разминка
  6. Работа по сказке Равеля
  7. Игровое упражнение «Эстафета»
  8. Составление памятки о голосе
  9. Учим голос «летать»
  10. Анализ речи Орфея
  11. Жесты
  12. Жесты – помощники в общении
  13. Анализ текстов по учебнику на закрепление
  14. Задание 118 учебника на повторение
  15. Разные жесты
  16. Речевая разминка
  17. Составные части жестов по рассказу В.Драгунского «Одна капля убивает лошадь», «Ровно 25 кило»
  18. Жесты однозначные и многозначные
  19. Жесты уместные и неуместные
  20. Игра-соревнование
  21. Итоги урока
  22. Домашнее задание: подготовить сценки стихотворения Д.Хармса (групповое)

Урок 7-8

Тема. Слушание бывает разным.  Установка на восприятие. Способы и приемы слушания

Цель: показать учащимся значение слушания информационной речи на уроке и в повседневной жизни, знакомство с видами слушания; обучаем начальным приемам рефлексивного и нерефлексивного слушания

Ход урока

  1. Учимся слушать информационную речь. Слово учителя
  2. Красна речь слушанием
  3. Восстановление речевой ситуации
  4. Диалог и его роль, анализ текстов, работа по учебнику на закрепление
  5. Слушание бывает разным
  6. Условия слушания, заполнение таблицы
  7. Анализ отрывка из произведения А.Фадеева «Метелица»
  8. Установка на восприятие
  9. Заполнение таблицы. Работа в парах на закрепление
  10. Способы и приемы слушания
  11. Составление памятки по способам и приемам слушания (коллективно)
  12. Анализ текстов по таблице
  13. Итоги урока
  14. Домашнее задание: упр. 124

Урок 9-10

Тема.  Беседа и ее особенности. Дружеская беседа

Цель: знакомство с особенностями беседы как речевого жанра, отличие ее от других диалогических форм устной речи, понятие о видах беседы; цели беседы, виды бесед; хороший собеседник и хорошая беседа

Ход урока

  1. Слово учителя о беседе и ее типах
  2. Чтение ознакомительное теоретических сведений о беседе как речевом жанре в форме диалога Риторика и Коли
  3. Ответы на вопросы (закрепление)
  4. Прочтение по ролям диалогов и анализ
  5. Правила ведения беседы
  6. Какие цели есть у беседы, виды беседы. Теория. Изучающее чтение
  7. Обсуждение схемы и запись в тетради
  8. Анализ таблицы по учебнику. Теория.
  9. Дружеская беседа. Составление правил ведения беседы
  10. Домашнее задание: составление правил ведения беседы (правильных)
  11. Хорошие собеседники, что для этого необходимо?
  12. Анализ рассказа Тургенева И.С. «Бежин луг»
  13. Игра на повторение по рассказу учебника
  14. Итоги урока
  15. Домашнее задание: анализ прочитанного текста упр.133

Урок 11-12

Тема. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец

Цель: дать общую информацию об ответах учащихся; формирование умений, ознакомление с ответами учащихся, видами ответов

Ход урока

  1. Работа по вопросам учебника.
  2. Сравнение двух ответов упражнение по учебнику
  3. Развернутый ответ – это устный текст
  4. Повторение. Признаки текста
  5. Объяснение нового материала. Стилевые признаки учебно-научного стиля
  6. Резерв. Сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос
  7. Закрепление. Работа по тексту, нахождение в трех текстах терминов
  8. Такие разные ответы
  9. Определение ответа
  10. Типы ответов – разминка
  11. Лиха беда начало…
  12. Объяснение – знакомство с языковыми конструкциями
  13. Работа в парах: выбор наиболее удачного начала ответа
  14. Учимся отвечать. Основная часть ответа
  15. Самостоятельная работа: конструирование предложений
  16. Слово учителя. Недостатки ответов учащихся
  17. Конец – делу венец
  18. Ответы на вопросы, закрепление
  19. Типичные ошибки, их причины, пути устранения
  20. Итоги урока
  21. Домашнее задание: сформулировать 4 темы устных развернутых ответов (по разным предметам) и концовки к ним. Используйте языковые модели, которые помогут закончить вам ответ

Урок13-14

Тема. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение

Цель: совершенствование умений: извлечение смысла из читаемого текста, осознанное и целенаправленное применение информации, которая содержится в тексте

Ход урока

  1. Что мы знаем о чтении? Повторение. Ответы на вопросы
  2. Повторение.
  3. Анализ названий книг, заголовков статей, названия параграфов учебника
  4. Работа по вопросам (устная, письменная)
  5. Анализ текстов, названия параграфа (письменный подбор вопросов)
  6. Чтение и анализ статьи
  7. Чтение текста, определение его частей, названия частей, Главная мысль текстовых отрезков
  8. Ознакомительное чтение правила. Изучающее чтение правила
  9. Устный пересказ прочитанного материала
  10. Всегда ли мы читаем одинаково?
  11. Ознакомление с видами чтения
  12. Закрепление
  13. Вид чтения отрывков
  14. Изучение высказываний по учебнику (самостоятельная работа)
  15. Как знакомиться с учебной книгой?
  16. Составление и реализация схемы «Внешние данные книги»
  17. Ключевые слова и начальные абзацы
  18. Основная мысль текста по ключевым понятиям
  19. Дополнительная информация в тексте
  20. Деление текста на абзацы. Работа на закрепление по абзацам
  21. Итоги урока
  22. Домашнее задание: комплексный анализ текста, упр. 147

Урок 15-16

Тема. Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки

Цель: правильная речь, виды речевой деятельности, устная речь, молчание – золото, знакомство с клише, штампами. Современные язык, находки. Расширение знаний по лексике, формируем практическим путем представления о выразительности речи, актуализация проблемы штампов и находок с риторической точки зрения

Ход урока

  1. Вводное слово учителя по теме
  2. Лекционные записи с примерами (примеры подбирают учащиеся дома, своего рода начало домашнего задания)
  3. Речевая деятельность – основные виды
  4. Устная речь
  5. Оценка своей и чужой речи. Практикум
  6. Беззучная речь, образы в сознании
  7. Иллюстративная работа на закрепление
  8. Беседа учителя. Проблемные вопросы
  9. Анализ текстов учащимися (коллективно) на закрепление
  10. Речевая игра
  11. Игра – повторение
  12. Итоговое заключение по уроку
  13. Домашнее задание: составление схемы-алгоритма правильной и хорошей речи, составление монолога-примера, упр. 154

Урок 17

Тема. Редактирование изучаемых речевых жанров

Цель: Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

 Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом; работа над словосочетанием и предложением; работа над связной речью. Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.  Словарная работа включает в себя четыре направления: обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов; уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте; устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Упражнения с предложениями можно разделить на три группы: Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций. Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять. Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности. Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся: умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому. Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное. Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение. Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.

Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии. Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее. Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся: Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи. Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. Главные требования к речи учащихся:- содержательность; - логичность- точность; - выразительность; - ясность; - правильность. Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью. Речь тесно связана с процессом мышления.  

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.  Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста: Информационно - содержательные, включающие  умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении. Структурно -композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную  и заключительную части текста. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

   Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом. В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся данные связи: а) связь содержательной и операционной сторон формируемого умения; б) связи соподчинения между умениями, выделение ведущих среди них; в) связи между умениями воспринимать, излагать и создавать текст. Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением. Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы: - подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; -  установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; - определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими. В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста. Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над пробным изложением, над кратким изложением, над сочинением. Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений. Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Роль сочинений в развитии речи учащихся.Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения. Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся: Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения. Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию. Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения. Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность. Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст. Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования. Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся. Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:1) Творческие:- Что такое доброта? - Что такое красота? - Хочу всё знать. А зачем? - Меня особенно волнует… - Мои три желания. - Где бы я хотел побывать? Почему? - Самая дорогая вещь в нашем доме.- Чтобы я рассказал африканским детям о зиме. - Три чудесных цвета. - Кто ночью не спит? - Путешествие осеннего листочка. - Я – Солнце. - Широка страна моя родная.2) Репродуктивные:       - Что я знаю о белке. - Любимое математическое действие. - Мой верный друг. - Как зимуют звери. - Мои игрушки. - Наша дружная семья. 3) Фантограммы. - Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет? - авторучка подсказывала? - дорога поднялась в небо? - всегда побеждало зло? - я был добрым волшебником? - исчезло солнце? 4) Сочинение-рассуждение: - Почему осенью с деревьев опадают листья? - Почему идёт дождь? - Почему я люблю книги? - Почему меня так назвали? - Почему нужен друг? 5) Сочинение-описание:     - Моя любимая игрушка. - Первый снег. - Наша классная комната. - Дом, в котором я живу. - Новогодняя ёлка. Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается. Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.1. Проверка домашнего задания.        - Ребята, вспомните ваше домашнее задание.Прочитайте четверостишие:

«Белый снег, пушистый,

 В воздухе кружится,

 И на землю тихо

 Падает, ложится».         

- Понаблюдать, как падает первый снег.

 - Найти описание первого снега, снежинок.

 - Нарисовать рисунки.

 - Вырезать снежинки.

 Чтение хором вслух.          

Оформлена выставка рисунков, книг, альбом с собранными материалами.

2. Постановка учебной задачи.        

- Как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами на уроке?

 - Чему будете учиться?        

Ответы детей.

 -Будем писать сочинение о том, как падал первый снег.

 -Как выглядят снежинки.

 -Как красиво на улице, когда падает снег.        

 3. Целеполагание.        

- Кому понравилось наблюдать за снегопадом?

 - Чем вам запомнился первый снегопад?

 - Сегодня мы  будем писать сочинение-описание первого снега. В своих работах вы должны будете так рассказать о первом снеге, чтобы все представили всю красоту и прелесть первого снега.        

Ответы детей.

 Учащиеся коротко рассказывают о своих впечатлениях, используя свои рисунки, наработки.        

Работа с выставкой рисунков, книг.

4. Беседа по картине.        

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника А.Пластова «Первый снег».

 - Какие чувства, желания рождает у вас эта картина?

-Художник даёт нам возможность почувствовать красоту первого снега, красоту жизни.        

Рассматривание репродукции картины А.Пластова «Первый снег».

Ответы детей.

 -Чувства радости, восторга.

 - Хочется ощутить прикосновение лёгких снежинок.

 Чтение отрывка из стихотворения Н.Брауна:

 -Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов.

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!        

Репродукция картины А.Пластова «Первый снег».

5. Лексическая подготовка.        

- О чём мы будем рассказывать в сочинении?

 - Как будет называться сочинение?

 - Первый снег (что делает?)…

 -Какие слова можно использовать вместо слова «падает»?

 - Как выглядит небо во время снегопада?

 - Что такое снег?

- Как снежинки опускаются с неба на землю?

 - Как выглядят снежинки?         

Ответы детей.

 - О первом снеге.

- Давайте так и назовём «Первый снег».

 -Летит, падает.

- Кружится, сыплется, опускается, вьётся, порхает…

 - Как большое пуховое одеяло…

 -Снег – это  много красивых снежинок.

 - Медленно, плавно, бесшумно…

 - Они крупные, пушистые, мохнатые, белые, блестящие, сверкающие, чудесные, воздушные…        

Запись слов на доске.

6. Обсуждение структуры сочинения.        

- На какой вопрос вы должны будете ответить в своём сочинении?

- Как начать сочинение? О чём написать во вводной части?

- О чём напишем в основной части?

- Как можно закончить сочинение?

- Что поможет вам в написании сочинения?        

Ответы детей.

 - Как выглядит первый снег?

 -В чём его красота?

- Вот и зима.

 - Здравствуй, зимушка – зима! Мы тебя так долго ждали.

- Будем описывать первый снег.

 - Как выглядят снежинки.

 - Выразить свои чувства, эмоции.

 - Написать, какой первый снег замечательный.

 - Наши наблюдения, оформление урока, словари.

 -Наша беседа.        

Памятки при работе с сочинением.

7. Самостоятельная работа.        

- Великий русский композитор П.И.Чайковский написал замечательное произведение «Времена года».

 -Думаю, что тихое звучание этого произведения поможет вам выразить ваши впечатления и чувства ещё ярче, точнее.        

Составление и запись текста.        

Слушание. П.И.Чайковский «Времена года»

8. Самопроверка.        

- Прочитайте ваше сочинение.

 - Проверьте каждую часть.

 - Нравится ли вам ваше сочинение?        

Дети по желанию зачитывают вслух.

 Фрагменты детских сочинений.

 «… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Инна Авраменко).

 «… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Кристина Фомкина).

 «… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Сергей Быстров).

После проверки сочинений учителем, учащиеся оформляют свои работы, готовят выставки.

Урок 18

Тема. Вежливое обращение. Похвальное слово 

Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности.

образовательные:

• обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

• совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;

• совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;

• учить работать с планом произведения;

• развивать умение кратко передавать содержание текста по плану

развивающие:

• развивать навыки правильного чтения;

• развивать творческую деятельность учащихся;

• развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;

воспитательные:

• способствовать нравственному воспитанию учащихся: вежливость, доброта, забота о других, воспитание любви и уважения к близким людям, стремление помочь им;

• совместная творческая учебная деятельность детей и родителей.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Тема урока «Вежливые слова». На уроке будем учиться вежливому обращению друг к другу и к окружающим нас людям, к родным и близким вам людей. В начале урока ребята расскажут нам стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

III. Чтение учащимися стихотворения С.Я.Маршака наизусть.

Ежели вы вежливы,

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старушке. Ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И дедушкой, и с бабушкой,

Вы их не перебьёте. Ежели вы вежливы,

То в библиотеке,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом переплёте.

Ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду. Ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным, не робея.

III . Риторика. Беседа.

Учитель:

- Вы внимательно прослушали стихотворение, какого человека мы можем назвать вежливым?

- Вы пользуетесь вежливыми словами? Какими?

- Спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, спокойной ночи, добрый вечер, доброе утро, добрый день.

Учитель:

Внимание! Пришло письмо по электронной почте нам.

Дорогие ребята! Недавно смотрю телевизор и вижу показывают учеников Европейского лицея. И так они мне понравились, такие вежливые ребята, не дерутся, не толкаются. И решил я своего непослушного сына Буратино отправить к вам в лицей. Пожалуйста, научите вежливости Буратино.

С любовью и уважением П.Карло.

- Ребята, давайте поможем Буратино стать вежливым. Думаю, у нас это получится.

IV. Видеофильм. Обсуждение поступков Буратино.(Видеофильм, 777)

1 фрагмент фильма.

-Представь, Буратино, что ты идёшь по городу и встретил знакомую девочку Мальвину. Что надо сделать?

Буратино:

- Покажу язык.

- Ребята, а что надо было сделать Буратино? (Поздороваться)

2 фрагмент фильма.

- -Представь, Буратино, что тебе дали яблоко. Что надо сделать?

Буратино:

- Дай ещё.

- Ребята, а как надо было поступить Буратино? (Сказать спасибо)

3 фрагмент фильма.

Наступила ночь и все куклы стали укладываться спать. Что нужно пожелать всем?

Буратино:

 -Бросай подушки! Давай веселиться!

- … (Спокойной ночи!)

4 фрагмент фильма.

Буратино:

-Какие вы все важные, воображалы, наверное, и веселиться -то не умеете.

Учитель:

-Ребята, давайте покажем, что мы не важные, а внимательные. А когда настало время отдыха – можно и повеселиться!

V. Физминутка. «Буратино».

Кто доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не ученый, не поэт,

А покорил весь белый свет,

Кого повсюду узнают,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

На голове его колпак,

Но околпачен будет враг,

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слез,

Он очень скоро будет тут,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

Он окружен людской молвой,

Он не игрушка- он живой!

В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч,

Все песенки о нем поют,

Скажите, как его зовут!

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

VI. Вступительное слово учителя к работе над рассказом В.Осеевой. Подготовка к работе над частями текста.

Учитель:

А) -Ребята, есть такая народная пословица «Доброе слово, что ясный день». Как вы её понимаете?

- Народ, слагая сказки, складывая пословицы, прославил слово ласковое, дело доброе. Может быть поэтому, мы часто такие слова называем «волшебными».

Б)- А сейчас мы продолжим работу предыдущего урока внеклассного чтения над рассказом В.Осеевой «Волшебное слово». Открыли книги.

- Вспомним, какому мальчику волшебное слово помогло стать другим человеком и проследим, как действовало волшебное слово на окружающих.

В)Выборочное чтение. Работа по плану

- Рассказ на прошлом уроке разделили на 3 части, каждую часть озаглавили и нарисовали иллюстрации к тексту. Вспомним план рассказа.

План (на доске)

1. Встреча со стариком

2. Волшебное слово действует

3.Пустая скамейка

VII. Работа над частями текста.

-1 часть.

Учитель:

-Каким мы видим здесь Павлика?

(Красное сердитое лицо; кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком).

-Как он разговаривал с окружающими? Прочитайте.

Нравится ли он вам? Какие действующие лица в 1 части? (автор, Павлик, старик). Чтение по ролям.

2 часть.

Учитель:

-Работаем над 2 частью рассказа. Проследим, как волшебное слово Павлика действовало на окружающих его людей. Давайте найдём эти строки.

( Руки Лены, сжимавшие карандаши, разжались. Все морщинки на лице бабушки засмеялись как лучики солнца. Брат засмеялся, взъерошил волосы Павлика ).

Учитель:

-Изменилась ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

Чтение по ролям.

3 часть.

Учитель:

-Зачем же Павлик выбежал на улицу?

VIII. Составление диафильма по рассказу. Дети устно рисуют картинки, а учитель показывает на слайдах рисунки детей к рассказу (5 кадров)

- Какую картинку нарисовали к 1 части? 1 кадр.

- Какие картинки нарисовали ко 2 части? 3 кадра (разговор Павлика с сестрой, разговор Павлика с бабушкой, обед)

- Какую картинку нарисовали к 3 части? (пустая скамейка). 1 кадр

IX. Пересказ рассказа. Озвучивание диафильма.

X. Обобщение по работе над рассказом.

Учитель:

-Был ли старик действительно волшебником?

Учитель:

-Он был мудрым человеком и знал тайну доброго отношения к людям. Он открыл эту тайну маленькому Павлику, чтобы хорошо относились к тебе, нужно самому хорошо относиться к людям, к родным и близким людям. Мы увидели, как изменились поступки и отношения родственников Павлика, когда они услышали волшебное слово, и как изменилось всё вокруг для Павлика, ведь семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.

XI. Обобщение по уроку.

Учитель:

-Верно, доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.

-Как вы будете обращаться с окружающими вас людьми? А как вы будете произносить добрые слова? (с улыбкой)

- Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает? (вежливым, ….)

XII. Песня под фонограмму «Улыбка»

Песня из мультфильма «Крошка Енот»

Слова М. Пляцковского, музыка В Шаинского

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке,

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба, начинается с улыбки.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной,

Перестанет плакать самый грустный дождик,

Добрый лес простится с тишиной,

И захлопает в зеленые ладоши.

От улыбки станет всем теплей,

И слону и, даже, маленькой улитке,

Так пускай, повсюду на земле,

Будто лампочки, включаются улыбки.

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке,

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба, начинается с улыбки.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба, начинается с улыбки.

XIII. Домашнее задание.

Учитель:

-Домашнее задание, пересказ рассказа по частям. И, подводя итог нашего урока, я предлагаю вам написать мини-сочинение дома (по желанию).

“Моя семья - это…..”, “Семья нужна человеку….”

XIV. Итог урока. Выставление оценок. Буратино дарит детям свои фотографии с пословицей «Доброе слово, что ясный день» и вежливыми словами.

«Доброе слово,

что ясный день»

Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, добрый день, доброе утро, добрый вечер, спокойной ночи.

Похвальное слово

 “ ... Восклицать, друг другом восхищаться” можно и тогда,  когда мы произносим похвальное слово.

А чем отличается комплимент от похвального слова ?

Комплимент и похвальное слово

  1. И в комплименте, и в похвальном слове содержится похвала.
  2. Но похвальное слово – это как бы развернутая похвала,

   т.е. монолог, монологическая речь.

Попробуйте выявить еще одну особенность похвального слова. Обратите внимание, что хвалят в этих высказываниях – похвальных словах, которые сочинили ваши сверстники.
Риторический анализ

                          Похвала книге

1. Дорогая книга! Ты очень много значишь в моей жизни. Когда я читаю тебя, то мне кажется, что я по-другому начинаю понимать жизнь. Она становится для меня интереснее.

    Мне очень нравятся твои герои. Их так много, что я не могу выбрать любимого.

    Пираты всегда ищут сокровища. Путешественники открывают новые земли.

     В общем, книга – это что-то прекрасное. Она учит, развлекает, веселит.

Похвальное слово автомобилю

   Я очень благодарен тому мудрому человеку, который изобрел тебя, автомобиль.

   Мне нравится смотреть на тебя, как на чудо, без которого невозможна была бы современная жизнь. Ты кажешься мне явлением загадочным и таинственным, и я не представляю себе своей жизни без тебя.

   Как ни странно, но ты очень похож на человека. Чем лучше к тебе относишься, тем больше благодарности от тебя получаешь в виде скорости, комфорта и надежности.

   Благодарю тебя за то, что ты есть и помогаешь людям

Вывод

   В этих высказываниях хвалят книгу и автомобиль. Следовательно, похвальное слово можно произносить не только в адрес человека, но и в адрес  предметов.

Что и за что хвалят?
Предметы, место, время;

свойства предметов;

их действия, устройство;

изобретателей предметов, основателей (города, музея, храма)

    и т.д.

Риторическая задача

Вероятно, вы могли бы сказать о книге и автомобиле свои похвальные слова. Попробуйте. Где, в какой обстановке вы могли бы их произнести?

Варианты похвальных слов

О, дорогая моя книга! Ты для меня корабль, переносящий в другие страны и другие времена! С твоей помощью я путешествую по странам и континентам, общаюсь с умными людьми всех времен и народов! Если бы не было мудрых книг, человечество не смогло бы идти вперед!

О, могущественный автомобиль! Как люди могли жить без тебя, даже не представляю! С твоей помощью я могу повидаться с друзьями, увидеть красоту природы и замечательные памятники, созданные человеком! О, прекрасное изобретение человека! Ты даешь ему свободу- свободу передвижения!

Похвальное слово книге может прозвучать на школьном празднике “Любимая книга”; на собрании любителей книги в библиотеке; на празднике первоклассников “Прощание с букварем”. А автомобилю - на открытии автомобильной выставки, в рекламном сообщении и т.д.)

Домашнее задание

Риторическая задача.

 Напишите, а затем произнесите похвальное слово на выбор:

любимому городу, поселку, селу;

любимой школе на выпускном балу;

любимому уголку природы (лесу, полю, лугу, реке, морю и т.д.).

Не забудьте, что похвальное слово произносится убедительно, с чувством восхищения.

Урок 19-20

Тема. Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определения. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров

Цель: вспомнить речевые жанры, углубить знания о первичных и вторичных речевых жанрах; признаки речевых жанров; риторические изобретения, топ определения

Ход урока

  1. Повторение. Диалог Риторика и Грамматика.  Понятие текст. Теория – повторительное чтение
  2. Повторение – жанрообразующие признаки знакомых речевых жанров
  3. Комментирование схемы
  4. Повторение структурно – содержательного членения делового текста
  5. Риторическая игра «Веселый рассказ»
  6. Самостоятельное составление объявлений различных видов о ручке - самосписывалке, объявление-запрет, объявление о пропаже и т.д.
  7. Объяснение нового материала. Диалог Грамматика и Риторика о речевом жанре
  8. Границы речевых жанров
  9. Цель жанра
  10. Образ автора
  11. Образ адресата
  12. Диктум
  13. Фактор прошлого
  14. Фактор будущего
  15. Формальная организация
  16. Повторение – основные признаки речевого жанра
  17. Изобретаем речь – ознакомительное чтение теории по учебнику с.145
  18. Понятие риторическое изобретение
  19. Новое в речи
  20. Инструктивное слово учителя
  21. Записи в тетради первой инструкции
  22. Полезный топик
  23. Итоги урока
  24. Домашнее задание: ответы на вопросы по учебнику с. 149-150

Урок 21-22

Тема. Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв

Цель: повторение создания вторичных текстов, формируем умение создавать вторичные тексты, отзыв, сжатый пересказ, знакомство с аннотацией, учим создавать устные и письменные отзывы

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о писателе Э.Шиме
  2. Беседа на закрепление после чтения рассказа Э.Шиме
  3. Закрепление. Определение темы, основной мысли текста, его стилистических и типологических особенностей
  4. Практикум. Выполнение заданий 30 и 31
  5. Разновидности аннотаций
  6. Схема, ее составление и разбор
  7. Опорные стандартные и нестандартные выражения
  8. Развернутая аннотация
  9. Аннотация из сборника повестей
  10. Примеры аннотаций, составленные учениками. Анализ и прочтение аннотаций
  11. Творческая работа. Написание аннотации
  12. Вопрос о предисловии. Изучение теоретического материала
  13. Текст и его характеристика
  14. Предисловие
  15. Отзыв
  16. Комментирование рисунков учебника в начале параграфа
  17. Обсуждение написания памятки-рекомендации
  18. Основные компоненты написания отзыва
  19. Составление плана написания отзыва
  20. Конкурс на лучший отзыв о детском фильме
  21. Итоги урока
  22. Домашнее задание: создать электронный рисунок-эмблему конкурса или фильма; рисунок-портрет телезвезды любимого фильма (мультфильма), отзыв о понравившемся фильме (по выбору учащихся), используя ресурсы Интернета

Урок 23-24

Тема. Рассказы. Автор – рассказчик – герой. Услышанный рассказ. Выдуманные истории

Цель: знакомство с различными видами рассказов с точки зрения отношения автора к описываемым событиям, показать наличие разных лиц (рассказчика, автора, героя); научить различать эти персонажи, научить использовать эти персонажи в создании собственных рассказов; обучение риторическому анализу; знакомство с особенностями услышанных рассказов

Ход урока

  1. Знакомство с различными видами рассказов с точки зрения отношения автора к описываемым событиям, показать наличие разных лиц (рассказчика, автора, героя); различие этих персонажей
  2. Работа по упражнениям учебника 157-159
  3. Чтение беседы Риторика с Колей и Олей, рассказа В.Голявкина
  4. Практикум. Ответы на вопросы. Устно
  5. Анализ рассказа Кати
  6. Заполнение схемы
  7. Творческая работа. Придумывание рассказа с точки зрения очевидца происшедших событий, описание кому-то этого случая, случай неизвестен слушателям
  8. Объяснение новой темы.
  9. Компоненты риторического анализа и его цели
  10. Устные обобщения учащихся
  11. Анализ рассказа С.В.Образцова
  12. Услышанный рассказ
  13. Самостоятельная работа на закрепление
  14. Отбор материала услышанного рассказа
  15. Отличие фантастики от выдуманных историй. Слово учителя
  16. Пересказ услышанной истории
  17. Итоги урока
  18. Домашнее задание: сочинение – пересказ услышанной истории

Урок 25-26

Тема. Спор. Как управлять спором. Если ты ведущий

Цель: учим школьников управлять,  мини-дискуссией; отличие спора от ссоры; как следует уходить от ссоры; выбирать и формулировать тему дискуссии, определять цель спора; вести микродискуссию, произносить вступительное и заключительное слово, подготовка к вступительному слову ведущего

Ход урока

  1. Повторение. Спор и ссора. Беседа
  2. Анализ отрывка из исторической повести Д.Триза «Фиалковый венец»
  3. Комментированное чтение отрывка исторической         повести
  4. Словарная работа по дискуссии, ее понятиям в различных словарях
  5. Признаки дискуссии
  6. Мини-дискуссия
  7. Критерии отбора вопросов дискуссии. Составление схемы тем дискуссий
  8. Анализ текста. Беседа
  9. Чтение информации с.135 учебника. Освоение нового материала
  10. Резерв. Проблемная ситуация в повести А.Алексина «Третий в пятом ряду»
  11. Подготовка вступительного слова дискуссии для передачи. Самостоятельная работа
  12. Аргументы, оппоненты, дискуссия, ее ведение, ведущий
  13. Итоги урока
  14. Домашнее задание: подготовить вступительное слово, открывая мини-дискуссию на тему: «Надо ли зарабатывать деньги у своих родителей?», опираясь на вопросы
  15. Какие аргументы использовали говорящие? Помогут ли эти аргументы убедить говорящего? Какой         аргумент самый убедительный? Почему? Можно ли такое обсуждение вопроса назвать дискуссией? Почему?

Урок 27-28

Тема. Понятие о притче. Уместное ее использование

Цель: знакомим с притчей как речевым жанром, его особенностями; учим рассказывать притчи, это короткий рассказ; учим выводить мораль из притчи

Ход урока

  1. Слово учителя. Лекционные записи
  2. Анализ текста «Сказка о лисе и журавле»
  3. Комментированное чтение сказки
  4. Комментарий басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Волк и ягненок» и др.
  5. Анализ текстов. Групповое задание на закрепление
  6. Составление схемы притчи
  7. Мораль в притче
  8. Самостоятельная работа в парах на закрепление материала «Мораль притчи»
  9. Комментарий морали в упражнениях (текстах) учебника сто. 146-153
  10. Итоги урока
  11. Домашнее задание: составление притчи, опираясь на теорию учебника и записи в тетради, по желанию – рисунок

Урок 29-30

Тема. Личное письмо. Особенности писем. Письмо-поздравление. Письмо-просьба

Цель: учим составлять разные письма; знакомим с языковыми средствами писем; повторяем сведения о просьбе; нравственное воспитание учащихся

Ход урока

  1. Слово учителя. Характеристика письма
  2. Устная работа по вопросам на закрепление
  3. Практикум. Чтение начал писем
  4. Жанровые, стилистические и лексические особенности писем
  5. Интересная информация для адресата
  6. Составление писем, основное содержание писем
  7. Письмо-поздравление, его особенности
  8. Анализ поздравительных писем
  9. Игра «За что мы любим?»
  10. Объяснение нового материала о благодарственных письмах
  11. Анализ и комментирование чтение благодарственного письма «Письмо учительнице»
  12. Письмо-просьба
  13. Оценка письма М.Горького к сыну
  14. просьба официального письма
  15. Просьба делового характера
  16. Самостоятельная работа. Написание письма – просьбы
  17. Дневниковые записи
  18. Итоги урока
  19. Домашнее задание: изучить теоретический материал писем в редакцию, написать письмо в редакцию от имени ученика (темы определены, сделаны записи в тетради)

Урок 31-32

Тема. Особенности интервью. Как подготовить интервью?

Цель: знакомство с речевым жанром интервью; формируем умения брать и давать интервью; учимся готовить интервью; формируем умения правильно задавать вопросы, правильно формулировать вопросы; вести диалог

Ход урока

  1. Слово учителя об интервью
  2. Работа с материалами учебника
  3. Интервью и беседа – сопоставление
  4. Мастерство Познера В.
  5. Подготовка к интервью
  6. Игра: «Можно и нельзя в интервью»
  7. Интервью с родителями, обсуждение
  8. Итоги урока
  9. Домашнее задание: провести и записать на диктофон интервью с (по желанию, выбору учащегося), тему определяет ученик

Урок 33-34

Тема. Итоговое занятие в форме игры. Конкурс – игра. Задания на лето

Цель: обобщение полученных знаний на уроках риторики в 6 классе, задания на лето творческого характера

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Вы видите у себя на столах стилизованные картинки (“мордашки”). Каждая из картинок обозначает одно из 3-х чувств: скуку, безразличие, интерес. Возьмите ту картинку, которая передает ваше настроение в данную минуту. (Учащиеся показывают картинки).

- Ну что ж, в начале нашего урока преобладают различные чувства. Попробуем сделать так, чтобы к концу учебного занятия ваше настроение улучшилось. И начнем с игры, ведь у нас необычный урок, а значит, и начаться он тоже должен необычно. Я предлагаю вам игру “Отгадай слово”:

первая буква в этом слове обозначает второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы “Где?”, “Куда?”, “Откуда?” и другие (обстоятельство);

обозначение звука на письме (буква);

родной язык большинства россиян (русский язык);

третья буква в названии части речи, обозначающей действие предмета (буква “а” в слове “глагол”);

буква в слове “вещь”, обозначающая шипящий звук (щ);

последняя буква в слове, обозначающая предмет изучения в синтаксисе (буква “е” в слове “предложение”);

как называется предложение, состоящее только из грамматической основы (нераспространенное);

самый распространенный союз (и);

последняя буква в слове, обозначающем второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы “Какой?”, “Чей?” и другие (определение).

- Итак, назовите, что у вас получилось (Презентация). Скажите, когда мы произносим слово “обращение”, какие ассоциации возникают у вас. (Ответы учащихся).

- Да, слово “обращение” многозначное. Но сегодня мы будем говорить об обращении как о слове или группе слов, называющих лицо или предмет. Ведь человек постоянно обращается к кому-либо: к окружающим его людям, родным и близким, знакомым и незнакомым. Обращается в домашней обстановке и официальной, устной и письменной форме. И каждый раз обращение будут разным.

- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся).

- Тема нашего учебного занятия – “Такие разные обращения”. Сегодня мы узнаем, как можно вежливо и тактично обратиться к человеку, чтобы привлечь его внимание. Знаете ли вы, что в русском языке обращение считалось таким важным, что существовал даже 7-й, звательный падеж. Пример существительного в звательном падеже – слово “старче”. Вы помните: именно так обращалась к старику рыбка в сказке А.С.Пушкина.

- Как вы думаете, а по каким признакам можно обратиться к человеку? (Ответы учащихся). - Действительно, выбор конкретного обращения зависит, прежде всего от того, к кому мы обращаемся. Если мы знакомы с человеком, то, как правило, вежливее обратиться к нему по имени или по имени и отчеству. Кстати, а знаете ли вы, что отчество, образованное от имени отца, - это русская национальная традиция, которой нет в европейской культуре. В западных странах в официальной обстановке принято называть друг друга по должности (господин профессор, господин президент) или социальному статусу (сэр, мадмуазель, мистер, мадам) и т.д.

Но чаще всего мы обращаемся друг к другу по имени. Ведь мы живем в мире имен. Недаром Гомер в своей “Одиссее” писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает

 Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный.

 Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Имя в нашей жизни значит очень много. Наверное, поэтому японские художники-философы согласно традиции трижды в жизни меняют свое имя, чтобы лучше познать себя и мир через новое “я”. Замечено также, что после перемены клички у животных меняется характер. Так что знаменитая пословица “Хоть горшком назови, только в печку не ставь” не находит подтверждения в мировой истории имяупотребления.

- Каждый из нас носит свое имя. А знаете ли вы, что оно обозначает и почему вас так назвали?

Звучат рассказы учащихся об истории своего имени.

- Замечаете ли вы, ребята, что в течение дня вы можете быть, например, и Костькой, и Костей, и Константином, и Костенькой. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно. Я предлагаю вам еще одну игру, но для этого вам необходимо пройти к компьютерам.

Компьютерная игра

- Итак, обращение помогает определить отношение к человеку. Давайте попробуем доказать это, составив записку

1 вариант – родителям, брату или сестре;

2 вариант – директору школы;

3 вариант – приятелю.

Самостоятельная работа учащихся.

- Очень важно правильно обратиться к человеку, чтобы не обидеть его.

Когда ты хочешь молвить слово,

 Мой друг, подумай, не спеши.

 Оно бывает то сурово,

 То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

 То медью траурной поет.

 Покуда слово сам не взвесишь,

 Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

 И радость людям отравить.

 Им можно лед зимой расплавить

 И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

 Пусть ненароком, пусть шутя.

 Подумай, как бы им не ранить

 Того, кто слушает тебя. (В.Солоухин. “Слово о словах”)

- Каких же обращений следует избегать, чтобы не обидеть человека? (Ответы учащихся).

- Да, ребята, никогда не следует называть незнакомых людей с помощью имен нарицательных (дяденька, бабушка, мамаша, девушка и т.д.), потому что они воспринимаются человеком не только как невежливые, неуместные, но и как обидные. Такие обращения могут заменить слова извините, Вы не скажете, будьте добры; подскажите, пожалуйста, и другие.

- Не секрет, что правильное обращение друг к другу воспитывается прежде всего в семье. Давайте посмотрим 2 сценки и ответим на вопрос, в какой семье вам было бы приятнее жить и почему.

Учащиеся показывают инсценировки (упражнение №82 из учебника “Школьная риторика” под редакцией Т.А.Ладыженской)

- Ребята, о каких обращениях сегодня на уроке мы еще не говорили? Правильно, о прозвищах. Как вы думаете, зачем люди придумывают прозвища? (Ответы учащихся). Как вы сами относитесь к прозвищам? (Ответы учащихся).

- Итак, к человеку надо относиться очень бережно, как к хрупкому сосуду, который мы боимся разбить, а еще бережнее надо к человеку обращаться, чтобы ненароком не обидеть его. Не случайно народная мудрость гласит: “Хорошо там и тут, где по имени зовут”.

- Кстати, как вы понимаете это выражение? (Ответы учащихся).

- Ребята, я прошу вас снова взять в руки стилизованные рисунки-мордашки. (Ученики показывают картинки). Я вижу, что улыбок стало больше; стало быть, урок получился.

- Итак, чему же научило вас сегодняшнее занятие? (Ответы учащихся).

1. Словарная работа. Записать под диктовку следующие слова:

 Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста, благодарю.

 (Самопроверка.  Правильность записанных слов проверяем по образцу)

 Оценку за работу выставить на поля.  Норма оценок заранее записана на доске)

2. Сообщение целей урока.

 Слово учителя.

 - Любите ли вы получать письма? А писать?

Наш урок будет посвящен древнему благородному искусству - умению писать письма. Знакомлю с девизом урока. Слайд 3

 - Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой письма, со стилистическими и

 лексическими особенностями. Мне хочется, чтобы вы проявили самостоятельность в

 мышлении и учебной деятельности.

 Ученики читают эпиграф урока.

 - Что обозначает слово «Эпистолярный»?  (Если ученикам не знакомо это слово,

 знакомлю их со словарной статьей из словаря СИ. Ожегова, стр. 790

 Эпистолярный, -ая, -ое. О литературных произведениях: в форме письма, переписки.

3. Жанр. Э. стиль.)

4. Анализ видиом.

 - Я просила нарисовать учащихся видному, т. е. рисунок, через который бы вы

 выразили свое понимание слова «Письмо», т.е. создали зрительный образ.

 - А что же такое письмо? Найдите и прочитайте значение этого слова по «Словарю

 русского языка « СИ. Ожигова (стр 447)

5. Историческая справка. Рассказывает заранее подготовленный ученик.

 « Письма люди пишут давно. Первыми письмами были наскальные изображения. Жители Месопотамии много лет тому назад писали письма на плитах, индейцы на шкуре бизона.

 На Руси первые письма представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, затем сушили. Обрезали по краям и процарапывали «писалом».

 Современные формы письма и правила переписки сложились сто пятьдесят лет назад. Пришли они к нам из Англии»

6. Когда мы пишем письмо, мы создаем текст.

Что такое текст?

Какие композиционные компоненты должны быть в письме?

Сначала выслушиваю высказывания учащихся, затем обращаюсь к записям на доске

 (повторяем материал, изученный в 5 классе)

А) адресат - адресант;

 Б) информация (официальная, неофициальная, личная, эмоциональная)

 В) коммуникативная задача ( для чего пишем: сообщить, поздравить, поблагодарить,

 поделиться чувствами).

 Работа с учебником (стр. 55.)

 - Какую новую для вас информацию содержит материал под треугольником на стр. 55.

7. Виды писем.

 Какие бывают письма в зависимости от коммуникативной задачи? Посмотрите 56-63 страницы.

 Запишите виды писем в тетрадь в столбик

 Личное письмо

 Письмо-поздравление

 Благодарственное письмо

 Деловое письмо

 Письмо- просьба

 Взрослые пишут официальные письма или деловые

 А сейчас решим тест. Соотнесите номера писем с видом. За каждый правильный ответ вы получаете балл.

 Тест.

Определите вид письма.

1 .Дорогая бабуля!

 Мы пишем тебе уже из Крыма! Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно!

 Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу - море. Знаешь, я сначала не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно откатывало на берег. Но сейчас все спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спиться.

 Тебе, наверное, хочется узнать, как мы живем, едим ли фрукты, как себя чувствуем... Поэтому я передаю письмо маме, и она расскажет об этом.

 Целую тебя, бабуля!

 Твоя внучка Даша.

2. Уважаемая Валентина Ивановна!

 В ответ на ваш запрос от 12.10. 2006 года сообщаем, сто согласно Вашей просьбе мы направили вам 12.11. 06 года учебно-методическую литературу по адресу, указанному вами.

 Издательство «Творческий центр Сфера»

3 Дорогая сестра!

 С новым годом, с новым счастьем!

Прими от меня сердечные пожелания: хочу, чтобы ты была здорова, чтобы счастье никогда не покидало тебя, чтобы ты была любима всеми так же как твоей семьей. Пиши чаще, не забывай свого любящего тебя брата.

Ноябрьск. 2009 год

4. Многоуважаемый Иван Федорович!

 Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.

 Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.

 Ваш друг.

5. В Управление образования Администрации города Ноябрьска.

Администрация СОУ СОШ 12 сообщает, что до работников школы доведены сведения о недопущении фактов предоставления и использования подложных проездных документов и иных поддельных документов, что относится к составу преступления к ч. 1 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Вопрос был рассмотрен 27.04.2009 года на совещании при директоре.

Директор школы И.В.Ращупкина

Проверка правильности выполнения работы. Оценку выставить на полях тетради.

Беседа по текстам теста:

А) Когда и с какой целью написаны письма?

 Б) Кому адресованы?

 Какие внешние композиционные признаки указывают, что перед вами письмо -

 особый жанр текста?

 6. Композиция письма. (Записать в тетрадь)

Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение)

В письме также присутствуют эти части, но они приобретают другой характер. Посмотрите внимательно на тексты писем из теста. Вы заметите, что в разных письмах есть одинаковые части.

Какие элементы, как правило, присутствуют в письме?

Выслушать высказывания учащихся и записать в тетрадь следующее: (дата, место написания, обращение к собеседнику, прощание, подписи)

Приветствие или обращение (название того, кому предназначено письмо)

Основная часть (изложение информации, интересующей адресата)

Заключение (выражение уважения, любви, почтения, прощание)

Дата. Подпись.

Сравните запись с материалом из учебника стр. 55

Какую композиционную часть мы не записали? (вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелание)

Обязательно ли наличие указанных композиционных элементов в каждом письме?

Чем обусловлено употребление тех или иных композиционных элементов в письме? (видом письма)

7. Первичное закрепление изученного материала.

 А) -Напишите вступление письма к автору книги, которую вы недавно прочитали, к учителю, к бабушке, сестре брату.( Эту работу ученики выполняют по вариантам или по желанию, в зависимости от подготовленности класса, также можно организовать работу в малых группах) Помните, что начальное обращение определяет тональность письма в целом. По началу письма можно говорить о настроении письма: печальное

 или шутливое, страстное или язвительное, может быть и поучительное.

 Б) Проверка выполненной работы. Оценка выставляется на полях.

 В) На доске написан текст. Прочитайте его.

 Привет, С!

 Пишу тебе из дома 16 ноября 2006 года. Вот решил написать тебе. У нас всё как

 всегда. А как у вас? У нас прошел фестиваль детского творчества «России звонкие

 края». Он мне очень понравился. Я учусь хорошо. Кончаю тебе писать. Больше писать

 нечего.

 - Понравилось ли вам это письмо?

 - Какие речевые недочеты допустил автор? (Исключить повторы - «пишу»и

 «написал», «Кончаю тебе писать» и «Больше писать нечего».( Можно рассказать

 другу, чем понравился фестиваль детского творчества)

Почему письмо неинтересное? (Нет впечатлений, переживаний, отсутствует какая-либо интересная информация)

Какая композиционная часть письма отсутствует? (Подпись и дата)

Отредактируйте и запишите текст письма.

8. Стилистические и лексические особенности писем.

Прочитать письмо Н. Островского матери (упр. 65, стр. 64)

Какие предложения по цели высказывания использует автор?

Найдите глаголы в повелительном наклонении.

Местоимения какого лица использует автор?

К стилистическим особенностям также относятся наличие обращений, заключение. Прочитайте их.

9. Подведение итогов урока.

Что нового узнали?

Чему научились на уроке.

10 Комментирование домашнего задания.

Домашнее задание можно выполнять по желанию один вариант.

вариант - написать письмо автору прочитанной книги ( письмо должно быть связано с идейно-тематическим содержанием произведения)

вариант - письмо учителю (можно о конкретной ситуации)

вариант - написать письмо бабушке, рассказать о себе, о новостях, расспросить о её делах)

Используйте материалы урока!

Задания на лето: оформить дневниковые записи летних каникул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки

Урок «Риторика» 3 классСочиняем загадкиЗадача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметовЦели: развивать монологическую речь, память...

Тематическое планирование по риторике 8 класс

Учебно-тематическое планирование курса "речь и культура общения" 8 класс...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.

Материал для работы на уроках риторики в 10 классе. Тема: "Дистантное общение и современная техника". Задание предполагает просмотр видеофрагмента, его риторический анализ и решение риториче...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Конфликтная ситуация. Конфликт.

Материал разработан к уроку риторики в 10 классе по теме: "Конфликтная ситуация. Конфликт". Задание предполагает просмотр и риторический анализ видеофрагмента, далее ребятам предлагается реш...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Официальный тост.

Матриал предполагает просмотр, последующее за ним обсуждение видеофрагмента и решение риторической задачи по теме: "Официальный тост"....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника. "Из комментария слов не выкинешь".

Предлагаемый материал включает анализ образцов комментариев и последующее их обсуждение....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.

Материал включает в себя памятку, содержащую правила успешного официального общения по видеосвязи....