Современные теории управления качеством образования
методическая разработка по теме

Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя – различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные теории управления качеством образования

    Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя – различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.

В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов:

- научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций;

- процессный включает в себя планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль.

- системный, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы.

На сегодняшний день стандартизация и сертификация системы качества необходимы. Это признание успеха конкретного производства, необходимый этап на пути признания успеха всей фирмы и внедрения самых современных моделей управления качеством, получивших обобщенное название “методов всеобщего управления качеством”.

Таким образом, развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Управление, обеспечение и улучшение качества, рассматриваемые как стратегия развития производительных сил и производственных отношений, ориентированные не только на выживание, но и на процветание общества, предприятия и каждого человека, неотделимы от общей системы управления. В этой связи, подход, рассматривающий развитие общего управления качеством в образовании, во взаимосвязи с развитием общего менеджмента, на взгляд автора, наиболее удачен.

В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках. Качество – это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.

В  ряде стран уже осознали это и приступили к практическому решению проблем качества, уделяя особое внимание подготовке работников к результативному и эффективному использованию соответствующих современных подходов, методов и средств.

Современные подходы к образованию в своей совокупности составляют основу для формирования современных образовательных ценностей.

Каждый из подходов предполагает отличающиеся модели школ.

В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм.

1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное  и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие

учащихся в организации и получении своего образования.

2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению

социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм по-

ведения, формирования отношений.

3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружаю-

 щей действительности. Необходимы знания, умения, компетенции по получению и обработке информации, по оценке имеющихся и получаемых знаний, умений и формированию ключевых компетенций по овладению самообразовательными методами (приемами).

4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает больше возможностей учащимся формировать внутреннюю мотивацию, обеспечивающую целостность восприятия за счет расширения ассоциативных связей. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.

5. Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.

Рис. Модель системы управления качеством  

Создание системы управления качеством образования требует последовательного решения следующих задач:

- определение и концептуализацию целей в области качества образования;

- выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;

- установление базового комплекса процессов как открытой модели;

- разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих

функционирование и развитие образовательного учреждения;

- осуществление документального оформления системы менеджмента качества;

- осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.

Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе или переходе ее отдельных подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур.

Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Одни образовательные организации за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие – оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу.      

Необходимо помочь обучающимся:

• развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;

• реализовать интересы и склонности;

• выработать личные  нравственные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;

• усвоить свою будущую взрослую роль.

Следует научить обучающихся:

• пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях

рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;

• общению на иностранных языках;

• самообразовательной деятельности;

• бережному и заботливому отношению к окружающему миру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

         Определяющие факторы качества образования.

1.Исходные (личностные) характеристики: склонности и способности;

базовые знания (имеющиеся); психологическая устойчивость; внутренние препятствия (барьеры) для учения.

2. Образовательные условия:

• учебно-методические и наглядные материалы для обучения – учения – самообразования;

• материально-техническое оснащение, информационно-технологическое обеспечение образования;

• взгляды и подходы к образованию учителей, учащихся, родителей;

• педагогические кадры, обеспечивающие функционирование образовательного  учреждения;

• влияние территориальных органов власти на управление ОУ;

• степень участия общественных советов и организаций в поддержке образования;

• родительская поддержка (помощь) учащимся.

3. Государственный общий контекст функционирования образовательной системы:

• государственная политика в области образования;

• стратегические приоритетные цели и задачи в образовании;

• структура управления в системе общего образования;

• ресурсы образования и их доступность;

• положение учителя в обществе;

• развитие и доступность рынка образовательных услуг и учебной литературы.

4. Государственный стандарт, общественные ожидания, требования рынка, включенность образования в международное сообщество.

2) подсистема теоретико-методологических оснований, представленных на уровнях общенаучном, стратегическом, практико-ориентированном, конкретно-научном и факторном;

1) подсистема управленческих подходов, используемых для решения конкретных задач, ориентированных на качественное изменение какого-либо образовательного фактора

3) подсистема ценностной сущности компонентов и факторов образования различной природы (духовность, мотивация, компетентность и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

с данным докладом я выступала на 11-ой всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития"...

Управление качеством образования через повышение эффективности современного урока

В статье дается алгоритм успешного проведения современного урока...

Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.

Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива  может влиять класснй руководитель?...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....

Современный урок в аспекте управления качеством образования

Модель образования ХХI  века – образовательное общество. Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой ...

Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе

Статья посвящена теме "Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования"  Раскрывается проблема управления качеством образования современных школьников. Статья рассма...

Городское методическое объединение зам.директоров по УВР "Управление качеством образования современной школы "

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на  фундаментальности знаний и развитии творческих компетентнос...