Выступление на городских педагогических чтениях
статья по теме

Фотинова Ольга Алексеевна

Социальная и образовательная интеграция детей с особыми образовательными потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soc._i_obr.integraciya....doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

  МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

г. Мичуринск

«Социальная и образовательная интеграция детей

с особыми образовательными потребностями»

                                                 

                                                         Фотинова О.А.,

заместитель директора

      по воспитательной работе

                                                   

                                                 

Обращаясь к вопросу социальной и образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями, хочу привести слова выдающегося чешского педагога Я.А. Каменского: «Можно ли приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека».

    В настоящее время в России насчитывается более 1,5 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них статус инвалида имеют около 625 тыс. (возраст 0 – 17 лет).  Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2008 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

По данным Управления ПФР в г. Мичуринске и Мичуринском районе за 2008 г. в нашем городе проживает 255 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них: находится в социально-опасном положении - 5 чел.; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 8 чел.

Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. Решение проблем инвалидов входит в число приоритетных направлений социальной политики государства. И одна из главных задач - помочь таким людям адаптироваться в обществе. Особое внимание уделяется детям.

В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года названы основные положения инициативы «Наша новая школа», где четко обозначена особая задача – создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов и принятие в 2010 году пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на решение этих проблем.

Традиционно окружающая жизнь, образовательная среда вели и ведут себя агрессивно по отношению к таким детям, постепенно вытесняя их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений. До настоящего времени государственная социальная политика России была ориентирована в основном на сегрегацию, изоляцию детей с ограниченными возможностями и содержание их в закрытых стационарных учреждениях интернатного типа. Основой данного подхода выступает то, что в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения таким детям якобы можно создать оптимальную среду для развития, обучения и воспитания. До сих пор декларируется, что специальное образование, выступая видовым по отношению к образованию в целом, представляет собой устойчивый тип социальной структуры и форму социализирующей практики, посредством которой организуется социальный порядок в отношении детей с отклонениями в психофизическом развитии. За более чем 150-летнюю историю дифференцированного образования в России создана разветвленная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида (для детей с различными нарушениями развития).

I вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей, (90 школ-интернатов, 9850 уч.);

II вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабослышащих детей, (87 школ и школ-интернатов, 10 350 уч.);

III вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) детей, (17 школ-интернатов, 2604 уч.);

IV вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабовидящих детей, (90 школ, 10907 уч.);

V вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, (63 уч.заведения, 10592 уч.);

VI вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности), (74 школы-интерната, 8499 уч.);

VII вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, (132 уч. заведения, 19 343 уч.);

VIII вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, (1376 школ, 179 210уч.)

 Система специального школьного образования России количественно представлена почти 2000 учреждениями, в которых обучается более 500 тыс. детей и подростков с особыми нуждами. Остальные, чаще всего, находятся дома, вследствие ограниченности сервисов современных систем социальной реабилитации и образования.

  Присущая советскому государству идея всеобщего равенства, максимального сглаживания различий между людьми проявилась в системе специального образования (ССО) в виде стремления "приблизить" аномальных детей к нормально развивающимся, одним из следствий которого стала ориентация системы на уровень образования нормально развивающихся школьников.  
          Детям с отклонениями в развитии
(таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности) предлагалось осваивать, хотя и в другие сроки, и с помощью специальным методов, но общеобразовательный стандарт (ценз), предназначенный для нормально развивающихся детей. Усилия исследователей долгие годы были направлены на решение уникальной задачи - разработку путей получения аномальными детьми цензового образования, сначала в объеме начальной школы, а затем - в объеме неполного и полного (для ряда категорий детей) среднего   образования.
     Цензовое специальное образование стало крупным достижением отечественной системы и дефектологической науки, однако, реализованное стремление обеспечить учащимся специальных школ уровень общеобразовательных знаний, сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками, закономерно привело к оттеснению на второй план задач личностного, социально-эмоционального развития, целенаправленного формирования жизненной компетенции.  

  Негативным последствием цензовой системы явилось закономерное отторжение детей с глубокими нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, со сложной структурой дефекта в категорию необучаемых.

 Система образования в современной России  переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко неоднородно. Улучшение условий доступности образования для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с их поступления в начальную школу, заканчивая получением высшего образования, представляет собой одну из социальных проблем, которую необходимо решить, чтобы в будущем, когда эти молодые люди станут взрослыми, противостоять их исключению из гражданской, политической, социальной и профессиональной жизни.                    Конституция РФ предоставляет право на образование каждому, не останавливаясь на гражданах с ограниченными возможностями здоровья отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования, заложенной в качестве приоритета в «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», которые были утверждены ООН в 1993 году. Эта концепция предусматривает, что инвалид по возможности должен оставаться в общеобразовательном процессе, поскольку именно в период обучения формируется ментальная и социальная позиция человека, как условие гармоничного развития личности понимается включенность в систему, в которой инвалиду предстоит существовать всю жизнь. Воспитание и обучение детей-инвалидов, согласно ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», в случае, если общая система для них недоступна, проходит в специальных учреждениях или на дому. Проблема доступа к единому образовательному процессу сегодня актуальна и для людей, не имеющих статуса инвалидов, но страдающих различными тяжелыми заболеваниями.

Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями, инвалидов, испытывает серьезное потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. До 1995 года в школе – интернате дети получали полное среднее образование. В настоящий момент предусмотрено девятилетнее обучение, то есть выдается аттестат о неполном среднем образовании, что значительно занижает стартовые возможности получения дальнейшего образования, и, следовательно, получения специальности и успешной интеграции в общество.

  Кроме этого, дилемма специального образования состоит в том, что оно, с одной стороны, позволяет идти навстречу особым потребностям учащихся в медицинских, педагогических услугах, а, с другой стороны, препятствует социальной интеграции детей с особыми проблемами, способствует их социальному исключению, сегрегации и ограничению жизненных шансов.  Решение проблемы находится в направлениях гражданского образования как обучения толерантности, диалогу культур, в осуществлении совместных проектов между школами и вузами, инвалидами и не инвалидами, различными конфессиями, культурными и этническими общинами. Одним из оптимальных стратегических направлений выступает интегрированное (инклюзивное) образование – процесс совместного обучения и воспитания детей с ограничениями здоровья и не имеющих таких ограничений.

   Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними, т.е. важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка).  Инклюзивное образование – образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.      Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся учитывать взаимные особенности. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у образовательного учреждения, тем более успешным будет ученик. Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем не просто учителем, а целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве.

В развитии инклюзивного образовательного пространства сегодня участвуют (на примере ГОУ ЦО № 1447 им. Н.А. Островского г. Москва) учителя начальных классов, учителя-предметники, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, инструктор по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы.

Учителя школы с инклюзивными классами готовы принять "особого" ребенка, зная, что в лице своих ассистентов (тьюторов), специалистов данного учреждения или ресурсных центров, методистов округа, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку. Администрация ОУ и преподавательский состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка.

Как показывает  практика эксперимента, для детей с особыми образовательными потребностями должны быть созданы следующие основные условия:

  1. регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
  2. специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей;
  3. материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);
  4. адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
  5. необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.

Научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса осуществляется высшей школой и центрами переподготовки, ресурсами специальных (коррекционных) школ, методическим центром округа и силами администрации образовательного учреждения.

К сожалению, на сегодняшний день со стороны высшей школы не уделяется должного внимания подготовке кадров. В систему подготовки учителей массовых школ должны вводиться дисциплины, способствующие пониманию различных уровней готовности детей к обучению.

Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:

  1. представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  2. знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  3. знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
  4. умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Для изменения стереотипов, а далее и профессиональной позиции учителя в инклюзивном пространстве большую роль играют тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных ОУ позволяет продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.

Опора на опыт отечественной коррекционной школы позволяет не снижать качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе. Преподаватели из специальных школ оказывают методическую помощь коллегам из общеобразовательных школ. Сотрудничество специалистов делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами учреждений различных типов способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.

  Что касается нашего образовательного учреждения, то специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Мичуринска осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Работа строится на основе нормативно-правовых актов и документов в сфере образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: закона РФ «Об образовании», статья 5, 16, 17, 20, 50 (пункт 10, 11); закона РФ «О социальной защите инвалидов»; нормативно-правовом положении специального (коррекционного) образовательного учреждения,  типовом положении «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и других нормативных актов РФ Тамбовской области. Школа работает согласно Уставу, утвержденному учредителем (администрацией города), имеется лицензия и свидетельство о государственной аккредитации и других в пакете учредительных документов. В Уставе четко определены права и обязанности участников образовательного процесса, он изучен педагогами, родителями и доведен до сведения обучающихся.

Задача специальной (коррекционной) школы сегодня состоит в создании условий обучения, способствующих не только усвоению учащимися программного материала, сколько появлению у каждого обучающегося механизма компенсации дефекта на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.  К нам поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. Так:

  1. в 2004 - 2005 уч. г. - 98 чел., из них 29 - инвалиды детства;
  2. в 2005 - 2006 уч. г. - 98 чел., из них 30 - инвалиды детства;
  3. в 2006 - 2007 уч. г. - 110 чел, из них 34 - инвалиды детства;
  4. в 2007-2008 уч. г.- 107 чел., из них 38 – инвалиды детства;
  5. в 2008 - 2009 уч. г.- 110 чел., из них 40– инвалиды детства.

С каждым годом поступают первоклассники с более низкими показателями здоровья. Так в 2008 -2009 уч. г. в 1 класс поступило 58 % детей уже имеющих инвалидность.

С целью планирования оздоровительных, коррекционных мероприятий и внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс специальной школы ежегодно проводятся  медико-психолого-педагогические исследования, на основе которых  строится весь учебно-воспитательный процесс нашего образовательного учреждения.

В перспективе развития школы предусматривается структурная перестройка:

  1. Построение модели коррекционно-развивающей школы, системы гибких структур (подразделений), обеспечивающих равный доступ к услугам образования детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложным дефектом с учетом меняющегося контингента обучающихся.
  2. Апробация и внедрение системы разноуровневого обучения для обеспечения детей со сложной структурой дефекта, осознанного выбора индивидуального развития, подготовка к дальнейшему профессиональному самоопределению.
  3. Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого учащегося на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта.
  4. Открытие городского центра социально-медико-педагогической поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе школы.

Информационные источники:

Аксенова Л.И., Социальная педагогика в специальном образовании – М., 2001.

Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе – М., 1994.

Гилевич И.М., Тигранова Л.И.  К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефектология. – 1996. - № 6..

Мозговой В.М., Яковлева И.М.,Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. – М., 2006.

Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология.- 2004. - № 6.

.

Назарова Н.М.,  Специальная педагогика (в трех томах) т. 2  Общие основы специальной педагогики – М., 2008.

Пер Ч. Гюнваль  От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология, 2006, № 2.

 Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения – 2009. - № 1

Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года    http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городских педагогических чтениях 2013

9-х городские педагогические чтения«Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания»Секция: «Семья и школа: пути взаимодействия в совершенствовании образовательного простра...

Выступление на 9 городских педагогических чтениях - 2 место в городе

9 городские педагогические чтения "Развитие личности ребёнка в условиях школьного и семейного воспитания"Тема работы : Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотическо...

Выступление на 9 городских педагогических чтениях - 2 место в городе

9 городские педагогические чтения "Развитие личности ребёнка в условиях школьного и семейного воспитания"Тема работы : Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотическо...

Комбинаторика (фрагмент выступления на городском педагогическом фестивале Содружество-2013)

Данная презентация является фрагментом выступления на г ородском педагогическом фестивале Содружество-2013....

Выступление на городской педагогической коференции

Уровни развития УУД во внеурочной деятельности общекультурного направления...

Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"

Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...

Выступление на городском педагогическом совещании Тема «Организация обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»

 В МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы обучаются 56 детей с ОВЗ, что составляет 8,1 % от общего количества обучающихся школы.Школьная группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определ...