Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"
рабочая программа (8 класс) на тему

Денисюк Галина Михайловна

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования МО РФ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_matematicheskoy_logiki.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/ Скрипниченко И.Н./

Протокол № 1 от «30»

августа 2010г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №33»

_____________/ Камаева И.Н./

 «___»__________ 201____г.

«Утверждено»

Директор  МОУ «СОШ №33»

_____________/ Потрусова Л.Н./

Протокол № ____ от «___»

__________ 201____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 » г. Энгельса Саратовской области

Денисюк Галины Михайловны (I категория)

 ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ 8д класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_____2010 г.

2010 - 2011  учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

• Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

• Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.

• Стандарт основного общего образования по математике.

• Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.

 Составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 2-е издание, стереотип. -М. Дрофа 2001 -320с

• Стандарт основного общего образования по математике.

Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику «Факультативный курс по математике» (учебное пособие для 7-9 классов под редакцией И.Л.Никольская в объеме учебного времени 34 часа ( 1 урок в неделю).

Основные цели курса:

1.Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе и профессиональных учебных заведениях;

2.Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, логического мышления, способности к преодолению трудностей;

3.Помочь приобрести опыт планирования деятельности, решения разнообразного класса логических задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи.

4. Сформировать умение правильно строить различные математические предложения и делать выводы..

5. Познакомить учащихся с «азбукой математической логики», ее начальными понятиями и простейшими приложениями.

Элементы логики становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;

сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Задачи курса:

1.Усовершнствовать язык, используемый в процессе рассуждений.

2. Увеличить теоретическую значимость изучаемого материала.

3. Научить применять теорию к решению задач.

9. Развивать математическую речь.

10. Осуществлять связь математики с любой областью человеческой деятельности: наукой, техникой, юстицией, дипломатией, планированием народного хозяйства, военным делом.

Изучение программного материала предполагается в виде блоков.

На уроках используются: элементы лекции, семинары, консультации, практические занятия, собеседования, анализы самостоятельных и контрольных работ.

    На занятиях будет развиваться чувство общности: задания разнообразного характера позволят организовать  деятельность учеников по их усмотрению.

    Инициировать интерес у учащихся в начале занятий по программе предполагаю

- за счет ясной формулировки целей;

- посредством демонстрации ее актуальности для интересов и потребностей учащихся.

    В результате изучения программы будут организованы следующие виды учебной деятельности учащихся:

- применение знаний в практических проблемных ситуациях;

- ролевая игра;

-проектная деятельность,

целью, которых является расширение кругозора учащихся; привитие интереса к изучению математики.    

    Главная цель - информационно-познавательная. В результате будут развиваться навыки работы в команде. Во время самостоятельной работы учащихся над будет организована поддержка в виде разнообразных источников информации.  

При изучении элементов математической логики учащиеся испытывают разнообразные трудности, связанные с символическим языком. Для учеников будут организованы виды работ, которые помогут им облегчить усвоение материала.

     Для того, чтобы определить эффективность преподавания образовательной программы в целом будут проводиться контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, программированный контроль, диктанты.

    Продвижение учащихся будет отслеживаться в виде их рейтинга по предмету

Требования к ЗУН представлены в рабочей программе и в календарно- тематическом плане по каждой теме

Учебно-тематическое планирование

Класс            8д

Учитель        Денисюк Г.М.

Предмет        математика

Количество часов

Всего 34 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков -2, самостоятельных работ -2, тестов -1.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11кл./сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк – М.: Дрофа, рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов образования МО РФ.

Учебник:

«Факультативный курс по математике» (учебное пособие для 7-9 классов под редакцией И.Л.Никольская)

Дополнительная литература

1. Справочник школьника по математике.

2. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»

3. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика

Наименование разделов и тем

Календарные сроки(недели)

Вид занятий

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Примечания

Элементы математической логики(34часа)

1

Предмет математической логики. Логика высказываний.

1 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.174.№3,7,11.

2

Высказывания. Виды высказываний.

2 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.175.№13,

14.

3

Высказывания. Виды высказываний.

3 неделя

Урок применения знаний

Стр.177.№15.

4

Логические операции над высказываниями.

4 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.177.№ 16.

5

Понятие о законах логики высказываний.

5 неделя

Урок применения знаний

Стр.178.№ 17.

6

Отрицание высказывания.

6 неделя

Урок применения знаний

Стр.179.№20.

7

Конъюнкция и дизъюнкция высказываний.

7 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.174.№3,7,11.

8

Конъюнкция и дизъюнкция высказываний.

8 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.181.№ 21.

9

Импликация высказываний.

9 неделя

Урок применения знаний

Стр.182.№23

10

Импликация высказываний.

10 неделя

Урок применения знаний

Стр.182.№24

11

Импликация, обратная данной.

11 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.183. №26(а)

12

Эквивалентность высказываний.

12 неделя

Урок применения знаний

Стр.183. №26(б)

13

Алгебра логики.

13 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.187

№27(а)

14

Алгебра логики.

14 неделя

Урок применения знаний

Стр.187

№27(б)

15

Алгебра логики.

15 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.187

№27(в)

16

Алгебра логики.

16 неделя

Урок применения знаний

Стр.187.№28

17

Подготовка к контрольной работе.

17 неделя

Урок применения знаний

Стр.174-187

18

Контрольная работа №1 по теме «Элементарные логические операции над высказываниями»

18 неделя

КР

19

Логическое следование.

19 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.190.№36

20

Логическое следование.

20 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.190.№37

21

Переключательные схемы.

21 неделя

Урок применения знаний

Стр.191.№40а

22

Переключательные схемы.

22 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.191.№41

23

Высказывательные формы (предикаты).

23 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.192.№44а

24

Предикаты.

24 неделя

Урок применения знаний

Стр.192.№44в

25

Отрицание предикатов.

24 неделя

Урок контроля знаний, умений и навыков

Стр.192.№44г

26

Конъюнкция предикатов.

26 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.194.№46

27

Дизъюнкция предикатов..

27 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.194.№47

28

Импликация предикатов..

28 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.194.№39

29

Кванторы.

29 неделя

Урок применения знаний

Стр.197.№54

30

Многоместные высказывательные формы.

30 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.199.№59

31

Отрицание высказываний, содержащих кванторы.

31 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.204.№68

32

Строение математической теоремы.

32 неделя

Урок формирования умений и навыков

Стр.204.№70

33

Контрольная работа №2 «Высказывательные формы и действия над ними»

33 неделя

Урок применения знаний

34

Анализ итоговой работы.

34 неделя

Урок применения знаний

Содержание тем учебного курса (34 часа ).

1. Логика высказываний(22часов)

- Высказывания. Виды высказываний.

- Логические операции над высказываниями.

- Отрицание высказывания.

- Конъюнкция высказывания.

- Дизъюнкция высказывания.

-Импликация высказывания.

-Эквивалентность высказываний.

-Алгебра логики.

-Логическое следование.

-Переключательные схемы.

2. Высказывательные формы и действия над ними(12 часов):

- Предикаты.

-Отрицание предикатов.

-Конъюнкция предикатов.

- Дизъюнкция предикатов.

-Импликация предикатов.

-Кванторы.

-Отрицание высказываний, содержащих кванторы.

-Строение математической теоремы.

Требования к подготовке учащихся.

     знать / понимать

  • существо понятия высказывания; приводить примеры высказываний;
  •  как используются элементы математической логики;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;

  уметь

  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • в своих доказательствах использовать только логически корректные действия;
  • понимать смысл контрпримеров.

Применять полученные знания:

  • при записи математических утверждений, доказательств, решении задач.
  • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

        

Литература.

  1. А. Гжегорчик, Популярная логика. М.:Наука
  2. А.Д. Кутасов, Элементы математической логики.  –  М.: Просвещение
  3. И.Л. Никольская, Элементы математической логики. –Высшая школа
  4. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 2002 г.
  5. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 2005 г.
  6. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учреждений. Л.С.    
  7. Атанасян-М.: Просвещение, 2005.
  8. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса \Б.Г. Зив-М.: Просвещение,    2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики"

Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по предмету учебного плана образовательного учреждения. Р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическое моделирование"

В этой программе даётся материал по внеурочной деятельности интеллектуального направления для учащихся 5 класса....

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики"

Рабочая программа "Элементы математической логики предназначена для специальности 230111 "Компьютерные сети" и расчитана на 96 часов аудиторной нагрузки...

Рабочая программа по дисциплине "Элементы математической логики"

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики", разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессиональног...

рабочая программа элективного курса "Элементы математической логики"

Программа разработана на основе авторской учебной программы «Элементы математической логики», издательство “Просвещение-Юг”, г. Краснодар,  2004 г. Авторы:  Е.А. Семенко, Е.Н. Бурцева, Е.С. ...

Рабочая программа по учебному курсу «Математическая мозаика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5 г класс

Курс «Математическая мозаика» введён в 5 классе по результатам мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей). В учебном плане на изучение курса ...

Рабочая программа по элективному курсу "Математическая логика" 8 класс

Программа элективного курса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, рекомендованной Министерством Образования РФ. Элективный курс  «М...


 

Комментарии

Щудрова Лариса Германовна

Спасибо! Современное направление в преподавании математики. Курс актуален и важен. На экзаменах всё чаше вводятся вопросы математической логики.