Проект "Школа- территория Здоровья"
методическая разработка на тему

Столярова Светлана Валерьевна

Программа "Школа - Териитория Здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksperimenta_po_ZOZh.doc894 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования администрации муниципального образования г.Усолье-Сибирское

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

«Здоровьесберегающая образовательная среда как условие повышения качества образования  обучающихся»

(2010-2012 гг)

г.Усолье-Сибирское

2010


Актуальность построения школы, содействующей здоровью учащихся

Президент Р.Ф. Д.А.Медведев в Послании Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.) среди 5 основных направлений модернизации и развития системы общего образования страны назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников.

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - ЗДОРОВЬЕ.

Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса

Современная экономическая и социальная действительность требует подготовки принципиально нового типа выпускника школы – человека инициативного, способного к постоянному обновлению знаний, умеющего нестандартно мыслить, и в то же время – законопослушного, умеющего заботиться о своем здоровье (Карпушин Н.Я., августовский педсовет 2009).

Достижение школой результата, каковым является, прежде всего, выполнение стандарта образования, а также реализация основных стратегических направлений развития образования не могут быть обеспечены без качественного физиолого-психолого-гигиенического сопровождения образовательного процесса, направленного на охрану здоровья и безопасность всех его субъектов.

В последние годы на фоне меняющейся общественно политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют их физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья становятся актуальными, и особенно остро в образовательной отрасли, где практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования здравоохранения, не принесла ощутимых результатов.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают четырехлетние исследования, полученные в нашей школе (2006-2010гг.). Количество первоклассников, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, увеличивается: в 2006 году - 22%, 2007 году - 22%, 2008 году-23%, а уже в 2009 году эта цифра выросла до 25%. Отмечается тенденция к росту заболеваемости миопией, плоскостопием, нервно-психическими расстройствами, аллергическими заболеваниями и различными формами сколиоза. В результате обучения в начальной школе количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35 % (чаще за счет миопии). Среди других патологий высок процент вегето-сосудистой дистонии, заболеваний желудочно-кишечного тракта и морфофункциональные отклонения, среди которых преобладают нарушения осанки.

Данные медицинских осмотров, проводимых в школе, показывают динамику общей заболеваемости школьников всех возрастов, которая характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний: системы кровообращения – в 1, 7 раза, костно-мышечной – в 1, 74 раза, других систем – в 1,48 раза. В структуре хронических патологий ведущие места занимают болезни ЛОР- органов, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства. Одновременно с ростом хронических заболеваний отмечается и снижение уровня обученности школьников(2006г.-49%, 2007г.-49%, 2008г.-51%,2009г. –48%  )

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс, то есть это исходный фон на старте школьного обучения. В дальнейшем, состояние здоровья также имеет важное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности: строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом динамичности детей, обязательного выполнения гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

О ситуации экологического неблагополучия на планете в последнее время много говорят и пишут. Актуальны эти проблемы и для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического бедствия. Детский организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Отсюда – резкий рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета и т.д. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучений, растительной пищи, впитавшей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия и помогать организму бороться с их последствиями.

На основании этого в школе была разработана Концепция и программа развития школы: «Школа – территория здоровья». В школе ведется научно-исследовательская работа по проблеме сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Педагогический коллектив школы работает над решением единой методической проблемы: «Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся».

        

2. Цели и задачи работы школы, содействующей здоровью учащихся

  1. Обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне государственных образовательных стандартов, учитывая реальные учебные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей создание благоприятных условий для формирования ЗУН, превышающих минимальные государственные стандарты.
  2. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе  удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования.
  3. Предоставление возможности для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, для получения начального профессионального образования и предпрофессиональной подготовки.
  4. Создание благоприятных условий для формирования у каждого школьника потребности в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей.
  5. Создание условий для формирования личности, обладающей следующими компонентами культуры - здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.
  6. Создание в школе здоровьесберегаютельного пространства.

Принципиальным является осуществление активно-деятельностного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у учащегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни.

Задачами построения образовательного пространства в  средней общеобразовательной школе №2 являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.

Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.

Задача нашей школы по защите здоровья учащихся и педагогов от неблагоприятных экологических факторов включает:

  1. информационно-просветительскую работу с учащимися – повышение уровня их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды;
  2. воспитательную работу по формированию экологической культуры школьников. С этой целью в школе проводятся экологические  субботники, работа на пришкольном участке, походы на лоно природы;  
  3. создание в школе условий, хотя бы частично нейтрализующих патогенное воздействие факторов окружающей среды. Это очистка воздуха в классных комнатах, грамотное озеленение территории школы и ее помещений и т.п.

Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма школьника:

  1.  доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
  2. объяснение учебного материала до полного понимания;
  3. дифференцированный подход;
  4. спокойное (без нервозности) ведение занятий;
  5. насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.

Основными идеями воспитательной системы нашей школы здоровья являются:

-  "педагогика радости", "ситуация успеха";

  1. доброжелательность и искренность, стремление к взаимопониманию, взаимной поддержке, максимально сближающие учеников, учителей, родителей;
  2. творческое сотрудничество на различных уровнях;
  3. личностно-ориентированный подход, в центре внимания - каждый ребёнок как самобытная личность с индивидуальным характером и неповторимым жизненным опытом.

Выполнение поставленных задач возможно через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы, скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени. \

  1. Условия построения школы здоровья

В соответствии с программой развития  и статусом школы, содействующей здоровью, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим. Площадь и объем учебных помещений, в которых занимаются дети, в большинстве своем соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Вентиляционный режим школы позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень бактериального загрязнения воздуха, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся. В школе используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного  освещения в кабинетах используют люминесцентные светильники, а в коридорах – лампы накаливания общего назначения. Для школы характерно озеленение кабинетов, классных комнат, школьных коридоров. В школе созданы все условия для реализации поставленных задач.

В соответствии с Концепцией и программой развития для реализации поставленных целей и задач в школе созданы необходимые материально-технические и педагогические условия, в школе есть:

Спортивный и тренажерный залы, зал тяжелой атлетики, в которых занимаются волейбольная, баскетбольная секции, учебно-тренировочная группа дзюдоистов. На базе школьного стрелкового тира занимаются спортсмены не только школы, но и района. Особая гордость школы – плавательный бассейн, который ежедневно посещают более 50 человек. Спортивные площадки, стадион, не уступающий по размерам футбольному стадиону в Барселоне. Зал хореографии, шейпинг-класс, актовый зал, в которых занимаются различные кружки, а их в нашем учебно-воспитательном комплексе –22, а также учебно-производственные мастерские, класс духового оркестра, швейный цех, музей, диско-зал, 2 лингафонных кабинета, компьютерный класс и уютные светлые классные комнаты.

В школе трудится работоспособный, целеустремленный, творческий, молодой коллектив из 62 педагогов, из них 48 – имеют высшее образование, 9 человек учатся заочно на различных педагогических факультетах БелГУ. Все учителя стремятся к повышению своей квалификации. Высшую и первую квалификационную категорию имеют 25 учителей, вторую-17. Учитель физкультуры проводит научное исследование по методической проблеме школы, обучаясь в аспирантуре при БелГУ.

4. Основные направления работы школы

1 направление - диагностика здоровья школьников.

Начало деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства в школе составила диагностическая работа и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась с учащимися и учителями.

На уровне учащихся проводился углубленный медицинский профосмотр, который выявил, что 46% детей практически здоровы, 11% - имеют нарушение зрения, 11% детей часто болеют простудными заболеваниями, 8% - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но самый высокий процент детей страдают нарушениями осанки 22% (8% патология). В соответствии с данными медицинского профосмотра учащиеся были распределены по группам здоровья. Дети с ослабленным здоровьем персонально отслеживаются (данные по заболеваемости за 2002-2003 уч. год, занятость в кружках, секциях, факультативах, уровень обученности по предметам, посещение бассейна смотреть в приложениях).

Распределение учащихся по группам здоровья

Общее количество осмотрен-х

%

Подготовит.

%

специальная

%

освобожденные

%

2006

602

51

54

36,7

18

12,2

6

4

2007

602

73,4

37

20,9

9

5,1

1

0,6

2008

615

33,8

88

64,7

2

1,5

-

-

2009

625

36,8

78

62,4

1

1,3

-

-

2010

638

35

73

63

2

2,3

-

-

Исследование состояния социально-бытовых условий показало, что в «хороших» условиях проживают 58,6% детей от общего числа обследованных. «Средний» уровень бытовых условий имеют 92 человека, что составляет 34%. «Низким» признан уровень проживания у 20 учащихся, т.е. у 7,4% от общего числа участников эксперимента. В процессе  практической  деятельности было установлено, что успешность физкультурно-оздоровительной работы с учащимися  обусловлена использованием адаптированных традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств.  

Учителя, как профессиональная группа, занимают по уровню заболеваемости среднее положение – более благополучное, чем, например, шахтеры, но значительно менее благополучное, чем банковские служащие и научные работники. Каково же отношение педагогов к своему здоровью? Ведь от этого зависит, стремится человек вести здоровый образ жизни или нет, а последнее напрямую влияет на здоровье учащихся в соответствии с принципом, гласящим: «У больного, не заботящегося о своем здоровье учителя, не может быть здоровых учеников!».

В качестве основных инструментов исследования мы используем социально-психологические и социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование педагогов и учащихся. Данные исследования показывают, что для изучаемой профессиональной группы характерна тенденция: выходить на работу в школу, даже несмотря на заметные нарушения состояния здоровья. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо внедрять в школу здоровьесберегающие образовательные технологии. У нездорового учителя снижается работоспособность, качество его профессиональной деятельности. Все это оказывает отрицательное воздействие на учащихся. В проведенных исследованиях нашел подтверждение тот факт, что безграмотный в вопросах здоровья учитель косвенно наносит вред здоровью своих учеников, так как не выполняет одно из важнейших педагогических требований – через учебно-воспитательный процесс, личным примером повышать культуру здоровья учащихся, приобщать их к здоровому образу жизни.

Одна из самых актуальных для учителей проблем – это «расшатанная нервная система». В современных условиях чаще всего приходится не только сохранять свое здоровье, но и восстанавливать его. В этом случае очень эффективными являются приемы саморегуляции. Возросший культурный уровень современного человека диктует необходимость увеличения возможности применения различных видов осмысленного воздействия на психику, и через нее – на весь организм, в связи с чем  возрастает интерес к самовнушению, к аутогенной тренировке.

На уровне учительского коллектива проведено комплексное исследование творческого потенциала педагогического коллектива на основе анкетирования и  исследование профессиональных качеств учителя в основу которого положен принцип компетентностей, рекомендованный  проектом модернизации российского образования. В результате каждый учитель был оценен по следующим параметрам: получение информации о запросах ученика и его продвижение в обучении, демонстрация учителем знаний учебного предмета, организация времени урока и пространства класса, взаимодействие учителя с учениками, демонстрация учителем соответствующих методов обучения, поддержание творческой  атмосферы на уроке и приемлемого поведения учеников.

Проведенный анализ уроков учителей-предметников с целью проверки состояния оздоровительной работы показал, что большинство (87%) учителей знакомы с приемами релаксации, гимнастикой для профилактики снижения остроты зрения, применяют разнообразные формы урока, позволяющие повышать двигательную активность учащихся.

Для оперативной диагностики и внесения изменений в экспериментальную работу был проведен день ДРК (диагностики, регулирования и коррекции) в 9-х, 10-х классах с целью выявления состояния и уровня дозирования домашних заданий.  Рабочей гипотезой ДРК   явилось следующее: если будут созданы оптимальные условия, а именно высокая эффективность урока; организация уроков по учебным пособиям, соответствующим зоне ближайшего развития ученика; оптимальный объем домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей; оптимальное расписание в режиме дня, то это будет способствовать сохранению здоровья, повышению уровня обучаемости учащихся. По результатам наблюдения было выявлено, что средний уровень дозирования домашних заданий в 10 б наиболее оптимальный (88,5%), в  10 а (69%), в 9 а (77,5%), в 9б (75, 7 %), что является допустимым уровнем дозирования домашних заданий; в этих классах снижены показатели в следующих пунктах: количество учащихся, работающих на уроке при проверке домашних заданий и отсутствие информации о задании на дом.

  1. По результатам собеседования выявлено то, что ученики затрачивают на выполнение домашнего задания не большее положенной нормы (4 часа). Среднее значение – 2 часа 30 минут, при max 4 часа и min 1 час 15 минут.
  2. Данные анкетирования учащихся не противоречат результатам собеседования и показывают, что только один ребенок обращается за помощью при выполнении домашних заданий. Несмотря на то, что учащиеся тратят на выполнение письменной домашней работы около 40 минут, а устного предмета – 30 минут, большинство учащихся устают (10 б). Что касается суточного времени выполнения домашнего задания: 10б через 2 часа. 10а- 3часа, 9а – 2 часа, 9б – 2,5 часа, то это не нарушает режим дня школьников. Вызывает тревогу эмоциональное состояние учеников при выполнении домашних заданий: необходимость выполнения домашних заданий понимают почти все  ученики   4-ёх классов (1 не выполняет), но делают его без всякого желания.
  3. Результаты анкетирования родителей показывают нежелание родителей оказывать какую-либо помощь своим детям при выполнении домашних заданий. Родители в большинстве своем согласны с формой и содержанием домашних заданий (около 90 %). По мнению родителей, дети затрачивают на выполнение домашних заданий чуть более 2 часов (эти данные не противоречат результатам собеседования и анкетирования учащихся). Наибольший разброс данных по вопросу несоответствия режима работы школы физическому здоровью детей: 10 а – 11 %, 10 б –11 %, 9 а –16%, 9б – 0. Наибольшие претензии родителей вызывает расписание уроков. (10 б – 1/3).
  4. По результатам проверки домашнего задания по предметам (9 а: история, физика, информатика, русский язык; 9 б: история, химия; 10а: ОБЖ, алгебра, химия, физика; 10б: литература, алгебра, физика) количество «5» - 50, «2» - 24 , причем наибольшее количество по ОБЖ (15) в 10 а классе. Предметы информатика в 9-х классах и история в 10а классе показали по результатам тестирования 100% уровень обученности, т.к. тестовый материал был рассчитан на «слабого» ученика. Для решения выявленной проблемы педагогическому коллективу были даны рекомендации, разработаны и проведены  образовательные мероприятия, а также проведен анализ расписания занятий в 9-х классах.

Для системного отслеживания  информации по всем показателям здоровья в школе используется компьютерная программа «Результат образовательного процесса» (Авторы Канаевы Б.И. и Д.Б.). Программа позволяет выявить психофизиологическую, познавательную и социальную грань образовательного процесса, провести анализ данных результатов, выявить «критические моменты» в управленческой деятельности. Кроме того, программу школа использует как универсальную базу педагогической информации.

2 направление - овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями.

Овладение учителями здоровьесберегающими образовательными технологиями проходило в несколько этапов. На первом этапе мы определились, что следует понимать под здоровьесберегающей образовательной технологией, потому что понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние 2-3 года и его понимание разными авторами различное. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.Занкова, В.Зайцева, М.Монтессори и т.д. или по «технологии здоровьесбережения». Но это не так.

Цель образовательной технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение же не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели нашей школы.

Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это показатель того, взимается или нет с учащихся, без их согласия, «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью. Хотя формально ценность здоровья признается всеми, в том числе и педагогами, упоминание о задаче здоровьесбережения в описании  педагогических технологий, методов и систем почти не встречается - как в числе задач, перечисленных самими авторами педагогических технологий, так и при их обзорном описании (например, у Г.К.Селевко, 1998). Вслед за Н.К. Смирновым, мы считаем здоровьесберегающие технологии составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к нашему образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гузеев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Решение этой проблемы тесно связано со здоровьсберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своём здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим (учителям, родителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за своё здоровье в сочетании со знанием своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.

Для решения организационных аспектов проблемы в Борисовской средней общеобразовательной школе №2 создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов обучения (учебных игр, дискуссий, просмотров видеоматериалов).

Необходимость индивидуального подхода к учащимся ставит задачу выявления школьников, проявляющих целенаправленный интерес к вопросам здоровья, из их числа мы формируем группу "юных учителей здоровья", чтобы с их помощью проводить разнообразную работу с другими детьми и их семьями.

Овладению и применению учителями школы №2 приемами оздоровительной работы в учебном процессе способствовало предусмотренное планом школы повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни:

  1. семинар «Цели современного учебного занятия. Связь целей с программой развития школы» (Верзунова Л.В.);
  2. семинар «Врачебные рекомендации по профилактике гипокинезии в образовательном процессе» (Алексенко С.Л.);
  3. семинар «Работоспособность школьников» для учителей начальных классов (Верзунова Л.В.);
  4. семинар «Повышение стрессоустойчивости школьников» (Ефременко Т.В.);
  5. семинар «Использование интерактивных техник в учебном процессе для предотвращения перегрузок школьников» (Верзунова Л.В.);
  6. семинар «Здоровьесберегающие технологии» (Верзунова Л.В.)
  7. доклад на МО учителей математики, физики, информатики «Дозирование домашнего задания и его необходимость для изучения нового материала на уроке» (Сухорукова Е.В.)
  8. доклад на школьных МО «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» (Лебедева Ю.В.);

Были проведены педсоветы по вопросам формирования здорового образа жизни

  1. ноябрь «Воспитание нравственности как залог духовного и физического развития личности» (Говорищева И.В.);
  2. декабрь «Психологические методы изучения личности как средство повышения качества знаний и уровня воспитанности учащихся» (Ефременко Т.В.);
  3. март «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий» (Лебедева Ю.В.)

Учителя школы используют здоровьесберегающие технологии, которые позволяют:

  1. внимательно относиться к состоянию  каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
  2. регулировать учебную нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка;
  3. организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
  4. изменять рабочую позу во время урока для снижения уровня напряженности и уменьшения искривления позвоночника.

3 направление - изменение двигательного режима учащихся

С целью оптимизации двигательной активности в режим учебного дня учащихся педагоги включают различные формы занятий физическими уп ражнениями, организовывают подвижные перемены и используют малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные паузы). Дневной бюджет двигательного режима учащихся в школе слагается в соответствии с гигиенической формой двигательной активности из следующих величин и компонентов:

10 мин - утренняя гимнастика;

3-5 мин физминутки и физпаузы на  3-ем, 4-ом, 5-ом уроках;

10-15 мин - подвижные игры во время активного отдыха на прогулке для детей 1-4-х классов (с 12.15- 13.00ч);

40-45 мин - спортивный час (16.00 -17.00);

20-30 мин - выполнение домашних заданий по физкультуре и плюс три урока физкультуры в неделю.

При таком распределении времени и соотношении различных форм заня тий физическими упражнениями на двигательную деятельность выпадает в среднем 2-2,5 часа активных ежедневных двигательных действий, что и обес печивает гигиеническую норму физической активности.

В связи с этим мы считаем, что главная задача нашей школы состоит в том, чтобы суметь найти опти мальное соотношение различных форм и средств, внеклассных учебно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий таким обра зом, чтобы отдельные компоненты двигательного режима могли чередоваться с учебной деятельностью. Такое тесное переплетение различных форм активного отдыха с учебно-трудовой деятельностью является эффективным средством по вышения физической подготовленности школьников, укрепления их здоровья и улучшения работоспособности. В этой связи в школьной системе педагогического воздействия на учащихся сейчас исключительное место занимает правильно организованный процесс физического воспитания.

Схема формирования привычки к оптимальному двигательному режиму

Диагностика

  1. Оценка физической подготовленности два раза в год в рамках «Президентских состязаний» (учитель физкультуры).
  2. Оценка суточной двигательной активности в недельном цикле в виде домашних заданий (учитель физкультуры).

Обучение

  1. Значению двигательной активности для нормальной жизнедеятельности (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ).
  2. Технике жизненноважных движений (урок физкультуры).
  3. Методике развития физических качеств ( урок физкультуры).

4.     Методике самоконтроля, страховке, первой помощи (уроки физкультуры ).

Моделирование

1. Планирование занятий с учётом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и потребностей (уроки физкультуры)  

Практика в процессе

  1. Освоение техники движения (урок физкультуры).

2.Развитие физических качеств (урок физкультуры).

3.Проведение отдельных занятий, комплексов,   упражнений (урок физкультуры).

  1. Работа в качестве командира отделения (урок   физкультуры).

Обратная связь

  1. Контрольные тестирования (урок физкультуры).
  2. Результаты участия в спортивных соревнованиях (учитель физкультуры).
  3. Результаты самоконтроля (по анализу дневников самоконтроля на уроках физкультуры).
  4. Динамика суточной двигательной активности  (урок физкультуры).

Закрепление

  1. На уроках физкультуры (учитель физкультуры).

2. В ходе спартакиады (учитель физкультуры).

3.В спортивных секциях (учитель физкультуры).

4. На уроках физкультуры (через насыщение  

здоровьесберегающим содержанием учебного предмета).

5. Судейство соревнований (учитель физкультуры).

6.В ходе внеклассной работы по физической культуре (учитель физкультуры).

Практика между занятиями

      1.Занятия  в спортивных секциях (учитель физкультуры).

  1. Выполнение домашних заданий (учитель физкультуры).
  2. Выполнение индивидуальной двигательной программы  (учитель физкультуры).
  3. Активный досуг с родителями (учитель физкультуры).
  4. Занятия физическими упражнениями по месту жительства (учитель физкультуры).

«Контроль вероятности»

  1. Награждение учащихся и классов – победителей спартакиады, «Президентских состязаний» и других соревнований (учитель физкультуры, директор школы)
  2. Проведение конкурсов ЗОЖ (учитель физкультуры, зам. директора по воспитательной работе)
  3. Использование возможностей родителей (директор школы, зам. директора по воспитательной работе)

4 направление - физкультурно – оздоровительная работа

В ходе научно-исследовательской работы в Борисовской средней общеобразовательной школе №2 применяются нетрадиционные научно-обоснованные рекомендованные физкультурные упражнения, формы и средства укрепления здоровья школьников, такие как

  1. средства специально оздоровленной направленности (оздоровительная ходьба; оздоровительный бег; оздоровительное,  лечебное плавание);
  2. кинезиологическая гимнастика;
  3. факультативные занятия по программе физкультурно-оздоровительного воспитания (1-6 кл.);
  4. “Гимнастика маленьких волшебников” (нетрадиционные формы и методы работы по оздоровлению учащихся начальной (1-4 кл.) школы);

Наиболее часто профилактико-оздоровительный эффект физической тренировки связывают с применением упражнений умеренной (аэробной направленности) интенсивности. В связи с этим получили широкое распространение рекомендации к использованию с оздоровительной целью циклических упражнений (ходьба, бег, ходьба на лыжах и др.).

В соответствии с системой физкультурно-оздоровительной работы в школе применяются оздоровительно-развивающие средства (общеразвивающие упражнения, упражнения для укрепления осанки, дыхательные гимнастики, хатха-йога, аэробика и ее разновидности, ритмика, корригирующая гимнастика).

Вся многогранная деятельность учащихся в Борисовской средней школе №2, их школьная жизнь организованы так, чтобы они могли не только сохранить, но и укрепить здоровье. Проблема сохранения здоровья школьников поставлена на одно из важных мест в деятельности педагогического коллектива и администрации.

5. Содержание и организация образовательного процесса в школе

Содержание образования в нашей школе, содействующей здоровью и воспитанию здорового образа жизни, составляет совокупность базисного, регионального и школьного компонентов. Научно-исследовательская работа по апробации федеральной междисциплинарной программы «Здоровье», утвержденной Министерством образования и Министерством здравоохранения РФ, строится на выделении дополнительных часов на физкультурно-оздоровительную работу в рамках вариативной части учебного плана.

Особая роль отводится системе тематических классных часов, лекций, бесед, встреч, экскурсий, спортивных мероприятий, туристических походов, пропагандирующих здоровый образ жизни и непосредственно вовлекающих в него, формирующих потребность в знания и умениях, создающих условия организации здорового образа жизни.

        Организация досуговой деятельности в системе воспитательной работы - важнейшее звено формирования духовного и социального здоровья учащихся, профилактики асоциального поведения. Необходимо широкое вовлечение учащихся в кружки, студии, клубы, секции, театральные коллективы. Предполагается значительное расширение сети данных структур внутри школы, что позволит приобщить учащихся всех ступеней обучения к различным видам творческой деятельности. Важным моментом является то, что некоторые кружки будут организованы родителями и учениками старших классов. Предполагается тесная взаимосвязь между различными коллективами при подготовке и проведении различного рода мероприятий. Важнейшее значение приобретают внешние связи школы с различными учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры. Предполагается расширить и укрепить уже имеющиеся связи, сделать их более разнообразными.

Организация учебно - воспитательной деятельности учащихся направлена на повышение уровня обученности при исключении умственной и физической перегрузки школьников. Эта проблема решается нашими учителями за счет повышения эффективности учебного процесса, усвоения нового материала непосредственно на уроке через обновление технологии урока. Особенно активно этот процесс идет в начальной школе. И это не случайно. В школу из дошкольного учреждения и семьи приходят  не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний. Учителя 1-х классов (Исанина Л.М. и Широких Р.С.) внедряют в практику технологию «Школа XXI века» по программе Виноградовой, в основу которой положена теория «Развивающего обучения». Л. Выготского. Учителя начальных классов Мамонтова С.Г., Беляева А.В.  применяют в своей практике элементы здоровьесберегающих технологий: коррекционно–развивающее, перспективно- опережающее, дифференцированное обучение .

Учителя среднего и старшего звена также работают над освоением здоровьесберегающих технологий и внедряют в традиционную структуру урока инновационные методы и приемы обучения. Учителя математики Андросова М.А. и Сухорукова Е.В. применяют дифференцированный подход в обучении, позволяющий каждому ученику выполнять посильные для него задания. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, но на уроке-зачете даже слабые учащиеся получают двухстороннюю карточку со списком задач. На одной стороне карточки помещены задачи, отвечающие уровню обязательной подготовки, а на другой – задачи, требующие творческого подхода к решению. Учитель географии Гринченко Э.В., решая проблемы утомляемости на уроке, практикует релаксационные упражнения, которые к тому же носят тематический характер, а также использует на уроках технологию составления опорных конспектов. Данная  технология составления блок-схем решает вопрос индивидуального подхода в обучении.  Ученики могут по своему усмотрению изменять расположение блоков, их контуры, расширять их содержание фактами или примерами из дополнительной литературы, применять собственные опорные сигналы или условные обозначения. При подготовке к уроку по опорному конспекту значительно сокращается время на выполнение домашнего задания, что немаловажно при излишней перегруженности школьников.  Учитель химии      Шах Л.П.  на своих уроках совершенствует технологию разноуровнего обучения для создания у учащихся новой мотивационной направленности, ситуации успеха. Известно, что самый неприятный этап учебной деятельности – это контроль знаний и умений. На данном этапе учащийся подвергается умственному, эмоциональному напряжению и даже стрессу. Для решения этой психологической проблемы Любовь Павловна широко использует занимательные формы контроля знаний. Успешное выполнение многочисленных подобных заданий  вызывает у учащихся побуждение выполнять наиболее трудные задание или самостоятельно составлять дидактические игры. Использование дидактических игр на уроках контроля знаний вызывает интерес и положительные эмоции, способствует предупреждению перегрузки, снимает чувство беспокойства. Учителя, работающие в среднем звене, сталкиваются с проблемой быстрой утомляемости школьников на уроке, что обусловлено психо-физическими особенностями младшего подросткового возраста. Особенно трудными для учащихся являются уроки русского языка. В связи с этим, Крохмаль Т.Ф. предлагает  словесникам использовать апробированный ею  метод Т.Я. Фроловой «Преодоление психологической интерференции при выработке навыков правописания», в основу положен принцип учения без принуждения в сотрудничестве учителя и ученика. Данный метод представлен в таблицах и рифмованных правилах. Экспресс-метод позволяет сократить 72 правила до 14 без ущерба для содержания обучения. Успешно работает в рамках технологии личностно-ориентированного обучения учитель английского языка Попова И.А.. Образовательный процесс, направленный на совместное конструирование,  строится на учебном диалоге ученика и учителя. Профессиональная позиция учителя состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться  к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Иногда дети признаются в том, что не могли бы рассказать родителям и другим учителям. Так, в 9 классе при изучении темы «Здоровый образ жизни» мальчики не отрицают того, что курят. И учитель из урока в урок раскрывает проблему негативного влияния табакокурения на организм человека, отношения подростков к этому явлению. Результатом этих уроков явилось признание ученика в том, что он уже не курит. Уважая в  своих учениках личность, учитель побуждает  высказываться о том, что их действительно волнует, помогает в решении даже сугубо личных проблем. Здоровьесберегающей технологией можно назвать и блочно-модульную, так как данная технология позволяет учащимся самостоятельно обучаться по целевой индивидуализированной программе. Данная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию. По данной технологии работает учитель физкультуры Петров А.П. Учителя нашей школы применяют и технологию проектного обучения. Исходный лозунг основателей проектного обучения:  «Все из жизни, все для жизни». Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие  знания из разных источников, а индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

  1. Содержание и организация работы психологической службы

В школе  работает психологическая служба. Одна из важнейших задач, которую она решает – успешная адаптация детей к школе и создание благоприятного психологического климата в коллективе. Решению этой задачи способствует целый ряд, проведенных мероприятий. Каждый год проводится тестирование детей на выявление психологической готовности детей к школьному обучению, к переходу учащихся 4-х классов в среднее звено, готовности старшеклассников к выбору профессии.

Затянувшиеся социально-экономические, политические преобразования в стране, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, потеря идеалов и ценностей привело к тому, что молодые люди оказываются психологически беспомощными в трудных жизненных ситуациях. Они не имеют четких навыков снятия стресса и напряжения, умения сформировать здоровый жизненный стиль.

Для решения этих задач психологической службой школы были разработаны программы обучения здоровому поведению. Программы реализуются в форме психологических тренингов, направленных на формирование стрессоустойчивой личности, способной выбрать рациональные формы поведения. Одним из ведущих направлений программы является профилактика зависимости от психоактивных веществ и других форм психосоциальной дезадаптации. В трех действующих программах по формированию  здорового жизненного стиля участвовали подростки 8-х классов (13-15 лет), учащиеся 1-х классов (20 чел.) и так называемая группа риска (13 чел.) - учащиеся 5-7 классов. За период 2002-2003 уч. г. данными программами было охвачено 400 учащихся: 120 - участвовали в программах по повышению стрессоустойчивости, самопознанию и развитию навыков общения; 60 учащихся работали по программе профессионального самоопределения, имеющей целью помощь в самореализации учащихся; 19 учащихся обучались по программе профилактики отклоняющегося поведения. За 2002-2003 учебный год прошли индивидуальные и групповые тренинговые консультации 90 родителей учащихся школы.

Напряженный ритм жизни школьных работников, интенсификация их труда на фоне низкой двигательной активности порождает известный диссонанс между требованиями, предъявляемыми к интеллекту, эмоциональной сфере и сравнительно малой физической нагрузкой. Работа нервной системы в подобном режиме часто ведет к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие. Поэтому очень важно создание в школе благоприятного социально-психологического климата, когда каждый участник педагогического процесса: педагог, ребенок, родитель – будет чувствовать себя комфортно, уютно, когда для каждого члена школьного коллектива будут созданы все условия для самореализации личности, проявления способностей. Результаты тестирования педагогов показали, что в школе сложился социально-психологический климат средней степени благоприятности. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения, доброжелательность в отношениях, успехи и неудачи коллег вызывают сопереживание, в трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение.

  1. Организация работы службы питания

Заботясь об укреплении здоровья подрастающего поколения, организация рационального питания в школе рассматривается как здоровьесберегающая технология, дополняющая образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Организационные аспекты питания учащихся Борисовской средней общеобразовательной школы №2 во время пребывания их в  школе включают:

  1. рациональную организацию работы школьной столовой, в которой учащиеся и учителя могут спокойно, в комфортных условиях поесть с удовольствием и с пользой для здоровья. Расписание звонков в режиме работы школы позволяет накормить учащихся и учителей  школы горячими завтраками и обедами;
  2. эстетическое оформление столовой, имеющее большое воспитательное значение;
  3. корректировку ассортимента товаров в школьном буфете. Ассортимент товаров в буфете нашей школы состоит  из  блюд собственного приготовления: салаты, напитки, выпечка;
  4. организацию специального питания для учащихся с заболеваниями, требующими диеты;
  5. предоставление возможности детям, приносящим еду из дома, перекусить в подобающих гигиенических условиях;
  6. обеспечение школы питьевой водой. Для этого в школе установлены питьевые фонтанчики.

Медико-гигиенические аспекты проблемы питания в школе решаются администрацией школы  совместно с Госсанэпиднадзором в соответствии с СанПиНами.

Воспитательные задачи педагогического коллектива связаны с формированием у школьников культуры поведения за столом, в чём учителя сами являются наглядным примером. Правила с первых классов изучаются и твёрдо закрепляются в сознании детей и воспроизводятся на практике при каждом посещении столовой.

Учебно-информационные аспекты связаны с отбором информации о питании, которую учащиеся получают в течение всего периода обучения в школе как на уроках по специальным предметам, так и на внеклассных мероприятиях. Это одна из тем, которая используется в качестве связующего звена между получаемыми   на уроках знаниями и организацией питания дома.

Для закрепления на внешкольном уровне тех знаний и привычек правильного питания, которые формирует школа, в школе установлен контакт с родителями учащихся и проводятся консультации для некоторых школьников, самостоятельно организующих своё питание вне школы. Хороший результат даёт приглашение родителей на уроки технологии, кулинарного мастерства, организация конкурсов на «лучшее блюдо, приготовленное дома».

Кадровые аспекты работы связаны с повышением грамотности педагогов и работников столовой в вопросах рационального питания. Для этого в школе реализуются образовательно-просветительские программы, проводятся конкурсы среди работников школьных столовых.    

Экономические аспекты – обеспечение вышеперечисленных позиций, а также горячего питания всем детям, особенно из малоимущих семей. С этой целью распоряжением главы местного самоуправления за школой закреплено агропромышленное хозяйство района по обеспечению школы всегда свежей и качественной сельскохозяйственной продукцией. Для детей из многодетных и малообеспеченных семей организованы бесплатные обеды в школе. Наша школа ощущает на государственном уровне финансовую поддержку организации полноценного и горячего питания  для всех детей во время пребывания их в школе от отдела управления учреждениями образования, депутатов, общественности, органов местного самоуправления и непосредственно от хозяйств района.

Мониторинг достигаемых результатов проводится в школе по сравнительной численности детей, получающих в школе горячее питание, показателям заболеваемости, данным анкетных опросов самих школьников и «экспертов» из числа учителей, специалистов школы и родителей учащихся.

  1. Организация работы социально – педагогический службы. Взаимодействие с семьей школьника

Между учителями, родителями и учениками сложились дружеские, партнерские отношения, основанные на творческой совместной деятельности, взаимопонимании и взаимопомощи. Участники педагогического процесса в своей деятельности не создают конфликтов, стараются избегать стрессовых ситуаций. Учителя, учащиеся, родители стараются общаться на равных, учитывают цели и интересы друг друга. Общение всем участникам этого процесса доставляет удовольствие, приносит новые возможности самореализации личности.

Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Здоровье своего ребенка – важнейший фактор для любого родителя, и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.

Борисовская средняя общеобразовательная школа №2 – школа, идущая по пути здоровьесберегающей педагогики. Социальные педагоги формируют базу данных о семьях  учащихся, об их готовности сотрудничать со школой в данном направлении. Анализ условий оздоровления в семье предусматривает изучение:

  1. внутрисемейных факторов, определяющих здоровье ребенка, культурно-образовательный уровень;
  2. образ жизни в семье (личная заинтересованность в вопросах здоровья, ведение здорового образа жизни, вредные привычки);
  3. психоэмоциональный статус семьи;
  4. открытость для опыта, новых знаний, уровень обучаемости;
  5. готовность к действенному  сотрудничеству со школой и заинтересованность в ее помощи.

Организационные аспекты связаны с организацией обучения родителей. От того, насколько грамотно будет организован «родительский ликбез», зависит результативность обучения и самих школьников. Психологически важно, чтобы родители, приходя в школу, попадали в атмосферу положительных эмоций. Только школа, встречающая родителей с улыбкой, может сделать ее посещение привлекательным и желанным. Более того, нет необходимости доказывать, насколько регулярное и заинтересованное посещение школы родителями будет стимулировать самих учащихся в учебе и творческой деятельности.

Индивидуальный подход в работе с родителями труднее реализовать, чем при обучении детей. Просвещение родителей в вопросах воспитания и оздоровления детей в нашей школе осуществляется в самых разнообразных формах. Это и беседы с родителями районного педиатра Бутенко А.А., санитарного врача Стукаловой В.И., проведение общешкольных родительских собраний, на которых социальные педагоги Кривошей А.И., Несветайло И.В., директор школы Сиротенко М.П. говорят о проблемах семьи и ее влиянии на воспитание ребенка. Это и регулярные встречи старшеклассников с врачом-наркологом, семинары-тренинги, лекции об особенностях подросткового возраста, проведение семейных вечеров, встреч, викторин, классных часов  для детей и родителей.

Дополнительным ресурсом успешного сотрудничества родителей и школы является использование профессиональных возможностей родителей школьников, особенно таких профессий, как врачи, психологи, спортсмены, учителя, журналисты.

Основные направления работы службы здоровья с семьей

СЕМЬЯ

ЧУВ-         НАУЧАЕТ,                   КОНТРОЛИРУЕТ        

СТВУЕТ   ПОКАЗЫВА-               ИНДИВИДУ-

                          ЕТ                          АЛЬНОЕ  

                                                         ПОВЕДЕНИЕ

ШКОЛА

 ЗНАЕТ

ОБУЧАЕТ, РАССКАЗЫВАЕТ

КОНТРОЛИРУЕТ КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

БЛАГОПОЛУЧИЕ, ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ ВСЕЙ СЕМЬИ

НАПРАВЛЕННОСТЬ  ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ

НА САМИХ

РОДИТЕЛЕЙ

НА РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

НА СЕМЬЮ

НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ

РОДИТЕЛЬСКОЕ

СОБРАНИЕ КЛАССА,ПАРАЛЛЕЛИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С КЛАССОМ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ, ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЕЙ И Т.Д.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОГРАММОЙ РАБОТЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕКУЩИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ  «ПРОБЛЕМНЫХ»

СЛУЧАЕВ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ

СЕМЕЙ

УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ

УСЛОВИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ТИП СЕМЬИ,ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ АДАПТИВНОСТЬ, НРАВСТВЕН-НЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЕЙ

ТИП ВОСПИТАНИЯ,МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ, СТИЛЬ ВОСПИ-ТАНИЯ,  ОСОЗНАНИЕ РОДИТЕ-ЛЯМИ ЦЕЛЕЙ,ЗАДАЧ  И СРЕДСТВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИ-ТАНИЯ

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ

В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ, «МАМИНА ШКОЛА», ПОСВЯЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ, КОНСУЛЬТАЦИИ И Т.Д.

РАБОТА С ОСОБЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СЕМЕЙ

СЕМЬИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, СЕМЬИ «ТРУДНЫХ», БОЛЬНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНЫ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

СЛУЖБУ ЗДОРОВЬЯ, РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ, СОВЕТ ОТЦОВ И Т.Д.

ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ С РОДИТЕЛЯМИ АКЦИЙ

ШКОЛА КАК КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР,РОДИТЕЛЬСКИЕ ЛЕКТОРИИ, КОНКУРСЫ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ», «ПАПА, МАМА,Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»…

9. Результативность работы школы

Результатом работы школы стало снижение уровня заболеваемости детей в течение учебного года, улучшение показателей физической подготовленности учащихся (см. диаграмму «Дисперсия заболеваемости»). Оценка физической подготовленности производится на основе тестов «Президентских состязаний», основными задачами являются:

  1. дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми и во внеурочное время;
  2. укрепление здоровья учащихся, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом;
  3. повышение их двигательной активности, формирование у учащихся здорового образа жизни;
  4. популяризация спортивного стиля жизни школьников.

 

Основные теоретические и практические результаты опыта обсуждались на районных, городских, областных и межвузовских конференциях, а также на Всероссийском форуме Школ, содействующих здоровью  ( г. Иваново 2001г.). Материалы опыта заслушивались на совместном заседании Коллегии Управления образования и науки и Управления здравоохранения Белгородской области (2001г.), на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва (2003г.).

Считаем, что опыт Борисовской средней общеобразовательной школы№2 заслуживает внимания уже потому, что к решению единой проблемы школы привлечены все участники педагогического процесса. Учителя сознательно участвуют в процессе формирования здоровых привычек, планируют оптимальную учебную нагрузку. Педагогически воспроизводя многообразие общественной практики, сохраняя принцип научности содержания, повышая эффективность его реализации, все участники педагогического процесса соблюдают принцип аксиологического подхода, который заключается в том, что человек является высшей ценностью. А основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье (физическое, психическое, социальное) выступает основной категорией.

Материалы, наработанные в школе, могут быть востребованы любой массовой  школой Белгородской области, а также транслированы в регионы России.


Результативность работы

         

       

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Лето – территория здоровья»

Проект «Лето – территория здоровья»  направлен на выполнение государственного и социального заказа на сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи.Помимо этого проект предназначен  для ...

ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТ...

Конференция: "Территория здорового образа жизни"

Конференция: "Территория здорового образа жизни"Вопросы конференции:Роль ЗОЖ в сохранении и укреплении здоровья.Формирование культуры ЗОЖ в образовательном процессе.Физическая активность и развитие че...

родительское собрание на тему "Школа-территория здоровья"

Проблема здоровья, особенно здоровья школьников, является одной из самых серьезных. Многие обвиняют во всех бедах школу -  объемный домашние задания, большое количество уроков, непомерная нагрузк...

"Школа территория- здорового жизненного стиля"

Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни Игра-квест "Территория здоровья"

Данна методическая разработка будет полезна педагогам школы среднего звена, педагогам дополнительного образования....

Доклад: «О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья».

laquo;О  реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья» в ГБОУ "Специальная школа-интернат с.Ериловка"....