О родительских собраниях
материал

Бойчук Елена Сергеевна

Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. На мой взгляд, одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма проведения. А ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.

Сегодня я предлагаю несколько приемов, методик, упражнений, которые можно и нужно использовать при работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy_pri_provedenii_roditelskih_sobraniy.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

О родительских  собраниях

По статистике, родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает
примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80часов своей жизни. Зачем родители посещают родительские собрания?
Родители желают получить от педагогов информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей. На родительских собраниях родители имеют потребность получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание. Родителям важно познакомиться с педагогами, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении Однако. отмечается снижение количества
родителей, посещающих родительские собрания.
 Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. На мой взгляд, одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма проведения. А ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.

Сегодня я предлагаю несколько приемов, методик, упражнений, которые можно и нужно использовать при работе с родителями.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы – коллеги, потому что делаем общее дело. Прошу вас удобно сесть, глубоко вдохнуть. Почувствуйте, как вы спокойны.

1.«Эмоциональная подготовка»

Поставьте перед собой ладошки, как гнездышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит маленький желторотый птенчик. Вот он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Чувствуете, как трепетно бьется его маленькое сердце? Согрейте его своим теплом. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо.

- Что вы чувствуете? (Нежность и любовь, ответственность за его жизнь, судьбу).

И вот, благодаря вашей каждодневной заботе, участию и вниманию птенец окреп, подрос. Превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птица слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

2.Упражнение «ГОВОРЯЩИЕ РУКИ»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Размер группы: все родители Время: 5-7 минут

Инструкция: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

3. Упражнение «Передвижки» Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
  • Встать и поменяться местами тем, кому нравится проводить время с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кому помогают дети в домашних делах;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого дома есть домашние животные;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого дети много времени проводят у телевизора;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого дети любят рисовать.

4) Упражнение: «В лучах родительского солнца»

Цели: анализ форм проявления любви, отработка навыков проявления безусловной любви.

Инструкция ведущего: Нарисуйте круг… напишите в нем свое имя… теперь от этого символа (вас, как солнышка) нарисуйте поочередно лучики… подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка?» (например, «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», «Я внимательный родитель»).

Вопросы для рефлексии:

Нравится ли вам солнышко, которое у вас получилось?

Что испытывает ребенок, когда вы проявляете свою любовь, вне зависимости от его поведения?

5) Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

6. Методика «Семья в виде домика» (Н.Б. Кедрова) 

Инструкция: Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.

По окончании 10 минут психолог предлагает:

Каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и т.д. После этого можно познакомить с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка.

Возможные интерпретации:

Фундамент - значение «+» : главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-» : человек, которому в семье тяжелее всего, на которого все давят;

Стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;

Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);

Крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создаёт чувство безопасности, или автор хотел бы это от него получать;

Чердак - символизирует секретные отношения, а также желание автора рисунка иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у автора отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;

Труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции, плюс забота, создание комфорта, уюта;

Двери - информационный портал; тот, кто учит выстраивать отношения с миром; тот, у кого автор учится взаимодействовать с другими людьми; но еще и возможность уйти в любой момент;

Порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации, взаимодействия в будущем.

- Вывод. Таким образом, данная методика позволила нам понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.

7.Притча «Надежда». Обобщая вышесказанное, я предлагаю Вашему вниманию одну притчу. Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: -Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть! И огонёк этой свечи погас. Вторая сказала: -Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Подул лёгкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла: -Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любит больше всего - своих близких. И эта свеча угасла… Вдруг… в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: - Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! - произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала: -Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда. Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

8.Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение квеста, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: 

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие в нашей группе стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит друг другу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Вывод: Нестандартный подход к организации системы в работе с родителями:- помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога- подчеркнёт значимость  встреч учителя с родителями-будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.