Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.
статья

Бирюкова Ирина Дмитриевна

О пользе семейного чтения для развития читательского интереса ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_kontakta_2.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение  как источник  формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.

                                                           

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье, благодаря устным рассказам, чтению вслух. Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка.     Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки,  молодые родители)   актуальна. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение.  Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы  задаём себе вопрос: "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь  к книге.  Как это сделать?  Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить  молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг.  Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли  он будет читающим подростком, любящим книгу.  

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит,  они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?  Прежде чем ответить  на этот вопрос, хочу вспомнить  замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших.  Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление  свое от чтения,  хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Я думаю,  вот эта традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

        

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих молодых родителей. Получить ответ на этот вопрос, понять гуманистическую ценность литературного искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека главная задача образовательного учреждения.

Одна из задач педагогов - помощь семье в литературном развитии ребенка, в  формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая  организация по проблеме семейного чтения?

Педагоги должны  информировать   родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.

Информация может быть предоставлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям. Очень  полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызывать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.

В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей , зависит от каждого  родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Книга - наш духовный путеводитель. Аннотация книг о житии и деяниях Сергия Радонежского

Аннотация наиболее популярных книг о почитаемом в нашей стране святом, преобразователе монашества, человеке, чьим мнением дорожили и чьего благословения испрашивали великие русские князья и простые лю...

Статья "Книга - наш духовный путеводитель". Аннотация книг, посвященных жизни и деяниям Сергия Радонежского

Обзор популярной мсторико-биографической литературы о Сергии Радонежском...

"Семейные символы - отражение духовных ценностей семьи"

Определение ценностей общества и ценностей семьи, символы общностей людей и символы государства (герб, гимн, флаг), изготовление герба своей семьи....