«Профилактика экстремизма в подростковой среде и безнадзорности несовершеннолетних»
план-конспект

Черкашина Кристина Сергеевна

«Профилактика экстремизма в подростковой среде и безнадзорности несовершеннолетних»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_beseda_s_roditelyami.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая беседа с родителями

«Профилактика экстремизма в подростковой среде и безнадзорности несовершеннолетних»

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

В подростковой среде в социальных медиа фиксируется стремление  подростков к группам, продвигающим разрушающее поведение через темы социопатии, массовых и серийных убийств, обесценивания собственной жизни и стремление к смерти, сатанизм и псевдомистические культы, наркомании, ритуальных убийств и самоубийств, нацизма и национализма, экстремизма и радикализма.

Распространению экстремистских идей в подростковой среде способствуют следующие психологические особенности возраста:

  • равенство психофизических и физиологических возможностей подростка уровню взрослого человека (скоростные, силовые характеристики);
  • психическая неустойчивость в силу доминирования отдельных сторон (черт) характера;
  • установка на негативизм и эмансипацию подростка по отношению к взрослым;
  • стремление к демонстрации зрелого поведения;
  • неустойчивость и противоречивость ценностных ориентаций, мировоззрения.
  • В анализе лиц, склонных подпадать под влияние экстремистских ценностей и установок, внимание следует уделить подросткам:
  •  испытывающим сложности с формированием социальной, гендерной, личностной идентичности, а также находящимся на периферии школьного коллектива, с ограниченным числом социальных контактов;
  •  из неблагополучных (в том числе и неполных) семей, где один или более родителей в возрасте 50 лет и старше;
  •  с высоким уровнем эмоциональной лабильности, гиперактивности, истероидно-демонстративными и астено-невротическими  характерологическими проявлениями.

В активности распространения деструктивных идей и движений прослеживаются определенные неочевидные цели:

  • массовое распространение деструктивной информации в социальных медиа;
  • обесценивание традиционных ценностей. Формирование у подростков искаженных ценностей;
  • создание у пользователей социальных медиа ощущения неблагополучия и опасности не только в сетях – в виртуальном мире, но и государстве – в объективной реальности;
  • вербовка внушаемых и ориентированных на деструктив людей для дальнейшего вывода их деструктивной активности в объективную реальность;
  • дестабилизация социальной и политической жизни государства.

Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как:

  • максимализм и нигилизм,
  • радикализм и нетерпимость,
  • безоглядность и непримиримость,
  • склонность к объединению в группы,
  • мировоззренческая неустойчивость,
  • низкий уровень критического мышления и самоанализа.

Неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Выявленные поведенческие особенности подростков в социальных сетях позволяют предположить, что в объективной реальности это проявит себя следующим образом:

  • снижение успеваемости или отказ от посещения занятий;
  • систематические прогулы занятий;
  • отсутствие авторитета в окружении подростка, который мог бы оказать на него позитивное влияние;
  • отсутствие рычагов воздействия на мотивацию, мысли и желания подростка;
  • неуважение и травля учителя.
  • агрессивное, обесценивающее, игнорирующее, снисходительное отношение учеников к учителю, запугивание и травля учениками учителя;
  • формирование школьных банд.
  • Склонность к деструктивному поведению возможно установить по основным поведенческим признакам:

Внешний вид

Одежда с агрессивными надписями и изображениями, футболки с надписями: «Ненависть», «Natural Selection», «Wrath», «shooting», «A.C.A.B.», «Ave Satan», «Во имя Сатаны», «Нормальные люди бояться меня», «Нечего терять», «Оффник» и т.п.; футболки со следующими изображениями: воровская звезда, люди с оружием, кровь, перевернутый крест, перевернутая пентаграмма, нацистская символика, символика СССР и другие агрессивные изображения и надписи/

Наушники. Подросток большую часть времени ходит в наушниках и избегает общения с окружающими. Такое поведение указывает на стремление подростка закрыться от реального мира, отделиться от окружающих, и желание погрузиться в свой внутренний мир, свои переживания и фантазии;

Пирсинг. У подростка много пирсинга в ушах и на лице.

От 4 и более суммарных проколов у девочек, от 2 и более проколов у мальчиков – свидетельствует о склонности к саморазрушительному поведению;

Телесные повреждения.

На царапины и синяки. Если синяки, царапины и повреждения появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц – это может указывать на осознанное или не осознанное желание причинить себе вред самостоятельно или опосредованно. К данному пункту в том числе относятся случаи, когда подростки как бы случайно ударяются, падают или получают синяки по невнимательности.

Отклонения в поведении

Уводит взгляд. Подросток избегает зрительного контакта, предпочитает смотреть вниз (себе под ноги);

Проявляет нервозность. Признаки нервозности (чешется, без необходимости и часто поправляет волосы и одежду, кусает губы, топает ногой, чешет нос, оглядывается по сторонам). Эти признаки должны быть выраженными и длиться продолжительное время (они не должны быть связаны с предстоящей контрольной, родительским собранием и т.п.);

Демонстрирует преувеличенную эмоциональную реакцию, неадекватную ситуации, например, смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода, или плачет о позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки;

Проявляет навязчивое рисование. Подросток рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу чернилами.

Социальные отклонения

Прогулы.

Подросток неоднократно отказывается от посещения занятий или от выполнения заданий учителей;

Конфликт с учителями. Подросток угрожает учителю, запугивает его, или проявляет агрессию в его сторону;

Изоляция. Подросток демонстративно держится вдали от остальных учеников (сидит «на отшибе», уходит из класса во время перемены, после уроков уходит из класса первым); не общается с остальными членами класса в социальных медиа.

Игнорирование сверстниками.

Другие стараются держаться подальше от подростка, обходят его стороной, шарахаются, когда он проходит рядом; либо наоборот, хихикают, когда называют его имя (если он не смеется сам), шутят над ним «не по доброму», избегают общения с ним в форме игнорирования;

Анархистское движение – деструктивное движение, основанное на противостоянии действующему правительству, манифестирующее своей целью свержение власти. Базируется на идеях анархизма, как системе взглядов на управление обществом.

Анархизм — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость управления обществом с помощью государства. Анархисты выступают за самоуправление, то есть за систему независимых собраний граждан, самостоятельно управляющих своей жизнью и трудом на рабочем месте, в районе проживания и т. д. Анархистское общество представляет собой добровольную конфедерацию таких собраний.

Основные опасности анархистского движения:

экстремизм, вандализм, массовые беспорядки, самоубийства,

убийства, насилие, шантаж, поджоги и подрывы, вооруженные

нападения.

Характерные особенности

  • Читает литературу анархистского содержания;
  • Интересуется историей революций;
  • Выражает желание поучаствовать в революции;
  • Призывает окружающих свергнуть власть;
  • Выражает негативное отношение к органам правопорядка (особенно ФСБ);
  • Выражает
  • Негативное отношение к действующему правительству;
  • Интересуется созданием оружия;
  • Интересуется взрывчатыми веществами, взрывами, поджогами;
  • Не признает или отвергает существующие нормы поведения и правила;
  • Не признает авторитетов;
  • Имеет кумиров: революционеры прошлого и настоящего, Михаил Жлобицкий, герой из фильма «V значит Вендетта».
  • Процедуры нейтрализации деструктивных намерений на разных этапах:
  • На этапе размышления о возможности необходимо разъяснять подростку негативные последствия такого поведения, аккуратно переключить внимание на другую сферу.
  • На этапе формирования желания необходимо разъяснить негативные последствия такого поведения, а затем, используя имеющиеся ресурсы, приступить к решению проблем подростка, оказывать ему сопровождение.
  • На этапе планирования необходимо сказать о негативных последствиях такого поведения, а затем, используя ресурсы, помочь в решении проблем подростка и поставить его на учет психолога для коррекционной работы.

Современный молодежный экстремизм характеризуется своей неоправданной жестокостью, высокой степенью агрессивности, массовостью.

Экстремистский характер поведения, в основе которого лежит мощный потенциал накапливаемой агрессивности из-за невозможности реализации своих социально-политических интересов и жизненных планов, а также потеря ориентиров социокультурной идентичности частью российской молодежи, выступает фундаментом молодежных экстремистских организаций.

Причины, по которым молодежь вступает в экстремистские организации:

  • конфликтные отношения в семье;
  • алкоголизация родителей;
  • состояние фрустрации (блокировка актуальных потребностей: нехватка денег на самое насущное, долги, потеря интереса к старым друзьям и невозможность появления новых, отсутствие впечатлений);
  • острое чувство непонятости и безвыходности;
  • диффузная идентичность - постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, и бледное, плоское, скудное восприятие других;
  • информационный и коммуникативный голод;
  • общая эмоциональная неудовлетворенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

"Профилактика экстремизма в подростковой среде"

"Профилактика экстремизма в подростковой среде"...

Профилактика экстремизма в подростковой среде

Памятка для родителей, так же для использования в проведении классного часа по теме "профилактика экстремизма в подростковой среде"...

Памятка "Профилактика экстремизма в подростковой среде"

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим про...

Профилактика экстремизма и ксенофобии среди несовершеннолетних

Профилактика экстремизма и ксенофобии среди несовершеннолетних...

Классный час 5-11 классы Профилактика экстремизма в молодежной среде "Мы против экстремизма!!!"

Мы против экстремизма!!! Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.Задачи:1. Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрица...