Тренинг с приёмными родителями «Повышение самоуважения у детей»
методическая разработка на тему

Зильберс Марина Майгоновна

Тренинг с приёмными родителями«Повышение самоуважения у детей». Данный тренинг познакомит приемных родителей  с концепцией эффективного и неэффективного  одобрения, понятием неформального общения; познакомит с  навыками поддержки,  навыками активного  слушания.

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Зильберс М.М. педагог-психолог

Тренинг с приёмными родителями

на тему: «Повышение самоуважения у детей»

            Цель: - знакомство с концепцией эффективного и неэффективного  

                        одобрения, понятием неформального общения;

             -обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного  

              слушания;

              -осознание роли ребенка в семейной структуре.

Психологическая разминка. В качестве разминки на этом занятии подходит любое психогимнастическое упражнение, способствующее позитивному самовосприятию.

Упражнение 1. «Праздник хвастунов».В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет приёмным родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску все новых своих вкладов в групповой процесс. Таким образом, раскрывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы.

Упражнение 2. «Мозговой штурм». Перед приёмными родителями ставится задача найти как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения.  Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему  своего ребенка по-новому.

Упражнение 3. «Неформальное общение». Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.

   Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка. Если похвала направлена на оценку личности человека, ставит эту оценку в прямую зависимость от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач то поддержка направлена на признание промежуточных результатов и личностного вклада в их достижение, тем самым способствуя повышению самоуважения ребенка и взрослого.

Упражнение 4. «Похвала и поддержка». Родители работают в парах. В течение 5-7 минут каждой паре необходимо придумать примеры по следующей схеме: Ситуация – Похвала – Поддержка.

Подведение итогов занятия.

Литература

  1. Волков А.В., Амелина С.В., Фролова Н.Е., Шешнина Н.А. Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних: результаты анонимного анкетирования учащихся образовательных учреждений Ярославской области в 2007-200 гг. – Ярославль: ИРО, 2008.
  2. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? Москва, 2003 г.
  3. Гринберг С. Н, Вараева Н. В. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги.  Санкт – Петербург, 2007 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами \ под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003.
  5. Емельянова Л.Н. Игровая терапия, центрированная на ребенке. Ярославль, 2008
  6. Мишурова Е. Ю. Эмоциональные трудности приемных детей ГУ ЯО «Центр по усыновлению, опеке и попечительствую», Ярославль, 2007 г.
  7. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / Белогуров С.Б., Климович В.Ю. – М.: Центр «Планетариум», 2004.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические материалы для специалистов сопровождения под редакцией Л.Г. Жедуновой, Т. А Ивановой, С.Б.Корниловой, И.В. Кузнецовой, Н.Н. Посысоева. Ярославль, 2005 г.
  9. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений: Руководство по использованию наглядных средств обучения / Под ред. Н.В. Ероховой. – М.: Центр наглядных средств обучения, 2005.
  10. Терновская М.Ф. Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Выпуск 4, Москва 2002 г.
  11. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. Москва, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг для родителей "повышение самоуважения у детей"

для выступления на родительских собраниях и групповой формы работы...

тренинг для приёмных родителей "Подростковый период. Возраст первой любви"

Тренинг разработан для замещающих родителей, посещающих школу приёмного родителя. В тренинге, помимо упражнений, освещаются вопросы трудного возраста - подросткового периода. Упражнения подобраны таки...

Памятка приёмным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи

Журнал для заботливых родителей.http://www.za-partoi.ru/archive/Газета «Здоровье детей»http://zdd.1september.ru/Памятка Министерства образования Московской области...

Тренинговое занятие для родителей "Повышение самоуважения детей"

Документ предлагает тренинговое занятие для родителей (можно в рамках родительского собрания), направленное на повышение самоуважения детей...

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия"....

Классный час (практикум с элементами тренинга) на тему: "Уважение и самоуважение"

Актуальность выбранной тематики: Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенну...