Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».
методическая разработка на тему

Черных Татьяна Владимировна

Данная разработка предназначена для родителей учащихся.

Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.

Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике наркомании у детей, пропаганда здорового образа жизни,

Задачи: пропагандировать воспитание здорового образа жизни; ознакомить с интересующей родителей информацией по проблемам здорового образа жизни, методикой семейного воспитания по вопросам ЗОЖа, дать полезные советы по теме; ознакомить с симптомами употребления наркотиков, заострить внимание на проблемах, связанных с употребления наркотиков; тренировать умения семейного воспитания; дать рекомендации семейного антинаркотического воспитания; организовать родителей для участия в воспитательном процессе; развивать умения семейного воспитания.

Продолжительность: 1 час.

Необходимое оборудование: ноутбук (компьютер), мультимедийный проектор.

План мероприятия:

1.     Определение ЗОЖ.

2.     Составляющие ЗОЖ.

3.     Поддержание физического здоровья.

4.     Правильное питание.

5.     Оптимальное сочетание умственного и физического труда, трудовая активность.

6.     Соблюдение правил личной гигиены, режим дня.

7.      Здоровый семейный микроклимат, жизнь без стрессов и конфликтов.

8.     Отсутствие вредных привычек.

8.1.         Определение вредных привычек.

8.2.         Алкоголь.

8.3.         Курение.

8.4.         Наркомания.

8.4.1.  Определение.

8.4.2.  Возможные причины.

8.4.3.  Общие признаки употребления наркотиков.

Методы оценки результативности мероприятия: рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать».

«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

«Я введу тебя в мир того,

 каким надо быть, чтобы быть

  Человеком - Умным,

 Красивым и Здоровым»

 (Эммануил Кант)

Здравствуйте, уважаемые  родители. Какие бы проблемы в нашей работе  не возникали,   мы всегда можем их решить только вместе, только сообща. И сегодня  перед нами проблема государственной важности. Проблема сохранения  здоровья наших детей, а значит здоровья нации. И поэтому я сегодня более подробно хотела бы поговорить о здоровом  образе  жизни семьи – как  залоге  здоровья ребенка.

 В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

 И, уважаемые родители, вы должны помнить: то чему вы научите своих детей, они понесут в свои семьи. А ведь мы хотим, чтобы семьи наших близких были здоровы. Удивительно то, что каждый знает, что самое дорогое - это здоровье. Но мало кто находит силы за ним следить, когда оно еще есть. Когда заболеем, тогда бежим по больницам, жалуемся, а ведь во многом мы сами виноваты.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Так что же такое здоровый образ жизни? Каждый человек понимает это по-разному. Поэтому и к себе люди относятся по-разному. Но так как в  основе всего лежит здоровье, то подавляющее большинство старается его сохранить, потому что это самое ценное, что есть у человека. Не зря же говорят, что «здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» (Шопенгауэр).  Другое дело, что одни люди относятся к вопросу сохранения своего здоровья более серьезно, прилагают собственные усилия, чтобы сохранить его. Другие же наоборот, полагаются в основном на то хорошее, что подарила им природа, не щадят свое здоровье. А некоторые рискуют уйти в мир вредных привычек. И такое испытание организм чаще всего не выдерживает.

Н. М. Карамзин писал: «Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным благом; самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела ее быстрая половина». Учите с детства своего ребенка этим простым жизненным истинам, учите их любить жизнь, и притом здоровую. Для того чтобы ваши дети смогли сохранить подольше это милое чувство жизни, для того чтобы само наличие здоровья порождало как можно дольше чувство удовольствия во второй половине их жизни, необходимо с детства воспитывать разумный подход к выбору образа свой жизни.

Здоровый образ жизни – это:  

  1. поддержание физического здоровья,
  2. правильное питание,
  3. оптимальное сочетание умственного и физического труда, трудовая активность,
  4. соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения (режим дня),
  5. здоровый семейный микроклимат, жизнь без стрессов и конфликтов,
  6. отсутствие вредных привычек.

1. Все хорошо знают, сколь удручающи последствия гиподинамии. Человек все больше убеждается в том, что путь к здоровью лежит через физическую культуру. И совсем не важно, какой вид занятий вы предпочтете. Главное,  чтобы было в достаточной мере движения. Другое дело, что человек должен учитывать свои склонности, особенности физического развития и даже характер. Не следует навязывать ребенку определенный вид спорта, если это только не связано с укреплением какого-то звена в организме (например, коррекция небольшого физического дефекта, развитие гибкости, подвижности и т. д.).  Благодаря общеразвивающей гимнастике укрепляются мышцы и суставы, становится крепче весь организм.

О физическом воспитании следует говорить еще и как об одном из слагаемых всего воспитательного процесса, без которого невозможно всестороннее развитие ребенка. Занятия физкультурой и спортом помогают улучшить здоровье даже сравнительно слабых детей. Желание стать здоровым, совершенным, красивым должно стать естественным для каждого.  Поэтому следует рассказывать детям о том, что красивую фигуру, данную природой, необходимо еще беречь и укреплять. А это достигается и общеразвивающей гимнастикой, которая укрепляет мышцы и суставы, формирует хорошую осанку, делает человека и здоровым, и привлекательным. Часто ловкие дети чаще всего еще и очень сообразительные.

2. Полноценное питание относится к факторам, которые сохраняют и укрепляют здоровье. Питание – это то, что обеспечивает основные жизненные функции организма. Нормально и полноценно организм развивается лишь тогда, когда он обеспечен полноценным, разнообразным и правильно организованным питанием. Количество и качество пищи должны соответствовать потребностям организма.

Белки – это основной материал для построения тканей и органов человеческого тела. Наиболее ценными считаются белки мяса, рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.

Главным источником энергии в организме являются жиры и углеводы. Жиры влияют на иммунитет и обмен веществ в организме. Молоко, сливки, яичный желток содержат полноценные жиры. Растительные жиры или масла тоже необходимы детскому организму.  Дети не должны есть слишком много жирной пищи, потому что жиры, а точнее их избыток, отрицательно влияют на выделение пищеварительных соков. Процесс пищеварения нарушается.

Углеводы – основной источник энергии для мышц. Они в овощах, фруктах, ягодах, молоке, картофеле и крупе. Углеводов в питании детей должно быть больше в 4 раза, чем белков и жиров. Но избыток углеводов может привести и к избыточной массе тела.

В рационе должны быть витамины. Овощи, фрукты, ягоды лучше употреблять в сыром виде.

Соблюдение режима питания – залог правильного здорового роста и умственного развития ребенка.  Например, если организм не получает питания в течении 6 часов, то содержание глюкозы в крови резко снижается. А глюкозу называют «топливом» организма. Если же постоянно слишком часто «перехватывать», то нарушится ритм работы органов пищеварения.

Если человек получает недостаточное питание, то это вызывает ослабление организма, отставание в развитии. Отсюда ухудшение успеваемости в школе, снижение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды (болезни, утомляемость). А любителей поесть много (с избытком) ожидает нарушение процесса обмена веществ и ожирение.

3. Необходимо научить детей оптимальному  сочетанию  умственного и физического труда.  Умственный труд полезно чередовать с физическим. Великие люди расценивали труд как источник радости и целитель всех  недугов. Вот что говорил Руссо: «Воздержанность и труд вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им». И Л.Н. Толстой относился к труду с великим уважением: «Несомненное условие счастья есть труд.  Во – первых, любимый и свободный труд; во – вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон» . что может быть полезнее для здоровья?

Свои первые трудовые шаги дети делают под влиянием родителей. Каким подросток войдет в жизнь, как раскроется его личность, чем станет для него труд – здоровой необходимостью или тяжким бременем? Это в первую очередь зависит от родителей.

Дети не только должны наблюдать за трудом своих близких и пользоваться результатами этого труда. Их необходимо приобщать к посильному труду с самых ранних лет. Если в семье есть уважительное отношение к труду всех  его членов, если именно труд делает семью единым целым, значит, такая семья вырастит хорошего человека и гражданина.

4. Если ребенок не приучен к водно-гигиеническим процедурам с детства, то потом может возникнуть масса проблем.  Кожа человека должна быть чистой. Это защита организма от проникновения болезнетворных микробов, солнечных лучей, поддержание нормальной температуры тела и обогащение организма кислородом. Чистая кожа хорошо дышит и обладает лучшим защитным действием. Облегчается также выделение из организма вредных веществ.

5.  Положительный микроклимат семьи, духовная близость и взаимопонимание всех ее членов избавят детей от чувства тревоги и страха, стрессовых ситуаций. И помогут вам сохранить душевное благополучие вашего ребенка, а значит, и его здоровье. Постоянный страх перед наказанием, конфликты в семье могут привести к развитию неврозов. А от них недалеко и до пагубных пристрастий.

6.  Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: “СПИД”, “Алкоголь”, “Наркотики”, “Никотин” и др.

 Подрастают дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются во взрослых. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.

В уставе  Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недугов, но и полное физическое, душевное  и  социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие. По данным Минздрава и Госкомэпиднадзора, в России 86% детей  имеют отклонения в состоянии здоровья. И только 14% детей практически здоровы.  

Поэтому нам есть о чем задуматься.

По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Хочу остановиться на серьезных проблемах, мешающих здоровому образу жизни. Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания. В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов, сегодня, так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики.

 Основная причина развития алкоголизма кроется в семье. Главными воспитателями, наставниками и учителями для ребенка являются родители. Многие родители считают, что небольшое количество алкоголя не приводит к развитию алкоголизма у ребенка. Но это не так. Даже в 1 год ребенок, если легкомысленная кормящая мама отмечает Новый год "по полной программе". Если в 2-4 года "остроумные" родители "подшучивают" над ребенком, подливая ему в чашку вина и даже водки - от одной капельки до нескольких ложек. А уже в 5 - 8 лет любопытный малыш сам украдкой от нетрезвых родителей наливает себе вина или просто пьет из папиной рюмки. В возрасте 9-11 лет любопытство растет.  Ведь ни для кого не секрет, что почти все взрослое население в той или иной степени употребляют алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного.

По данным Минздрава РФ, частота употребления алкоголя детьми до 14 лет за последние 5 лет увеличилась почти вдвое. При начале систематического употребления алкоголя (пива) в 11–12 лет симптомы алкоголизма у подростка могут сформироваться к 14–15 годам.

Курение также как и алкоголизм является проблемой сегодняшнего времени. Курить сегодня стало модно. Все больше и больше к этой пагубной привычке привыкают дети и подростки. Курят не только мальчики, но и девочки. Статистика утверждает: ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет, 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллиардов кг табака.

Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпровождением. Это не сухие цифры, за ними стоят наши дети.

Количество людей ушедших  из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. Для сравнения - в результате несчастных случаев гибнет 11 тысяч человек. 85% умерших от рака легких были курящими людьми, 25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми.

Еще одна проблема - это наркотики.  Я расскажу вам одну легенду: "Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

- "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели.

Третий путник им ответил:

- "Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать "тонущих" детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Так вот, задача педагогов и родителей - "добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду", то есть, заниматься своим делом - профилактикой.

Наркомания - это глобальная проблема современного человечества.

     Наступил XXI век. Меняются времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки - курение, алкоголизм - мы упорно тащим за собой из века в век. Более того, приобретаем новые: наркомания, токсикомания. Причем это приняло такие масштабы, что приходится констатировать факт почти полного отсутствия инстинкта самосохранения у человека.

Все прекрасно осведомлены о последствиях и алкоголизма, и курения, и наркомании, и тем не менее, множество людей бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за собой других, не оставляя шансов будущим поколениям.

Об этих проблемах нужно говорить с позиций педагогики, медицины, психологии одновременно. Моя функция, как классного руководителя - информирование и просвещение.

Наркомания – болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль.

Наркомания (от греч. narke – оцепенение и  mania - безумие, восторженность) – в медицине болезнь, характеризующая патологическим влечение к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма; в психологии – потребность в употреблении какого-либо лекарственного средства или химических веществ для избежания дискомфорта, возникающего при прекращении употребления, т.е. зависимость от химических веществ; в социологии – вид отклоняющегося поведения.

Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.  Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей,  либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности. По данным соцопросов 12% подростков в возрасте до 16 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляет их постоянно. А ведь это – наши дети.

       Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, несознательно, но разве от этого легче, если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети.

"Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками?"

Причины употребления наркотиков с точки зрения педагогики


1.  Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела. 
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. 
3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями. 
4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют; 
5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной".

Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. Чем же опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля со стороны старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, все равно найдет какой-либо выход, и, скорее всего, он будет неожиданным и неблагоприятным. То же самое можно сказать и о нехватке опеки над детьми, недостаточном внимании в их воспитании, жизни, проведении свободного времени.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

 

Общие признаки употребления наркотиков

Внешние признаки:

- бледность кожи;

- расширенные или суженные зрачки;

- покрасневшие или мутные глаза;

- замедленная речь;

плохая координация движений.

Поведенческие признаки:

- увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;

- уходы из дома и прогулы в школе;

- трудность в сосредоточении, ухудшение памяти;

- неадекватная реакция на критику;

частая и неожиданная смена настроения;

необычные просьбы дать денег;

- пропажа из дома ценностей, одежды и др. вещей;

- частые необъяснимые телефонные звонки;

- появление новых подозрительных друзей;

- потеря аппетита, похудение, иногда чрезмерное потребление пищи;

- хронический кашель.

Признаки – улики:

- следы от уколов, порезы,

синяки;

- свёрнутые в трубочку бумажки, маленькие ложечки, капсулы, бутылки, пузырьки.

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.

Да, ребенок счастлив и весел только тогда, когда у него здоровая семья. Здоровая семья - это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. Давайте будем помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья, таковы наши дети, таково наше будущее. Нельзя забывать о том, что семья для ребенка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно. Что объединяет всех вас - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!» Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его. И помните, ваше здоровье - в ваших руках!

А теперь уважаемые родители я хотела бы, чтобы вы оценили актуальность нашего сегодняшнего собрания. В  соответствии со слайдом выберите ту карточку, отражающую вашу позицию:  тема собрания интересна, но лично для меня неактуальна; тема собрания интересная, заставила задуматься о некоторых аспектах; тема собрания для меня     совсем неинтересна.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

«Я введу тебя в мир того,каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным,Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)...

«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

родительское собрание на данную тему...

«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми....

Буклет для родителей "Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка школьника."

В рамрах работы инновационной площадки "Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий" В МБДОУ детеский сад № 5 разработаны буклеты для ...

Методическая разработка "Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка"

Семья для ребёнка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятным. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим...