Выступление на родительском собрании « Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»
консультация по теме

Воспитание детей- это государственное дело. Качества, которыми должен обладать гражданин нашей страны, не придут сами собой,- их надо воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста, воспитывать целенаправленно, последовательно, настойчиво.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Выступление на родительском собрании « Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей» -/октябрь 2013г/

Воспитание детей- это государственное дело. Качества, которыми  должен обладать гражданин нашей страны, не придут сами собой,- их надо воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста, воспитывать целенаправленно, последовательно, настойчиво.

В нашей стране широко развита сеть общественных воспитательных учреждений: детские ясли, детские сады, школы, школы-интернаты, группы с продлённым днём. Но наличие этих учреждений нисколько не снижает роли семьи в воспитании детей. Семья всегда была, есть и будет одним из звеньев воспитания подрастающего поколения.

Большое внимание на процесс формирования личности ребёнка оказывает личный пример и авторитет родителей. Пример родителей и старших членов семьи очень важен в становлении взглядов, идеалов и воспитании привычек детей.

Интересы родителей, их поведение и взаимоотношения, оказывают непосредственное воздействие на ребёнка. Великий русский педагог и психолог К.Д.Ушинский указывал, что успех воспитания зависит главным образом от личности воспитателя постоянно и непосредственно общающегося с детьми. что влияние на молодую душу личного примера воспитателя составляет основную воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений.

Положительный пример- могучая сила, он важнейший фактор формирования личности ребёнка. Пример, прежде всего, служит ребёнку средством познания жизни. Наблюдая действия, труд, поведение взрослых , их обращение с другими людьми и вещами, их речь, дети приобретают большой запас знаний в форме живых наглядных представлений. Пример не только учит ,но и воспитывает. Он возбуждает в детях различные чувства, формирует их вкусы и мировоззрение, вызывает у них определённые стремления и желания.

Дети воспринимают и усваивают пример обычно путём подражания. Но нельзя смотреть на подражание лишь как на механическое копирование. Однако характер подражания  меняется вместе с развитием ребёнка.

   *   маленький ребёнок подражает главным образом внешним чертам в поведении взрослого человека: воспроизводит очень метко отдельные выражения и действия, мимику и жест, манеру говорить и одеваться, позу и походку  /ходит по комнате заложив руки за спину/.

   *  дети в младшем школьном возрасте подражают своим родителям и уже другим членам семьи, особенно старшим братьям и сёстрам.

  *   дети в старшем школьном возрасте подражают по-иному, от более внешнего к внутреннему.

        Если взрослые поощряют подражание трудовое, то дети легко овладевают доступными им трудовыми навыками, у них воспитывается любовь к труду. Сознание того, что они помогают папе и маме и труд их высоко оценён, наполняет детские сердца глубокой радостью и удовлетворением.

        Оказывая многостороннее влияние на развитие ребёнка, подражание может действовать не только положительно. Маленькие дети ещё плохо понимают что такое «хорошо» и что такое «плохо» и часто одинаково подражают всему - и хорошему и плохому.

       Если взрослый в присутствии детей сквернословит, выпивает, грубо ведёт себя , то всё это и повторяют и дети. Родители порой удивляются, откуда у их ребёнка появилась та или иная дурная черта в поведении. Они готовы винить школу, уличных мальчишек , соседей, друзей, но не замечают, что ребёнок перенял эту черту у них самих. Отец  жалуется, что его сын не убирает за собой вещи .Выясняется, что он сам не убирает за собой, объясняя это тем, что он «взрослый, а сын – молокосос». В неряшливости мальчика виноват сам отец. Прежде всего- родительская требовательность к себе.

« Ваше собственное поведение - самая решающая роль. Не думайте. что вы воспитываете ребёнка

только тогда, когда с ним разговариваете ,или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его, в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы

обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету –всё это для ребёнка имеет большое  значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок  видит или чувствует. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете , а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно

думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут»                  /А.С.Макаренко./

В крепко слаженной семье ребёнок растёт честным, трудолюбивым, исполнительным.

Сила воздействия примера родителей зависит и от их авторитета. Чем выше авторитет, тем  сильнее влияние взрослых на формирование характера и поведение детей. АВТОРИТЕТ  родителей – одно из условий правильного воспитания. Отсутствие авторитета обычно ведёт к тому, что дети ни о чём не говорят родителям, на замечания родителей отвечают грубостью и непослушанием. Дети должны видеть в отце и матери своих лучших друзей, с которыми можно поделиться самым  сокровенным, от которых не захочется что-либо скрыть.

Иногда бывает так, что пока ребёнок маленький, он уважает родителей, слушается их, но вдруг наступает момент, когда ребёнок перестаёт подчиняться. Вся беда в том, что родители не замечают изменений, происходящих в детях, они продолжают к ним относиться так как относились к маленьким. Родители теряются в догадках, когда падает их авторитет, объясняют это дурным влиянием товарищей. Авторитет родителей быстро разрушается обычно в тех случаях, когда он построен на ложных основаниях, на чрезмерном обожании ребёнка, удовлетворении всех его желании и капризов или, наоборот, подавлении личности детей и суровом обращении с ними. У родителей отсутствует ровное, достаточно ласковое , вежливое обращение с детьми, при сохранении требовательности и подлежащей строгости. Такие родители грубят, постоянно запугивают,

Осыпают бранными словами, всячески оскорбляют и даже прибегают к физическим наказаниям, считая их радикальными средствами воспитания. Они не понимают, что тем самым бьют по самому дорогому в чувствах ребёнка -по его любви, уважению и  доверию к родителям. В детях воспитывается страх, лживость, озлобленность и ответная грубость.

Особенно отрицательное влияние оказывает на детей отсутствие единства требований у обоих родителей. Ненормальные взаимоотношения между родителями, ссоры и конфликты, недоверие, пьянство- неблагоприятно отражаются на детях, порождают в них чувство отчуждённости замкнутости, иногда даже  враждебное отношение к родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Выступление на родительском собрании «Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка»

формирование морально-нравстаенных качеств в семье-рекомендации для родителей...

Выступление на родительском собрании "Роль родителей в воспитании детей"

Данный доклад можно использовать на родительских собраниях....

Доклад на родительском собрании на тему "Об ответственности родителей за воспитание детей!"

Воспитание – это не только материальное обеспечение, и не только забота о здоровье и питании, - всё гораздо глубже.  Родители  должны также думать и о том, чтобы у ребёнка было достойн...

Выступление на родительском собрании «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Материал для выступления на рождительском собрании для родителей учащихся 9, 11 классов...