Конспект на мастер-класс «Фототерапия. Мои ресурсы-помощники»
план-конспект по психологии

Николаева Ирина Сергеевна

Знакомство  с методом фототерапии, использование спектрокарт для поиска позитивного настроения и поиска «своего жизненного ресурса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_master_klass_1.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Конспект    выступления   для мастер-класса на тему:

«Фототерапия. Мои ресурсы - помощники»

                                                                            Составитель: педагог-психолог    

                                                                                                        Николаева И.С.

Санкт-Петербург

2024

Тема: «Фототерапия. Мои ресурсы-помощники».

Цель:   Знакомство  с методом фототерапии, использование спектрокарт для поиска позитивного настроения и поиска «своего жизненного ресурса»

Задачи: 

- повышение общего фона настроения

-стабилизация эмоционального состояния

- активизации ресурсов творческого мышления

- обучение рассматривать  жизненные явления под новым углом зрения, переосмыслять разные ситуации

Ход занятия

Ресурсы – это необходимые для жизни человека источники, запасы, средства и предпосылки.

Отечественные и зарубежные психологи неоднократно обращались к проблеме жизненных ресурсов личности, несмотря на то, что они до недавнего времени не попадали в фокус психологических исследований. Однако жизненные ресурсы достаточно часто учитывались исследователями при изучении разных проявлений деятельностной активности человека. Особое внимание им уделялось в связи с попаданием человека в трудные жизненные или экстремальные ситуации. Жизненные ресурсы при этом рассматривались как источник внутренней силы человека, позволяющей ему справиться с необычными, нестандартными ситуациями, а также достичь значительных жизненных у спехов в повседневном бытии.

Как показали научные первоисточники, в качестве жизненных ресурсов личности может выступать достаточно обширное поле психологических феноменов человека, относящихся к разным сферам его организации и функционирования. Все жизненные ресурсы человека по их происхождению можно у словно разделить на внешние и внутренние.

Внешние жизненные ресурсы человек приобретает благодаря социальному способу своего существования. Социальная поддержка, симпатии, взаимопомощь и прочие социальные феномены выступают в ряде случаев необходимым фактором достижения человеком необходимого жизненного благополучия. Однако, как показывают научные свидетельства, для того, чтобы воспринять внешнюю поддержку, индивид должен обладать определенными личностными предпосылками и внутренними ресурсами(здоровье, энергетика цели и смыслы, которые определяет для себя человек).

Сегодня предлагаю найти каждому свой ресурс с использованием спектрокарт, а затем найти общий ресурс для нашей группы.

Спектрокарты используются  в ходе терапевтической работы специалистом с целью активизации  образно-ассоциативные сферы клиента. Они могут выступать катализатором терапевтической коммуникации, предоставляют клиенту возможность использовать язык образов и метафор для выражения своих  чувств и представлений, способствовать преодолению защит и сопротивления. Кроме того, они способствуют активизации воображения, раскрывают творческий потенциал, помогают в переработке информации и решении проблем на основе образного мышления, а потому могут применяться в образованной практике, в работе с организациями.

 Упражнение «Мои ресурсы-помощники».

  1. Фотографии располагаются на столе или иной поверхности.
  2. Ведущий формулирует задачу с учетом особенностей клиента или группы и в зависимости от собственного опыта и квалификации.
  3. Ведущий точно обозначает тему, с которой должна быть связана выбираемая фотография. Он может записать тему на доске.
  4. Участникам занятия предлагается внимательно рассмотреть карты в течение 5-10 минут и выбрать из них одну или две, ассоциируя их с обозначенной темой. Формулируемые ведущим темы могут быть различными, но в любом случае они нацелены на то, чтобы помочь участникам занятия выразить свои чувства и мысли.  

участники без труда выбирают фотографию, которая соответствует заданной теме.

  1. Фотографии выбираются в тишине. После того как участники занятия выбрали карты, они садятся с ними на свои места. Участники могут располагаться по кругу или иным образом, чтобы видеть друг друга.
  2. Каждый член группы показывает и комментирует свою фотографию. Его не должны прерывать вопросы и комментарии других участников. Каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию.
  3. После того как все расскажут про выбранные фотографии, ведущий и участники группы могут перейти к вопросам и комментариям, связанным с фотографиями друг друга.  

Вопросы  к упражнению «Мои ресурсы-помощники».

  1. Почему вы выбрали эту фотографию?
  2. Какие мысли, чувства, фантазии она вызывает с учетом предложенной темы?
  3. Назовите 3 ассоциации (ключевые слова или  вещи), которые приходят на ум, когда вы смотрите на это фото?
  4. Есть ли в этой спектрокарте какое-то послание к Вам: фраза, слово, сообщение, предложение?
  5. Назовите 3 ресурса (блага/потенциала), которые отражаются в этой фотографии?
  6. Дайте название карте, выбрав один из предложенных Вами ресурсов.

II .Вторя часть.  Групповая история от это имени карты. 

На этом этапе ваша задача рассказать группе историю от имени своей карты и создать групповую картину ресурсов.

Окончание занятие.

Обратная связь с участниками занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Мастер класс "Искусство складывания салфеток"

Данный мастер класс был проведён на областном семинаре-тренинге " Трудоустройство и востребовательность на рынке труда" для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида....

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...

План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"

На  уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись....

Конспект проведения мастер-класса по теме "Методика введения нового понятия"

Занятие предполагает участие не только учителей математики, но и учителей любых других предметов, так как ориентировано на демонстрацию базовой методики введения нового понятия в рамках линостно ориен...

Конспект выступления (мастер-класс) Тема: ’’Художественное оформление панно « Рождественские мотивы» в нетрадиционной технике «Фильцевания»’’.

Цель выступления:- знакомство с историей ремесла валяния из шерсти;- получить первоначальные понятия о ремесле;- овладение техническими приёмами в создании панно способом ‘’фильцевания’’;- научить изг...

Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе

              Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина                            ...