Тема: "Психологическая безопасность образовательного пространства".
план-конспект по психологии

Мисюк Елена Викторовна

В теме занятия для педагогов даются понятия: безопасность, психологическая безопасность в образовательном пространстве. Рассматриваются модели психологически безопасной образовательной среды школы, принципы обеспечения психологической безопасности в среде учебного заведения. Даются рекомендации по организации безопасной образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Занятие сопровождается презентацией к данной теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Психологическая безопасность образовательного пространства».

1 слайд

В условиях модернизации Российского образования базовым условием и результатом достижения качества образования становится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. Традиционно эта проблема рассматривалась с позиции опасностей и рисков для физического, психического и психологического здоровья обучающихся и педагогического коллектива. Проблема безопасности образовательной среды имеет как медико-психологический, так и социокультурный аспект, и выходит за рамки потребностей личности в личной безопасности.

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования и является подсистемой социокультурной среды, что находит отражение как в Законе «Об образовании», так и в научных публикациях и исследованиях (В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай).

2 слайд

Рассмотрим понятие о безопасности

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

При этом жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного бытия личности, общества и государства. 

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества.

Психологическая безопасность в образовательном пространстве – это состояние, характеризующее образовательное пространство учебного заведения, фиксируемое через отношения ее участников.

3 слайд

Психологически безопасная образовательная среда – результат комплексного, системного, длительного специально-организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):

● гуманистической образовательной системы;

● единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школьной среде;

● включенности личности учащегося в образовательный процесс;

● наличия значимых для обучающегося сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.

4 слайд

Модель психологически безопасной образовательной среды школы включает:

1. Защищенность от психологического насилия.

2. Референтную значимость окружения.

Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие, это:

● эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения;

● уважительное отношение к себе;

● сохранение личностного достоинства;

5 слайд

● возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений;

● внимание к просьбам и предложениям;

● помощь в выборе собственного решения.

3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении.

6 слайд

https://moluch.ru/conf/blmcbn/853/m7d5df862.jpg

Рисунок 1 – Структурная модель психологически безопасной образовательной среды.

7 слайд

Психологически безопасная  образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности.

8 слайд

Рассмотрим, что включают в себя принципы и угрозы психологической безопасности в образовательной среде учебного заведения.

Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде учебного заведения:

● принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

● принцип психологической защиты личности;

● принцип помощи в формировании социально-психологической успешности.

 

9 слайд

Угрозы психологической безопасности образовательной среды:

 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Психологическое насилие – это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

10 слайд

2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения.

Следствие: учащийся отрицает ценности и нормы школы.

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды.

 Следствие: эмоциональный дискомфорт;

                    нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;

                    неуважительное отношение к себе;

                    потеря личного достоинства;

                    нежелание обращаться за помощью;

                     игнорирование личных проблем и затруднений со стороны                        взрослых;

                   невнимательность к просьбам и предложениям.

11 слайд

4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.

 Следствие – неэффективность психологического сопровождения учащегося в школе; угроза психическому здоровью.

5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения.         Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как учащихся, так и педагогов школы.

12 слайд

Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются:

● эмоциональный дискомфорт;

● нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;

● неуважительное отношение к себе;

● потеря личного достоинства;

● нежелание обращаться за помощью,

●игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых;

● невнимательность к просьбам и предложениям.

13 слайд

 

Формы психологического насилия:

1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей студентов колледжа);

2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

14 слайд

Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение делать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение и недоброжелательное отношение со стороны сверстников др.

15 слайд

На современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования – умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими. Т

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.

16  слайд

Условия организации безопасной образовательной среды в школе должны включать в себя следующее:

1. Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе.

2. Прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков участников образовательного процесса.

3. Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях повышенной нагрузки, наличии стрессовой ситуации.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, родителей, самих детей.

5. Осуществление управления психологической безопасностью через опору на принципы организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принцип помощи в социально-психологической умелости.

Основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом является психологически здоровая личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...

Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова

Опыт применения здоровьесберегающих технологий и организации безопасного образовательного пространства в МБОУ СОШ №7 им. О.Н. Мамченкова ...

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

организация работы школы по безопасности образовательного пространства

Безопасность образовательного пространства – одно из главных условий успешной деятельности любого образовательного учреждения...

Презентация на тему: "Психологическая безопасность образовательного пространства".

В презентации даются понятия: безопасность, психологическая безопасность в образовательном пространстве. Рассматриваются модели психологически бесзопасной образовательной среды школы, принципы обеспеч...