Практикум "Профессиональная адаптация молодых педагогов"
план-конспект по психологии

Мисюк Елена Викторовна

Тренинговое занятие напралено на развитие коммуникативных компетенций молодого специалиста, развитие профессионально-важных качеств и успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности педагога в школьной среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум «Профессиональная адаптация молодых педагогов"

Ход Практикума

1. Вступительное слово

- Здравствуйте, меня зовут…. Сегодня мы собрались на эту встречу, чтобы познакомиться, пообщаться, обсудить очень важные ситуации, которые довольно часто встречаются в нашей жизни.

Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.

Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности.

Игра на сближение «Знакомство»

Цель: познакомиться с участниками, установить доверительные отношения друг с другом. Каждый участник называет свое имя и качество, которое ему помогает в профессиональной деятельности. Вот мы все познакомились.

Хочется напомнить, коллеги, не все дети должны быть удобными и замотивированные на получение новых знаний, умений и навыков, всегда быть послушными, всегда посещать на ОУ с интересом и радостью и т. д. Не все родители беспрекословно должны делать то, что предлагает педагог и способствовать обучению своего ребенка. Не все коллеги будут готовы броситься к вам на помощь.

Золотое правило жизни: не переживай из-за того, что ты не в силах изменить, прими ситуацию такой, какая она есть. Ведь мы не пытаемся изменить погоду, а просто одеваемся по погоде.

Ежедневная работа педагога - достаточно большая нагрузка на психику. Из каких параметров слагается рутинная работа учителя, какими качествами должен обладать успешный, авторитетный педагог?

Многие эксперты утверждают, что профессионализм педагога складывается приблизительно из представленных качеств:

1. Меняться – признавать ошибки.

2. Развиваться всесторонне.

3. Уважение к детям и собственная самоценность.

4. Толерантность и чувство границ.

5. Понимание того, что педагог оказывает услугу, что это не смысл жизни.

6. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами.

7. Педагогическая интуиция (обладание наблюдательностью и знаниями психолога, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей);

8. Творческий подход ко всему: самокритичность, самоирония, саморазвитие…

Одним словом, педагог должен быть интересен детям, привлекать к себе внимание, побуждать к лучшему, уметь руководить и делегировать. Педагог не может быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается личность ребенка, стараться вести за собой, стимулировать развитие личности подрастающего поколения, повышать мотивацию к обучению.

Беседа. Какое качество вы считаете особо важным в этом списке? Почему? Этот список можно дополнить. Чтобы предложили вы? (ответы)

 Самодиагностика «Колесо баланса»

Ушинский К. Д. писал: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию». Давайте заглянем внутрь себя.

Раздаются карточки с «Колесом педагогической деятельности». Пожалуйста, оцените себя  по 10-ти бальной шкале, в какой степени вам свойственно каждое из этих качеств. 10 – это качество развито у вас максимально, а 1 – минимальное развитие качества. Отметьте это значение точкой на соответствующей оси. Получившиеся точки соедините плавной замкнутой линией. Это колесо вашей педагогической деятельности. Как далеко вы на нём уедете? Имеются ли на вашем колесе «белые пятна» и «ясность и осознанность»?

Попытаемся убрать «слепую зону» и подсветить, то, что ранее было вне зоны вашего видения. Выберите одно качество, которое вам бы хотелось углубить и расширить. Выделите его жирным луч на плоскости.

Наш мир устроен так, что для того, чтобы что-то получить, мы обязательно должны что-то дать. Мы всегда чем-то платим, что бы ни получали: если не деньгами, так переживаниями, комфортом, чувством и действиями. То же правило действует и в отношении наших профессиональных качеств : развивая одно из них, мы параллельно ослабляем другое. Но если мы это делаем осознанно, то обретаем способность поддерживать наш баланс профессиональных качеств педагога, необходимый для успешной деятельности.

А теперь подумайте, какое качество или их больше из предложенного списка на колесе баланса, вы готовы усилить, что вам нужно. Какие усилия вы готовы приложить, чтобы достичь лучшего исхода. Подчеркните его и рядышком напишите, ваши действия.

Упражнение «Мои профессиональные планы»

Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.

Начать процедуру можно следующим образом:

1. «Прошлое, настоящее и будущее».

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями. После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные  рисунки.

Вопросы, которые могут задаваться:

• Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

• Какая между ними связь?

• Чем отличаются рисунки участников? и т. д.

2. Упражнение «Хорошо и плохо»

«Я предлагаю вам назвать несколько профессиональных качеств учителя и записать их на листах бумаги. По кругу каждый участник выскажет свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество, потому что …», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество, потому что…» и так далее попеременно. Проводится 2 круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную и негативную сторону качества».

3. «Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем».

Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.

Вопросы для обсуждения:

• От кого зависит возможность осуществления этих планов?

• В какое время они должны произойти?

• Что может помешать тебе осуществить свои планы?

• Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т. д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.

Основной смысл данного  действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.

Упражнение «Шкатулка ценностей»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу передаётся шкатулка и участникам предлагается написать и положить в нее «ювелирные ценности» профессиональный пожелания«Ювелирные ценности» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития. Зачитываются ценности.

Притча «Об учителе и ученике»

- Долгие годы жил Ученик у Учителя познавая его мудрость. Кроме того, конечно, он делал много других необходимых для них обоих вещей: собирал хворост для костра, носил воду из источника, убирал в пещере, где они вдвоем жили, ходил на охоту. А когда к Учителю приходили люди за советом - Ученик внимательно слушал, что тот говорит. Иногда Учитель сам начинал рассказывать разные истории о дальних странах, об удивительных обычаях чужеземцев, о мудрецах, живших за морями, о мудрости их. Однако, это бывало очень редко, разве только когда к ним долго никто не приходил и Учителю становилось скучно - хотелось поговорить, а было не с кем. Остальное же время все их общение сводилось к поздравлениям с началом нового дня и пожеланиям доброй ночи. Даже по хозяйству, если это слово подходит к той нищете, в которой они жили, Ученик уже сам, без приказа Учителя, знал, что он должен делать.

Так они жили вместе долгие годы. Несмотря на скупость знаний, передаваемых учителем и скромностью их стола - Ученик за все эти годы ни разу даже не подумал о том, чтобы его покинуть. Но, однажды, Учитель заболел. Взгляд его помутился, он слег. Часто шептал, время от времени кричал, или просто бормотал что-то непонятное Ученику. И хотя ученик поил его отварами целебных трав, его продолжало трясти в лихорадке. Между тем люди, которые продолжали приходить к нему за советами, возвращались ни с чем. Учитель не мог им помочь, а Ученик считал себя не вправе давать советы вместо Учителя. И припасы пищи заканчивались, а Учитель все не поправлялся.

Однажды утром Ученик понял, если он сегодня ничего не заработает, то завтра им нечего будет есть. И когда пришли люди к Учителю, он не прогнал, а выслушал и посоветовал поступать так, как сам считал нужным. Так продолжалось день за днем. Между тем, Учитель начал поправляться. Он уже не бредил. Понемногу начал сидеть, потом начал просить Ученика выводить его на свежий воздух. Слушал, не вмешиваясь и не поправляя, поучения-установки Ученика людям, которые к ним приходили. Одним солнечным утром учитель понял, что уже вполне выздоровел. Он сам, опираясь только на палку-посох, вышел из пещеры. К тому времени, и Ученик вернулся из леса, где собирал целебные травы и ягоды.

- Здравствуйте, Учитель! - Поздоровался он, обрадовавшись, что Учитель сам вышел из пещеры.

- И действительно хороший день сегодня, очень хороший, - ответил Учитель.

- Чего изволите, Учитель? - Спросил Ученик.

- А дашь слово, что исполнишь мое желание? - Улыбнулся в бороду старец.

- Конечно! Сделаю все, что пожелаете, Учитель!

- Ты хорошо подумал, прежде чем ответить? - Продолжал старик.

- Да, Учитель!

- Мое желание простое, - наконец объяснил наставник. - Хочу, чтобы ты немедленно покинул меня, мою пещеру, эту гору и никогда сюда не возвращался. Я благодарю Тебя за все, что Ты сделал для меня за все эти годы, которые мы вместе прожили. За то, что не дал мне умереть и вылечил, выходил меня, когда я болел. Но сейчас я здоров и хочу, чтобы Ты оставил меня.

- За что, Учитель, вы меня прогоняете? - Только и смог спросить печально Ученик.

- Не спрашивай меня больше ничего, собирайся и иди своей дорогой! - ответил Учитель.

Ученику ничего не оставалось, как выполнить волю наставника. Долгие годы скитался он, дорогами мира, нося с собой обиду за неблагодарность Учителя. Но однажды, когда уже Ученик поседел-постарел. Одним хорошим утром, проходя мимо дерева, увидел, как некая (он не знал ее имени) птичка выталкивает птенца из гнезда, заставляя его учиться самостоятельно летать. И в этот момент Ученик наконец понял смысл последних слов Учителя«. и иди своей дорогой»«Каким же я был дураком!»- Сказал он себе. «Сколько лет я носил в сердце черную злобу вместо благодарности мудрому учителю». Он поднял голову, посмотрел на синее безоблачное утреннее небо. И ему почему-то стало легко-легко на душе, как будто с него упал страшный груз.

«Идти своим путем», - улыбнулся он в седую бороду и пошел дальше.

3. Напутствие

Не забывайте, что у вас есть своя жизнь

Самое главное – не несите работу домой! Тетради проверяйте в школе, презентации или уроки готовьте тоже в школе. У вас есть друзья, родители, муж, жена, дети – вы им нужны. Встречайтесь, общайтесь, ходите в кино, на выставки, в театр, рестораны. Жизнь не останавливается на проверке тетрадей и поиске заданий. Распределяйте силы равномерно и обязательно переключайтесь на другие сферы своей жизни. В противном случае эмоциональное выгорание вам гарантировано. Не работайте по принципу «Моя хата с краю» Или«Как мне платят, так я и работаю»«Им не нужно, мне тем более»Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету – ваша заслуга. Учитель – не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников. Раскрывайте свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация молодого педагога в образовательном учреждении.

Текст выступления на семинара молодых педагогов...

Проблемы адаптации молодого педагога.

Современная общероссийская статистика упрямо заявляет о том, что большинство педагогов - это женщины с высшим образованием и высшей квалификационной  категорией, со стажем работы более 20-ти лет,...

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....

Условия успешной профессиональной адаптации молодого педагога в ОУ

Современная система школьного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. При этом...

Адаптация молодого педагога

Адаптация молодого педагога...

Успешная адаптация молодых педагогов

Статья об успешной адаптации молодых педагогов....